Технологическая карта урока по теме "Лишайники"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по теме "Лишайники"

Оценка 4.8
docx
25.12.2024
Технологическая карта урока по теме "Лишайники"
Лишайники Технологическая карта урока биологии в 5 классе.docx

Технологическая карта урока биологии в 5 классе.

Предмет биология

Класс 5 класс

Тема урока Лишайники

Тип занятия: Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Задачи урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.

Метапредметные: Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные : Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Основные понятия урока: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, индикаторы.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, таблицы- «Грибы», « Водоросли», « Лишайники», компьютер и проектор.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА.

Этапы урока, время.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1этап. Организационный момент.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Подготовка тетрадей, учебников, принадлежностей. Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

2 этап.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

3 мин.

Ребята! Сегодня на уроке мне потребуется ваша активность и ваши способности, потому как я вам предлагаю отправиться в путешествие. А что берут собой в путешествие? Конечно же, багаж! Нашим багажом будут те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Итак, собираем багаж.

Проверка  изученного материала

 

10 мин

Для этого ответьте мне, пожалуйста на следующие вопросы.

1- Представителей каких царств живой природы мы с вами уже изучили?

2- Какую группу растений изучили?

3- Почему водоросли относят к низшим растениям?

4- Какой тип питания характерен для водорослей?

5.-Из чего состоит тело гриба?

6-. Как питаются грибы?

7-.Откуда гриб берет органические вещества?

Два организма взаимно полезны,

Связаны вместе просто железно.

Жить в одиночку? – огромный вопрос.

Такое сожительство есть симбиоз.

Предполагаемые ответы учащихся:

1-Бактерии, грибы, растения.

2.- Водоросли.

3. Они не имеют органов, тело у них слоевище.

4. Фотосинтез- органические вещества

5. Из тонких белых нитей грибницы -гиф.

6.Гифы поглощают из почвы воду с растворенными питательными веществами- минеральными.

7-Вступает в сожительство с корнями деревьев, симбиоз- образуя микоризу или грибокорень.

4 этап. Целеполагание

и планирование.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать.

В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”.

Тема нашего сегодняшнего урока «Лишайники».

-Откройте тетради запишите число и тему урока

-Какова же цель нашего путешествия? Что мы должны выяснить и изучить?

Целью нашего путешествия станет изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами.

И для достижения этой цели сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете выполнять задания и делать определенные записи.

-Изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

5. Изучение нового материала.

15 мин

1.Станция «Биологическая»

Строение лишайника и питание.

Свыклась водоросль с грибком,

Зацепилась за кору и пришлася ко двору.

Удивительное дело – как дружны зелёный с белым!

Друг за друга отвечают, и друг друга выручают.

Посмотрим на слайд- ролик “Строение лишайников”.

Будьте внимательны!

-Итак, какое же строение имеет лишайник?

Тело лишайника называется слоевище или таллом.

-Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем?

-В чем особенности слоевища?

Тело лишайника- слоевище- состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зеленые водоросли или синезеленые ( цианобактерии).

Вот и тело лишайников не подразделяется на органы.

На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь клетки водоросли. Нити гриба лишайника поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.

Водоросль, входящая в организм лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Физкультминутка.

Как появились лишайники. Одна группа будут водорослями, другая – грибами.

В одном озере жили водоросли (встали) , а по берегам озера росли грибы(встали). Водоросли плавают, грибы – на них поглядывают. Лето выдалось сухое, озеро пересохло, водоросли начали погибать (присели). Да и грибам не сладко приходится, питательных веществ в почве совсем не осталось…(присели). Грибы и говорят: Давайте водоросли жить вместе, мы дадим вам воду (правая рука), а вы поделитесь с нами питательными веществами(левая рука). Водоросли с радостью согласились встали). Вот с тех пор и появились на Земле удивительные организмы – лишайники.

2.Станция «Исследовательская».

Ребята! Вы сейчас будете работать в группах самостоятельно с помощью учебника (стр. 103-105) и раздаточного материала.

На партах прикреплены номера групп.

1 группа-многообразие лишайников.

2 группа- размножение лишайников.

3 группа-значение лишайников в природе .

4 группа- значение лишайников в жизни человека.

3.Станция «Географическая».

-Где встречаются лишайники?

-Как вы думаете где можно встретить лишайники?.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»

К лишайникам относится 20 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

4. Станция «Экологическая».

-Требования лишайников к условиям произрастания.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте ребус, который представлен на слайде:

Лишайники живут исключительно атмосферными осадками.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Лишайники обладают высокой степенью выносливости. Еще одна из особенностей лишайников – устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от - 196ºC до + 100ºC. Названные особенности лишайников помогали им миллионы лет выживать и занимать самые трудные для освоения места. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

-У водорослей.

Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей; не разделено на органы и ткани.

Тело лишайника- слоевище- состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зеленые водоросли или синезеленые ( цианобактерии).

Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни. Ксантория настенная,бацидия.

Пластинчатое слоевище листоватыхлишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.Пармелия.

Слоевищекустистыхлишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

Кладония,бородач.

Размножение лишайников.

Лишайники размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями - в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

1. Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

- Являются кормом для копытных живот-

ных.

2.Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы, угарный газ, соединения азота.

Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.

4. Некоторые виды используются в пищу человеком.

-смотри стр.106 учебника.

5. Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

6.Служат для получения различных природных красителей.

7. Используют в медицине.

8.Используют в парфюмерной промышленности.

-Лишайники есть везде.

 

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Проведем небольшое исследование, как вы поняли материал, о котором говорили на сегодня на уроке.

Какие утверждения верны? («+» или «-»)

1.Тело лишайника называется слоевище (да).

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза (да).

5.Лишайники приносят вред природе (нет).

6.Лишайник имеет стебель с листьями. 
7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

8.Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да).

9.Лишайниками питаются некоторые животные (да).

1,3,4,8,9,-да.

2,5,6,7- нет

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Проведем взаимоконтроль. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, возьмите красные ручки или простые карандаши. Ну, а теперь внимание на слайд с ответами. Поднимите руку у кого ни одной ошибки, 1-2 ошибки, 3 и более.

Вот и подошло к концу наше путешествие, сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

Можно ли лишайники назвать растениями?

Оценки за урок!

Рефлексия.

Ребята я вас попрошу оценить свою работу. В листах отметьте утверждение, которое соответствует вашему результату.

1. Я работал активно/ пассивно.
2. Своей работой я доволен/ не доволен.
3. Урок для меня показался интересным/ скучным.
4. Материал урока мне был понятен/ не понятен;
5. Материал урока я усвоил / не усвоил.

1. Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли; Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы – создают “каркас” слоевища и обеспечивают водой и минеральными веществами

2. Лишайники неприхотливы, но требовательны к чистоте воздуха.

3. Лишайники играют важную роль в природе и используются в хозяйственной деятельности человека.

8 этап. Домашнее задание.

Подготовить п.26,

Выполнить задание  в тетрадях на печатной основе.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Слайд №1

Ребята! Сегодня на уроке мне потребуется ваша активность и ваши способности, потому как я вам предлагаю отправиться в путешествие. А что берут собой в путешествие? Конечно же, багаж! Нашим багажом будут те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Итак, собираем багаж.

Для этого ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы. Слайд №2

1- Представителей, каких царств живой природы мы с вами уже изучили?

2- Каковы характерные признаки растений?

3- Каковы характерные признаки грибов?

4- Чем отличаются грибы от растений?

5-.Откуда гриб берет органические вещества?

 

Два организма взаимно полезны, Слайд №3

Связаны вместе просто железно.

Жить в одиночку? – огромный вопрос.

Такое сожительство есть симбиоз.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать. Слайд №4

В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”.

Как вы уже догадались Тема нашего сегодняшнего урока «Лишайники». Слайд№5

-Откройте тетради на странице 83.

-Какова же цель нашего путешествия? Что мы должны выяснить и изучить?

Целью нашего путешествия станет изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами. Слайд №6

 

И для достижения этой цели сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете выполнять задания, и делать определенные записи.

 

1.Станция «Биологическая» задание 1,2 с 83

Строение лишайника. Слайд№7

 

Свыклась водоросль с грибком,

Зацепилась за кору и пришлася ко двору.

Удивительное дело – как дружны зелёный с белым!

Друг за друга отвечают, и друг друга выручают.

 

Посмотрим на слайд-  “Строение лишайников”. И Выполните задание в тетради №1,2

Будьте внимательны!

-Итак, какое же строение имеет лишайник?

Тело лишайника называется слоевище или таллом.

-Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем?

-В чем особенности слоевища? Слайд № 8

Тело лишайника- слоевище- состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зеленые водоросли или синезеленые ( цианобактерии).

Вот и тело лишайников не подразделяется на органы.

На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь клетки водоросли. Нити гриба лишайника поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.

Водоросль, входящая в организм лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Физкультминутка.

Как появились лишайники. Кто сидит на первом варианте, будут водорослями, а на втором – грибами.

Когда я буду произносить слово водоросли или грибы, вы должны будите, если сидите встать, и наоборот присесть, если стоите.

В одном озере жили водоросли (встали) , а по берегам озера росли грибы(встали). Водоросли плавают, грибы – на них поглядывают. Лето выдалось сухое, озеро пересохло, водоросли начали погибать (присели). Да и грибам не сладко приходится, питательных веществ в почве совсем не осталось…(присели). Грибы и говорят: Давайте водоросли жить вместе, мы дадим вам воду (правая рука), а вы поделитесь с нами питательными веществами(левая рука). Водоросли с радостью согласились встали). Вот с тех пор и появились на Земле удивительные организмы – лишайники.

 

2.Станция «Исследовательская». Задания № 8,9,10,12

Ребята! Вы сейчас будете работать в группах самостоятельно с помощью учебника (стр. 107-109) и раздаточного материала. Вы должны будите выполнить задания в тетради № 8,9,10,12

На партах прикреплены номера групп.

1 группа-многообразие лишайников. Слайд №9-12  задание 9,10

2 группа – питание лишайников. . Слайд №13  задание 8

3 группа- размножение лишайников. Слайд№14

4 группа-значение лишайников в природе . Слайд№15 задание 13

5 группа- значение лишайников в жизни человека. Слайд№16

6 группа – распространение лишайников.

7 группа – особенности жизнедеятельности

3.Станция «Географическая».  Слайд №17 Задание № 5

-Где встречаются лишайники?

-Как вы думаете где можно встретить лишайники?.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»

К лишайникам относится 20 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

4. Станция «Экологическая».  Задание № 6

-Требования лишайников к условиям произрастания.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте ребус, который представлен на слайде: Слайд№18

Лишайники живут исключительно атмосферными осадками. Слайд №19

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Лишайники обладают высокой степенью выносливости. Еще одна из особенностей лишайников – устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от - 196ºC до + 100ºC. Названные особенности лишайников помогали им миллионы лет выживать и занимать самые трудные для освоения места. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

 

Проведем небольшое исследование, как вы поняли материал, о котором говорили на сегодня на уроке. №11 (с.85) запишите в столбик цифры от 1 до 9

Какие утверждения верны? («+» или «-»)Слайд№ 20

1.Тело лишайника называется слоевище (да).

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза (да).

5.Лишайники приносят вред природе (нет).

6.Лишайник имеет стебель с листьями. (нет)
7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

8.Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да).

9.Лишайниками питаются некоторые животные (да).

Проведем взаимоконтроль. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, возьмите красные ручки или простые карандаши. Ну, а теперь внимание на слайд с ответами. Слайд №21

 Поднимите руку у кого ни одной ошибки, 1-2 ошибки, 3 и более.

Вот и подошло к концу наше путешествие, сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока? Слайд№22

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

Можно ли лишайники назвать растениями?

Оценки за урок!

Рефлексия.

Ребята я вас попрошу оценить свою работу. В листах отметьте утверждение, которое соответствует вашему результату.

1. Я работал активно/ пассивно.
2. Своей работой я доволен/ не доволен.
3. Урок для меня показался интересным/ скучным.
4. Материал урока мне был понятен/ не понятен;
5. Материал урока я усвоил / не усвоил.

 

Подготовить п.26, вопросы к нему. Выполнить задания в тетрадях на печатной основе. Слайд23

 

 

 


 

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Мотивация (создание проблемной ситуации) 3 мин

Мотивация (создание проблемной ситуации) 3 мин

Жить в одиночку? – огромный вопрос

Жить в одиночку? – огромный вопрос

Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла

Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла

Целью нашего путешествия станет изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников

Целью нашего путешествия станет изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников

Зацепилась за кору и пришлася ко двору

Зацепилась за кору и пришлася ко двору

Вот и тело лишайников не подразделяется на органы

Вот и тело лишайников не подразделяется на органы

Как появились лишайники. Одна группа будут водорослями, другая – грибами

Как появились лишайники. Одна группа будут водорослями, другая – грибами

Земле удивительные организмы – лишайники

Земле удивительные организмы – лишайники

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т

Земли. 4. Станция «Экологическая»

Земли. 4. Станция «Экологическая»

Но с появлением воды они снова оживают

Но с появлением воды они снова оживают

У водорослей. Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей; не разделено на органы и ткани

У водорослей. Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей; не разделено на органы и ткани

Лишайники приносят вред природе (нет)

Лишайники приносят вред природе (нет)

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый

Рефлексия и оценивание. Проведем взаимоконтроль

Рефлексия и оценивание. Проведем взаимоконтроль

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Строение лишайника. Слайд№7

Строение лишайника. Слайд№7

Слайд №9-12 задание 9,10 2 группа – питание лишайников

Слайд №9-12 задание 9,10 2 группа – питание лишайников

Проведем небольшое исследование, как вы поняли материал, о котором говорили на сегодня на уроке

Проведем небольшое исследование, как вы поняли материал, о котором говорили на сегодня на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2024