Урок русского языка в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема: Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.
Место урока: 1-ый урок по теме «Слово и слог. Ударение»
Тип: изучение нового материала
Цель урока: уточнить представление о слоге как части слова, слогообразующий роли гласных; обучить выделению слогов и обозначению их в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов
Задачи:
- организовать работу по формированию умения преодолевать возникшие затруднения;
- способствовать овладению умением определять количество слогов в словах;
- формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование: веер с буквами, задания для самостоятельной работы и для работы в парах(приложение 1);
у учителя: интерактивная доска, ПК, плакат- схема «характеристика букв, звуков, плакат «правильно сиди при письме»,
Ресурсы:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
- Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение.
Планируемые результаты
Предметные
- учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов.
- учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов
Метапредметные
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли
- использовать речь для регуляции своего действия
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные УУД
- формулировать тему и цели урока
- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- осуществлять контроль процесса деятельности
- оценивать результаты деятельности
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- формирование правильной посадки за столом
Познавательные УУД
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные УУД
- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение
- проявлять познавательный интерес к новому знанию
- сохранять мотивацию к учению
- ориентироваться на понимании причин успеха в учении
- проявлять интерес к новому учебному материалу
Образовательные технологии:
- технология диалогового обучения
- технология проблемного обучения
- технология развивающего обучения
Урок русского языка в 1 классе («Школа России
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||
Организационный момент |
Начинается урок,
|
Учащиеся проверяют готов-ность рабочих мест; соблюдают правила посадки. |
Регулятивные УУД: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя. - формирование правильной посадки за столом - оценивать результаты деятельности
|
||
Актуализация знаний
|
1. Чистописание (На доске образец соединения заглавной и строчной буквы Сс) Написание какой буквы повторим? Условия работы? Дайте характеристику буквы и ее звуков по плану; приведите примеры слов.
2. На доске слова
1.Мыло, каша, урок. 2. Малина, посуда, сорока. 3. Тигр, сом, лист. - Попробуйте догадаться, по какому принципу разделены слова на 3 группы?(по количеству слогов в словах) |
Дают характеристику буквы и звуков по плану, прове-ряют и дополняют ответы; выполняют работы в соот-ветствии с самостоятельно проведенным анализом слова; самооценка работы.
Учащиеся обобщают, дают ответ.
Сравнивают слова, формулируют ответы и аргументируют, приводят примеры. |
Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли - использовать речь для регуляции своего действия - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
РегулятивныеУУД: - устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - осуществлять контроль процесса деятельности - оценивать результаты деятельности - осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном Познавательные
УУД: - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; Личностные УУД: - проявлять познавательный интерес к новому знанию - сохранять мотивацию к учению - ориентироваться на понимании причин успеха в учении - проявлять интерес к новому учебному материалу
|
||
Формулировка темы и цели урока, составление плана работы |
Предположите, о чём мы будем говорить сегодня? Откройте учебник на стр.32. -Правильно ли определили тему урока? - Расскажите, что вы знаете о слоге?–
Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни.
|
Формулируют тему и цель урока, совместно планируют деятельность, сверяют с доской. |
Регулятивные УУД: - формулировать тему и цели урока - устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи
|
||
Организация деятельности по плану Открытие знания
Физ. минутка
Первичное закрепление
|
1. Как определить количество слогов в слове? Предлагаю вам провести эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: 1 ряд определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков (ладонь подносим ко рту)), 2 ряд – подсчитывая количество гласных в слове, 3 ряд- касание подбородка к руке. Слова на карточке дом ива качели мост рука
ученик
– Определите, какая
взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово,
двусложное и т.д.? – Придумайте для своего соседа задание по материалу, изучаемому на уроке, используя слова для справок: парта, учитель, класс, урок, карандаш, мел. |
Дети работают по карточкам. Сравнивают
результаты, озвучивают результат. Делают выводы
Выполнение условий игры
Развитие монологического высказывания. Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника («учёных»). Дети говорят о возможных трудностях. Самооценка деятельности. Творческое выполнение задания. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Работа в паре. |
Умение высказывать предположения,
прогнозирование, доказательство своей точки зрения. Умение высказывать свою точку зрения и
слушать собеседника.
Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
|
||
Применение новых знаний |
Новые знания помогут выполнить интересное задание на странице 33 упражнение 4. Прочитайте задание про себя. Что будем учиться делать? Запишите в тетрадь составленные слова через запятую. (Проверка по обучающему диску Русский язык)
Вспомните скороговорки, в которых есть слова дрова, трава.
Работа над скороговоркой |
Находят указанное задание в учебнике, анализируют необходимое для выполнения задания, выполняют прогностическую самооценку; самостоятельно выполняют работу и оценивают результат работы |
Познавательные УУД: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике (на страницах учебника, в условных обозначениях, ); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике; ЛичностныеУУД: - сохранять мотивацию к учению
|
||
Итог урока |
Слог- это слово или часть слова? Из каких звуков может состоять слог? Расскажите, как узнать сколько слогов в слове? Приведите примеры односложных, двусложных, трёхсложных слов. |
Рассказывают о слоге |
Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли
|
||
Рефлексия |
Постарайтесь закончить предложения: Теперь я точно знаю, сколько в слове гласных, … Мне стало известно, что слог- это… Мне было интересно выполнять задание… |
Оценивают результат своей работы за урок |
Регулятивные УУД: - осуществлять контроль процесса деятельности - оценивать результаты деятельности Личностные УУД: - сохранять мотивацию к учению - ориентироваться на понимании причин успеха в учении
|
Приложение 1
Дом- мост
Ива-рука
Качели-ученик
Слова для справок: парта, учитель, класс, урок, карандаш, мел
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.