Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р."
Урок в 1 классе (УМК «Школа России») Учитель начальных классов: Карпинская марина Анатольевна Дата проведения: 10.10.2023 г. |
|
Тема |
Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р. |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками[р] [р’], буквами р, р., формирования фонетического слуха учащихся, развития речи учащегося. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) |
Познакомить детей с особенностями произнесения звуков [р] [р’] их характеристиками; осуществить наблюдение над значением слов; способствовать овладению навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; познакомить с лентой букв; |
Личностные результаты |
Выстраивают отношения в учебном коллективе. Воспринимают важность, ценность учёбы как интеллектуального труда и познания нового. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: овладение
способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск
средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на
уроке. |
Основные понятия и термины |
Согласные звуки [р] и [р’]. Значение слова; слого-звуковой анализ слова; слог. |
Методы, формы работы |
Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
Азбука (Ч.1.), м/м презентация, учебник «Азбука» (Автор Горецкий В.Г. Ч.1), наглядный материал, раздаточный материал (для рефлексии). |
Технологическая карта урока
Этапы урока Цели |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. |
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой.
3. Проверка готовности к уроку. 4. Повторение правил посадки. |
- И так, урок обучения грамоте. К нам сегодня пришли гости - поприветствуйте их. На уроке сегодня мы с вами покажем нашим гостям, чему научились и как умеем работать. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем! - Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе? - На ваших партах должен лежать: учебник Азбуки. - Помните, что на уроке вы должны сидеть правильно: руки правильно лежат на парте, ноги ровно стоят на полу, спина упирается в спинку стула. |
Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок, организовывает проверку рабочего места, проговаривает правила посадки. |
Приветствуют гостей, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку, повторяют правила сидения за партой. |
Актуализация знаний. Цель: выявление опорных знаний и способов действий. |
1. Повторение характеристики изученных букв |
- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные). - Что вы можете сказать про гласные звуки? (Они поются, в словах могут быть ударными либо безударными). - А про согласные что можете сказать? (При произношении встречают препятствие. Они бывают звонкими или глухими, твердыми или мягкими, парными или непарными). - Правильно! Молодцы. |
Задает наводящие вопросы по изученным буквам (звукам). |
Отвечают на заданные вопросы. |
Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению. |
1. Упражнения для отработки дикции (чтение чистоговорки) |
- Прежде чем мы начнем изучать новый материал, подготовим артикуляционный аппарат к чтению. - Я прочитаю вам чистоговорку, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь повторить ее вместе со мной. Слайд 1 РЮ-РЮ-РЮ - как я много говорю? РИ-РИ-РИ - от зари и до зари. РЯ-РЯ-РЯ – про озера и моря. РЮ-РЮ-РЮ – говорю и говорю. РЯ-РЯ-РЯ – обо всем, но, видно, зря! |
Учитель готовит артикуляционный аппарат к чтению. Отрабатывает с детьми правильное произношение чистоговорки. |
Проговаривают чистоговорку вместе с учителем, чётко произнося каждый звук. |
Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1. Введение в тему урока
2. Определение темы и задач урока |
- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку: Слайд 2 Рак - речной, усатый рак. Учится он кое-как. Не бери с него пример, А запомни букву…(Р) -Как вы думаете, о каком звуке пойдет речь сегодня на уроке? (Звук [р]) - Сегодня мы с вами на уроке познакомимся со звуком [р] и буквой Р. |
Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, использует загадку. |
Слушают загадку, называют отгадку. Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность. |
Изучение нового материала Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности. |
1. Слого - звуковой анализ слова «Забор»
2. Слого - звуковой анализ слова «Дверь»
3. Знакомство с буквой Р
4. Работа с лентой букв
|
Слайд 3 - Что изображено на слайде? (Забор) - Ребята, а что такое забор? (Сооружение, служащее для ограждения той или иной территории) - А где можно увидеть забор? (Дома, на даче, в парке, в школе). - Кто из вас сможет составить звуковую схему? - Сколько слогов в этом слове? (Два слога). Давайте, проверим. (Хлопают каждый слог) - Произнесите хором первый слог (за). - Произнесите хором второй слог (бор). - А кто сможет доказать, что это слово состоит из 2 слогов? (Правило – сколько гласных, столько и слогов). - Определим, какой слог ударный, для этого давайте позовем слово. - Так какой слог ударный? (Второй) - Произнесите последний звук в слове забор ([р]). - Давайте послушаем его (Закрываем ушки, произносим Р). - Охарактеризуем звук [р], какой он? (Звук [р]- согласный, звонкий, твёрдый, непарный). - Почему? (Потому что при произношении звука [р] воздушная струя встречает преграду на своем пути, этот звук мы не можем пропеть). Вывод: звук [р] согласный, звонкий, твердый, непарный. |
Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова. |
Под руководством учителя выполняют слого - звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова. |
Слайд 4 - Что изображено на картинке? ( Дверь) - Кто из вас сможет составить звуковую схему? - Определим количество слогов в слове дверь. - Давайте проверим. (Хлопают) - Так сколько же слогов в слове «дверь»? (Один) - Произнесите хором слог (дверь) - Обозначим этот слог на схеме слова. Вывод: звук [р] в данном слове является согласным, мягким. - Ребята, давайте откроем учебник на с. 65 и сравним схемы под рисунками. - Правильно ребята составили схемы? (Да) Давайте прочитаем слоги РА, РО, РЫ, РУ, РИ. Какой из этих слогов мягкий? (РИ). Правильно. А остальные слоги? (Твердые).
|
Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова. |
Под руководством учителя выполняют слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова. |
||
- Посмотрите на букву Р и скажите, на что она похожа? (Парус) |
Знакомит с арти-куляцией звука, характеризует звук вместе с учащимися. |
Произносят зву-ки, наблюдают за произношением, дают характерис-тику по схеме. |
||
- Найдите букву Р на «ленте букв». - В каком ряду она находится? (В верхнем) - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: буква Р - обозначает согласный звук, звонкий, в словах может быть твердым или мягким, непарный). |
Просит учащихся найти букву Р на ленте букв. |
Находят букву Р на ленте букв. |
||
ФИЗМИНУТКА
|
- Сейчас мы с вами немного отдохнем. Видео разминка - Присаживайтесь, ребята. |
Осуществляет профилактику переутомления. |
Выполняют движения по видео. |
|
5.Работа с сюжетной картинкой (учебник стр. 64) |
- Посмотрите на сюжетную картинку на с. 64. - Как называется сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке). - Послушайте, пожалуйста, строки из этой сказки и назовите мне слова, в которых есть звук Р (море, старик, рыбка). - А кто сможет составить схемы по этим словам? (Составляют на доске) Молодцы. |
Проводит работу с сюжетной картинкой |
Работают по сюжетной картинке |
|
6. Чтение слов и текста (учебник стр. 65) |
- А сейчас давайте почитаем слова на с. 65. Назовите мне слова, в которых есть буква Р. (рана, ранка, тронул). Молодцы.
|
Формулирует учебную задачу, развивает речь уч-ся. |
Отвечают на вопросы учителя, находят слова с буквой Р. |
|
VI. Итог урока Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. |
1. Обобщающая беседа. |
- Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? (Согласным звуком [р]) - Какой буквой обозначаем звук [р]? (Буквой Р) - Что вы знаете о букве Р? (Буква Р – обозначает согласный звук, он звонкий, твердый или мягкий, непарный). |
Задает вопросы, подводит итог урока. |
Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. |
2. Рефлексия |
- Какие возникали затруднения на уроке? - Ребята, на ваших столах лежат солнышки и тучки: если вам понравилась ваша работа на уроке, было интересно и у вас все получалось, то покажите солнышко, а если же вам совсем не понравилась ваша работа на уроке, вам было сложно и не интересно, то покажите тучку. - Урок окончен. Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке! |
Проводит рефлексию деятельности. |
Оценивают свою деятельность с помощью учителя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.