Технологическая карта урока "Расы человека"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Расы человека"

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
биология
8 кл
06.08.2020
Технологическая карта урока "Расы человека"
Технологическая карта урока по теме "Расы человека" в 8 классе.
Гусева технологическая карта - копия.pdf

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме

Расы человека

ФИО (полностью):  Гусева Софья Николаевна

Место работы: МБОУ «Ягуновская СОШ» 

Должность: учитель 

Предмет: биологии 

Класс: 8 

Тема и номер урока в теме: 

Базовый учебник:

          

Цель  урока: Формирование представлений о человеческих расах, их отличительных особенностях.

Планируемые результаты:

личностные: Сформировать: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

метапредметные: Закрепить знания и умения по постановки цели и задач урока, контроля и самоконтроля, сформировать умения по созданию классификации рас, умение работать в группах.

−  предметные: Сформировать  знания основных черт рас человека; научится находить черты сходства и различия рас человека.

Формируемые УУД:

−  регулятивные: научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. −  познавательные: научится: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах. 

- коммуникативные - научится принимать участие в работе группами; научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, корректно вести диалог и участвовать  в дискуссии, владеть монологической и диалогической формами речи.

Тип урока: Комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: Проектор, Интернет источники, плакат «Расы человека», муляжи бюстов людей разных рас, карточки, презентация на тему «Расы человека».

 

 

Структура  ход занятия

Этап урока, цель

Методичес кий прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

осуществля емые действия

формируемы

е

умения

I.

Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальн

ая беседа, фронтальный контроль знаний с использовани ем тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль, работу по карточкам.

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения

одноклассник

ов

Осуществля ют анализ ответов одноклассников , сравнивают. Слушают в соответствии с целевой установкой

Вопросы

учителя, карточки с заданиями

II.

Мотивация к изучению нового материала. Формулировани

Вводная беседа.

Работа в рабочей

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

На слайдах презентации демонстрирует фото людей разных рас. Демонстрация

Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы

Наблюдают, осуществляют анализ объекта.

Строят высказывания,

Вопросы учителя и устные ответы

 

е темы и целей урока.

Подведение учеников к формулировани ю темы и постановке задач урока. Составление плана работы

тетради.

Работа по учебнику

бюстов людей разных рас, плаката «Расы человека».

-        Чем отличаются люди, изображенные на данных фотографиях? (Цвет кожи, цвет волос, форма носа, разрез глаз.) - На уроках географии вы уже знакомились с местами обитания разных рас. Пришло время и с позиции биологии поговорить о расах.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему:

-        На основе каких признаков ученые выделили несколько человеческих рас? Расы, населяющие планету, относятся к одному виду или представлены несколькими видами?

учителя, слушают мнения

одноклассник

ов,

формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

понятные для одноклассников и учителя. Устанавлива ют причинноследственные связи

 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

Обращает внимание учащихся на вопросы гигиены и здоровья:

- По каким признакам отличаемся мы друг

Учащиеся, подготовивши е презентации, с помощью проектора показывают

Устанавлива ют причинно-

 следственные

связи в изучаемом круге явлений;

Фронтал ьный опрос (в ходе рассказа учителя)

 

восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельно му выводу способа действия в

работе с информацией

учебнику

от друга? По каким признакам отличаются люди, населяющие разные государства? Наибольшие различия наблюдаются у людей разных рас.

Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физиологических признаков.

В настоящее время ученые выделяют 3 крупные расы: евразийская (европеоидная), азиатско-американская (монголоидная), экваториальная (австрало-негроидная).

Организует самостоятельную работу с учебным материалом.

- Используя текст учебника и дополнительную литературу, опишите расы человека.

РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

слайды презентации и читают доклады.

Воспринимаю

т

информацию,

сообщаемую  учителем;

работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляю т план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Заполняют

ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизиру ют информацию

 

Раса

Мест о

обитани

я

Особен ности строения

Евразийская

 

 

 

 

 

(европеоидная)

 

 

таблицу

 

 

Азиатскоамериканская(монголоид

ная)

 

 

Экваториальная (австрало-негроидная)

 

 

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль.

-         Выделите основные признаки, на основе которых ученые объединяют людей в несколько рас. (Цвет и структура волос, цвет кожи, разрез глаз, форма носа, наличие волос на лице.)

Организует коллективную проверку выполнения упражнения. Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников. Подводит обучающихся к выводу о принадлежности всех рас к одному виду Человек разумный:

-         На основе каких предположений и выводов можно судить о том, что все расы относятся к одному виду Человек разумный? (У них одинаковые умственные способности; одинаковое внутреннее строение тела,

 

 

 

органов - возможна их пересадка; аналогичный генетический материал, который несет информацию о признаках; между людьми разных рас возникают браки и рождаются дети.)

- Вид Человек разумный - вид полиморфный. Другими словами - многогранный. Однако признаки, по которым люди отличаются друг от друга и на основе которых ученые делят людей на несколько рас, не являются признаками, по которым человек отличается от обезьян. У представителей всех рас имеются сложный мозг, развитая рука и речь, делающие их одинаково способными к познанию больших объемов информации, творческой и трудовой деятельности. Все это делает несостоятельными попытки считать ту или иную расу выше, совершеннее других. Такие попытки делались давно, но безуспешно. Нет никаких «совершенных рас». Такие ошибки легли в основу расизма. Не нужно путать расы с народами. Каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу.

На территории РФ проживает большое количество народов. Можно встретить людей,

 

 

 

 

 

 

типично представляющих собой ту или иную расу: европеоидную или монголоидную. Но в большинстве случаев облик человека представляет собой смесь признаков нескольких рас или имеет какие-то «особенные» признаки в связи с образом жизни и областью обитания. В связи с этим ученые также выделяют расы более мелкого порядка, которых насчитывается очень много

 

 

 

IV.

Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа

действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальн

ая работа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Какие крупные расы выделяют ученые? (Евразийская, азиатско-американская, экваториальная.)

- Какими признаками отличаются представители экваториальной расы? (У представителей экваториальной расы темная кожа. На голове имеются волнистые или курчавые черные волосы. Лицо может быть, как узким, так и широким, широкий приплюснутый нос, толстые губы, широко

Отвечают на вопросы учителя

Демонстрир уют интерес к изучению биологии, коммуникативн ые компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, учителями

Устные ответы

 

 

 

открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо.) - Выделите причины образования разных рас. (Климатические факторы, место обитания, изоляция людей разных рас.)

 

 

 

V. Рефлексия учебной деятельности

         Закрепляю щая беседа

-        Что нового вы узнали на уроке?

-        Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

-        Какие из знаний, полученных на сегодняшнем уроке, вы могли бы применить в жизни?

Отвечают на вопросы

Формулиру ют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI.

Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальн

ая работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществл яют самоанализ деятельности

Воспринима ют оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 18-21.

Дополнительно: подготовить сообщение по теме «Расы человека»

Записываю

т задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюде

 ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме

Сформировать знания основных черт рас человека; научится находить черты сходства и различия рас человека

Сформировать знания основных черт рас человека; научится находить черты сходства и различия рас человека

Структура ход занятия

Структура ход занятия

II. Мотивация к изучению нового материала

II. Мотивация к изучению нового материала

Подведение учеников к формулировани ю темы и постановке задач урока

Подведение учеников к формулировани ю темы и постановке задач урока

III. Усвоение новых знаний и способов действий

III. Усвоение новых знаний и способов действий

По каким признакам отличаются люди, населяющие разные государства?

По каким признакам отличаются люди, населяющие разные государства?

Заполняют ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизиру ют информацию

Заполняют ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизиру ют информацию

Заполняют ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизиру ют информацию

Заполняют ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизиру ют информацию

Вид Человек разумный - вид полиморфный

Вид Человек разумный - вид полиморфный

На территории РФ проживает большое количество народов

На территории РФ проживает большое количество народов

Но в большинстве случаев облик человека представляет собой смесь признаков нескольких рас или имеет какие-то «особенные» признаки в связи с образом жизни и областью обитания

Но в большинстве случаев облик человека представляет собой смесь признаков нескольких рас или имеет какие-то «особенные» признаки в связи с образом жизни и областью обитания

IV. Первичное закрепление изученного материала

IV. Первичное закрепление изученного материала

V. Рефлексия учебной деятельности

V. Рефлексия учебной деятельности

Технологическая карта урока "Расы человека"

Технологическая карта урока "Расы человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2020