Элективный курс по русскому языку «Речевые ошибки и приемы их устранения»
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
10 кл—11 кл
06.03.2018
Элективный курс «Речевые ошибки и приемы их устранения» предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Курс представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.
Речевые ошибки.doc
Элективный курс по русскому языку
«Речевые ошибки и приемы их устранения»
Пояснительная записка:
Элективный курс «Речевые ошибки и приемы их устранения» предназначен для
старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Курс
представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики
и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения
их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.
Цель курса:
выработать у учащихся любовь к хорошей, правильной русской речи, нетерпимость к «порче» языка,
пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля;
ознакомить учащихся с нормами литературного языка;
предупредить ошибки в собственных письменных работах.
Задачи курса:
дать типологию основных речевых ошибок.
привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок
и умелом их устранении.
Практическая направленность курса:
Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического
материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку. Он призван научить
стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных изза
неправильного словоупотребления.
Содержательная часть курса:
Курс представлен лекционными и практическими занятиями. На лекционных занятиях дается обзор
системы языка, классификация типичных речевых недочетов, повторяются нормы литературного
языка. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой
темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся пишут тест по культуре
речи и редактируют текст, предложенный учителем.
Введение.
Портрет современного делового человека? Критерии успешности построения карьеры? Роль
коммуникативной речевой компетентности в сфере общения.
Раздел 1. Виды общения. Нормы литературного языка. Классификация видов общения. Понятие
нормы. Классификация норм литературного языка: орфоэпические, грамматические, стилистические.
Раздел 2. Коммуникативные качества речи. Правильность речи. Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы литературного языка.
Точность речи. Условия и средства достижения точности.
Логичность речи. Виды логических ошибок.
Выразительность речи. Средства выразительности: тропы и фигуры речи. Фразеологизмы.
Чистота речи. Нарушение чистоты речи: употребление варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов,
словпаразитов.
Этикетность речи. Речевой этикет. Этикетные формулы.
Раздел 3. Функциональные стили русского литературного языка.
Понятие функционального стиля. Группа книжных функциональных стилей. Сфера их употребления.
Основные стилевые черты.
Раздел 4. Учимся говорить публично.
Как преодолеть застенчивость? Как тренировать память? Методы и приемы публичного выступления.
Практическая направленность «этюдов» книги В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично»
Требования к знаниям и умениям учащихся.
По завершении курса учащиеся должны знать:
классификацию видов общения, норм литературного языка;
классификацию стилей русского литературного языка, языковые черты стилей и сферу их
применения.
По завершении курса учащиеся должны уметь:
владеть нормами литературного языка на практике;
составлять конспекты, тезисы, выступления под руководством учителя;
оформлять деловые бумаги;
редактировать тексты со стилевыми и языковыми нарушениями.
Учебнотематический план
№ Наименование разделов
Колво
Формы учебной
и тем
Введение.
часов
1
деятельности
Лекция.
Виды
контроля
Портрет современного
делового человека.
Виды общения. Нормы
литературного языка
Коммуникативные
качества речи
1.
2.
2.1 Правильность речи
1
22
1
2.2 Орфоэпические нормы 3
Практическое занятие №1
«Портрет делового человека»
Лекция
Составление конспектов
Лекция. Диагностический тест
по определению уровня
Контрольная
работа
орфоэпической грамотности
Практическое занятие №2 Проверочная литературного языка
«Найди ошибки в диалогах»
работа№1
2.3 Морфологические
3
нормы литературного
языка
2.4 Синтаксические нормы
3
литературного языка
2.5 Точность речи
2.6 Логичность речи
2
2
2.7 Выразительность речи
3
2.8 Чистота речи
2.9 Этикетность речи
Функциональные стили
3.
3.1 Научный стиль
2
2
8
2
таблицы
Составление
произносительных норм и
словаря ударений
Практическое занятие №3
«Найди очаги нарушений»
Составление таблицы «очагов
нарушений» и правильного
употребления
самостоятельных частей речи.
Практическое занятие №4
Классификация нарушений,
связанных с синтаксическими
нормами.
Практическое занятие№5
Работа с таблицей «Виды
нарушений точности речи».
Лекция.
«Композиционные
особенности типов речи».
Практическое занятие №6
Работа с таблицей «Виды
нарушений точности речи».
Лекция. Тропы. Фигуры речи.
Фразеологизмы.
Составление
терминологического
словарика.
Лекция.
Практическое занятие №7.
Работа в группах: разработка
проекта программы борьбы со
словамипаразитами в речи.
Сообщения учащихся о
Проверочная
работа №2
Проверочная
работа №3
Проверочная
работа№4
Проверочная
работа №5
Проверочная
работа №5(на
основе тестов
ЕГЭ)
Защита
проектов.
Разыгрывание
речевом
Классификация
этикете.
речевых
различных
речевых
формул
ситуаций.
Лекция о языковых чертах Редактирование введения
к
реферату.
Ролевая игра
«Прием
на
работу»
научного стиля.
Учебные сочинения научных
жанров: рефераты, тезисы.
Лекция о стилевых чертах
делового стиля, о жанрах.
Практическое занятие №8:
Составление деловых бумаг.
Лекция об особенностях
стиля,
публицистического
жанрах устной и письменной
речи.
Практическое занятие № 9
Придумывание оригинального
начала выступления на одну из
предложенных тем.
Обзор книги В.Шахиджаняна
«Учимся говорить публично»
3.2 Официальноделовой
3
стиль
3.3 Публицистический
2
стиль
4.
Учимся
публично
ВСЕГО:
говорить
2
34
Список использованной литературы:
1.Бабайцева В.В. Русский язык 1011 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений
филологического профиля. М: Дрофа, 2005
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие
для 1011 классов. М: просвещение, 1996
3.Голуб Б. Стилистика русского языка. м.: Рольф,1999
4.Демиденко Л.П. Речевые ошибки. – Минск, 1986.
5.Дускаева Л.Р., Кыркунова Л.Г. Речевое мастерство. Пермь, 1998
6.Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Сочинение: от темы к тексту. Пермь, 2001
7.Иссер О.С., Н.А. Кузьмина. Почему так не говорят порусски. Учебное пособие. М.1999.
8.Пототня Е.М. Интеллектуальные игры для школьников: сборник. Пермь, 2005
9.Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. СПб, 1997
10.Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично. СПб, Пропаганда,2004
Элективный курс по русскому языку «Речевые ошибки и приемы их устранения»
Элективный курс по русскому языку «Речевые ошибки и приемы их устранения»
Элективный курс по русскому языку «Речевые ошибки и приемы их устранения»
Элективный курс по русскому языку «Речевые ошибки и приемы их устранения»
Элективный курс по русскому языку «Речевые ошибки и приемы их устранения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.