Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения "
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения "

Оценка 5
docx
27.02.2023
Технологическая карта урока по русскому языку  в 5 классе  по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения "
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме Синтаксический и пунктуационный разбор.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Матутина С.Г.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

 

Дата проведения урока: 21.11.2022

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, Баранов М.Т. и др.

 

Тема урока:  «Синтаксический  и пунктуационный разбор простого предложения»

 

Цели деятельности учителя

 

Повторить и обобщить совместно с учащимися основные синтаксические понятия, совершенствовать

 

 

 навыки синтаксического и пунктуационного разборов предложений

 

 

 

Тип урока

 

Комбинированный

Планируемые образовательные

 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки

результаты

 

простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные

 

 

предложения», «однородные  члены предложения», «обращения», правильно расставлять знаки

 

 

препинания в простом предложении, производить пунктуационный разбор предложения,

 

 

анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

 

 

 

 

 

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

 

 

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной

 

 

практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

 

 

оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

 

 

совершенствовать и редактировать собственные тексты.

 

 

 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному

 

 

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной

 

 

культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

 

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые технологии

 

Здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная, технология развития критического

 

 

мышления, технология дифференцированного обучения

Образовательные ресурсы

 

http://www.uroki.net

 

 

 

http://www.openclass.ru/node/222089

 

 

 

http://www.zavuch.info

 

 

 

 

Оборудование

 

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный

 

ЭОР

материал

 

 

 

 

 

Основные понятия

 

Синтаксис, пунктуация, простое предложение, главные и второстепенные члены предложения,

 

 

 однородные члены предложения, обращения.


 

Обучающие и

 

 

Формы

Формируемые

 

 

развивающие

 

Осуществляемая

 

Этапы

Деятельность учителя

организации

умения

 

урока

компоненты,

деятельность

взаимодействия

(универсальные

 

задания и

 

учащихся

 

 

 

 

учебные действия)

 

 

упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Организация

 -Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас.

(Приветствие учащихся, создание

Готовятся к

Фронтальная

Личностные:

 

Организационный

направленного

атмосферы сотрудничества).

восприятию

 

положительное

 

этап. Мотивация к

внимания на

На прошлом уроке мы с вами изучали тему

информации;

 

отношение к уроку,

 

учебной деятельнос-

начало урока,

«Письмо», рассматривали виды писем,

подготовка к

 

понимание

 

ти

проверка рабочих

их структуру. Обменяйтесь, пожалуйста,

уроку,

 

необходимости

 

 

мест, создание

друг с другом письмами, которые вы

к восприятию

 

учения,

 

 

положительного

написали дома. Улыбнитесь друг другу!

темы урока

 

самоопределение

 

 

настроя учащихся

Хочется, чтобы всё у нас на уроке было вот

 

 

Коммуникативные:

 

 

на урок

так:

 

 

планирование

 

 

 

А что ещё этот жест обозначает на уроке

 

 

учебного

 

 

 

русского языка?

 

 

сотрудничества с

 

 

 

 

 

 

учителем и

 

 

 

 

 

 

сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация и

Воспроизведение

Загибаем каждый палец и проговариваем:

Отвечают на

Индивидуальная,

Познавательные:

 

пробное учебное

ранее изученного,

1 – главные члены предложения + части

вопросы,

фронтальная

выполняют учебно-

 

действие.

установление

речи

разгадывают

 

познавательные

 

 Целеполагание

преемственных

2 – второстепенные члены предложения +

филворд.

 

действия в материали-

 

 

связей прежних и

части речи

Слушают

 

зованной и

 

 

новых знаний и

3 – характеристика

учителя.

 

умственной форме;

 

 

применение их в

4 – схема

 

 

осуществляют опе-

 

 

новых ситуациях.

У нас получился план синтаксического

 

 

рации анализа,

 

 

 

разбора простого предложения

 

 

синтеза, сравнения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это первая часть темы нашего урока. Поставьте задачи к нашему уроку. Чтобы хорошо разбирать предложение, надо повторить некоторые понятия синтаксиса.

Филворд

Кластер

«Тонкие и толстые» вопросы:

1.Верно, что подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения?

2.А какие вы знаете второстепенные члены предложения?

3. Верно, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные?

4. Верно, что по интонации предложения бывают распространённые и нераспространённые?

5. А какие бывают предложения по интонации?

 

 

классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

высказывают и обосновывают свою точку зрения, отвечают на вопросы других.

3. Выявление места и причины затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Запишите предложение Здоровье – ценный клад. Как вы понимаете смысл этого предложения? Разберите по членам предложения. Оцените свою работу. Почему стоит тире в предложении? Как это показать на схеме? А можно показать в самом предложении.

Сейчас вы выполнили пунктуационный разбор предложения.

Разбирают по членам предложение, составляют схему

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

 

Это вторая часть темы урока. Запишите тему урока. Определите задачи нашего урока.

Задание 1 группе: восстановите план синтаксического разбора предложения, 2 группе: элементы характеристики предложения расположите в правильном порядке.  Оцените свою работу.

 

Восстанавливают план синтаксического разбора предложения

Групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: извлекают необходимую информацию из, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия, операции, оценивают свою работу

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

1.      У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получилась поговорка о здоровом образе жизни.

Держи живот в голоде.

Как вы понимаете смысл поговорки? Древнеримский политический деятель Цицерон говорил: «Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись». Произведите синтаксический разбор этого предложения.

Пара работает у доски. Оцените свою работу.

 

2.      Задание группам: определите, к какому предложению относится данная схема. Докажите.

 

       [  O и O =      ].

1)      Старым и молодым вреден табачный дым.

2)      От простуды и ангины вам помогут витамины.

Проведите устный пунктуационный анализ предложения. Оцените свою работу.

 

3.      Работа по учебнику. Упр. 228. Произведите синтаксический разбор шестого предложения. Оцените свою работу (взаимопроверка)

Составляют и разбирают предложения. Сопоставляют предложения и схемы, производят пунктуационный анализ.

Парная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формирование навыка самостоятельной работы

Прочитайте текст. О чём текст? Какова основная мысль текста? Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте недостающие буквы. Произведите синтаксический разбор второго предложения, пунктуационный разбор пятого предложения. (Звучит спокойная музыка).

      Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настроение. А пл…хая – разрушает нервную систему ч…ловека. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настроение.

Оцените свою работу (взаимопроверка)

Работа с текстом.

Индивидуальная, парная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итога урока. Домашнее задание.

Докажите, что мы выполнили поставленные в начале урока задачи. Закончите предложения: 

Я хочу похвалить себя за…

Я хочу похвалить класс за…

Оцените свою работу на уроке.

 

Домашнее задание: упр. 231 или сочинение-миниатюра, раскрывающее смысл эпиграфа к уроку: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» (Сократ).

Заканчивают предложения, строя монологические высказывания, оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Обучающие и Формы

Обучающие и Формы

Это первая часть темы нашего урока

Это первая часть темы нашего урока

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Формирование навыка самостоятельной работыПрочитайте текст

Формирование навыка самостоятельной работыПрочитайте текст

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2023