Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Город: Магнитогорск
МОУ «С(К)ОШИ№3»
Учитель: Банатурская Татьяна Евгеньевна
Класс: 7
Тема учебного занятия: Повторение по теме «Предлог».
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Тип учебного занятия: урок
Цели и задачи учебного занятия: повторить изученное по теме и обобщить в морфологическом разборе, выполнять разноуровневые тестовые задания, отрабатывать навык правильного употребления предлогов в речи, готовиться к написанию контрольного диктанта.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия):
Дидактические материалы к учебному занятию: рабочая тетрадь, учебник, орфографический и фразеологический словари.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент
|
1минута
|
Проверить готовность учащихся к уроку, скорректировать эмоциональный фон класса, вхождение в учебную ситуацию. |
|
Готовить рабочее место.
|
|
Фронтальная
|
Слайд № 1
Повторение по теме
« Предлог».
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверьте свою готовность к уроку. Запишите тему урока.
|
Проверяют готовность к уроку, записывают тему урока. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия
|
Время |
Цель
. |
Компетенции |
Методы
|
Формы
|
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Проверка домашнего задания.
. |
5 минут |
Проверить произношение слов с непостоянным ударением, умение строить грамматические конструкции при помощи предлогов. |
|
|
Практический |
Групповая, парная, индивидуальная |
Слайд №2 баловать балую береста штемпель ржавея подолгу
Слайд №3
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ходе проверки домашнего задания мы с вами поработаем над правильным произношением, повторим синтаксический разбор предложения, продолжим работу со словарём.
|
1. Орфоэпическое чтение в парах (взаимопроверка) 2. .Составление словосочетаний по словарю с использованием предлогов ( тема по выбору ) 3. Синтаксический разбор предложения Он сначала хотел отправить их одних, но на другой день решился ехать с ними сам. 4. Проверка домашнего упражнения. 5. Карточка.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Подготовка учащихся к работе. |
5 минуты |
Произвести первоначальное повторение изученного. |
Знать морфологические признаки предлога. |
Уметь производить морфологический разбор предлога. |
Объяснительный, практический |
Фронтальная, индивидуальная |
Слайд №4 - Жили – были два генерала, и так как они оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. *** -Со временем будет добрый полковник. *** -На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. ***
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя
1.Упражнение на развитие памяти. Из каких произведений эти строки? - Жили – были два генерала, и так как они оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. -Что такое легкомыслие? ( Индивидуальное задание: устное рассуждение, план письменно в тетради).Борщевский.- - Кто запомнил предлоги? Назови их ( У доски морфологический разбор этих предлогов). -Со временем будет добрый полковник. - (индивидуальный разбор предлога в тетради). -На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. -Назовите предлог и дайте устную характеристику его морфологическим признакам для консультации тому, кто работает у доски. - Построение схемы « Виды предлогов по составу и по происхождению». Виды предлогов А- по строению (простые, составные); Б- по происхождению ( производные и непроизводные).
|
Деятельность ученика
1 Индивидуальное задание: устное рассуждение, план письменно в тетради. 2. У доски морфологический разбор предлогов. 3. Индивидуальный разбор предлога в тетради. 4.Устная характеристика морфологических признаков предлога для консультации тому, кто работает у доски. 5. Построение схемы « Виды предлогов по составу и по происхождению». |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление знаний и способов действий. |
5 минуты |
Закрепить знания о морфологических признаках предлогов, работать со словарём. |
Знать порядок морфологического разбора предлога. |
Уметь строить устный ответ на грамматическую тему. |
Частично – поисковый, проблемный, практический. |
Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Слайд № 5 Шуточные вопросы – загадки.
-Из каких 2 предлогов можно составить название домашнего животного? А из 3? *** -Из каких 4 предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?
- Название какого очень распространённого дерева состоит из 4 предлогов? *** Слайд №6
-«Собери текст». Дирекции зоопарка пришлось уплатить штраф… В их квартирах беспрестанно раздавались телефонные звонки… Это удалось сделать одному малышу… …где паслись жирафы. …но ответа на обычное алло не было. Он заметил… …а телефонную сеть перенесли подальше от загона… Напрасно техники старались разгадать тайну молчаливых звонков. … что жираф лижет телефонный провод на столбе.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя
-Из каких 2 предлогов можно составить название домашнего животного? А из 3? (к-от, к-о -за) . -Из каких 4 предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (насос). - Название какого очень распространённого дерева состоит из 4 предлогов? (с-о-с-на). 3.Прослушаем ответ о фразеологизмах. 4. Восстановите фразеологические сочетания. Предлоги: вокруг, без, на, по, во, за. Зарубить нос- Обвести палец- Язык, кости- Заткнуть пояс- Все лопатки.- -Логика подсказывает вам, какой предлог нужно употребить. Поэтому выполним ещё одно задание на развитие логики- « Собери текст». Это задание будет сложнее, так как нужно собрать не словосочетания, а предложения и выстроить их в определённой последовательности. Желаю вам успеха.
|
Деятельность ученика
1. Работа с фразеологическим словарём. - Найди фразеологизмы, в состав которых входит предлог, выпиши и объясни их значение. -. Составление предложения с одним из этих словосочетаний. (устно). 2 Упражнение на развитие речи и логики. -«Собери текст». Дирекции зоопарка пришлось уплатить штраф… В их квартирах беспрестанно раздавались телефонные звонки… Это удалось сделать одному малышу… …где паслись жирафы. …но ответа на обычное алло не было. Он заметил… …а телефонную сеть перенесли подальше от загона… Напрасно техники старались разгадать тайну молчаливых звонков. В течение нескольких недель владельцы телефонов в английском городе Честер находились в полном недоумении. …который гулял в зоопарке.
-Найди предлоги и дай им устную характеристику. -Работа корректора – исправить ошибки и неточности.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Применение знаний и способов действий. |
7минут |
Готовить сообщение на грамматическую тему, применять словесную инструкцию.
|
Знать о предлогах – антонимах. |
Уметь правильно употреблять предлоги – антонимы в устной речи. |
Объяснительный, практический, графический,
|
Фронтальная |
Слайд №7 Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с .
В-----ИЗ; НА----С.
Слайд №8
- Вставьте нужный предлог. Шёл восьмой час, когда ученик вышел------дому, сошёл-------крыльца, пошёл-----дорожке, зашёл------двор, подошёл----воротам, отошёл------газетному киоску, дошёл-------киоска, вошёл-----трамвай.
Слайд №9
Жить в городе, сказать о нём, ответить с улыбкой, быть в доме, бледнеть от страха, отдать в ремонт, заниматься с утра до вечера, банка для варенья, к пяти часам, опоздал из-за дождя, налить через край, разговаривать с другом, несмотря на удачу.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя
Продолжаем работу по развитию речи. Что вы будете делать на летних каникулах? -Ответьте только словосочетаниями. - Обратили ли вы внимание на то, что при одних словах употребляется предлог в, а при других - на? Фактически эти словосочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но есть и правило, которым можно пользоваться. Послушаем Диму, который позанимался в библиотеке и подготовил сообщение на эту тему.
Вставьте нужный предлог.
Вспомним разряды предлогов по значению. - Заполните таблицу по предложенному тексту.
|
1.-Поеду в деревню -Буду ходить в кино….и т. д. 2 Сообщение учащегося. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с . - Кто из вас знает, что такое антонимы? (ответ учащихся). Если мы говорим на почту, на участок, На Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока; а если говорим в Москву, Белоруссию, в учреждение, то нужно сказать из Москвы, из Белоруссии, из учреждения. Теперь вам должна быть понятна ошибка, которую мы допускаем, когда говорим « приехал с Москвы, пришёл со школы». Если мы говорим поехал в Москву, пошёл в школу, то противоположным предлогом в должен быть предлог из: приехал из Москвы, пришёл из школы. 3 Ученики записывают в тетрадях: В-----ИЗ; НА----С. 4.Творческое письмо. - Вставьте нужный предлог. Шёл восьмой час, когда ученик вышел------дому, сошёл-------крыльца, пошёл-----дорожке, зашёл------двор, подошёл----воротам, отошёл------газетному киоску, дошёл-------киоска, вошёл-----трамвай. 5.Заполнение таблицы « Разряды предлогов по значению».
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учитель проверяет навык устной речи учащегося, логику подготовленного сообщения. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI.Физкультминутка. |
1 минута |
Выполнить комплекс упражнений
|
Знать комплекс упражнений для восстановления работоспособности. |
Уметь повторять упражнения для восстановления работоспособности. |
Практический, наглядный |
Фронтальная |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Учащиеся выполняют комплекс офтальмологических упражнений.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Первичная проверка понимания изученного.
|
5 минут |
|
|
|
Практический |
Индивидуальная |
Слайд №10
1. Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями на Сечи. 2. Вокруг окон и дверей были красные отводы. 3.Тут же при нём вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело убиенного, и потом засыпали обоих землёй. 4.Посреди площади оставались ещё деревянные столики, за которыми только неделю назад шла здесь бойкая торговля съестными припасами. 5.После обеда все легли отдыхать. 6.Впереди всех понёсся витязь всех бойчее, всех красивее
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Диктант с грамматическим заданием.
1. Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями на Сечи. 2. Вокруг окон и дверей были красные отводы. 3.Тут же при нём вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело убиенного, и потом засыпали обоих землёй. 4.Посреди площади оставались ещё деревянные столики, за которыми только неделю назад шла здесь бойкая торговля съестными припасами. 5.После обеда все легли отдыхать. 6.Впереди всех понёсся витязь всех бойчее, всех красивее.
|
1.Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII Коррекция знаний и способов действий. |
5 минуты |
Активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать письменную речь. |
|
меть размышлять над увиденным. |
Объяснительно – иллюстративный |
Фронтальная |
Слайд № 11 t в течени t Если есть значение времени, то это предлог. А букву t( которая в математике и физике обозначает время) очень легко превратить в букву е).
Слайд 12
Загадки
-К какому предлогу нужно добавить загородный дом, чтобы получилось то, что требует решения? -Почему в камере заключённого нашли рыбьи кости, хотя он ел только хлеб сухой и пил воду?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя -Вернёмся к схеме « Виды предлогов». Какие производные предлоги пишутся слитно, а какие – раздельно? t в течени t Если есть значение времени, то это предлог. А букву t( которая в математике и физике обозначает время) очень легко превратить в букву е). -Объясним вместе. Условились насчёт экскурсии, деньги поступили на счёт детского дома, ввиду дождя экскурсия не состоялась, я буду иметь в виду, согласовать в роде, числе, падеже, в течение долгих лет. - А теперь самостоятельно.
|
Деятельность ученика 1.Ответ учащихся. 2. Учащиеся записывают : t в течени t
3. В течение целого урока, в течение летних каникул, в течении ручья, вследствие шторма, карантин вследствие гриппа, в следствии по громкому делу, в продолжение всего разговора., в продолжении сериала, в продолжение жизни. 4.Кто закончил раньше, отгадывает загадки. -К какому предлогу нужно добавить загородный дом, чтобы получилось то, что требует решения? -Почему в камере заключённого нашли рыбьи кости, хотя он ел только хлеб сухой и пил воду?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания |
Умения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX.. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
|
5 минут |
Проверить знания изученного материала |
Знать правописание производных предлогов. |
Уметь |
Практический
|
Индивидуальная |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя Проводит индивидуальное консультирование. |
Деятельность ученика Учащиеся выполняют тестовые задания. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
||
Знания |
Умения |
|||||||
XI. Информация о домашнем задании.
|
2 минуты |
Обобщить изученное по теме, подготовиться к написанию домашнего задания. |
. |
.Уметь выполнять задания по словесной инструкции. |
Объяснительный, частично – поисковый. |
Фронтальная |
|
|
|
Деятельность учителя 1.Повторить теорию по теме « Предлог» по выданной вам таблице. 2.Выполнить разборы из упражнения № 3.Индивидуальное задание: А) Б) В) |
Деятельность ученика Учащиеся записывают домашнее задание ( фронтально и индивидуально). |
||||||
|
|
|
||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
||
Знания |
Умения |
|||||||
XI. Подведение итогов.
|
2 минуты |
Обобщить изученное по теме, |
Знать изученные теоретические сведения. |
Уметь обобщать и делать выводы по изученному материалу. |
|
Фронтальная |
|
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
||||||
|
Раздаёт листочки с обобщающей таблицей по теме « Предлог».
|
Проверяют свои знания |
||||||
Список используемой литературы.
1.7 класс. Тематические зачёты. Москва, 2001.
2. Русский язык в таблицах и схемах.. Санкт – Петербург, 2005.
3.Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 7 класс, Москва, 2007.
4.В.Волина. Весёлая грамматика, Москва, 1995.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.