Технологическая карта урока по русскому языку в коррекционной школе 4 класс"Родственные слова"
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку в коррекционной школе 4 класс"Родственные слова"

Оценка 5
doc
01.03.2020
Технологическая карта урока по русскому языку в коррекционной школе 4 класс"Родственные слова"
русский язык родственные слова.doc

 

Технологическая карта  урока по русскому языку                        

 

Педагог

Учитель начальных классов – Худзиева Татьяна Леонтьевна

Краткая характеристика класса

В классе обучаются дети по программе 4 класса. Наполняемость класса – 10 человек

Тема

Понятие о родственных словах

Цель

Создание условий для формирования понятия родственные слова

Задачи

1) формирование понятий о признаках родственных слов, умений подбирать родственные слова;

2) развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля; развитие мелкой моторики рук; обогащение словаря обучающихся; совершенствование навыков письма;

3) воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения); формирование положительного отношения к учению.

Тип урока

Изучение нового материала

   

Место урока в системе занятий: урок №1 проводится в рамках изучения темы «Родственные слова» раздела «Слово».


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Цель:

- положительная мотивация к учебной деятельности

- активизация мыслительной деятельности обучающихся

Проверка готовности класса к уроку.

1. Приветствие:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Слова с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок!

-Cегодня у нас гости, повернитесь и поздоровайтесь и больше назад не оборачивайтесь.

2. Создание психологического настроя.

Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуем знаниями по русскому языку.

-Сегодня ________февраля.

-День недели ___________

- Чему мы учимся на уроках русского языка?   (ответы детей)

-Какой сейчас урок?

-Что мы делаем на уроке русского языка?

- (Учимся красиво и грамотно писать)

- (Составляем предложения)

-(Учим правило)

Итак, я вам желаю быть внимательными, активными  и стараться каждое задание выполнить как можно лучше.

 -Давайте вспомним правила посадки на уроке.

 Ноги на пол мы поставим,                    

  Спинки все мы разогнём,                  

  Локотки на стол поставим,            

Руки домиком сведём,                

 Руку левую кладём,                              

 Руку правую кладём.

Читают стихотворение хором.

 

 

 

 

Эмоциональный отклик.

 

2. Сообщение темы урока.

Цель: знакомство с темой урока, сообщение целей  совместная с учениками  работа по осмыслению и принятию цели урока и постановке учебных задач

Сегодня урок у нас будет необычный. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в удивительный  город Грамотеевск.

- Отгадайте ребус   7я

-Ребус – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы, или целые слова.

-Что получилось?

- Что такое семья?

- У вас есть семья?

- Назови членов вашей  семьи.

- Почему вы этих людей называешь семьей?

- Семья-группа живущих вместе родных или близких по духу людей.

- Как можно по-другому назвать членов одной семьи?

- Что объединяет родственников?

- Родственники-члены одной семьи, похожие друг на друга. Глаза, например, у всех карие. Или носы курносые. В русском языке слова тоже живут семьями, т. е. являются родственниками. Называются такие слова РОДСТВЕННЫМИ.

- Тема урока: «Родственные слова».

Сегодня мы узнаем, по каким признакам объединяются слова-родственники. Будем учиться подбирать родственные слова.

А поможет нам путешествовать по городу Грамотеевск весёлый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Во время нашего путешествия я вас буду оценивать снежками. А в конце урока подведу итог, поставлю оценки. Итак, поехали.

Отгадывают ребус.

 

Участвуют в учебном диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают тему урока 

3. Пальчиковая гимнастика.

Цель: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

Вот мы и доехали до первой остановки.  Это остановка - “Разминка”

-На этой станции вы должны хорошо выполнить разминку.

-Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками.  

Дети проговаривают пальчиковую гимнастику.

4. Чистописание.

Цель: совершенствование навыка письма, развитие памяти, внимания

 

демонстрация образца каллиграфического письма

Следующая остановка:  “Художники”

-Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”.

-Но сначала вспомним правило:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

-Когда отгадаете загадку, узнаете какую букву будем прописывать.

В этой букве нет угла

Оттого она кругла

До того она кругла

Покатиться бы могла (буква О)

-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву О. Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (буква О гласная, она поётся)

Самоконтроль

Вы писали, волновались,

И конечно все старались.

Прошу  вас: буквы лучшие найдите,

В кружок  их обведите.

2 группа пишет букву по обводке.

Записывают дату и вид работы (классная работа).

 

 

 

 

 

Отгадывают букву для минутки чистописания.

- Прописывают строчную и заглавную буквы О,о.

 

Подчеркивают наиболее красивое написание

 

5.Словарная работа.

Цель: развитие слухового внимания

-А теперь отгадайте загадку и это будет словарное слово, которое мы должны запомнить как оно пишется.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам

 –Скажешь здесь, А слышно там… (Телефон)
-Ребята, а что такое телефон? (Устройство для передачи речи на расстоянии)

 - Давайте проговорим это слово: ТЕЛЕФОН.  Мы слышим ТИЛИФОН, но должны писать ТЕЛЕФОН. 2 буквы е в этом слове, и  вы это должны запомнить.

-Теперь давайте запишем это слово, и посчитаем и подчеркнём гласные и  согласные буквы и звуки. Сделаем звуко-буквенный анализ слова.

 Теперь давайте поставим ударение в этом слове, найдём ударную гласную.

-Если на гласную падает ударение, это какая гласная? А остальные, какие гласные?  Теперь разделим слово на слоги. Сколько слогов? И вы помните сколько гласных столько и слогов.

- Теперь устно составим предложение с этим словом.

2 группа раскрашивает это слово «ТЕЛЕФОН»

Молодцы вы получаете снежки.

Дети  отгадывают загадку.

Работа со словарным словом.

 

 

6. Гимнастика для глаз

Цель: профилактика зрительного утомления

Демонстрирует на снежинке.

 

Выполняют гимнастику для глаз.

7. Применение знаний и способов действий

«Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отдохнули наши глазки и продолжаем дальше наш урок.

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»(Зимуют.) Итак, какие же вы назвали слова-родственники к слову «зима»(Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день)«зимняя» (дорога, погода, пора, стужа)«зимнее» (небо, солнце, утро).

ЗИМУШКА, ЗИМНИЙ, ЗИМУЮЩИЕ, ЗИМУЮТ –  это слова-родственники, родственные слова. Близкие по значению слова. В этих словах повторяется общая часть ЗИМ.

Молодцы вы получаете снежки.

Делают выводы. Пытаются заучить новые правила.

8.Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус

- И следующая остановки «Здоровья»

-Вы устали, и  сейчас немного отдохнете.

Движения в соответствии с текстом.

 

9.Работа с учебником.

- И следующая остановка «Книжная»

стр.167, упр.1

Посмотрите каждое выделенное слово связано со словом ЛЕС.

Лесничество, лес, лесник, лесная это слова-родственники, родственные слова. Близкие по значению слова. В этих словах повторяется общая часть ЛЕС.

2 группа раскрашивает лес

Молодцы вы получаете снежки.

Делают выводы.

 

 

 

10.Игра «Доскажи словечко»

 

 

 

Работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части»)

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом).

Молодцы вы получаете снежки.

 

 

 

Делают выводы.

11.Самостоятельная работа.

Игра «Собери слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Следующая станция «Сделай сам».

-Сейчас я проверю вас, как вы усвоили тему нашего сегодняшнего урока.

-Вы должны помнить что родственные слова близки по смыслу. В них повторяется общая часть.

-Смотрите, сколько снежинок!

- Какие слова можно составить  на снежинках?

- Проверим, какие слова у вас получились?

- Как можно назвать эти слова?

- По каким признакам вы решили, что это родственные слова?

- Какая общая часть в этих словах?

- Проверьте.

2 группа выкладывает слово мороз.

Молодцы вы получаете снежки.

Дети работают в парах - учатся взаимодействовать в парах.

 

 

 

 

 

Проверяют: мороз, морозец, морозный, морозить.

Родственные слова.

 

Делают выводы. Пытаются заучить новые правила.

12. Итог. Рефлексия.    

Цель: подвести итог, оценить результат деятельности  обучающихся на уроке,  определение степени удовлетворённости урока детьми

-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, мы сегодня замечательно попутешествовали по городу Грамотеевску  побывали на разных  остановках, на которых выполняли различные задания.

-Давайте вспомним на каких остановках мы  побывали и что мы делали?

Прописывали букву, записывали словарное слово, составляли предложение, подбирали родственные слова.

-А сейчас ребята, если вам понравился урок и было интересно путешествовать и вы все поняли  вы поднимаете зелёный смайлик,  если у вас были какие то трудности, то вы поднимаете жёлтый смайлик, а если вам не понравилось и вы ни чего не поняли, то вы поднимаете красный смайлик.

Подводят итог.

 

 

Ответы детей.

13. Домашнее задание.

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании.

-А чтоб вы не забыли о нашем путешествии, вам нужно будет выполнить  домашнее задание.

С. 169, упр.4

Читают  задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока по русскому языку

Технологическая карта урока по русскому языку

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Итак, я вам желаю быть внимательными, активными и стараться каждое задание выполнить как можно лучше

Итак, я вам желаю быть внимательными, активными и стараться каждое задание выполнить как можно лучше

Глаза, например, у всех карие.

Глаза, например, у всех карие.

Когда отгадаете загадку, узнаете какую букву будем прописывать

Когда отгадаете загадку, узнаете какую букву будем прописывать

Теперь давайте запишем это слово, и посчитаем и подчеркнём гласные и согласные буквы и звуки

Теперь давайте запишем это слово, и посчитаем и подчеркнём гласные и согласные буквы и звуки

Отдохнули наши глазки и продолжаем дальше наш урок

Отдохнули наши глазки и продолжаем дальше наш урок

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

Самостоятельная работа. Игра «Собери слова» -Следующая станция «Сделай сам»

Самостоятельная работа. Игра «Собери слова» -Следующая станция «Сделай сам»

Итог. Рефлексия . Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке, определение степени удовлетворённости урока детьми -Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие,…

Итог. Рефлексия . Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке, определение степени удовлетворённости урока детьми -Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие,…

Технологическая карта урока по русскому языку в коррекционной школе 4 класс"Родственные слова"

Технологическая карта урока по русскому языку в коррекционной школе 4 класс"Родственные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020