Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р."
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
20.10.2023
Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р."
открытый урок Р, р.docx

Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р."

 

Урок в 1 классе (УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов: Карпинская марина Анатольевна

Дата проведения: 10.10.2023 г.

Тема

Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками[р] [р’], буквами р, р., формирования фонетического слуха учащихся, развития речи учащегося.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Познакомить детей с особенностями произнесения звуков [р] [р’] их характеристиками; осуществить наблюдение над значением слов; способствовать овладению навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; познакомить с лентой букв;

Личностные результаты

Выстраивают отношения в учебном коллективе. Воспринимают важность, ценность учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.
Познавательные: овладевают методом познания – наблюдением, характеризуют изучаемый звук;
Коммуникативные: составляют предложение по заданной схеме; составляют рассказ по сюжетной картинке; выразительно рассказывают.

Основные понятия и термины

Согласные звуки [р] и [р’]. Значение слова; слого-звуковой анализ слова; слог.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Азбука (Ч.1.), м/м презентация, учебник «Азбука» (Автор Горецкий В.Г. Ч.1), наглядный материал, раздаточный материал (для рефлексии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Цели

 

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

1. Приветствие.

 

2. Эмоциональный настрой.

 

3. Проверка готовности к уроку.

4. Повторение правил посадки.

-  И так, урок обучения грамоте. К нам сегодня пришли гости - поприветствуйте их. На уроке сегодня мы с вами покажем нашим гостям, чему научились и как умеем работать.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

- Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе?

- На ваших партах должен лежать: учебник Азбуки.

- Помните, что на уроке вы должны сидеть правильно: руки правильно лежат на парте, ноги ровно стоят на полу, спина упирается в спинку стула.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок, организовывает проверку рабочего места, проговаривает правила посадки.

Приветствуют гостей, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку, повторяют правила сидения за партой.

Актуализация знаний.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.

1. Повторение характеристики изученных букв

- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные).

- Что вы можете сказать про гласные звуки? (Они поются, в словах могут быть ударными либо безударными).

- А про согласные что можете сказать? (При произношении встречают препятствие. Они бывают звонкими или глухими, твердыми или мягкими, парными или непарными).

- Правильно! Молодцы.

Задает наводящие вопросы по изученным буквам (звукам).

Отвечают на заданные вопросы.

Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

1. Упражнения для отработки дикции (чтение чистоговорки)

- Прежде чем мы начнем изучать новый материал, подготовим артикуляционный аппарат к чтению.

- Я прочитаю вам чистоговорку, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь повторить ее вместе со мной.

Слайд 1

РЮ-РЮ-РЮ - как я много говорю?

РИ-РИ-РИ - от зари и до зари.

РЯ-РЯ-РЯ – про озера и моря.

РЮ-РЮ-РЮ – говорю и говорю.

РЯ-РЯ-РЯ – обо всем, но, видно, зря!

Учитель готовит артикуляционный аппарат к чтению. Отрабатывает с детьми правильное произношение чистоговорки.

Проговаривают чистоговорку вместе с учителем, чётко произнося каждый звук.

Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Введение в тему урока

 

 

 

 

 

2. Определение темы и задач урока

- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку:

Слайд 2

Рак - речной, усатый рак.

Учится он кое-как.

Не бери с него пример,

А запомни букву…(Р)

-Как вы думаете, о каком звуке пойдет речь сегодня на уроке? (Звук [р])

- Сегодня мы с вами на уроке познакомимся со звуком [р] и буквой Р.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, использует загадку.

Слушают загадку, называют отгадку.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность.

Изучение нового материала

Цель: усвоение но­вых знаний и спо­собов деятельно­сти.

1. Слого - звуковой анализ слова «Забор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Слого - звуковой анализ слова «Дверь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Знакомство с буквой Р

 

 

 

 

4. Работа с лентой букв

 

Слайд 3

- Что изображено на слайде? (Забор)

- Ребята, а что такое забор? (Сооружение, служащее для ограждения той или иной территории)

- А где можно увидеть забор? (Дома, на даче, в парке, в школе).

- Кто из вас сможет составить звуковую схему?

- Сколько слогов в этом слове? (Два слога). Давайте, проверим. (Хлопают каждый слог)

- Произнесите хором первый слог (за).

- Произнесите хором второй слог (бор).

- А кто сможет доказать, что это слово состоит из 2 слогов? (Правило – сколько гласных, столько и слогов).

- Определим, какой слог ударный, для этого давайте позовем слово.

- Так какой слог ударный? (Второй)

- Произнесите последний звук в слове забор ([р]).

- Давайте послушаем его (Закрываем ушки, произносим Р).

- Охарактеризуем звук [р], какой он? (Звук [р]- согласный, звонкий, твёрдый, непарный).

- Почему? (Потому что при произношении звука [р] воздушная струя встречает преграду на своем пути, этот звук мы не можем пропеть).

Вывод: звук [р] согласный, звонкий, твердый, непарный.

Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова.

Под руководством учителя выполняют слого - звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова.

Слайд 4

- Что изображено на картинке? ( Дверь)

- Кто из вас сможет составить звуковую схему?

- Определим количество слогов в слове дверь.

- Давайте проверим. (Хлопают)

- Так сколько же слогов в слове «дверь»? (Один)

- Произнесите хором слог (дверь)

- Обозначим этот слог на схеме слова.

Вывод: звук [р] в данном слове является согласным, мягким.

- Ребята, давайте откроем учебник на с. 65 и сравним схемы под рисунками.

- Правильно ребята составили схемы? (Да)

Давайте прочитаем слоги РА, РО, РЫ, РУ, РИ. Какой из этих слогов мягкий? (РИ). Правильно. А остальные слоги? (Твердые).

 

 

Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова.

Под руководством учителя выполняют слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова.

- Посмотрите на букву Р и скажите, на что она похожа? (Парус)

Знакомит с арти-куляцией звука, характеризует звук вместе с учащимися.

Произносят зву-ки, наблюдают за произношением, дают характерис-тику по схеме.

- Найдите букву Р на «ленте букв».

- В каком ряду она находится? (В верхнем)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: буква Р - обозначает согласный звук, звонкий, в словах может быть твердым или мягким, непарный).

Просит учащихся найти букву Р на ленте букв.

Находят букву Р на ленте букв.

ФИЗМИНУТКА

 

- Сейчас мы с вами немного отдохнем.

Видео разминка

- Присаживайтесь, ребята.

Осуществляет профилактику переутомления.

Выполняют движения по видео.

5.Работа с сюжетной картинкой

(учебник стр. 64)

- Посмотрите на сюжетную картинку на с. 64.

- Как называется сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке).

- Послушайте, пожалуйста, строки  из этой сказки и назовите мне слова, в которых есть звук Р (море, старик, рыбка).

- А кто сможет составить схемы по этим словам? (Составляют на доске) Молодцы.

Проводит работу с сюжетной картинкой

Работают по сюжетной картинке

6. Чтение слов и текста

(учебник стр. 65)

- А сейчас давайте почитаем слова на с. 65. Назовите мне слова, в которых есть буква Р. (рана, ранка, тронул). Молодцы.

                                                                                                           

Формулирует учебную задачу, развивает речь уч-ся.

Отвечают на вопросы учителя, находят слова с буквой Р.

VI. Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.

1. Обобщающая беседа.

- Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

 (Согласным звуком [р])

- Какой буквой обозначаем звук [р]? (Буквой Р)

- Что вы знаете о букве Р? (Буква Р – обозначает согласный звук, он звонкий, твердый или мягкий, непарный).

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

2. Рефлексия

- Какие возникали затруднения на уроке?

- Ребята, на ваших столах лежат солнышки и тучки: если вам понравилась ваша работа на уроке, было интересно и у вас все получалось, то покажите солнышко, а если же вам совсем не понравилась ваша работа на уроке, вам было сложно и не интересно, то покажите тучку.

- Урок окончен. Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке!

Проводит рефлексию деятельности.

Оценивают свою деятельность с помощью учителя.

 


 

Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы

Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Знакомство с буквой Р 4

Знакомство с буквой Р 4

Обобщающая беседа. - Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? (Согласным звуком [р]) -

Обобщающая беседа. - Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? (Согласным звуком [р]) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2023