Технологическая карта урока по русскому языку
Педагог |
Учитель начальных классов – Худзиева Татьяна Леонтьевна |
Краткая характеристика класса |
В классе обучаются дети по программе 4 класса. Наполняемость класса – 10 человек |
Тема |
Понятие о родственных словах |
Цель |
Создание условий для формирования понятия родственные слова |
Задачи |
1) формирование понятий о признаках родственных слов, умений подбирать родственные слова; 2) развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля; развитие мелкой моторики рук; обогащение словаря обучающихся; совершенствование навыков письма; 3) воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения); формирование положительного отношения к учению. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Место урока в системе занятий: урок №1 проводится в рамках изучения темы «Родственные слова» раздела «Слово».
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Цель: - положительная мотивация к учебной деятельности - активизация мыслительной деятельности обучающихся |
Проверка готовности класса к уроку. 1. Приветствие: Долгожданный дан звонок Начинается урок. Слова с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок! -Cегодня у нас гости, повернитесь и поздоровайтесь и больше назад не оборачивайтесь. 2. Создание психологического настроя. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуем знаниями по русскому языку. -Сегодня ________февраля. -День недели ___________ - Чему мы учимся на уроках русского языка? (ответы детей) -Какой сейчас урок? -Что мы делаем на уроке русского языка? - (Учимся красиво и грамотно писать) - (Составляем предложения) -(Учим правило) Итак, я вам желаю быть внимательными, активными и стараться каждое задание выполнить как можно лучше. -Давайте вспомним правила посадки на уроке. Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Руки домиком сведём, Руку левую кладём, Руку правую кладём. |
Читают стихотворение хором.
Эмоциональный отклик.
|
2. Сообщение темы урока. Цель: знакомство с темой урока, сообщение целей совместная с учениками работа по осмыслению и принятию цели урока и постановке учебных задач |
Сегодня урок у нас будет необычный. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в удивительный город Грамотеевск. - Отгадайте ребус 7я -Ребус – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы, или целые слова. -Что получилось? - Что такое семья? - У вас есть семья? - Назови членов вашей семьи. - Почему вы этих людей называешь семьей? - Семья-группа живущих вместе родных или близких по духу людей. - Как можно по-другому назвать членов одной семьи? - Что объединяет родственников? - Родственники-члены одной семьи, похожие друг на друга. Глаза, например, у всех карие. Или носы курносые. В русском языке слова тоже живут семьями, т. е. являются родственниками. Называются такие слова РОДСТВЕННЫМИ. - Тема урока: «Родственные слова». Сегодня мы узнаем, по каким признакам объединяются слова-родственники. Будем учиться подбирать родственные слова. А поможет нам путешествовать по городу Грамотеевск весёлый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Во время нашего путешествия я вас буду оценивать снежками. А в конце урока подведу итог, поставлю оценки. Итак, поехали. |
Отгадывают ребус.
Участвуют в учебном диалоге
Читают тему урока |
3. Пальчиковая гимнастика. Цель: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук |
Вот мы и доехали до первой остановки. Это остановка - “Разминка” -На этой станции вы должны хорошо выполнить разминку. -Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками. |
Дети проговаривают пальчиковую гимнастику. |
4. Чистописание. Цель: совершенствование навыка письма, развитие памяти, внимания
демонстрация образца каллиграфического письма |
Следующая остановка: “Художники” -Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”. -Но сначала вспомним правило: Я тетрадь свою открою и наклонно положу Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь. -Когда отгадаете загадку, узнаете какую букву будем прописывать. В этой букве нет угла Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы могла (буква О) -Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву О. Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (буква О гласная, она поётся) Самоконтроль Вы писали, волновались, И конечно все старались. Прошу вас: буквы лучшие найдите, В кружок их обведите. 2 группа пишет букву по обводке. |
Записывают дату и вид работы (классная работа).
Отгадывают букву для минутки чистописания. - Прописывают строчную и заглавную буквы О,о.
Подчеркивают наиболее красивое написание
|
5.Словарная работа. Цель: развитие слухового внимания |
-А теперь отгадайте загадку и это будет словарное слово, которое мы должны запомнить как оно пишется. Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам –Скажешь
здесь, А слышно там… (Телефон) - Давайте проговорим это слово: ТЕЛЕФОН. Мы слышим ТИЛИФОН, но должны писать ТЕЛЕФОН. 2 буквы е в этом слове, и вы это должны запомнить. -Теперь давайте запишем это слово, и посчитаем и подчеркнём гласные и согласные буквы и звуки. Сделаем звуко-буквенный анализ слова. Теперь давайте поставим ударение в этом слове, найдём ударную гласную. -Если на гласную падает ударение, это какая гласная? А остальные, какие гласные? Теперь разделим слово на слоги. Сколько слогов? И вы помните сколько гласных столько и слогов. - Теперь устно составим предложение с этим словом. 2 группа раскрашивает это слово «ТЕЛЕФОН» Молодцы вы получаете снежки. |
Дети отгадывают загадку. Работа со словарным словом.
|
6. Гимнастика для глаз Цель: профилактика зрительного утомления |
Демонстрирует на снежинке.
|
Выполняют гимнастику для глаз. |
7. Применение знаний и способов действий «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).
|
- Отдохнули наши глазки и продолжаем дальше наш урок. На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке. Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы назвали слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро). ЗИМУШКА, ЗИМНИЙ, ЗИМУЮЩИЕ, ЗИМУЮТ – это слова-родственники, родственные слова. Близкие по значению слова. В этих словах повторяется общая часть ЗИМ. Молодцы вы получаете снежки. |
Делают выводы. Пытаются заучить новые правила. |
8.Физкультминутка. Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус |
- И следующая остановки «Здоровья» -Вы устали, и сейчас немного отдохнете. |
Движения в соответствии с текстом.
|
9.Работа с учебником. |
- И следующая остановка «Книжная» стр.167, упр.1 Посмотрите каждое выделенное слово связано со словом ЛЕС. Лесничество, лес, лесник, лесная это слова-родственники, родственные слова. Близкие по значению слова. В этих словах повторяется общая часть ЛЕС. 2 группа раскрашивает лес Молодцы вы получаете снежки. |
Делают выводы. |
10.Игра «Доскажи словечко» |
Работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части») Жил да был весёлый гном Он в лесу построил… (дом) Рядом жил поменьше гномик Под кустом он сделал… (домик) Самый маленький гномишко Под грибом сложил… (домишко) Старый, мудрый гном-гномище Выстроил большой… (домище) Был он стар и был он сед И большой был… (домосед) А за печкой за трубой Жил у гнома… (домовой) Очень строгий, деловитый Аккуратный… (домовитый) Мох, калину, зверобой – Всё из леса нёс… (домой) Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас… (домашний) Каждый день соседи-гномы Навещали деда… (дома) Всех встречал радушно гном Все любили этот … (дом). Молодцы вы получаете снежки. |
Делают выводы. |
11.Самостоятельная работа. Игра «Собери слова»
|
-Следующая станция «Сделай сам». -Сейчас я проверю вас, как вы усвоили тему нашего сегодняшнего урока. -Вы должны помнить что родственные слова близки по смыслу. В них повторяется общая часть. -Смотрите, сколько снежинок! - Какие слова можно составить на снежинках? - Проверим, какие слова у вас получились? - Как можно назвать эти слова? - По каким признакам вы решили, что это родственные слова? - Какая общая часть в этих словах? - Проверьте. 2 группа выкладывает слово мороз. Молодцы вы получаете снежки. |
Дети работают в парах - учатся взаимодействовать в парах.
Проверяют: мороз, морозец, морозный, морозить. Родственные слова.
Делают выводы. Пытаются заучить новые правила. |
12. Итог. Рефлексия. Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке, определение степени удовлетворённости урока детьми |
-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, мы сегодня замечательно попутешествовали по городу Грамотеевску побывали на разных остановках, на которых выполняли различные задания. -Давайте вспомним на каких остановках мы побывали и что мы делали? Прописывали букву, записывали словарное слово, составляли предложение, подбирали родственные слова. -А сейчас ребята, если вам понравился урок и было интересно путешествовать и вы все поняли вы поднимаете зелёный смайлик, если у вас были какие то трудности, то вы поднимаете жёлтый смайлик, а если вам не понравилось и вы ни чего не поняли, то вы поднимаете красный смайлик. |
Подводят итог.
Ответы детей. |
13. Домашнее задание. Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании. |
-А чтоб вы не забыли о нашем путешествии, вам нужно будет выполнить домашнее задание. С. 169, упр.4 |
Читают задание.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.