Государственное
профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнической колледж
Технологическая карта урока по теме:
«Упражнение в правописании чередующихся гласных в корнях слов»
|
Выполнила:
Смирнова К.В., |
г.Любим, 2020
Технологическая карта учебного занятия с использованием АМО по преподаваемой дисциплине Русский язык
Критерии успешности |
Самооценка |
1. Описана работа каждого этапа учебного занятия с указание цели, методов и формы обучения |
+ |
2. На этапе занятия (не менее 2х) осуществляется работа с применением АМО |
+ |
3. Педагог четко и доступно формулирует требования к заданиям |
+ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.1 Общие положения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место дисциплины в Общеобразовательном/ цикле
|
ОДБ.01 Русский язык
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел по программе дисциплины |
Раздел № 4 Морфемика, словообразование, орфография.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема по программе дисциплины |
Практическая работа №32 « Упражнение в правописании чередующихся гласных в корнях слов»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема учебного занятия |
Практическая работа №32 « Упражнение в правописании чередующихся гласных в корнях слов»1 час |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип учебного занятия (в соответствии с дидактической целью) |
Учебное занятие по повторению правила написания чередующихся гласных в корне слова.- комбинированный урок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид учебного занятия (ФГОС СПО п.2.4) |
Практическое занятие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная технология |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2 Цель учебного занятия (направлена на достижение основного образовательного результата, получаемого в ходе данного учебного занятия): |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
обучающая |
развивающая |
воспитательная |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Повторение правила написания гласных в корне слова. 2. Формирование навыка написания чередующихся гласных в корнях слов; 3. Формирование умения отличать чередующиеся гласные от других орфограмм гласных в корнях слов; 4. Расширение кругозора обучающихся за счёт толкования незнакомых слов; 5. Обогащение словарного запаса обучающихся; 6. Продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;
|
1. Развитие грамотной устной и письменной речь; 2. Развитие внимания, речи, коммуникативной компетенции, наблюдательности; 3. Развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике; 4. Развитие умений работать в группе, анализировать собственный уровень знаний;
|
1. Способствовать расширению кругозора учащихся 2. Воспитание интереса к русскому языку, изучаемому предмету; деятельности ученых-лингвистов. 3. Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы и командной деятельности, 4. Воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3 Ожидаемые результаты в части формируемых компетенций (заполняется в соответствии с ФГОС СПО): |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формируемые на учебном занятии общие компетенции: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код и формулировка компетенции в соответствии с ФГОС |
Знания, умения (указываются в соответствии с ПООП или рабочей программой) |
Основные показатели (критерии) оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
Умения: · опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; · проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; · извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; · характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; · опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; · извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; · использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова · , объяснять его связь с проблематикой произведения;
|
· знают и различают правила написания гласной в корне, уметь определять условия выбора гласной в корне слова
|
· контроль заполнения и оформления рабочего листа по теме урока; · самостоятельная работа |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4 Оценка качества освоения темы учебного занятия (вопросы/задания ФОС): |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
текущий контроль успеваемости |
промежуточная аттестация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы контроля: Индивидуальный опрос по пройденному материалу; Раздаточный материал Взаимоконтроль выполнения домашнего задания;
|
Подготовка к экзамену
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5 Организация образовательного пространства: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации деятельности обучающихся |
Виды деятельности обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная Групповая Индивидуальная |
Через серию конструктивно-творческих, проблемных заданий и упражнений осуществляется информационная, познавательная, коммуникативная, регулятивная деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсное обеспечение учебного занятия: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материально-техническое и дидактическое обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Электронные информационные и образовательные ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабинет «Русский язык и литература»
Материально-техническое обеспечение: Проектор, ноутбук, колонки.
Дидактическое обеспечение:
· Поурочные рабочие листы, · Презентация к уроку, · Самостоятельная работа
|
1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2018.
1. Сухих И.Н. Русский язык и литература 10-11 классы в 2 частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации – М.: «Академия», 2018
|
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2019
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Дидактическая структура (технология проведения) учебного занятия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы и временные рамки учебного занятия (согласно выбранной технологии) |
Цель этапа (ожидаемый результат, формируемые компетенции) |
Показатели достижения ожидаемого результата |
Деятельность обучающихся (методы учения) |
Формы организации деятельности обучающегося |
Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала, формы контроля; задания для обучающихся (в виде приложений) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап
2 мин. |
ОК2, ОК6 Проверить готовность учащихся к уроку |
Учащиеся организованы. Внимание и тишина в классе. |
Занимают рабочие места, приветствуют педагога, подписывают поурочные листы |
фронтальная |
Предлагает занять свои места. Приветствует учащихся, выявляет отсутствующих. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Актуализация. 8 мин Посмотрите на доску. Что объединяет данные картинки? -Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке? |
ОК2, ОК4,ОК5 Систематизировать имеющиеся знания у обучающихся |
Даны ответы на вопросы учителя. |
Отвечают на вопросы |
фронтальная |
Объяснение задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно - целевой этап - стадия ВЫЗОВА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) Мотивация
5 мин. |
ОК4 Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
|
Осмыслена тема занятия, Учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока
|
Обучающиеся отвечают на вопросы |
индивидуальная, фронтальная
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно - деятельностный этап - стадия Осмысление |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) Изложение нового материала - 17 мин На какие три группы можно разделить написание гласной в корне слова?
-Какие корни с чередующейся гласной вы знаете?
|
ОК 2, ОК 4,ОК5,ОК6 Организовать осмысленное восприятие нового материала |
Даны ответы на вопросы учителя: - Проверяемые -Непроверяемые -Чередующиеся
-лаг-/-лож-, -кас-/-кос-, -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -раст-/-ращ-/-рост-, -лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-, -стил-,-стел-, -плав- -плыв- Бер бир, дер дир, мер мир, пер пир, тер тир, блест блист, жег жиг, стел стил, чет чит. *а(я) – им, а (я) – ин. Им ин если дальше суффикс А (сжать - сжимать, понять – понимать)
|
Заполнение таблицы в тетради. |
индивидуальная, фронтальная |
Задает вопросы, направляет деятельность учащихся. Проверяет заполнение таблицы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) - Выполнение упражнения на базе learningapps.org
|
ОК2, ОК3, ОК4
|
Выг. .ревший, несг..раемый, соб..ру, заж..гать, зап..рать, отп..реть, бл..стать, ув..дать, разд..раю, расст..лаю, заг..реть, изг..родь, заг..рать, приг..ревший; прир..щённый, невыр..сший, прор..стающий, , р..стение, Р..стов, прил..жить, прил..гать, прик..снуться, неприк..саемый.
|
Закрепляют полученные знания. |
индивидуальная, |
направляет деятельность учащихся.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д) Распределительный диктант. Распределите слова в зависимости от написания гласной в корне (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) |
ОК 2,ОК3, ОК8
|
Баклажан, смирение, загадать, загорать, примерять платье, замирать от восторга, коснуться, иней, скосить, беседа, богатство, бросать, успевать, помидор, похвала
|
Групповая работа |
групповая |
направляет деятельность учащихся.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) Выполнение задания №9 варианта ЕГЭ
|
ОК2,ОК3,ОК6
|
Выполнено упражнение №9 |
|
индивидуальная |
Даёт пояснения. Организует работу по выполнению упражнения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аналитический этап - стадия Рефлексии
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возвращение к этапу целеполагания. - Самостоятельную работа
10 мин. |
ОК2, ОК3, ОК4, ОК8
|
Выполнена самостоятельная работа |
Отвечают на проблемный вопрос урока, проверяют, достигнута ли личная цель, поставленная в начале урока. |
индивидуальная фронтальная |
Даёт пояснения. Организует работу по выполнению упражнения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
3 мин. |
ОК 2,ОК3, ОК8 Предоставить возможность учащемуся при выполнении домашнего задания проверить степень усвоения нового материала. |
|
Задают уточняющие вопросы. |
фронтальная |
Знакомит с домашним заданием, объясняет его выполнение. Благодарит за работу на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1. сж..гать, орб..тальный, пол..мический
2. вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
3. экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
4. разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
5. выб..рающий, з..рница, выл..жить
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1. заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)
2. к..сички, оз..рение, г..ревать
3. оп..раться, зар..сли, прик..снуться
4. изл..жить, несг..раемый, пон..мание
5. п..рила, зам..реть, ст..листический
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
1. об..яние, предл..гается, сож..леть
2. вест..бюль, в..трина, д..летант
3. прив..легия, трансп..рант, пер..одический
4. ярм..рка, парад..кс, п..вильон
5. бюлл..тень, дерм..тин, деф..цит
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
1. прик..саться, выр..щивать,при..ритет
2. ск..кать, соб..ру, выск..чка
3. землетр..сение, обм..кивать, распол..житься
4. тв..рожок, тв..рительный, тв..рчество
5. зап..реть, отб..рать, разд..ру
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
1. прогн..зировать, рекл..мировать, б..снописец
2. оз..ленение, прор..стающий, с..реневый
3. обр..мление, г..рделивый, х..лодильник
4. б..евик, догов..р, возг..рание
5. выт..реть, ст..ловая, алког..ль
Вариант 2
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
1. Написание зависит от наличия суффикса –а- в слове.
Корни: -бер-, -бир-, -дер- -дир-, -мер- -мир-, -пер- -пир-, -тер- -тир-, -блест- -блист-, -жег- -жиг-, -стел- -стил-, -чет- -чит-.
Да Нет
Пишем И Пишем Е
(собирать, задирать) (беру, блестеть)
Исключения: сочетать, сочетание
2. Написание зависит от ударения.
Корни: -гар- -гор-, -зар- -зор- -клан- -клон- -твар- -твор-
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
а о что произносится а что произн о что произн о
загар гореть зарево, зорька озарять кланяться, поклон тварь творить
поклониться
Исключения: выгарки, изгарь, пригарь. Зоревать.
3. Написание зависит от согласной буквы, стоящей после чередующейся гласной.
Корни: -кас- -кос- -раст- -рас- рощ- -лаг- -лож- -скак- -скоч-
с н ст,щ с г ж к ч
а о а о а о а о
касаться коснуться выращивать выросший возлагать положить скакать соскочить
Исключения: скачок, скачу. Отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.
4.
Какое
лексическое значение у слова? Какое
лексическое значение у слова?
Написание
зависит от смысла слова.
Корни: - мак- -мок-, -равн- -ровн-
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
|||||||
а о а о
(погружать в жидкость) (пропускать жидкость) (одинаковый, наравне) (ровный, прямой)
макать в чай вымокнуть подравнять сровнять уровень
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.