Жиндарова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ Мурзицкая школа
Урок русского языка. 2 класс
Заглавная буква в географических названиях.
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) |
Жиндарова Наталья Викторовна
|
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
МБОУ Мурзицкая школа, учитель начальных классов |
Название материала |
Урок по теме «Заглавная буква в географических названиях» |
Класс (возраст) |
2 класс (8 – 9 лет) |
Учебный предмет |
Русский язык |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
УМК «Школа России» Учебник :В.П.Канакина «Русский язык». 2 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий .- М.: Просвещение ,2017г., 2-я ч.
|
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) |
Презентация, текстовый документ, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» ».- М.: Просвещение, 2007г. |
Техническое оснащение Оборудование |
Компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с кроссвордом, карточки с заданиями, музыка из песни « физическая карта России, , три цветных карандаша : желтый, зеленый, красный, конверты со звездами, конверты с домашним заданием, шкалы самооценки.
|
Цели, задачи материала |
Планируемые результаты : - формирование умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - упражнять в написании географических названий своего края; -согласовывать действия, работая в паре ,в группе; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей учебной деятельности. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей. Личностные: проявлять познавательный интерес, положительное отношение к школ, одноклассникам. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора) |
Данный урок продолжает изучение раздела «Имя существительное». Так как материал содержит конкретный объём информации, был выбран такой тип урока - урок открытия новых знаний. Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику детей данного возраста с учетом возрастных особенностей обучающихся. В классе 19 учащихся, на уроке использовался дифференцированный подход – работа в парах велась по принципу «вместе мы все сможем», деление класса на группы было осуществлено произвольно. Для активизации изучения достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод прогнозирования. Также были использованы различные формы работы: игровая работа с кроссвордом, работа с тестом, работа с наглядным материалом (картой), и прочее. Все виды работ на уроке организовывались на базе учебного материала . Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед обучающимися поставлена конкретная типовая задача, и они видят конечную цель. Обучающиеся сами себя оценивали поэтапно (раскрашивали смайлики на шкале самооценки.) На уроке идет сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включает отработку и закрепление разнообразных УУД . Каждый этап урока сопровождается контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения материала. Обучающимся предлагаются : работа в парах, работа в группах и самостоятельная работа. Содержание урока полностью соответствует требованиям программы. |
Список используемой литературы. Ссылки на Интернет источники. |
1. Алексеева, Л.Л, Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. «Планируемые результаты начального общего образования».- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения 2. Волина, В. «Веселая грамматика».- М.: Просвещение, 2004 3. Волина, В. «Учимся играя».- М.: Просвещение, 2004 4. Демидова, М.Ю, Иванов, С.В, Карабанова, О.А, «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Система заданий.- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения 5. Канакина, В.П, Горецкий, В.Г. «Русский язык», учебник для 2 класса. –М.: Просвещение, 2012 6. Ожегов С.И, Шведова Н.И. «Толковый словарь русского языка».- М.: Просвещение, 2007 7. Савина, Е.С, «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения 8. Тикунова, Л.И, Канакина, В.П. «Сборник диктантов и творческих работ».- М.: Просвещение, 2011 Электронные источники информации: 1.www.wikipedia.ru 2.www.openclasse.ru 3.www.it-n.ru – творческое сообщество учителей 4.www.1september.ru 5.www.wiki.vladimir.i-edu.ru 6.Единая коллекция ЦОР 7.Электронное приложение к учебнику Канакина, В.П, Горецкий, В.Г. «Русский язык», учебник для 2 класса. –М.: Просвещение, 2017 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности обучающихся |
Инструментарий |
|||||||||||||||||||||
регулятивная |
познавательная |
коммуникативная |
|
|||||||||||||||||||||
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Личностные:
Мотивирование обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Этап 2. Актуализация знаний и способов деятельности
Предметные умения: характеризовать особенности согласных звуков, группировать слова по наличию звуков
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез |
Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем!
-Добрый день! Присаживайтесь.
- Ребята, как вы думаете, что мне принадлежит с самого рождения, однако, другие пользуются им чаще, чем я? (имя) -Да, ребята, это имя. -Сегодня мы с вами поработаем вместе
-Прочитайте слова, записанные на доске.
Олимп , Олимпия, олимпиада, - На какие две группы их можно разделить? -Найдите в них одинаковый звук. -Дайте характеристику звуку[ к]. -Какой буквой обозначим этот звук на письме? -Почему в одной группе слов звук [к] обозначен заглавной буквой, а в другой- строчной. -С какой буквы начинается название нашего города? -Давайте подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика. -Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте правильно. -Запишите число, классная работа. Письмо в воздухе, сопровождающееся объяснением учителя. Минутка чистописания. Заглавная буква К. -Пропишем название нашего города 3 раза и отметим знакомые орфограммы: Кулебаки Самооценка. -Возьмите листы самооценки в первом квадрате оцените свою работу : -все получилось правильно и красиво- зеленый смайлик, -что-то не получилось- желтый , -некрасивое письмо, есть исправления — красный. -Посмотрите еще раз на слова, с которыми мы работали и попробуйте сформулировать тему урока. Работа в парах. А сейчас вы поработаете в парах, разгадаете кроссворд и поможет вам в этом название города, в котором мы живем (3 мин) 1) К у р я н о ч к а 2) К у р 3) к у р я н е 4) с о л о в е й 1.-Название магазина, связанное с названием города. 2.Назовите одну из рек нашего города. 3. .-Как называют жителей нашего города? 4.Птица, пением которой славится наш край. Проверка (я читаю задание, а дети дают ответы). Происходит заполнение клеток на слайде. - Название какой реки встретилось вам в кроссворде? -По одной из версий ученых имя нашего города произошло от названия этой реки. Самооценка работы в паре. |
Оценивают правильность высказываний совместно с учителем.
Выполняют учебное задание в соответствии с целью.
Оценивают правильность предложенной характеристики звука
|
Разгадывают загадку, высказывают свои предположения.
Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Демонстрируют сформированные знания, группируют слова.
К – согласный, парный глухой, твёрдый
Самостоятельно определяют и формулируют тему урока
Определяют проблему и находят пути её решения
|
Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения
Формулируют ответ на вопрос.
Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 |
|||||||||||||||||||
Личностные: Осознание и определение эмоций других людей, сочувствие, сопереживание, уважение к своему Отечеству, его языку, культуре Предметные: правописание заглавных букв в именах собственных, обозначающих географические названия
Метапредметные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом, осуществляют чтение информации об изучаемом языковом факте
3.Открытие нового знания.
|
- Мне вспомнились строки нашей поэтессы-землячки Лидии Шелест : Старинный город,наш зеленый Курск! Ты на плечах несешь тысячелетье. Давно,давно живешь на белом свете. Качается лесов твоих пурпур... Что вы чувствовали, слушая эти строки? -Значения всех слов понятны? -Где можем уточнить лексическое значение этого слова?(толк.словарь) -Найдите нужный словарь на полочке и поработайте с ним. - Кто испытывает такие же чувства, как и Л.Шелест? - За что мы любим свой город? - Зачем дают имена городам? -Где мы можем увидеть название нашего города и других городов? -Чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть. Физминутка.
Географические названия – это имена собственные или нарицательные? - Какие ещё, кроме городов, вы знаете географические названия. -Может быть кто-нибудь из вас обращал внимание,как,с какой буквы пишутся географические названия? - Посмотрите на карту, которая лежит перед вами. -Какое правило написания имён собственных мы знаем? - Сделайте вывод о том, как нужно писать географические названия? |
Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя
Принимают установленные правила в планировании и оценивании |
Определяют проблему и находят пути её решения
Строят речевое высказывание в устной форме. Работают со словарём, картой.
Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом |
Осознают и определяют эмоции других людей
Принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение
Приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания |
Слайд 6
Слайд 7
Фрагмент карты
|
|||||||||||||||||||
Этап 4 . Применение и закрепление нового знания. |
||||||||||||||||||||||||
Личностные: Обсуждение возникающих проблем, понимание внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком и понимание причин успехов и затруднений в обучении Предметные: умение определять имена собственные -географические названия .
Применение правила правописания географических названий. Умение группировать слова с одинаковой орфограммой. Метапредметные: Соблюдение правил сотрудничества, устного общения. Умение вносить необходимые коррективы в действия на основе изученных правил. Адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителями, товарищами. На основе результатов решения учебных задач делать выводы об изучаемых языковых фактах в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
|
Работа в группах . -А сейчас вам предстоит потренироваться в правильном выборе географических названий. -Назначьте старшего в группе,я вручаю ему задание. -Обведите правильный ответ.(4мин)
В конверте: 1) Город,в котором добывают железную руду.( 1.Железногорск. 2.Москва.3.Рыльск) 2) Название пустыни,в которой найдена чудотворная икона «Знамение» (1.Беловежская.2.Дивеевская.3.Коренная.) 3)Самая крупная река Курской области (1.Кур.2.Сейм.3.Свапа.) 4)Город Курской области,который славится различными сортами яблок (1.Обоянь2.Рыльск.3.Суджа.) 5)Город,в котором построена Курская атомная элекростанция(1.Тим.2.Курчатов.3.Дмитриев) Проверка. Оценка выставляется за работу общая всей группе. Критерии оценивания: за каждое отгаданное слово – 1 балл. - Что в данном задании вам показалось сложным? -Оцените свои успехи,работая в группе: 5б.-зеленый смайлик 3,4б.-желтый 1,2б.-красный -Давайте уточним, что нужно знать, чтобы правильно писать географические названия:
|
Оценивают, контролируют, корректируют собственную деятельность и деятельности партнёров |
Анализируют, наблюдают.
Проводят сравнение, классификацию изученных объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно |
Договариваются при работе в группе, взаимодействуют, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания |
Слайд 8 |
|||||||||||||||||||
Этап 5. Планирование деятельности . |
||||||||||||||||||||||||
Личностные: Обсуждение путей решения из затруднения, ориентирование на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. Предметные: выведение правила правописания географических названий Метапредметные: составление алгоритма решения учебной проблемы совместно с учителем, перерабатывание и преобразовывание информации. |
-Смоделируем алгоритм ответа: -С чем работаем? -С географическими названиями , это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы. -Правописание названий географических объектов необходимо сверять с образцом или проверять по словарю. На слайде: Географические названия Собственные нарицательные Пишутся с заглавной буквы сверяю с образцом или проверяю по словарю. Физминутка для глаз. |
Планируют, составляют алгоритм Сравнивают с образцом Оценивают правильность выполнения действия Различают способ и результат действия
Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
Определяют умения, находят закономерности
Перерабатывают и преобразовывают информацию |
Выражают свои мысли, выстраивают монологическую и диалогическую речь |
Слайд 9 |
|||||||||||||||||||
Этап 6. Закрепление нового знания. |
||||||||||||||||||||||||
Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, умение договариваться, работать в паре Личностные: проявление самостоятельности в учебной деятельности, умение взаимодействовать формирование установки на здоровый образ жизни Предметные: умение классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединение их в тематические группы, умение писать с заглавной буквы имена собственные. |
Работа по учебнику. Выборочное списывание с комментированием, пользуясь алгоритмом. Упражнение 102, стр. 60 Выполнение задания по учебнику. Самооценка. Самостоятельная работа с использованием алгоритма.. Вставить пропущенные буквы. Город первого салюта- (о,О) рел На гербе России изображен двуглавый ( о ,О)рел. Проверка. -Оцените свою работу.
|
Используют в работе простой карандаш . Выполняют задание по плану
Осуществляют взаимопроверку Самооценка
Работают по алгоритму, сверяют свои действия с учебной задачей, корректируют свою деятельность.
Самооценка
|
Работают по учебнику. Классифицируют имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединяют их в тематические группы.
Различают собственные и нарицательные имена существительные, применяют правила правописания, строят рассуждения в устной форме
|
Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания
Развивают умение слушать и понимать речь других
|
учебник
Слайд 10
|
|||||||||||||||||||
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
||||||||||||||||||||||||
Личностные: умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. Предметные: осознание значимости знания правила правописания географических названий Метапредметные: определение степени успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания. |
-Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока? -Достигли вы её?
Дополни предложения:
Сегодня на уроке я узнал… У меня получилось… Меня удивило… Было трудно… Было интересно… Теперь я умею… В соответствии со своими достижениями выберете домашнее задание. Дифференцированное домашнее задание. Упражнение на выбор: Уч. с.60 №103 или Р.т. с. 29 №61 Дети, сегодня на уроке каждый из вас был звездочкой, мы делали одно большое общее дело, и светила ваша звездочка по-своему, особенно. -Сейчас мы усыплем звездами ночное небо нашего города. -Посмотрите на свою шкалу самооценки : если все смайлики зеленые,возьмите из конверта золотую звезду, если есть желтые смайлики,возьмите серебряную звезду, если есть красные -возьмите белую звезду. Выходят звезды 1-го ряда и т. д........................................... Закончить урок мне хотелось бы словами ,которые уже звучали : Старинный город … Спасибо за урок.
|
Выбирают домашнее задание для успешного усвоения изученного материала |
Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью |
Осуществляют рефлексию |
Слайд 11
Плакат с рисунком ночного города |
|||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.