Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения "

  • docx
  • 27.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме Синтаксический и пунктуационный разбор.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Матутина С.Г.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

 

Дата проведения урока: 21.11.2022

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, Баранов М.Т. и др.

 

Тема урока:  «Синтаксический  и пунктуационный разбор простого предложения»

 

Цели деятельности учителя

 

Повторить и обобщить совместно с учащимися основные синтаксические понятия, совершенствовать

 

 

 навыки синтаксического и пунктуационного разборов предложений

 

 

 

Тип урока

 

Комбинированный

Планируемые образовательные

 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки

результаты

 

простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные

 

 

предложения», «однородные  члены предложения», «обращения», правильно расставлять знаки

 

 

препинания в простом предложении, производить пунктуационный разбор предложения,

 

 

анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

 

 

 

 

 

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

 

 

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной

 

 

практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

 

 

оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

 

 

совершенствовать и редактировать собственные тексты.

 

 

 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному

 

 

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной

 

 

культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

 

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые технологии

 

Здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная, технология развития критического

 

 

мышления, технология дифференцированного обучения

Образовательные ресурсы

 

http://www.uroki.net

 

 

 

http://www.openclass.ru/node/222089

 

 

 

http://www.zavuch.info

 

 

 

 

Оборудование

 

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный

 

ЭОР

материал

 

 

 

 

 

Основные понятия

 

Синтаксис, пунктуация, простое предложение, главные и второстепенные члены предложения,

 

 

 однородные члены предложения, обращения.


 

Обучающие и

 

 

Формы

Формируемые

 

 

развивающие

 

Осуществляемая

 

Этапы

Деятельность учителя

организации

умения

 

урока

компоненты,

деятельность

взаимодействия

(универсальные

 

задания и

 

учащихся

 

 

 

 

учебные действия)

 

 

упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Организация

 -Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас.

(Приветствие учащихся, создание

Готовятся к

Фронтальная

Личностные:

 

Организационный

направленного

атмосферы сотрудничества).

восприятию

 

положительное

 

этап. Мотивация к

внимания на

На прошлом уроке мы с вами изучали тему

информации;

 

отношение к уроку,

 

учебной деятельнос-

начало урока,

«Письмо», рассматривали виды писем,

подготовка к

 

понимание

 

ти

проверка рабочих

их структуру. Обменяйтесь, пожалуйста,

уроку,

 

необходимости

 

 

мест, создание

друг с другом письмами, которые вы

к восприятию

 

учения,

 

 

положительного

написали дома. Улыбнитесь друг другу!

темы урока

 

самоопределение

 

 

настроя учащихся

Хочется, чтобы всё у нас на уроке было вот

 

 

Коммуникативные:

 

 

на урок

так:

 

 

планирование

 

 

 

А что ещё этот жест обозначает на уроке

 

 

учебного

 

 

 

русского языка?

 

 

сотрудничества с

 

 

 

 

 

 

учителем и

 

 

 

 

 

 

сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация и

Воспроизведение

Загибаем каждый палец и проговариваем:

Отвечают на

Индивидуальная,

Познавательные:

 

пробное учебное

ранее изученного,

1 – главные члены предложения + части

вопросы,

фронтальная

выполняют учебно-

 

действие.

установление

речи

разгадывают

 

познавательные

 

 Целеполагание

преемственных

2 – второстепенные члены предложения +

филворд.

 

действия в материали-

 

 

связей прежних и

части речи

Слушают

 

зованной и

 

 

новых знаний и

3 – характеристика

учителя.

 

умственной форме;

 

 

применение их в

4 – схема

 

 

осуществляют опе-

 

 

новых ситуациях.

У нас получился план синтаксического

 

 

рации анализа,

 

 

 

разбора простого предложения

 

 

синтеза, сравнения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это первая часть темы нашего урока. Поставьте задачи к нашему уроку. Чтобы хорошо разбирать предложение, надо повторить некоторые понятия синтаксиса.

Филворд

Кластер

«Тонкие и толстые» вопросы:

1.Верно, что подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения?

2.А какие вы знаете второстепенные члены предложения?

3. Верно, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные?

4. Верно, что по интонации предложения бывают распространённые и нераспространённые?

5. А какие бывают предложения по интонации?

 

 

классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

высказывают и обосновывают свою точку зрения, отвечают на вопросы других.

3. Выявление места и причины затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Запишите предложение Здоровье – ценный клад. Как вы понимаете смысл этого предложения? Разберите по членам предложения. Оцените свою работу. Почему стоит тире в предложении? Как это показать на схеме? А можно показать в самом предложении.

Сейчас вы выполнили пунктуационный разбор предложения.

Разбирают по членам предложение, составляют схему

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

 

Это вторая часть темы урока. Запишите тему урока. Определите задачи нашего урока.

Задание 1 группе: восстановите план синтаксического разбора предложения, 2 группе: элементы характеристики предложения расположите в правильном порядке.  Оцените свою работу.

 

Восстанавливают план синтаксического разбора предложения

Групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: извлекают необходимую информацию из, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия, операции, оценивают свою работу

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

1.      У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получилась поговорка о здоровом образе жизни.

Держи живот в голоде.

Как вы понимаете смысл поговорки? Древнеримский политический деятель Цицерон говорил: «Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись». Произведите синтаксический разбор этого предложения.

Пара работает у доски. Оцените свою работу.

 

2.      Задание группам: определите, к какому предложению относится данная схема. Докажите.

 

       [  O и O =      ].

1)      Старым и молодым вреден табачный дым.

2)      От простуды и ангины вам помогут витамины.

Проведите устный пунктуационный анализ предложения. Оцените свою работу.

 

3.      Работа по учебнику. Упр. 228. Произведите синтаксический разбор шестого предложения. Оцените свою работу (взаимопроверка)

Составляют и разбирают предложения. Сопоставляют предложения и схемы, производят пунктуационный анализ.

Парная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формирование навыка самостоятельной работы

Прочитайте текст. О чём текст? Какова основная мысль текста? Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте недостающие буквы. Произведите синтаксический разбор второго предложения, пунктуационный разбор пятого предложения. (Звучит спокойная музыка).

      Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настроение. А пл…хая – разрушает нервную систему ч…ловека. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настроение.

Оцените свою работу (взаимопроверка)

Работа с текстом.

Индивидуальная, парная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итога урока. Домашнее задание.

Докажите, что мы выполнили поставленные в начале урока задачи. Закончите предложения: 

Я хочу похвалить себя за…

Я хочу похвалить класс за…

Оцените свою работу на уроке.

 

Домашнее задание: упр. 231 или сочинение-миниатюра, раскрывающее смысл эпиграфа к уроку: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» (Сократ).

Заканчивают предложения, строя монологические высказывания, оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу