Технологическая карта урока ИЗО в 3 классе
Тема урока: Русская матрешка
Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству. Знакомство с русской народной матрешкой. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа.
2.Развивающие:
- учить компоновать крупное изображение на листе бумаги, подчеркивая при этом отдельное детали, чтобы добиться большей выразительности.
3.Воспитательные:
-содействовать формированию эстетического отношения к действительности.
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей;
Метапредметные:
Регулятивные - выстраивать последовательность необходимых операций. Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
Коммуникативные - развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми
Познавательные - выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.
Предметные:
узнает об особенностях декоративно – прикладного искусства.
учится определять виды Матрешек.
учиться определять степень успешности выполнения своей работы.
Оборудование:
Альбомный лист, силуэт матрёшки, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисти, салфетка.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
УУД |
||||||
Мотивационный |
Сели дети по порядку Отгадайте вы загадку. Чудо русское вот есть Очень трудно глаз отвесть. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек. Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть : Может три, а может шесть: Разрумянилась немножко Наша русская….МАТРЁШКА
- Долго дети не гадайте Урока тему угадайте. Все мы здесь хотим узнать – Что мы будем рисовать? (ответы детей) - Молодцы! Вы угадали А матрёшку вы видали? Где? Когда? Скажи скорей Что вы знаете о ней?
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
высказывают свои мнения: (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла - сувенир). |
|
Регулятивные: -умение быстро отвечать на вопрос, организоваться. Познавательные: -воспринимать речь учителя |
|||
Проблемно-информационный
Беседа
|
Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. - Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»? - Как вы понимаете слово «сувенир»? Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении. - А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю? - Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. - Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, Александра Мамонтова , жена известного русского промышленника и мецената Саввы Мамотова – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукурумы, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки. Над созданием игрушки работали художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин.
Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрёшка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» с тех пор и зовут эту игрушку МАТРЁШКОЙ. - Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? Давным-давно имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит слово «МАТЬ». Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей. Существует три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов - Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте рассмотрим все три вида матрешек. а) Семеновскую матрешку отличает от других большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов.
б) (слайд) Сергиево-Посадские расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат. На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.
в) (слайд) Матрешка в Полховском Майдане неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, у нее нет таких конкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для других матрешек. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? А какую цель мы можем поставить? Обратите внимание на слайд, посмотрите, как еще могут быть оформлены матрёшки.
|
Рассматривают слайды, слушают учителя.
Сувенир – подарок. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места.
Рисование матрешек. Научиться выполнять декоративные работы. Смотрят на слайды презентации
|
|
Познавательные: -выполнять анализ, синтез -относить объект к известным понятиям. Коммуникативные: - отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, - слушать других, - договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Личностные: - сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений декоративно прикладного искусства. Регулятивные: -принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: -умеют производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определения материалов инструментов и приемов работы; -умеют наблюдать и выделять особенности, анализировать образец, выявлять элементы декора.
|
|||
Практическая работа |
Показ образца Анализ Матрешки Давайте рассмотрим ее повнимательнее (рассматриваем фото).
Матрешка состоит из частей и деталей. Части это: -Голова -Туловище А детали это -Лицо (глаза, нос, рот, брови, щеки, челка), -Руки, -Платок, -Платье с узором. Шаг 1 Подумайте, как лучше разместить лист для рисования Матрешки, вертикально или горизонтально? Шаг 2 У вас на столах лежит шаблон Матрешки. Сначала размещаем шаблон в центре листа, затем обводим контур матрёшки. Шаг 3 Намечаем круглое лицо. Для того чтобы изобразить платок мы проводим горизонтальную линию между головой и туловищем матрешки, по середине прорисовываем узелок и два конца платка. Теперь нам нужно изобразить руки, для этого мы дугообразными линиями намечаем рукава и прорисовываем кисти рук. Возвращаемся к лицу, глаза изображаем в виде кругов и здесь же закрашиваем их, оставив по одному белому блику в каждом глазу. Чуть выше глаз изображаем в виде коротких дуг брови, можно добавить пару ресниц, нарисуем также по одной дуге под глазами. Дальше совсем всё просто — рисуем нос, который выглядит как пара точек, затем — пухлые губы и круги румян на щеках. Также нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка. Остаётся украсить Матрешку орнаментом и узором. На платье можно изобразить цветок с листочками, а края платка украсить ещё нераспустившимися бутонами или сделать его в горошек. Вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись дерева. Посмотрите на слайде другие варианты оформления работ. Шаг 4 Четвертым шагом будет работа в цвете. Цвета выбираем яркие и насыщенные. Прежде чем приступить к работе, проведем разминку для рук. Повторяйте за мной. Физминутка. Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали – сжали, Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. А теперь давайте выполним работу по нашему алгоритму. Индивидуальная помощь учащимся. |
Совместно с учителем анализируют работу.
Совместно с учителем разбирают алгоритм.
Повторяют движения, демонстрируемые учителем.
Выполняют практическую работу. |
|
Регулятивные: - работать по плану, сверять свои действия с целью - принимать причины неуспеха и находить способ выхода из неё. Личностные: - сориентированы на плодотворную работу на уроке; знают правила поведения на уроке. |
|||
Рефлексия |
Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. - Я предлагаю вам ответить на вопросы: 1.Как фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку? ( МАЛЮТИН) 2.От какого русского имени произошло название матрешки? (МАТРЁНА) 3.Из какого природного материала изготавливают матрешку? (ДЕРЕВО) 4.Какой головной убор носят матрешки? (ПЛАТОК) МОЛОДЦЫ! Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые. А Что вызвало наибольший интерес? - Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке? - Почему? - Молодцы! Спасибо за урок. Кто не успел, дорисует дома.
|
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их; слушают учителя, отвечают на вопросы. |
|
Регулятивные: - оценивают свою работу, сравнивая с образцом; - умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Познавательные: - умение структурировать знания; Коммуникативные: - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.