Технологическая карта урока русского языка «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения»
Оценка 5

Технологическая карта урока русского языка «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения»

Оценка 5
doc
23.12.2020
Технологическая карта урока русского языка «Распространенные и нераспространенные предложения.  Второстепенные члены предложения»
технологическая карта урока.doc

Технологическая карта урока русского языка «Распространенные и нераспространенные предложения.

Второстепенные члены предложения»

Класс: 5

Тип  урока:   «открытие"  новых знаний. 

УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. –М:Просвещение, 2019

Цель урока:   обеспечить формирование    умения узнавать и отличать распространённые предложения  от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,   ценностного отношения к совместной познавательной деятельности, актуализировать и восстановить ранее изученное о второстепенных членах.

Предметные (объем и уровень владения компетенциями): знать определение распространенных и нераспространенных предложений, общее определение второстепенных членов предложения; уметь разграничивать  распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; распространять предложение второстепенными членами

Метапредметные результаты: овладение проемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

 Личностные результаты: понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: поисковый, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

 №
п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

1.

Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

 Я бы хотела начать урок  с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?
«С малой удачи начинается успех!»
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Я буду этому очень рада!     Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом  о выполнении вами задания  будут смайлики разного цвета.

Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложение 2)  на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?
Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений. (
Приложение 3)
Назовите критерии оценки:
http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif  – цель достигнута
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif  –  справляюсь, но есть ошибки     
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif – ещё нужно над этим работать
Оценивать работу групп сегодня буду я.

Объясняют смысл приветствия.
Волевая саморегуляция

Фронтальная

Личностные

Регулятивные

 

2.

Актуализация 
знаний и пробное учебное действие
Приём  ТРКМЧП:
 «Веришь ли ты, что…»

 

Технология проблемного диалога (подводящий диалог)

 - Назовите главные члены предложения.

- Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

Верите ли вы, что подлежащее может быть выражено существительным (местоимением, другими частями речи)?

Верите ли вы, что сказуемое может выражаться не только глаголом, но и другими частями?

 

- Прочитайте текст на доске.

Мир русских сказок – это соприкосновение с загадочными обитателями русских сказок, незабываемое путешествие в заманчивый и таинственный мир волшебства, где возможно все; где открываются неограниченные просторы для полета фантазии

- О чем текст? Назовите главные члены каждого предложения. (На слайде дается тот же текст, но без второстепенных членов)

- Все ли понятно в тексте, где есть только главные члены предложения? А что помогает, уточняет прочитанное? ( Другие слова, другие члены предложения)

- Кто знает, как они называются? А хотите узнать?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

 

 

Отвечают на вопросы, Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока

Фронтальная

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют решение учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: задают вопросы, отвечают на них, формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Приём ТРКМЧП:

«Инсерт»(маркировка текста)

Предлагаю выполнить задание № 1  из маршрутного листа:
–  Прочитать  информацию в учебнике о  видах предложений по наличию второстепенных членов –    с.81-82 Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт»)

v  знаю

+ новое

!  интересное

? не понимаю  и найдите ответы на вопросы:

-- Какие члены предложения называют второстепенными?

- Почему сказуемое и подлежащее не являются второстепенными  членами предложения?

- В чем состоит роль второстепенных членов предложения?

Сделайте вывод, какое из предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространенным.

Отвечают на вопросы. Работают с текстом учебника. Задают вопросы для уточнения информации. Формулируют собственные мысли.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

К: задают вопросы с целью получить информацию для решения проблемы.

Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

4.

 Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Приём ТРКМЧП:

«Синквейн»

-- Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание №2

- Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева

Осень наступила, высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

- Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие?

(Осень наступила. Высохли цветы)

- Распространите их, т.е. добавьте второстепенные члены предложения

Микровывод: чем больше второстепенных членов, тем богаче и ярче звучит наша речь.

Предлагаю выполнитьследующее задание из маршрутного листа. 
Задание № 3
Составление синквейна  (алгоритма изученного правила)
со словом «Предложения»:

1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – существительное  – синоним  первому

 

 Выполняют задание

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы 

Выполняют синквейн

  Пример синквейна:
 
Предложения
Распространённые, нераспространён-ные
Бывают, состоят, делятся 
По наличию второстепенных членов
Виды

 

 

Групповая

Индивидуальная

П:осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

 

К: приобретают  опыт  работы в группе; К2 – практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.  
Задание № 4
Спишите     предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. 
Самопроверка по образцу. 

Выполняют задание № 4

 

 Проверяют по образцу на слайде

Индивидуальная

Р: контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

П: осуществляют поиск необходимой информации

 

6.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Предлагаю ответить на вопросы:
– Какова тема урока?
– Какую цель ставили?
– Достигли ли цели?
– Какое правило использовали?

– Что было интересно на уроке?

– Что  было трудно?

– Где ваши знания пригодятся?

- Оцените свою работу, поставьте оценку.

- Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

- Оцените работу своей группы.

Даю  свою оценку работе групп.

- Сегодня конец рабочей недели. Поднимите руку, у кого в листках достижений  просматривается продвижение вперёд! В чём?

Отвечают на вопросы. 
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Фронтальная

Р: оценивают свою работу

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Предлагаю выполнить по выбору:
1. упр.177
2. упр. 178
3. Лингвистическая сказка « Два предложения».
Кто попробует написать  сказку?
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока русского языка «Распространенные и нераспространенные предложения

Технологическая карта урока русского языка «Распространенные и нераспространенные предложения

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормы организации взаимодействияФормируемые

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормы организации взаимодействияФормируемые

Технология проблемного диалога (подводящий диалог) -

Технология проблемного диалога (подводящий диалог) -

В чем состоит роль второстепенных членов предложения? -

В чем состоит роль второстепенных членов предложения? -

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Скачать файл