ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме
Расы человека
ФИО (полностью): Гусева Софья Николаевна
Место работы: МБОУ «Ягуновская СОШ»
Должность: учитель
Предмет: биологии
Класс: 8
Тема и номер урока в теме:
Базовый учебник:
Цель урока: Формирование представлений о человеческих расах, их отличительных особенностях.
Планируемые результаты:
− личностные: Сформировать: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
− метапредметные: Закрепить знания и умения по постановки цели и задач урока, контроля и самоконтроля, сформировать умения по созданию классификации рас, умение работать в группах.
− предметные: Сформировать знания основных черт рас человека; научится находить черты сходства и различия рас человека.
Формируемые УУД:
− регулятивные: научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. − познавательные: научится: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах.
- коммуникативные - научится принимать участие в работе группами; научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии, владеть монологической и диалогической формами речи.
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: Проектор, Интернет источники, плакат «Расы человека», муляжи бюстов людей разных рас, карточки, презентация на тему «Расы человека».
Структура ход занятия
Этап урока, цель |
Методичес кий прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществля емые действия |
формируемы е умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальн ая беседа, фронтальный контроль знаний с использовани ем тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль, работу по карточкам. |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассник ов |
Осуществля ют анализ ответов одноклассников , сравнивают. Слушают в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя, карточки с заданиями |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулировани |
Вводная беседа. Работа в рабочей |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На слайдах презентации демонстрирует фото людей разных рас. Демонстрация |
Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта. Строят высказывания, |
Вопросы учителя и устные ответы |
е темы и целей урока. Подведение учеников к формулировани ю темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
тетради. Работа по учебнику |
бюстов людей разных рас, плаката «Расы человека». - Чем отличаются люди, изображенные на данных фотографиях? (Цвет кожи, цвет волос, форма носа, разрез глаз.) - На уроках географии вы уже знакомились с местами обитания разных рас. Пришло время и с позиции биологии поговорить о расах. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - На основе каких признаков ученые выделили несколько человеческих рас? Расы, населяющие планету, относятся к одному виду или представлены несколькими видами? |
учителя, слушают мнения одноклассник ов, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
понятные для одноклассников и учителя. Устанавлива ют причинноследственные связи |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание учащихся на вопросы гигиены и здоровья: - По каким признакам отличаемся мы друг |
Учащиеся, подготовивши е презентации, с помощью проектора показывают |
Устанавлива ют причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; |
Фронтал ьный опрос (в ходе рассказа учителя) |
восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельно му выводу способа действия в работе с информацией |
учебнику |
от друга? По каким признакам отличаются люди, населяющие разные государства? Наибольшие различия наблюдаются у людей разных рас. Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физиологических признаков. В настоящее время ученые выделяют 3 крупные расы: евразийская (европеоидная), азиатско-американская (монголоидная), экваториальная (австрало-негроидная). Организует самостоятельную работу с учебным материалом. - Используя текст учебника и дополнительную литературу, опишите расы человека. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА |
слайды презентации и читают доклады. Воспринимаю т информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляю т план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Заполняют |
ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизиру ют информацию |
|
||
Раса |
Мест о обитани я |
Особен ности строения |
|||||
Евразийская |
|
|
|
|
(европеоидная) |
|
|
таблицу |
|
|
Азиатскоамериканская(монголоид ная) |
|
|
|||||
Экваториальная (австрало-негроидная) |
|
|
|||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. - Выделите основные признаки, на основе которых ученые объединяют людей в несколько рас. (Цвет и структура волос, цвет кожи, разрез глаз, форма носа, наличие волос на лице.) Организует коллективную проверку выполнения упражнения. Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников. Подводит обучающихся к выводу о принадлежности всех рас к одному виду Человек разумный: - На основе каких предположений и выводов можно судить о том, что все расы относятся к одному виду Человек разумный? (У них одинаковые умственные способности; одинаковое внутреннее строение тела, |
|
|
органов - возможна их пересадка; аналогичный генетический материал, который несет информацию о признаках; между людьми разных рас возникают браки и рождаются дети.) - Вид Человек разумный - вид полиморфный. Другими словами - многогранный. Однако признаки, по которым люди отличаются друг от друга и на основе которых ученые делят людей на несколько рас, не являются признаками, по которым человек отличается от обезьян. У представителей всех рас имеются сложный мозг, развитая рука и речь, делающие их одинаково способными к познанию больших объемов информации, творческой и трудовой деятельности. Все это делает несостоятельными попытки считать ту или иную расу выше, совершеннее других. Такие попытки делались давно, но безуспешно. Нет никаких «совершенных рас». Такие ошибки легли в основу расизма. Не нужно путать расы с народами. Каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу. На территории РФ проживает большое количество народов. Можно встретить людей, |
|
|
|
|
|
типично представляющих собой ту или иную расу: европеоидную или монголоидную. Но в большинстве случаев облик человека представляет собой смесь признаков нескольких рас или имеет какие-то «особенные» признаки в связи с образом жизни и областью обитания. В связи с этим ученые также выделяют расы более мелкого порядка, которых насчитывается очень много |
|
|
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальн ая работа |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Какие крупные расы выделяют ученые? (Евразийская, азиатско-американская, экваториальная.) - Какими признаками отличаются представители экваториальной расы? (У представителей экваториальной расы темная кожа. На голове имеются волнистые или курчавые черные волосы. Лицо может быть, как узким, так и широким, широкий приплюснутый нос, толстые губы, широко |
Отвечают на вопросы учителя |
Демонстрир уют интерес к изучению биологии, коммуникативн ые компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями |
Устные ответы
|
|
|
открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо.) - Выделите причины образования разных рас. (Климатические факторы, место обитания, изоляция людей разных рас.) |
|
|
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляю щая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Какие из знаний, полученных на сегодняшнем уроке, вы могли бы применить в жизни? |
Отвечают на вопросы |
Формулиру ют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальн ая работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществл яют самоанализ деятельности |
Воспринима ют оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 18-21. Дополнительно: подготовить сообщение по теме «Расы человека» |
Записываю т задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюде ние |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.