Технологическая карта урока русского языка в 5 «В» классе
Тема урока: «Нераспространённые и распространённые предложения»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные результаты: понимание определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: поисковый, элементы технологии РКМЧП, индивидуальная, групповая.
№
|
Этап урока |
Цель (формируемые УУД) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1 |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Настрой на учебную деятельность
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями |
Я бы хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась. Кто поможет мне её собрать? Знание делает жизнь красивой (слова прикреплены на доске) - Как вы понимаете эти слова? - Я вам желаю, чтобы вы сегодня на уроке узнали что-то новое. Пусть наш урок будет успешным! Предлагаю сегодня поработать в группах. |
Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция |
Внутренняя и внешняя готовность |
2. |
Актуализация знаний. Приём ТРКМЧП: «Мозговой штурм» «Веришь ли ты, что…»
|
Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Р:принимают решение в проблемных ситуациях на основе переговоров
П:проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям
|
На партах у групп по одному предложению: 1.Выглянуло солнце. 2. Ты любишь тёплые деньки? 3. Летние дни проходят быстро. 4. Лето прекрасно! На доске – схемы этих предложений. Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.
«Веришь ли ты, что…» - эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания? - эти предложения можно объединить в группы по интонации? - эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
Кто сможет распределить по этому признаку? А кто знает, как называются эти предложения? |
Групповая работа. Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор. Делят предложенные
предложения на группы. |
Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы |
3 |
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) |
П:определяют основную и второстепенную информацию Р:осознанно и произвольно строят высказывания в устной речи |
Мотивация к формулированию темы и цели урока: Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?
|
Формулируют тему и цель урока |
Готовность к восприятию новых знаний |
4 |
Выявление места и причины затруднения |
П:устанавливаются причинно-следственные связи, делаются выводы К:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л:осознают свои возможности в учении |
Ребята, откройте учебник на ст. 81-82 и найдите ответы на вопросы: -Какие члены предложения называются второстепенными? -Почему сказуемое и подлежащее не являются второстепенными членами предложения? -Запишите текст упр.176,распространив предложения второстепенными членами. -В чём состоит роль второстепенных членов предложения? -Сделайте вывод, какое из предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространённым |
Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Выполняют упражнение. Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Осознание значимости новых знаний |
5
|
Закрепление изученного материала с комментированием (Эвристическая беседа) |
П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения и выводы |
Распространение предложений. -Послушайте отрывок из стихотворения А.Плещеева. Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. -Встретили ли вы нераспространённые предложения? Какие? -Распространите их. |
Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Осознание значимости новых знаний |
6
|
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Приём ТРКМЧП: «Синквейн»
|
Л:понимание русского языка как из основных национально-культурных ценностей. К:практическое усвоение морально-этических принципов обобщения и сотрудничества
|
Предлагаю выполнить следующее задание Составление синквейна (алгоритма изученного правила) со словом «Предложения»: 1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов 5 строка – существительное, связанное с первым и отражающее сущность темы Объяснить.
|
Выполняют Групповая работа Пример синквейна: Слайд 7 Предложения Распространённые, нераспространённые Бывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членов Виды |
Осознание значимости новых знаний |
7 |
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) Приём ТРКМЧП: «Веришь ли ты, что…»
|
Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка Л:ориентирование в системе моральных норм и ценностей Р:Принятие решения в проблемных ситуациях П: Строят логические рассуждения К:Действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
|
Предлагаю ответить на вопросы: - какова тема урока? - какую цель ставили? - достигли ли цели? - какое правило использовали?
Предлагаю вернуться к приёму «Веришь ли ты, что…» - эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
- что было интересно на уроке? - что было трудно? - где ваши знания пригодятся? Оцените свою работу, поставьте оценку. Кто поработал на «5»? «4»? «3»? Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? |
Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. |
Ценностное отношение к деятельности и её оценка |
8 |
Информация о домашнем задании |
Закрепить полученные знания
|
Ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово – что дать напиться…
|
Упр.177, упр178(уст.) Напишите лингвистическую сказку о нераспространённом и распространенном предложениях |
Закрепление полученных знаний |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.