Технологическая карта урока русского языка
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл—11 кл
13.12.2021
Технологическая карта урока  русского языка
Представлена технологическая карта урока русского языка СПО по теме "Функционально-смысловые типы текста"
Технологическая карта урока русского языка.doc

Бардымский филиал государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Краевой политехнический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Текст. Функционально-смысловые типы текстов

Составитель: Исмакова И.Ш., преподаватель

Дисциплина: Русский язык

 

 


       

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта учебного занятия

1.                 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

Составитель

Исмакова И.Ш.

Целевая аудитория

Студенты  группы  ПК-Б-21

Дисциплина

Русский язык

Тема учебного занятия

Текст. Функционально-смысловые типы речи

Цель

Закрепить знания о тексте и его признаках; повысить уровень определения типов речи

Задачи

 

Образовательная

- отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки и текстообразующие элементы;

- обучать умению вступать в диалог,  решать проблемы,  участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-развить умение формулировать определение понятий;

-обогащать словарный запас обучающихся;

-совершенствовать орфографические   умения.

Развивающая 

-  развивать  речевые  умения с опорой на изученный грамматический материал;

- развивать умение работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать       содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы);

-  совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;

-развивать критическое мышление;

-формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

-закреплять  умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- закреплять  умение применять новые знания;

-развивать умение опираться на уже известное,  на свой субъективный опыт

Воспитательная

-воспитывать интерес и уважение к родному языку;

- воспитывать терпимость, тактичность, готовность прийти на помощь;

-формировать творческое начало,  активную жизненную позицию;

-ориентировать на успех;

-воспитывать инициативу, самостоятельность в учебной деятельности.

-способствовать созданию благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- формировать коммуникативные УУД(работа в группах).

Тип учебного занятия

Урок обобщения и систематизации знаний

Организация образовательного пространства

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация

 

Технологии, методы

Информационно-коммуникационные технологии, игровая технология, цор, элементы исследовательской деятельности

Ожидаемые результаты

 

Личностные: повышение мотивации к изучению русского языка;                     возникновение внутренней потребности включения в деятельность;

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью преподавателя и самостоятельно;

Предметные: умение обучающихся определять типы речи;

 


2.      МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

 

Этап

Действия преподавателя

Деятельность обучающихся

Средства и методы обучения

1 Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин)

 

Включает в деловой ритм. Приветствие.

Подготовка к работе

Приветствие

Что мы изучали на предыдущих уроках? (стили речи) Назовите их.

Ни один стиль речи мы не сможем определить без того, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке. О чем пойдет речь, вы догадаетесь сами, угадав слово

-  Какие  звуки и буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв слово.

Что получилось?                                                                Слайд №2

Гла [д] кий

Спл  . тать

Ак (?) уратный

Бе (?) крайний

Сла [д] кий

Отвечают на поставленный вопрос:

 (текст)

Словесный Беседа (простые и интерпретационные вопросы)

Игровой прием «Угадай слово»

2 Обсуждение темы, цели и задач урока (2 мин).

Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Какой должна быть цель сегодняшнего урока?

 Слайд №3

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради число, тему урока.

Цель урока: закрепить знания о тексте и его признаках; повысить уровень определения типов речи. 

 

 

3 Актуализация опорных знаний

(6 минут)

 

1)         Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на экран. Слайд №4   Прочитайте утверждения, согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.

1.      Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)

2.      Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины)  (да)

3.      Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)

4.      В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)

5.      Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)

6.      Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы)

2) Текст – это  главный  «герой»  нашего  урока. 

 

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4           Повторение функционально-смысловых типов речи.

(3 минуты).

 

- Итак, мы вспомнили, что такое текст и каковы его основные признаки. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 основных типа текста вы знаете?  (описание, повествование, рассуждение).

Обратите внимание на слайд 5, в таблице мы видим основные признаки типов текста

 - Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа?

(описание: общее впечатление -раскрытие признаков - оценка;

повествование: завязка-развитие действия-кульминация-развязка,

рассуждение: тезис-аргументы-вывод).

Фронтально отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

 

 

 

5          Работа в подгруппах.

(10 минут). 

 

Три подгруппы работают с текстами (приложение №2), шпаргалкой- таблицей (приложение №1) и алгоритмом (приложение 3):

1).   Индивидуальная письменная работа с текстом по заданиям (с  «полётным» повторением орфографии). 

                       Тексты  для  работы.

Подгруппа №1.

•          Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.    

•          Озаглавьте текст.

•          Определите  тип  речи (рассуждение).

•          Выпишите предложение, в котором содержится основная мысль текста.

Повар — это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания.

Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере охарактеризовать поварскую профессию. Потому что повара, иногда, называют настоящим волшебником. Он может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому — шедевр вкуса.

 

Подгруппа №2.

•          Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.    

•          Озаглавьте текст.

•          Определите  тип  речи (повествование).

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать — это древнейшая профессия. Как только пещерные люди приручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый шеф — повар.

В дальнейшем  профессия повар получила своё воплощение в оказании  услуг по приготовлению пищи для богатых и знатных людей и только с развитием ресторанного бизнеса эта профессия приобрела массовость.

 

Подгруппа №3.

•          Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.    

•          Озаглавьте текст.

•          Определите  тип  речи

Повар — это не просто человек, которые колдует на кухне. Он должен знать многое: структуру и специфику работы предприятий общественного питания, санитарные нормы, правила техники безопасности.

Кроме того, повару необходимы знания о составе пищи и ее калорийности, хранении продуктов, о физиологии питания, правилах составления меню, технологии приготовления пищи и эксплуатации оборудования. Да и кушанье необходимо подать красиво, создавая из каждого блюда уникальный, неповторимый натюрморт.

2).   Один человек из группы зачитывает текст и отвечает на вопросы, остальные дополняют.

 

 

Выполняют письменно задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовят представителя группы к ответу.

Дает устный ответ, остальные помогают, дополняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая деятельность

6 Выступление представителей подгрупп

Слушает. Ошибки проверит после урока.

Представитель подгруппы читает текст. Дает устный ответ на вопросы, остальные помогают, дополняют.

 

 

7 Самостоятельная работа

Организует выполнение тестовой работы

Выполняют задания, полученные по ссылке на смартфонах на эор Оnline Test Pad

https://onlinetestpad.com/ru/test/92018-ege-ru-zadanie-22-variant-1-funkcionalno-smyslovye-tipy-rechi

 

8 Рефлексия учебной деятельности

Подводит итог

Словесно оценивает обучающихся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Делают вывод.

Словесный Беседа (простые и интерпретационные вопросы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Теория:

Типы речи — это разграничение речи (в т. ч. текстов) на основе задач, которые ставит перед собой говорящий или пишущий:

·                                 рассказать о событиях (повествование);

·                                 перечислить качества и свойства (описание);

·                                 объяснить (рассуждение).  

Различаем типы речи

Критерии сравнения

Повествование

Описание

Рассуждение

Цель текста

Описывает последовательные действия, рассказывает о событиях

Изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков

Описывает причины свойств и явлений; может быть представлено как доказательство, объяснение или размышление

Как можно представить?

Можно представить как видеоролик

Можно представить как фотографию

Не видеоролик и не фотография

На какие вопросы отвечает?

Что случилось?

Что делали?

Где? Когда?

Какой? Каков?

В каком состоянии?

Как выглядит?

Зачем?

Почему?

Что это такое?

Особенности текста

 

 

1. Логическая последовательность действий.

2. Подчёркивается динамизм и смена событий

1. Внимание на деталях.

2. «Статичность» текста при изображении явления или предмета.

3. Динамическое описание при описании природных явлений

1. Размышления, умозаключения. 

2. Наличие тезиса, доказательств, вывода (в крупных формах)

Типичные средства

1. Слова, обозначающие последовательность (затем, потом, сначала и т. д.).

2. Обилие глагольных форм преимущественно совершенного вида (передают сменяющие друг друга действия/события)

1. Определения, в т. ч. эпитеты.

2. Преобладание именных частей речи (имён существительных, прилагательных).

3. Глаголы преимущественно несовершенного вида (передают неактивное состояние лица/предмета)

1. Абстрактная лексика (обозначение чувств, эмоций, рассуждений).

2. Наличие вводных слов.

3. Риторические вопросы, вопросно-ответная форма

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Подгруппа  №1.

•        Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.    

•        Озаглавьте текст.

•        Определите  тип  речи (воспользуйтесь алгоритмом)

•        Выпишите предложение, в котором содержится основная мысль текста.

Повар — это человек, к..торый зан..мается пр..готовлением пищи в з..ведениях обществе(н,нн)ого п..тания. Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере ох..рактеризовать поварскую профе(с,сс)ию. Потому что повара иногда называют настоящим в..лшебником. Он может из самых обыкнове(н,нн)ых продуктов пр..готовить блюдо, имя которому — шедевр вкуса.

 

 

Подгруппа №2.

•        Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.    

•        Озаглавьте текст.

•        Определите  тип  речи. (воспользуйтесь алгоритмом)

 

Пр..фе(с,сс)ия повар развивалась вместе с ц..вилизацией, так что можно сказать — это древнейшая пр..фе(с,сс)ия. Как только пещерные люди пр..ручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеме(н,нн)иков мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную ми(с,сс)ию только ему. В дальнейшем  пр..фе(с,сс)ия повар получила своё в..площение в оказании  услуг по пр..готовлению пищи для богатых и знатных людей, и только с развитием рестора(н,нн)ого бизнеса эта пр..фе(с,сс)ия пр..обрела ма(с,сс)овость.

 

Подгруппа №3.

•        Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.    

•        Озаглавьте текст.

•        Определите  тип  речи. (воспользуйтесь алгоритмом)

Повар — это не просто человек, который колдует на кухне. Он должен знать многое: структуру и сп..цифику работы предприятий обществе(н,нн)ого питания, санитарные нормы, правила техники б..зопасности. Кроме того, повару н..обходимы знания о составе пищи и ее к..лорийности, хранении продуктов, о физиологии питания, правилах с..ставления меню, т..хнологии пр..готовления пищи и эксплуатации оборудования. Да и кушанье необходимо подать кр..сиво, создавая из каждого блюда уникальный, (не)повторимый н..тюрморт.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Алгоритм  действий

 

1)Какова коммуникативная целеустановка автора?

Возможные варианты ответов:

А) Предъявить информацию (гипотезу, точку зрения, определение) и аргументировать её; реализуется в трехчастной модели: тезис – аргументы – вывод. Это рассуждение.

Б) Рассказать о событиях, охарактеризовать явление, констатировать факт. Это повествование или описание.

        При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.

2)Имеется ли в тексте действие?

Возможные ответы.

А)Нет и не предполагается или предполагается, но оно не названо. Текст состоит из безглагольных предложений. Это описание.

Б)Имеется. Выражено глаголами.

        При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.

3)Какова степень активности этого действия?

Возможные ответы.

А)Активное, завершённое. В тексте ключевые слова – глаголы совершенного вида. Автор, герой, читатель являются соучастниками этого действия.  Это повествование.

Б)Пассивное, наблюдаемое со стороны. Герой действует, а автор и читатель находятся в «наблюдательном пункте». В тексте ключевые слова глаголы несовершенного вида и прилагательные.  Это описание



Скачано с www.znanio.ru

Бардымский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Краевой политехнический колледж»

Бардымский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Краевой политехнический колледж»

Технологическая карта учебного занятия 1

Технологическая карта учебного занятия 1

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да) 3

Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да) 3

Фронтально отвечают на поставленные преподавателем вопросы

Фронтально отвечают на поставленные преподавателем вопросы

Так родился первый шеф — повар

Так родился первый шеф — повар

Выступление представителей подгрупп

Выступление представителей подгрупп

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Теория: Типы речи — это разграничение речи (в т

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Теория: Типы речи — это разграничение речи (в т

Особенности текста 1

Особенности текста 1

Он может из самых обыкнове(н,нн)ых продуктов пр

Он может из самых обыкнове(н,нн)ых продуктов пр

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Алгоритм действий 1)Какова коммуникативная целеустановка автора?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Алгоритм действий 1)Какова коммуникативная целеустановка автора?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021