Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
УМК: « Школа 2100». «Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тема: Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именем существительным.
Цель: создать условия для формирования у обучающихся знаний о роли имен прилагательных в речи.
Задачи:
1. Определить роль имени прилагательного в речи;
2. Расширить лексический запас на основе умений составлять словосочетания и предложения, включая имена прилагательные; устанавливать грамматическую связь с именем существительным.
3. Развивать умение употреблять прилагательные в речи;
4. Воспитывать внимание и уважение к родному языку.
Оборудование: персональный компьютер, экран, презентация.
Этап урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД. ТОУУ |
|
I.Организационный момент |
Настал новый урок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь, друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: «Где красота, там доброта». |
Настраивает на работу, создает ситуацию успеха. |
Организуют рабочее место, настраиваются на работу. |
Регулятивные: - нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к учебе. Коммуникативные: - формировать умение общаться. |
|
II. Актуализация знаний. |
1. Мин. чистописания. - Запишите число, классная работа (прокомментируйте написание). - Догадайтесь, какую букву будем писать? - Хороша моя вертушка? - Хватит хвастаться, болтушка. Х Х Ха 2. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания. Упр. №2 с.101 учебника. - Назовите имена прилагательные на букву Х (хороший, хорошенький) - Подчеркните орфограммы. - Запомните написание этих слов.
|
Организует и показывает мин. чистописания, проводит словарную работу. |
Пишут буквы. Проговаривают орфограммы. |
Личностные: - развивать познавательные интересы. Регулятивные: - контролировать и оценивать свою деятельность. |
|
III. Формулирование проблемы. |
Блиц-опрос - С какой частью речи познакомились на прошлом уроке? (именем прилагательным). Слайд №1. - Что обозначают имена прилагательные? - На какие вопросы отвечают? - С какой частью речи связаны? Постановка проблемного вопроса. Прочитайте вопрос. - Какую роль в языке выполняет имя прилагательное? Сформулируйте тему урока. - Ребята! Сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос. А для того, чтобы на него ответить, проведем исследование.
|
Организует диалог с учениками, контролирует выполнение задания. |
Вспоминают правила об имени прилагательном, существительном, выполняют задания, формулируют тему урока. |
Регулятивные: - развивать умение высказывать свою точку зрения. Познавательные: - делать выводы, - обобщать и квалифицировать по признакам. Коммуникативные: - выстраивать речевые конструкции. |
|
IV. Открытие новых знаний. |
Задание 1. Слайд №2 Внимательно прочитайте слова. Разделите их на две группы. Норка, гладкая, красная, галька, лисички, рыжие, бантик, пушистая. норка пушистая бантик рыжие лисички красный галька гладкая - По какому признаку вы определили слова в I столбик? (это имена существительные). - Докажите. - Обратимся ко II группе слов. - На какие вопросы отвечают эти слова? Какая это часть речи? (имена прилагательные). - Соотнесите стрелками подходящие по смыслу части речи. - Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова. Слайд №3.
Задание 2. Прочитайте текст. |
Дает задание, проводит опрос. |
Выполняют задания, приводят доказательства. |
Личностные: - развивать умение выражать свои эмоции; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - уметь работать в группе.
|
|
|
А. Наступила весна. Снег растаял. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. |
Б. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. |
Строит диалог с учениками, направляет мыслительную деятельность учеников. |
|
|
|
- О чем первый текст? (о весне) - О чем второй текст? (тоже о весне) - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (и да, и нет) - Докажите. - Что же отличает первый текст от второго? (наличием имен прилагательных) - Какой текст вам больше понравился? - Почему? (стал красивее и т.п.) Вывод: - Так для чего нужны нам имена прилагательные? |
|
Отвечают на вопросы, делают выводы, выписывают имена прилагательные. |
|
|
V. Развитие умения. |
Задание 1. Индивидуальная работа Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег (слова на слайде №4) СНЕГ зимний весенний последний искристый мокрый колючий грязный пушистый серебристый мягкий рыхлый белый свежий серый Проверка, обсуждение. - Какая часть речи помогла нам точно описать зимний и весенний снег? (имена прилагательные)
Работа в группах. Задание 2. - Оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Давайте в этом убедимся. Каждая группа получает карточку со словом (заяц, лиса, медведь) - Опишите предмет с помощью имен прилагательных, не называя его. Дети узнают предмет. Вывод: - А еще для чего нужны имена прилагательные в речи? (чтобы сделать её точной, выразительной и т.п.) Творческое задание: - А теперь попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, начинайте со слов: «Я» (я-смелый, умный и т.д.) - Запишите в тетрадь (индивидуальная работа).
|
Организует индивидуальную работу.
Организует проведение эксперимента в группах.
Задает итоговый вопрос.
Дает новое задание для самостоятельной работы. |
Работают самостоятельно.
Планируют и проводят работу по эксперименту в группах.
Ученики отвечают на вопрос.
Выполняют самостоятельную работу.
|
Личностные: - формировать мотивацию к обучению. Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме; - уметь работать самостоятельно.
Познавательные: - применять знания на практике; - уметь обобщать полученные знания. Коммуникативные: - высказывать и обосновать свою точку зрения. |
|
VI. Итог урока. Рефлексия. |
Работа с учебником с.83. - Прочитайте вопросы, подумайте ответы. Слайд №5. 1. Слова, какой части речи уточняют и украшают речь? 2. Расскажи об имени прилагательном. 3. Какую роль играют прилагательные в речи? 4. Почему имена прилагательные связаны с именами существительными? - Прочитайте наш основной вопрос урока (какую роль играют имена прилагательные в речи?). - Поднимите руку, кто знает ответ на вопрос. - Молодцы! Вы хорошо потрудились. Рефлексия. - Сегодня узнал … - Было интересно … - Было трудно … - У меня получилось … - Я научился …
|
Организует диалог, выслушивает ответы учащихся, оценивает ответы, выставляет оценки. |
Оформляют свои мысли в устную форму ответа. |
Личностные: - адекватно оценивать себя, самооценка. |
|
VII. Домашнее задание. |
Слайд №6 Творческое домашнее задание. Приближается 8 Марта. Опишите с помощью имен прилагательных свою маму. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.