Технологическая карта урока
по русскому языку в 3 классе на тему:
Развитие речи. Составление текста по репродукции мозаики М.В. Ломоносова «Пётр l»
Автор:
Сенчук Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 619 Санкт-Петербурга
Педагогические цели |
Способствовать развитию мышления, кругозора, воображения, словарного запаса, умения понимать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова; создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции мозаики |
Личностные результаты |
Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукции мозаики; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников |
УУД (метапредметные) |
Познавательные: воспринимают смысл читаемого текста, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, рассуждают. Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу, выполняют учебные действия в речевой и умственной форме. Коммуникативные: высказывают своё мнение; участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Репродукция, мозаика, университет, факультет, композиция, план, портрет, образ |
Образовательные ресурсы |
Репродукция мозаики на доске и у каждой группы на столе, потрет М. В. Ломоносова, компьютер, сенсорная доска, рабочий лист, наборы стикеров 4 цветов |
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие.
|
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
-Улыбнитесь, постарайтесь сохранить это настроение и радость.
|
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
|
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
|
Актуализация знаний. Определение темы урока. |
Беседа |
Проводит беседу. Фиксирует тему на доске. - Ребята, наш класс преобразился, теперь он украшен работами. Давайте их рассмотрим. - Кто знает, как называется техника, в которой выполнены работы? Это мозаика. Что вы знаете о мозаике? Какова тема нашего урока? |
Рассматривают работы (мозаики), отвечают на вопросы. Определяют круг своих знаний и незнаний. Формулируют тему урока. |
Личностные: проявляют Метапредметные: Предметные: |
Воспитывать чувство прекрасного. Развивать навыки наблюдения и анализа. Формулировать тему урока. |
Формулирование цели и задач урока (фронтально) |
Беседа |
Сообщает сведения о М. В. Ломоносове как о первом создателе мозаики в России. Фиксирует на доске все вопросы. Готовит детей к формулированию цели и задач урока. Первый, кто в России начал изучать и на собственном опыте осваивать технику мозаичного набора, был Михаил Васильевич Ломоносов. После окончания Московского университета он в числе 12 лучших студентов был отправлен в Петербургский академический университет, затем 5 лет учился в Германии. Вернувшись в Россию, Ломоносов был определен в Академию наук и художеств в Петербурге, много работал. - Давайте исследуем слово МОЗАИКА. - На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на уроке по теме «Мозаика»? Какова главная цель урока? |
Размышляют, рассуждают. Отвечают на вопросы. Определяют круг своих знаний и незнаний. Формулируют цель и задачи урока в виде вопросов. |
Личностные: формулировать цель и задачи урока, находить пути их решения, осуществлять рефлексию и самооценку.
Метапредметные: формулировать и фиксировать вопросы по теме |
Формулировать цель, задачи урока в виде вопроса. |
Определение методов изучения нового понятия |
Беседа
|
Организует беседу. Фиксирует информацию на доске. - Какие источники можно использовать, чтобы получить информацию? - Какими способами (методами) можно сегодня на уроке узнать о мозаике? Выберите из предложенных подходящие методы изучения понятия «мозаика»: наблюдение (рассматривание) анализ (выделение частей) классификация (распределение по группам) синтез (создание) опыт экскурсия
|
Называют источники информации, выбирают методы изучения нового понятия, обосновывают свое мнение. |
Личностные: анализировать информацию, осуществлять рефлексию и самооценку.
Метапредметные: выбирать методы изучения нового понятия.
|
Выбирать методы изучения нового понятия. |
Организация в группах работы с текстовой информацией. |
Групповая работа |
Организует беседу, модерирует групповую работу, рефлексивную беседу по степени продвижения к цели, фиксирует на доске. В 1755 году по проекту М. В. Ломоносова был основан МГУ. Я предлагаю вам, как, возможно, будущим студентам разных факультетов МГУ, принять участие в учебном проекте, для начала изучить слово МОЗАИКА с точки зрения разных наук. Сейчас в МГУ – более 20 факультетов. У каждой из 5 групп будет своё задание. Вспомним, как работать в группе (по схеме). Распределите роли (капитан, фиксатор идей+ спикер, генераторы идей). В работе используйте сигнал «Мы готовы». ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 1. Узнайте значение слова МОЗАИКА в Толковом словаре. 2. Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? Какие орфограммы есть в слове? ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Найдите и подчеркните в тексте, из каких языков пришло слово МОЗАИКА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Найдите и подчеркните в тексте информацию о том, почему Ломоносова заинтересовало создание мозаики. ФАКУЛЬТЕТ НАУК О МАТЕРИАЛАХ Найдите и подчеркните в тексте информацию о том, какие материалы используют для создания мозаики. ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ Найдите и подчеркните в тексте информацию о достоинствах мозаики в сравнении с обычными картинами. Подготовьте спикера. На выступление каждой группы – не более 1 минуты. Вывод. -На какие вопросы удалось ответить? |
Распределяют роли для работы в группе. Читают и выполняют задание в группе, обсуждают, фиксируют информацию, готовят спикера для выступления.
Спикер выступает. |
Личностные: формулировать учебную задачу, находить пути их решения, осуществлять рефлексию и самооценку; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; определять и правила поведения при общении и сотрудничестве в группе.
Метапредметные: проявлять самостоятельность, инициативность, навыки общения Предметные: находить в тексте нужную информацию, строить устное высказывание по заданной теме |
Искать и выделять необходимую информацию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
Составление рассказа по репродукции. |
Беседа Рассматривание Составление плана рассказа по репродукции. Восстановление текста. Критериальное оценивание. Рефлексивная беседа. |
Организует беседу, просмотр видеорепортажа из Эрмитажа, рассматривание и обсуждение репродукции. М. В. Ломоносов с огромным уважением относился к Петру 1. Считал его выдающимся правителем, сочетающим в себе простоту, ум, трудолюбие, решительность, ответственность. Чтобы увековечить образ Петра 1, сохранить его для потомков, Ломоносов создал 4 портрета Петра 1, используя технику мозаики. Созданная в 1754 году Ломоносовым мозаика – большой прямоугольный портрет Петра 1 хранится сейчас в зале № 162 в Эрмитаже. ВИДЕОРЕПОРТАЖ из Эрмитажа.
Произведения изобразительного искусства всегда производят на людей впечатление. Их хочется рассматривать, хочется выражать свои чувства и эмоции. Их хочется обсуждать.
Рассмотрим репродукцию этого мозаичного портрета и составим устный рассказ. О чем можно рассказать, рассматривая портрет? 1) Кто автор? Кто изображен? - В какой технике выполнен портрет? 2) Как выглядит? Во что одет? Какие черты характера отражены? 3) Каково моё отношение к портрету? Задание: Рассмотрите мозаичный портрет Петра 1. С помощью слов для справок восстановите текст-описание портрета. Каким критериям должен соответствовать этот текст? (Правильность использования слов, отсутствие повторов).
На какие вопросы удалось ответить? |
Смотрят видеорепортаж, рассказывают о своих впечатлениях. Составляют план рассказа по репродукции. Восстанавливают текст. Отвечают на вопросы рефлексивной беседы. Оценивают по критериям полученные тексты. |
Личностные: осуществлять рефлексию и самооценку.
Метапредметные: проявлять самостоятельность, инициативность, навыки общения Предметные: строить устное высказывание по заданной теме. |
Искать и выделять необходимую информацию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
Итог урока. Рефлексия.
|
Беседа Прием «Парковка идей» |
Организует рефлексивную беседу. Подводит итог урока. Благодарит за работу. Какую цель ставили в начале урока? На нашей парковке идей 4 сектора: 1) Моё открытие (!) жёлтые стикеры 2) Что у меня получилось хорошо (+) зелёные стикеры 3) У меня есть вопрос ( ?) синие стикеры 4) Хочу ещё узнать (стрелки) красные стикеры - Возьмите 1 любой стикер, коротко запишите ответ на вопрос того сектора парковки, который вы выбрали. Прикрепите стикер на сектор. Подведем итоги. Следующий урок нам помогут начать ваши достижения, вопросы и пожелания, зафиксированные на Парковке идей. Благодарю за работу! |
Отвечают на вопросы. Выбирают один стикер, пишут ответ, прикрепляют стикер на доску. |
Личностные: осуществлять рефлексию.
|
Осуществлять рефлексию. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.