Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык, 2 класс, УМК «Школа России»
Тема урока: Предлог как часть речи. Функция предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Место урока по теме: Первый урок по теме «Предлог»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить с новой частью речи предлогом, его значением и употреблением в речи
Задачи урока: Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Предметные результаты:
Учить распознавать предлоги среди других слов в предложении;
учить правильно писать предлоги со словами, определять роль предлогов в предложении.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу;
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;
Познавательные результаты:
- понимать, что такое предлог, функции предлогов;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознавать ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- применять правила делового сотрудничества; участвовать в диалоге.
Ход урока
Этап урока Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемый материал |
Формируемые УУД |
I этап: организационный Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
-Приветствие. -Проверка готовности к уроку. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А я желаю вам успешной работы.
- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна? ТАЙНА — это то, что человек не знает, но всегда стремится разгадать, узнать. -Каким надо быть, чтобы открыть какую-то тайну? -Тайну может открыть целеустремлённый человек, который обязательно доведёт начатое дело до конца. -А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.
|
Проверяют готовность к уроку.
-Читают с доски. -Объясняют своё понимание слова.
-Внимательным -Самостоятельным -Любознательным -Начитанным
|
На доске: «Учитесь тайны открывать!»
|
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
II этап: актуализация знаний |
-Что видите на слайде?
Стол, висит, картина, красивая, река, плывёт, лодочка, лёгкая.
-На какие группы можно разделить эти слова?
-Какие мы знаем части речи?
-Как отличить одну ч.речи от другой?
-У вас на партах карточки с этими словами. Выполните задание с соседом по парте.
-Проверьте по образцу (на слайде – эталон) -Кто сделал ошибки? -Почему были ошибки?
-Какое ещё можно выполнить задание, используя эти слова? -Попробуйте с соседом составить 2 предложения. -Почему появились вопросы? -Почему не смогли составить предложение? -А почему вы не можете без них составить предложения?
|
-Слова.
-По частям речи
-Имя сущ-ное, имя прил-ое. Глагол.
По вопросам… Что обозначает…
Работа в парах
-Составить предложения. Работа в парах
Появляются вопросы
-Не хватает слов. -Не получается связь? (в предложении все слова связаны по смыслу)
|
Слайд №2
Слайд №3 для проверки (слова в таблице по частям речи)
На доске работают 2 ученика.
|
– анализ, сравнение, обобщение, классификация (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К);
|
III этап постановка цели и задач урока Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов |
-Определите тему сегодняшнего урока.
-Кто может сказать, как называются эти слова? - На уроках мы встречались с предлогами, но не говорили о них подробно. Сегодня мы будем разгадывать тайны правописания предлогов. -А какие тайны, связанные с предлогами вы хотите узнать?
|
-Слова, которые нужны для связи слов в предложении. -Предлоги.
-Что это за слова? -Для чего они нужны? -С какими словами пишутся предлоги? -Как пишутся предлоги со словами? -Какие бывают предлоги? -Чем являются в предложении?
|
На доске-кластер, Открываются вопросы, когда дети предлагают вопросы для урока.
ПРЕДЛОГ (в форме кластера вопросы детей появляются на доске)
|
самостоятельно формулировать тему и цели урока(Р) -самостоятельное выделение темы урока(П) - формулирование познавательной цели (П) строить рассуждения (П) оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; слушать других (К) планирование (Р) |
IV этап: освоение новых знаний Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования; повторение и закрепление ранее изученного; организация самостоятельного выполнения заданий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
|
-А какие слова вы бы добавили? - Предлог – это слово греческое и означает «перед словом»
-Запишите первое предложение в тетради. Используя подходящий предлог. -Найдите опасные места в словах, выделите их зелёным цветом.
Над столом висит красивая картина.
-Для чего мы использовали предлог в нашем предложении? -Если слово используем в нашей речи, значит, оно называется…?
-Слитно или раздельно написали предлог? Почему? Как доказать? -Мы можем сделать ошибку, если не будем знать правило? -Значит, правописание предлогов - это орфограмма. Надо знать наизусть. -Выполните разбор по членам предложения. -Как разбирали? -Почему никак не подчеркнули предлог? -Какой вопрос задали к предлогу? Вопрос задать не можем, значит, это не член предложения. Предлоги будем выделять в треугольнике.
“Расколдуй” словосочетания: ПТИЦЫВКЛЕТКЕ ВЕНОЧЕКИЗРОМАШЕК ЛИСТКИНАВЕТКЕ ТЕТРАДЬБЕЗОБЛОЖКИ КОШКАПОДСТОЛОМ ПИРОГИСИЗЮМОМ САДИКЗАУГЛОМ КРЫШКАОТЧАЙНИКА КНИЖКАУПОДРУГИ ЕХАЛПОДОРОГЕ ПЕСЕНКАОДРУГЕ ОКОЛОБЕРЛОГИ ШЁЛЧЕРЕЗМОСТИК РАССКАЗАТЬПРОДРУГА
Отделите одно слово от другого карандашом, затем разрежьте ножницами. (Повторяется техника безопасности при работе с ножницами.) -Возьмите только предлоги и выйдете к доске.
-Какой вывод можем сделать? -Ребята, а всего в русском языке насчитывается 200 предлогов. Мы используем в нашей речи примерно 20 предлогов -Посмотрите ещё раз на словосочетания и скажите, перед какой частью речи пишется предлог?
-Посмотрите, на всели вопросы мы узнали разгадку. Попробуйте сделать вывод в парах, что узнали о предлоге. |
Над… По…
-У доски 2 пары учащихся составляют предложения с предлогами.
-Для связи слов.
-Часть речи.
-Это слово. Слова пишутся раздельно.
Самостоятельно.
-Задавали вопросы. -Нет вопросов.
Один ученик выполняет разбор за доской.
Работа в парах
Дети работают с карандашом и ножницами
Один ученик из пары по договорённости выходит к доске с карточкой.
-Предлогов существует много.
-С именем существительным.
Один ученик рассказывает, используя кластер о предлоге. |
Карточки на доске: над по
Документ-камера. По работе одного ученика –проверка с объяснением орфограмм.
Карточки со словосочетаниями лежат на партах
Вывешиваю плакат с предлогами
Вывешиваю таблицу с предлогами.
В конце должен получиться кластер:
ПРЕДЛОГ -Часть речи -Служит для связи слов -Пишется перед существитель-ными -Пишется раздельно -Не является членом предложения Выделяется треугольником -Орфограмма
|
– анализ, сравнение, обобщение (П); – подведение под понятие (П); –структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – использование знаково- символических средств (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
|
V этап: закрепление
Проверка усвоенного на уроке |
-Возьмите карточки. Можно ли прочитать, что здесь написано? -Почему? -В микрогруппах добавьте предлоги и прочитайте текст.
Гулял
____ улице щенок,
-Кому было жаль щенка? -Почему?
|
-Нет. -Не хватает предлогов.
Работа в группах
-Бродячий, нет хозяина, голодный… |
Текст написан на карточке, раздаю по микрогруппам.
Проверка на слайде №4 |
– анализ, обобщение, (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
|
VI этап: рефлексия
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и класса. |
-Вспомните девиз нашего урока. -Какую тайну мы сегодня разгадали? -Почему это важно знать? -Когда нам могут пригодиться знания, которые вы сегодня открыли?
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов (в тетради) • Я понял, что такое предлоги, и могу это объяснить одноклассникам. • Я понял, что такое предлоги, но не уверен, что объясню другому. • Я не совсем понял, что такое предлоги.
|
Я сегодня узнал… научился… запомнил…
Учащиеся рисуют смайлик в тетради и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик. |
Слайд №5 |
Рефлексия способности анализировать собственную деятельность (П) – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
|
VII этап: домашнее задание Провести инструктаж по выполнению дом. задания |
В рабочей тетради на стр.53 выполнить упр.114. -Прочитайте задание. -Кому не понятно задание? -Запишите в Дневнике. |
Дети читают текст упражнения и задают вопросы. |
Рабочая тетрадь |
- Анализ (П) -умение слушать учителя (К)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.