Технологическая карта урока
Тема урока __ Графика. Алфавит _____________________________________
Номер урока в тематическом планировании ____4_____________________
Класс _____5_______________________________________________________
Вид АООП АООП ООО для слабовидящих обучающихся _________________
Тип урока ____Урок формирования знаний
Цель урока: дать понятие о графике и предмете ее изучения, кратко познакомить с историей графики, алфавита.
Задачи урока:
Воспитательные: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Развивающие: показать значение знания алфавита в повседневной жизни; развивать навыки пользования алфавитом, навык работы в парах, развивать познавательный интерес
Коррекционно-развивающие:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому, умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе).
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (умение решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;
умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор)
Обучающие: научиться объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с алфавитом.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Результаты коррекционной работы |
Самоопределение , смыслообразование (обучающийся понимает, что он выучил и где может применить полученное знание). Действия нравственно-этического оценивания (чувство патриотизма, ценностное отношение к научному знанию…)
|
Регулятивные УУД: самостоятельное определение цели своего обучения; формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности; навыки самоконтроля; навыки самооценки; владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности |
Знать историю алфавита и русской азбуки; уметь отличать звуки и буквы |
Адекватное восприятие учебного материала, предупреждение отклонений и трудностей развития, появления вторичных нарушений развития, стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития. |
Познавательные УУД: определение понятия графика, алфавит, установление аналогии между алфавитом и азбукой, умение классифицировать буквы, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с алфавитом, умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи |
|
||
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; навыки сотрудничества в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Методы и технологии обучения:
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация)
Практические методы (упражнения (устные, письменные, графические), выполнение заданий.
Технология коллективного взаимодействия (А.Г. Ривин)
ИКТ
Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов)
Технология индивидуального образовательного маршрута (А.В. Хуторской)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Образовательные ресурсы (оборудование)
Учебник; Русский язык под ред. Т.А. Ладыженской
Презентация , компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
Основные понятия: графика, алфавит, азбука ____________________________________
Межпредметные связи __изобразительное искусство, история___________________
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Деятельность обучающегося с ОВЗ |
Планируемые результаты |
I. I. Вводная часть урока |
II. |
III. |
||
IV. Мотивация к деятельности (осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект») |
Включение в деловой ритм
|
Подготовка к уроку Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
Подготовка к уроку Ученик выбирает смайлик и демонстрирует своё настроение. |
Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
V. Этап формулировки темы |
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию На
раздатке есть картинка. Как вы думаете что изображено на рисунке? Все
считают, что изображена охота? Если бы мы сейчас отправили эту картинку в письме, адресат бы понял о чем речь? А
как бы мы могли передать информацию и быть уверенными, что нас точно поймут? Итак попробуйте сформулировать тему нашего урока. |
Обсуждение вопроса
Работают с распечатанным материалом |
Рассматривает изображение в увеличенном виде, участвует в беседе |
Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование темы (П – общеучебное) Прогнозирование ( Р)
|
VI. Целеполагание («что я должен сделать...»); |
Формулирование цели вместе с учащимися.
|
Формулирование цели |
Формулирование цели |
Целеполагание ( Р) Планирование ( Р) |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
1.беседа Что
изучает графика? Графика — это наука о языке, рассматривающая знаки письма, с
помощью которых записывается речь. Grapho (греч.) – “пишу” Давайте попробуем подобрать однокоренные слова: орфография, биография, автобиография, география, каллиграфия (искусство писать четким, красивым почерком)
А что такое алфавит? Где
встречается нам алфавит? (в словарях, в классном журнале, в библиотечной
картотеке).
В чем разница между алфавитом и азбукой? |
Записывают определение.
Записывают однокоренные слова в тетрадь
Последовательность букв. Облегчает запоминание.
Рассматривают презентацию
Записать понравившееся определение.
У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы. |
Записывает определение.
Записывает однокоренные слова в тетрадь
Работает с распечатанным материалом
Записать понравившееся определение.
У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы. |
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование)
|
II. Основная часть урока |
|
|
||
Учебно-познавательная деятельность (освоение способов деятельности)
|
Обратимся к истории письменности. -Дорога к письменности была длинной и трудной. В те времена, когда еще не
было придумано ни одной буквы, люди общались между собой с помощью рисунков.
Такое письмо называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в
виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы,
сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы) -Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? (Слайд 4) В IX веке в
Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень
образованные. По просьбе русского князя, они приехали к славянам, чтобы
создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.
(СЛАЙД №5). (В честь Константина, который впоследствии получил имя
Кирилл). (Слайд 7) Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), в 18 веке благодаря реформам Петра Великого уходят буквы греческого происхождения и заменяются аналогичными русскими, Буква Я появилась в 1708 г, а Й — в 1735; Буква Ё — 29 ноября 1783, но обязательной она стала только в 1942. Последние изменения случились в 1918 г. Например, убрали букву Ѣ, заменили ее на Е. (Слайд 8) 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии). |
Смотрят презентацию, слушают, отвечают на вопросы |
Работает с распечатанным материалом в увеличенном виде.
|
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование)
|
Интеллектуально-преобразовательная деятельность (применение способов деятельности)
|
1)На раздатке написаны города Иркутской области. Расставьте их в алфавитном порядке. Иркутск, Ангарск,
Братск, Бодайбо, Байкальск., Свирск, Зима, Тулун. 1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1! Азбука — к мудрости ступенька! |
Работают с распечатанным материалом в парах. Записывают прямо в раздатке, потом объясняют выражение.
Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном. |
Работает с распечатанным материалом в увеличенном виде.
Записывает прямо в раздатке, потом объясняет выражение. |
Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации
Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). Управление поведением партнёра.
Выделение (К) |
III. Заключительная часть урока |
|
|
|
|
Контроль и оценка результатов деятельности («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели») |
Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Что показалось интересным, а что вызвало затруднения?
|
Отвечают |
Отвечает |
Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) |
Домашнее задание |
Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з (пользуясь орфографическим словарем)
|
Запись в дневниках |
Запись в дневниках |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.