Технологическая карта урока окружающий мир во 2 классе
Учитель:
Тема урока: Правила культурного поведения в общественных местах.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели:
образовательные: 1. познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах; 2. познакомить с понятием «общественное место»; 3.формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
развивающие: 1. развивать познавательную активность; 2. развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
3. развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку.
воспитательные: 1. воспитывать интерес к предмету; 2. воспитывать умение вести учебный диалог и формировать культуру межличностного общения через организацию фронтальной и парной работы; 3. воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, доброты, отзывчивости.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. |
Психологический настрой на урок. Приветствуют учителя, отвечают согласием и садятся за парты |
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция.
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
Ребята у вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными. Слайд 2, 3 1 Слон муравью уступает дорогу; - Доброе утро! Спешим понемногу? А муравей: - Ах, спасибо, спешу. Как вы любезны! Прощенья прошу. 2 Жаворонок в небе Так сказал орлу: Вы орёл, устали, сядьте на скалу. А орёл ответил:- Правильно, сынок, Много лет живу я, вот и занемог. И тебе желаю долго жить, как я,- Пусть тебе поможет вежливость твоя. 3 В небе красивый закат догорал, Ласковый ветер с травою играл, Суслик сказал: - Уважаемый крот, День угасает и ночь настаёт, Скоро взойдёт золотая луна… Доброй вам ночи. Спокойного сна.
Перечислите их. Как можно назвать эти слова? |
Самостоятельная работа в парах.
Ответы учащихся…вежливые слова, культура общения. |
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; подведение под понятие. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места, и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
Для того, чтобы узнать нашу тему урока, выполните задание. Слайд 4, 5 Коррекционное упражнение «Узнай тему урока» Задание. В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. Если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему нашего урока. ЗКУЛЬЗТУЗРАЗЗПОВЕЗДЕЗНИЯЗВЗОБЗЩЕСЗТВЗЕНЗНЫХЗМЕСЗЗТАХЗ Слайд 6 - Прочитайте тему урока. -Какую цель себе поставим на уроке? Ребята, как вы думаете: -Для чего нужны правила поведения в общественных местах? -Что они дают людям? - Вот на эти вопросы мы сегодня с вами на уроке попытаемся ответить. Будем учиться быть культурными. |
Учащиеся выполняют упражнение. Познакомиться с с правилами культурного поведения в общественных местах. |
Познавательные: формулирование темы и целей урока с помощью учителя; подведение под понятие, выведение следствий. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, аргументация своего мнения, учет разных мнений; умение ориентироваться в системе знаний. Регулятивные: коррекция, контроль. |
5. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания.
|
- Что значит быть культурными? - Что мы называем общественным местом? Слайд 7 Общественное место – место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать. Слайд 8,9 - Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транспорт, школа, театр, кинотеатр, музей, библиотека, магазин, концертный зал). Каждому из нас надо уметь общаться друг с другом. Ведь сказанное слово оставляет в душе след на целый день. Находясь в обществе, нам обязательно нужно выполнять правила общения, правила вежливости. А вот какие эти правила, мы сегодня постараемся с вами выяснить. Слайд 10 - Посмотрите на слайд, на нем вы видите сектора, которые относятся к общественным местам. Как вы видите, это не все общественные места, но вот с этими секторами мы с вами сегодня будем работать и составим правила поведения в этих общественных местах. Слайд 11 - Существуют общие правила поведения: нельзя кричать и громко разговаривать, сорить, есть на ходу. Слайд 12 Все правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей, не обижай их, оказывай помощь нуждающимся в ней». - Выходя утром из дома, днем выходя из школы, мы попадаем в какое общественное место? - Правильно, на улицу. Какие правила поведения на улице нужно соблюдать? · Выходя из дома, нужно привести себя в порядок: причесаться, осмотреть свою одежду, поправить ее, протереть туфли. · По улице надо ходить, держась прямо, подтянутым шагом не вразвалочку. · При ходьбе все движения должны быть согласованными: не нужно размахивать руками или держать их неподвижно висящими. · Некультурно ходить большой компанией по тротуару. · Не сорите, не кричите на улице. По улице вы прошли, соблюдая правила и дошли до остановки. - Ребята, послушайте стихотворение. На остановке мальчики Автобус поджидали. Прыгали, как мячики, Весело скакали. Весело скакали: Прыг да скок кругом. И старенького дедушку Толкнули в бок локтем Ждёшь на остановке Стой и не крутись! А задел кого-то - Сразу извинись! -Какие правила поведения нарушили мальчики? -Часто ли ты ездишь в общественном транспорте? Какие правила поведения в транспорте вам известны? Слайд 13, 14 • Подходи к двери только после полной остановки транспорта. Сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам. • Помоги подняться в транспорт или выйти пожилым людям. • Войдя в автобус, не спешите садиться на свободное место. Предложите его пожилому человеку, женщине, родителям с маленькими детьми. Мальчики уступают место девочкам. • Когда в транспорте мы уступаем место, обязательно говорим «пожалуйста», а человек, которому уступили, говорит «спасибо». • Нельзя мешать и отвлекать водителя. • В транспорте нельзя громко разговаривать, смеяться и включать музыку. • Со знакомыми общайтесь вполголоса, а если они стоят далеко – не кричите на весь салон.
Дальше из транспорта мы с вами попадаем в школу. - Школа является общественным местом? - Какие правила поведения школьника вы знаете? • В школу приходить вовремя. Если опоздал на урок – заходить в класс можно с разрешения учителя. • В школу приходить в чистой одежде и обуви, скромно причесанными. • На урок приходить с выполненным домашним заданием, имея необходимые принадлежности. • Соблюдать тишину и порядок во время урока. • Содержать в порядке рабочее место. • Во время перемены в коридорах не мешать спокойному движению, не бегать, не кричать, не сорить. • Беречь школьное имущество. • Общаться с взрослыми и сверстниками, соблюдая правила вежливого общения. - Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в школе. |
Ответы учащихся… это значит соблюдать правила культурного поведения, вести себя так, чтобы родителям, учителям за вас не было стыдно. Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).
На остановке не толкайся, не кричи, не мешай другим людям. Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
|
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения и стремление к его преодолению. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. |
Раз подняться, потянуться… |
Учащиеся выполняют упражнение. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение новых знаний в типовых заданиях |
«Вежливые» задачки»: 1) Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие 3 ошибки он допустил? (скажите, пожалуйста, который сейчас час, спасибо) 2) Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт меня Галькой. – А как ты его зовёшь? – спросила мама. – А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты». - Скажите, права ли Галя? А мальчик? 3) На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен уступить ей место? 4) Пока отец брал билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: папа, иди сюда скорее, я тебе место занял! Отец наклонился к уху сына и тихо сказал:….- Ответьте, что отец мог сказать сыну? 5) Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, школу, театр или в библиотеку? 6) Если ты съел конфетку в общественном месте, что ты сделаешь с фантиком? 1. 7) Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Как вы обратитесь к стоящим рядом? 2. 8) Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ? |
Ответы учащихся. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: различение главных нравственно-этических норм и понятий. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
Карточки - задания 1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. - Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти». 2) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь. - Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» (роль бабушки выполняет одна из девочек). 3) Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому, что это проявление неуважения к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает движению других пешеходов). 4) Вы чихнули. Ваши действия. - Нужно сказать: «Извините, пожалуйста». 5) Почему некультурно ходить по школе в верхней одежде, непричесанным, в шортах и майках? (Потому, что это – неуважение к сверстникам и педагогам, так одеваются для дома или для улицы, а не для школы). 6) Почему в общественных местах некультурно кричать, громко разговаривать, смеяться? (Потому, что это неуважение к окружающим: у них может быть невеселое настроение, они устали…). 7) Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому, что это неуважение к труду дворников и другим людям, которым неприятно видеть мусор). |
Учащийся читает задание, дает ответ, показывает действия в той или иной ситуации. |
Познавательные: умение находить нужную информацию. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность к самооценке своих действий. |
8.Рефлексия. Цель соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
-Достигли поставленных целей? - С правилами поведения в каких общественных местах мы сегодня познакомились? - Что узнали нового о правилах поведения? - Какое задание было самым интересным? - А какое - самым трудным? Слайд 15 -Оцените свою работу на уроке соответствующим сигналом «Светофора» Оценивание детей Слайд 16 Дома я предлагаю вам подготовить памятку с правилами поведения в музее или театре на выбор. - Молодцы! Урок окончен…. |
Ответы учащихся.
Самооценка. Записывают домашнее задание в дневники. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Регулятивные: адекватно оценивать свой достижения. Личностные: самооценка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.