Технологическая карта урока русского языка

  • docx
  • 22.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока русского языка.docx

Технологическая карта урока

Русский язык  2 класс  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Тема: «Что такое имя прилагательное?»

Дидактическая цель: «Создать  условия  для формирования представлений о прилагательном как части речи».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

1.     формировать представлений о прилагательном как части речи , умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи.

2.      развивать умение распознавать имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные;

3.     Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе

Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

 

(Слайд1)

  Вот и прозвенел звонок – начинается урок!

 

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом .

Запишите в тетрадях число.

Классная работа.

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетрадь.

Личностные: самооценка готовности к уроку.

Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места.

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

Назовите первую букву с слове весна.

Чистописание.

Напишем заглавную и строчную букву  «Вв»

Какие звуки обозначаются буквой «в»?

 -Дайте характеристику первому звуку в слове

« весна».

Продолжим разбор.

Фонетический разбор слова «весна»

-Что обозначает слово весна?

Слайд 2

- Прочитайте  слова : март, апрель, май.

- Назовите одним словом.

 

-Какие?

 

Слайд 3

-На  слайде слова: весна, март, апрель, май, весенние.

-Какое слово лишнее?

-Почему?

Докажите.

 

Дети отгадывают загадку.

 

 

Ученики  называют букву «в».

Дети аккуратно пишу буквы в тетрадь.

 

Называют звуки

Дают характеристику первому звуку.

Выполняют фонетический разбор слова в тетради.

-время года

 

-месяцы

-весенние

 

 

 

 

 

- весенние

- весна, март, апрель, май – существительные, а слово весенние это не существительное.

Познавательные УУД:

ориентироваться  в своей системе знаний;

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

 

Личностные УУД:

Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи

 

III. Постановка учебной  задачи

-Если это не имя существительное, то к какой  части речи оно относится ?

 

 Какова задача  нашего урока?

-Это мы ещё не знаем.

 

 

- Познакомиться с новой частью речи.

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД:

 осознавать необходимость нового знания

IV.Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения)

Ребята у вас  на парте конверт прочитайте предложение, записанное на нём.

У меня уши, хвост, шерсть.

-   О каком животном идёт речь в этом предложении?

- Ребята мнения ваши разошлись.

- Посмотрите в конверт, там есть  картинка. Кто это?

-Вы должны, вставить пропущенные слова, чтобы было понятно, что речь идёт о лисе.

-Слова помощники у вас записаны внизу под картинкой. (чуткие, пушистый, рыжая).      

 

-Прочитайте, что у вас получилось? 

-На какие вопросы отвечают вставленные слова?

 

- А что они означают?

- Какой частью речи они являются?

-   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

 

 

 

Сравним свой вывод с выводом из учебника.

Индивидуальная работа

 

-ученики высказывают свои мнения (заяц, кошка, лиса  и т.д.)

- из конверта достают картинку

Ученики вставляют пропущенные слова

(работа в парах)

 

Дети читают свои предложения.

- какие? какой? какая?

 

- признак предмета

-прилагательное

 

Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Читают вывод в учебнике.

 

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение

 

Познавательные УУД:

добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации

 

 

Коммуникативные УУД:

 

умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других

 

Личностные:

умения  сотрудничества со сверстниками работая в паре

 

 

 

 

 

 

 

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику №149 с.86

Прочитайте упражнение

-Какой по мнению автора русский язык?

-С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка..

 Прочитайте задание к упражнению про себя.

Что нужно выполнить?

 

-дети читают упражнение

-яркий, меткий, певучий, задушевный.

-яркий как радуга;  меткий как стрелы;

певучий, задушевный как песнь над колыбелью.

Выполняют задание к упражнению с комментированием с места.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы педагога;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

VI Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

 

Выполняют движения под диктовку.

Регулятивные УУД:

выполнять последовательность действий.

 

VIIСамостоятельная работа с проверкой

Работа по карточкам

Задание на карточке:

Подобрать к прилагательным

Подходящие по смыслу имена существительные.

Зелёный, сладкий, сахарный …..

Весеннее, яркое, лучистое ….

Спелая, сладкая, душистое …

Грузовая, легковая, спортивная ….

 

-Давайте проверим, что же у вас получилось?

-  Так слова,  какой части речи уточняют имена прилагательные?

Используя алгоритм самооценки, оцените свою работу  в группе.

Алгоритм оценивания (на слайде):

1.Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3.Задание выполнено, верно, или с ошибками?

4.Какое умение развивали при выполнении задания?

Работа в парах

 

Ученики подбирают имена существительные

 

 

 

Дети читают  свои записи на карточках

 

- имена существительные

Коммуникативные УУД:

умение  слушать и понимать других

 

Регулятивные УУД:

определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев

 

Личностные УУД:

Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки

 

 

VIII. Включение в систему знаний и повторений

Работа в рабочей тетради.

№90 с.42

 

Комментируют выполнение упражнения с места

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации

 

Регулятивные УУД:

принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания

 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи

IX. Рефлексия деятельности

– Вот и подходит наш урок к концу.

- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

Расскажите по схеме, чему научились(слайд4)

Я знаю …..

Я запомнил….

Я смог …

Что на уроке хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

 

 

-да

 

 

 

 

Несколько  учеников оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний

 

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи

X. Домашнее задание

 Рабочая тетрадь  №91 с.42 инструктаж по выполнению задания

Слушают инструктаж

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других