Технологическая карта урока по теме "Вода на Земле" 5 класс
Оценка 5

Технологическая карта урока по теме "Вода на Земле" 5 класс

Оценка 5
pdf
11.06.2020
Технологическая карта урока по теме "Вода на Земле" 5 класс
Технологическая карта урока по теме Вода на Земле.pdf

Технологическая карта урока 

Предмет: география.         Класс:  5а

УМК:     География. Начальный курс, А.А.Летягин, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 Место урока: 1-й урок в теме «Водная оболочка Земли».

Тема урока: Вода на Земле.                           Дата:10.02.2020г.

Цель:  установить причины наличия воды во всех оболочках Земли. Тип урока: Открытие нового знания. 

Вид урока: путешествие с элементами исследования (практическая работа: исследование некоторых свойств воды).

Виды самостоятельных творческих заданий: проведение опытов, составление схемы «Гидросфера Земли».

Оборудование: компьютер, проектор, учебники, атласы, настенная карта «Физическая карта полушарий», глобус, видеофрагмент «Вода на Земле», компьютерная анимация «Круговорот воды в природе», инструкции для проведения опытов в группах и необходимый инвентарь, раздаточный материал (схемы).

Методы и приёмы, способствующие достижению планируемых результатов.

Практические: опыты «Исследование свойств воды».

Наглядные: демонстрация фотографий, рисунков, видеофрагмента, анимации.

Словесные: работа с инструкциями, текстом учебника, беседа, выступления обучающихся.

Межпредметные связи: биология (вода в живых организмах), физика (плотность, конденсация, агрегатные состояния), химия (растворитель), математика (десятичная дробь), литература (пословицы).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Объяснять существенные признаки понятия гидросфера; проводить исследование объекта по установленному плану и формулировать выводы о его свойствах; выделять и описывать свойства воды

Использовать знания о свойствах воды для объяснения окружающих

явлений

Ориентироваться в учебнике и находить материал по теме

«Гидросфера»; описывать значение полученных при проведении опытов

результатов

Анализировать

информацию для подготовки ответа на вопрос; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Понимание значимости знаний о гидросфере для современного человека. Осознание роли воды для жизни на Земле.

 

 

Смысловые блоки содержания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня в увлекательное путешествие по станциям смогут отправиться три группы: 1 группа «ТУМАН», 2 группа «КАПЕЛЬКА» и 3 группа «СНЕЖИНКА». Поприветствуйте друг друга аплодисментами. Прошу занять свои рабочие места.

Для начала попробуйте отгадать загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Правильно, молодцы! Продолжаем разминку, каждой группе задание:

объясните смысл пословицы.

Ребята, сформулируйте тему урока?

Приветствуют учителя, приветствуют друг друга и занимают свои места в группах (3 группы). Распределение по группам в зависимости от выбранного жетона: туман, капелька и снежинка.

 

 

Отгадывают загадку (это вода).

Объясняют смысл пословиц.

1гр. – Вода мать полей, а без матери не проживёшь (Китайская пословица)

2гр. – Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец (Английская

пословица)

3гр. – Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня (Узбекская пословица).

Вода на Земле (могут быть другие варианты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявляют значение

воды для человека

 

 

 

 

 

Определяют тему урока

 

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

(Демонстрация презентации слайд №1) Ребята, а вы знаете, в каких состояниях встречается вода на Земле?

В каких состояниях вы видите воду на фото? Кстати, на фото ледник ПеритоМорено в Аргентине.

Что ещё вам известно о воде?

Где на Земле встречается вода? В каких оболочках?

 

В жидком, твердом и газообразном.

 

На фото видны все три состояния (называют и показывают).

 

Содержится в организмах, использует человек в хозяйственной деятельности.

 

Используют знания, полученные при изучении окружающего мира, уроков географии по темам «Внутреннее строение Земли» и

«Атмосфера»

Формулирование цели и задач урока

(Демонстрация презентации слайд №2) Определите цель урока.

 

Формулируют цель урока: установить причины наличия воды во всех оболочках Земли.

Формулируют цель своей деятельности на уроке, определяют

 

 

 

А знаете ли вы, что такое гидросфера, и из каких частей она состоит? Каким образом части гидросферы связаны друг с другом? Какое значение имеет гидросфера для Земли и её обитателей?

Отправляемся в путешествие для поиска ответов на вопросы.

 

Затрудняются ответить на все вопросы. 

задачи

 

2. Процессуально-содержательный этап урока

1. Школа географаследопыта «Определение

свойств воды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Демонстрация презентации слайд №3) Первая станция, на которую мы прибываем это – станция №1. «Лаборатория». Вы – географы-следопыты.

Каждая группа проводит опыты согласно инструкциям и готовит отчёт с выводами. Время выполнения – 5 минут.

Слайд №4. Свойства воды, полученные вами – это все свойства, как вы думаете? Хорошо. Угадайте, какое свойство я сейчас вам      покажу            (закручиваю   пробку             с красителем на бутылку с водой). 

А кто купался из вас летом? Когда вода теплее утром или вечером, почему? Найдите ответ в тексте учебника на с.84. 

 

И ещё один вопрос: почему летом в грозу нельзя близко находиться у водоёмов? 

А что происходит с водой при замерзании? (она расширяется).

Слайд №5. Я тоже провела дома опыт. Налила в стакан немного воды, отметила уровень и поставила стакан в морозилку. Когда вода замерзла, лёд оказался выше уровня.

Слайд №6. Почему такой огромный айсберг не тонет в океане? 

Всё дело в том, что при замерзании

Ученики проводят опыты, обсуждают результаты в группе и готовят отчёт. Затем каждая группа выступает и оглашает полученные результаты (время выступления групп по 3 минуты).

На слайде появляются выводы, которые получили ученики. Нет.

 

Вода – хороший растворитель. Но не все вещества растворяются в воде.

 

Вечером (затрудняются ответить). Но могут быть ответы: за день нагревается. Значит, вода может поглощать большое количество тепла. 

Вода хорошо проводит электрический ток.

Она расширяется (банка с водой зимой на улице может лопнуть).

 

 

 

 

 

Находят ответ в тексте учебника на с.84, 87.

Плотность льда меньше плотности воды,

Проявляют интерес к

изучаемой теме 

 

 

Самостоятельно формулируют выводы

Проводят опыты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

молекулы воды занимают определённое положение и прекращают своё движение. Плотность воды оказывается больше, чем плотность льда. 

Отправляемся на следующую станцию.

 

 

Как вы думаете, для чего нужны человеку знания о свойствах воды? Какое открытие вы сделали для себя во время проведения опытов?

Какие действия помогли вам узнать новое о воде?

 

и он не тонет в ней.

Плотность      –          это       физическая характеристика вещества. Она позволяет сравнить два вещества, которые занимая одинаковый объём, будут различаться по массе. Значит лёд легче воды, поэтому не тонет.

Высказывают предположение о том, что человек учитывает свойства воды при ей использовании            в          быту,   в промышленности.       Отмечают,      что проведённые опыты позволили объяснить причины         некоторых       процессов, происходящих на Земле.

 

 

2. Круговорот воды в природе

Слайд №7.  Ребята, мы прибыли на станцию №2. «Киностудия».

Нужна ваша помощь в роли звукорежиссёров. У меня есть ролик, но пропал звук. Ваша задача: используя опорные слова и видеоролик, составить рассказ о путешествии капельки воды. Время выполнения – 5 минут.

Давайте проверим, всё ли правильно было сказано (раздаю текст Рассказ

«Путешествие капельки воды»). 

Кто внимательно посмотрел, что ещё нашли? 

 

 

Каждая группа, используя  повторяющуюся анимацию на слайде и раздаточный материал с опорными словами, составляют рассказ

«Путешествие капельки».

 

Затем каждая группа представляет свою работу. 

 

Нашли ещё новое слово конденсация – переход вещества из газообразного в жидкое или твердое состояние. 

Выделяют малый круговорот воды и большой. Малый бывает океанический и континентальный. Круговорот воды объединяет все части гидросферы, связывает между собой оболочки Земли, обеспечивает перенос тепла и влаги на планете.

Учатся составлять рассказ по анимации

Придумывают интересный и содержательный рассказ

3. Гидросфера – водная оболочка Земли

Ребята, а что было бы на Земле без воды? Давайте посмотрим видеоролик.

 

Ответы обучающихся.

Просмотр видеофрагмента «Вода на Земле».

 

 

 

Составляют определение понятия

 

 

Слайд №8. Мы прибываем на станцию №3. «Бюро схем». Каждая группа получает набор для составления схемы «Гидросфера Земли». Ваша задача: используя текст учебника на с.84, составить схему (приклеить составные части гидросферы и её элементы). Демонстрирую слайд №9.

Ребята изучают текст в учебнике и составляют схему, готовые схемы вывешивают на доске. 

Преобразовывают один вид информации в другой (текстовый в графический)

«гидросфера»

3. Этап закрепления и первичной проверки

Применение полученных знаний

Ребята, сейчас вас ждут картографические вопросы. Перед вами физическая карта полушарий. Внимание, вопросы! Назовите, к какой части гидросферы относятся (называю и показываю):

1)                  Тихий океан – самый большой и

глубокий на планете

2)                  река Амазонка – самая полноводная и длинная река мира

3)                  озеро Байкал – самое глубокое озеро мира

4)                  Северный Ледовитый океан – самый холодны и маленький по площади

А какие части гидросферы нельзя увидеть на карте? Посмотрите на свои схемы ещё раз!

Ученики смотрят на карту, поднимают руку и отвечают.

 

 

 

Мировой океан

 

Воды суши

 

Воды суши

 

Мировой океан

 

Вода в атмосфере

Подземные воды (Воды суши)

Вода в живых организмах

Осуществляют самоконтроль полученных знаний

 

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоционального состояния

Закончи фразу (слайд №10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                  На уроке я работал (активно/не активно).

2.                  Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).

3.                  Материал урока мне был (понятен/не понятен, интересен/не интересен). 4. Урок мне показался (коротким/длинным).

5. Моё настроение в течение урока (улучшилось/ухудшилось).

Выражают своё отношение к работе на уроке в устной форме

 

5. Объяснение домашнего задания

 

Обязательное

Прочитать      §15.с.84-86.    Ответьте             на вопросы №1,3.

 

Записывают задание и формулируют уточняющие вопросы  учителю

 

 

Дополнительное (по желанию)

1.                  Подготовить и провести новый опыт о свойстве воды.

2.                  Подобрать высказывания писателей, учёных о воде. Записать их в тетрадь.

Применяют исследовательские навыки

Ребята, мне очень приятно и интересно было сегодня работать с вами на уроке. Спасибо за активную и плодотворную работу! Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Объяснять существенные признаки понятия гидросфера; проводить исследование объекта по установленному плану и формулировать выводы о его свойствах; выделять и описывать свойства воды

Объяснять существенные признаки понятия гидросфера; проводить исследование объекта по установленному плану и формулировать выводы о его свойствах; выделять и описывать свойства воды

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки (Демонстрация презентации слайд №1)

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки (Демонстрация презентации слайд №1)

Школа географаследопыта «Определение свойств воды» (Демонстрация презентации слайд №3)

Школа географаследопыта «Определение свойств воды» (Демонстрация презентации слайд №3)

Рефлексия деятельности молекулы воды занимают определённое положение и прекращают своё движение

Рефлексия деятельности молекулы воды занимают определённое положение и прекращают своё движение

Гидросфера – водная оболочка Земли

Гидросфера – водная оболочка Земли

Рефлексия эмоционального состояния

Рефлексия эмоционального состояния
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2020