ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс 3 УМК «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема урока: Состав слова
Цель урока – создание условий для закрепления умения разбирать слова по составу.
Задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова. Вырабатывать умение правильно разбирать слова по составу.
2. Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма.
3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка, любви к здоровому образу жизни, правильному питанию.
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Часть 1, с 100.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интерактивная панель, документ – камера, доска, мел.
Наглядный материал: карточки для записи слов (работа в группах) – 6 штук, индивидуальные карточки с заданиями из сборника «Дифференцированные задания для всех классов начальной школы» на тему «Состав слова» (по количеству учеников), карточки для самооценки, взаимооценки (по количеству учеников).
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний
Форма проведения: урок с элементами игры
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные) П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) |
Личностные |
||||||||
Организационный момент (1 минута)
|
Проверка готовности к уроку
|
Беседа |
- Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо Все расселись по местам Никому не тесно По секрету вам скажу Будет интересно! - Ребята, всё ли к уроку готово у вас? Ручка, тетрадка, пенал, карандаш? Проверьте, пожалуйста. |
Эмоционально настраиваются на урок.
Проверяют готовность к уроку.
|
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 1 (Добро пожаловать на урок!) |
|
|
К: умение слушать учителя |
формирование навыков самоорганизации |
Минутка чистописания (5 - 6 минут) |
Формирование навыка каллиграфично писать букву о в соединении с другими буквами |
Практическая работа |
- Откройте свои тетради, отступите строчку вниз и запишите сегодняшнюю дату и классная работа. - Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадайте загадку. - В этой букве нет угла, Оттого она кругла, До того она кругла, Покатиться бы могла. - Давайте пропишем строчку с буквой О в соединениях с другими буквами. |
Открывают тетради, записывают дату, классная работа.
- Буква о.
Прописывают в тетрадях букву о в соединениях с другими буквами.
|
Индивидуальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация
|
Устный контроль |
- умение каллиграфично писать букву о в соединении с другими буквами
|
Р: умение планировать свои действия, выполнять их по намеченному плану; К: - умение отвечать на вопросы учителя; - умение выслушивать мнение других; - умение строить высказывание в устной форме. |
|
Словарная работа |
Формирование навыка правильно писать словарные слова |
Практическая работа |
- Сейчас в следующей строчке запишем слово, которое начинается на букву О. Угадайте это слово. - Огурец, капуста, кабачок, Перец, лук, морковь и чесночок. Как всё это вместе назовём, В огороде нашем соберём? - Верно, следующей строчке записываем слово овощи 4 раза. - Внимательно посмотрите на написанные слова. Выберите то, которое, по вашему мнению, получилось самое красивое. Простым карандашом поставьте сверху над ним галочку. - Ребята, какие слова мы называем словарными?
- Сегодня наши словарные слова – овощи. - Прежде чем писать, скажите, пожалуйста, какие овощи вы знаете? - Хорошо, почему полезно употреблять овощи в пищу?
- Скажите, в чем заключается польза правильного питания? Важно ли питаться правильно? Почему?
- Правильно ли питаетесь вы? - Молодцы, я очень рада! - Итак, запишем слова в следующую строчку под диктовку. - Капуста, морковь, картофель. - Поставьте в слова ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. - Обменяйтесь тетрадями. Обратите внимание на экран. Проверьте, верно ли ваш сосед написал слова. - На полях карандашом нарисуйте смайлика карандашом. Если сосед выполнил все верно – радостного, если нет – грустного. - Замечательно, поменяйтесь тетрадями обратно. |
- Это овощи.
Записывают в следующей строчке слово «овощи» 4 раза.
- Слова, написание которых нельзя проверить, нужно запомнить.
- Помидор, огурец, кабачок, морковь, перец, свёкла и тд.. - Овощи полезно употреблять в пищу, т.к они богаты полезными витаминами. - Питаться правильно важно, так как от этого зависит наше здоровье. Если человек питается правильно, он всегда полон сил, энергии. - Да.
Записывают слова под диктовку. Кто – то один работает у доски.
Обозначают в словах ударение, подчеркивают опасные места.
Осуществляют взаимопроверку.
|
Индивидуальная |
Слайд 2 (Овощи)
Слайд 3 (Польза правильного питания)
Слайд 4 (Проверка)
|
Взаимоконтроль |
- умение давать определение понятию «словарные слова»; - умение писать словарные слова; - умение обозначать в словах ударение; - умение записывать слова под диктовку |
Р: - умение осуществлять взаимопроверку. К: - умение отвечать на вопросы учителя; - умение выслушивать мнение других; - умение вступать в диалог; - умение строить высказывание в устной форме. П: умение анализировать информацию |
выражение любви к правильному питанию |
Мотивационно-целевой этап (5 минут)
|
Выход на тему
|
Игра «Угадай-ка»
Практическая работа |
- Предлагаю нам с вами сейчас поиграть в игру, которая называется «Угадай – ка». 1) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется… 2) Общая часть родственных слов называется … 3) Часть слова без окончания называется … 4) Значимая часть слова, стоящая перед корнем, нужная для образования новых слов, называется ... 5) Значимая часть слова, стоящая после корня, служит для образования новых слов, называется… - Молодцы, всё верно. Сейчас давайте найдём в словарных словах корни. Теперь окончания и основу. - Что мы только что сделали со словами? - Разобрали как? - Верно. - Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? Догадались? - Совершенно верно, вы правы. |
Принимают участие в игре, отвечают на вопросы учителя. - Окончание.
- Корень.
- Основа слова.
- Приставка.
- Суффикс.
Работают в тетрадях. Кто – то у доски.
- Мы их разобрали. - Разобрали по составу.
- Состав слова. |
Фронтальная
Индвидидуальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 5 (Тема)
|
Устный контроль |
- умение называть части слова; - умение давать определение каждой части слова; - умение находить в словах значимые части слова; - умение разбирать слова по составу. |
К – умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; - умение отвечать на вопросы учителя. Р – волевая саморегуляция; - целеполагание.
|
|
Мотивация к учебной деятельности |
Беседа |
- Ребята, предположите, для чего нам нужно изучать эту тему? |
- Для того, чтобы изучать русский язык, чтобы знать, из каких частей состоит слово, чтобы правильно разбирать слова по составу. - Чтобы знать особенности каждой части слова, знать способы образования слов. |
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация |
Устный контроль |
|
К- умение отвечать на вопросы учителя; - умение слушать других П – умение анализировать информацию |
формирование познавательного интереса к изучению русского языка |
|
|
Формулировка учебной задачи |
Беседа |
- Как будет звучать цель нашего урока? Назовите ее. |
- Цель – научиться разбирать слова по составу.
|
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация |
Устный контроль |
|
Р – умение определять и формулировать цель урока |
|
Ориентировочный этап (1 минута)
|
Планирование учебной задачи |
Беседа |
- Чтобы достичь цели, которую мы с вами поставили, необходимо спланировать ход нашей дальнейшей деятельности. - Составим план урока.
- Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? |
План 1. Научимся образовывать новые слова 2. Определим морфемный состав слов. 3. Научимся образовывать однокоренные слова. - Необходимо быть активными, внимательными, быстрыми, послушными. - Нужно отвечать на вопросы учителя, выполнять все задания, находить необходимую информацию в учебнике. |
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 6 (План) |
Устный контроль |
|
Р - умение планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления |
|
Практический этап (5 минут) |
Формирование умения образовывать новые слова |
Практическая работа |
- Приступим к выполнению первого пункта плана. Что будем делать? - Верно, для этого нам понадобится наш помощник – учебник. Откроем учебники на странице 100. Номер 6. - Прочитайте, что необходимо сделать. - Что нужно выполнить?
- Верно, работу будете выполнять в парах, ваша задача образовать новые слова, записать их в тетради, а также разобрать по составу. Время на выполнение – 2 минуты. Приступайте к выполнению. - Закончили. Проверим, что у вас получилось. - Маленькая узкая дорога, это … - Тот, кто строит дороги, это … - Назовите прилагательное к слову дорога - Трава, растущая вдоль дороги, это … - Молодцы, все верно. Теперь проверим, правильно ли вы разобрали эти слова по составу. Обратите внимание на экран, проверьте, все ли верно вы разобрали со своим соседом. - Поднимите руки те, у кого все верно. У кого одна ошибка? У кого две ошибки? Более двух? - Молодцы, вы все справились с этим заданием, я очень рада. |
- Научимся образовывать новые слова.
Открывают учебники, находят номер.
Читают задание. - Нужно образовать от слова дорога слова с данными значениями. Выполняют задание в парах, записывают слова, разбирают их по составу.
Проверяют своё решение.
- Дорожка. - Дорожник. - Дорожный. - Подорожник. Проверяют, правильно ли разобрали слова по составу.
|
Фронтальная
Парная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Учебник
Слайд 7 (Проверка задания)
|
Письменный контроль |
- умение образовывать слова при помощи суффиксов; - умение сравнивать состав слова; - умение находить в словах значимые части слова; - умение правильно называть значимые части слова. |
К- умение отвечать на вопросы учителя; - умение работать в парах; - умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Р: умение удерживать учебную задачу в течение урока; - умение работать по плану; - умение корректировать свою деятельность. П: умение ориентироваться в учебнике.
|
|
Практический этап (5 минут) |
Формирование умения определять морфемный составслов |
Практическая работа |
- Предлагаю теперь поработать всем вместе, нам нужно выполнить следующее задание. Что будем делать? - Но перед этим, скажите, пожалуйста, что такое здоровый образ жизни?
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Назовите.
- Молодцы, так много слов назвали. Верно, все это относится к здоровому образу жизни. - Скажите, важно ли вести здоровый образ жизни? Почему? - Да, вы правы. Теперь предлагаю вам выполнить задание. - Вам необходимо распределить слова в группы, в зависимости от того, какой они имеют состав. - Посмотрите, у нас есть 4 группы. В первой могут быть слова, состоящие только из корня. Во второй – слова, состоящие из корня и окончания. В третьей группе могут быть слова, состоящие только из приставки, корня и окончания. В последнюю группу относятся слова, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. - Приступим к выполнению. Выходим к доске по одному. Остальные внимательно слушают, готовятся помогать или исправлять. https://learningapps.org/watch?v=pd9y52r0k22 Учитель следит за процессом выполнения, при необходимости комментирует, исправляет учеников. - Итак, мы с вами справились с этим заданием. Вы большие молодцы! - О чем были все слова в этом задании? С чем они были связаны? - Да, все верно. Вы очень внимательные! |
- Определим морфемный состав слов.
- Здоровый образ жизни это действия человека, направленные на укрепление здоровья. - Спорт, правильное питание, зарядка, прогулки, режим дня, гигиена, движение и т.д.
- Конечно, важно. Для того, чтобы быть здоровыми.
Слушают объяснение.
Ученики по очереди выходят к доске, выполняют задание. Остальные слушают ответ одноклассников, при необходимости помогают, исправляют его ошибки.
- Все слова связаны со здоровым образом жизни. |
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 8 (ЗОЖ)
|
Устный контроль |
- умение сравнивать состав слова; - умение определять морфемный состав слов; - - умение правильно называть значимые части слова. |
П: - умение обобщать полученные знания; - выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания. К: умение отвечать на вопросы учителя. Р: умение удерживать учебную задачу в течение урока; - умение работать по плану;
|
выражение любви к правильному питанию, к здоровому образу жизни |
Физкультминутка (1 минута) |
Снятие утомления |
Игра «Лови ошибку» |
- Предлагаю вам отдохнуть. - Встаём, будем играть в игру «Лови ошибку». Вам нужно быть быстрыми и внимательными. - Я буду называть слова. Если слово состоит только из корня и окончания, вы приседаете, а если помимо корня и окончания есть другие части слова, вы поднимаете руки вверх и кричите «Ловлю ошибку!». Готовы? - Вишня, собака, пристройка, город, огород, овощи, перелесок, прогулка. |
Встают, слушают правила игры.
- Да. Слушают слова, выполняют приседания или поднимают руки вверх. |
Фронтальная |
|
Устный контроль |
- умение сравнивать состав слов; - умение находить в словах значимые части слова. |
К: умение слушать учителя |
|
Практический этап (5 минут) |
Формирование умения образовывать однокоренные слова при помощи приставок, суффиксов |
Игра «Снежный ком» Практическая работа |
- Продолжим работу. Выполним следующий пункт нашего плана. - Как он звучал? Что будем делать?
- Поиграем в игру, которая называется «Снежный ком». - Сейчас вам предстоит выполнить задание в группах. - Вспомним правила работы в группах. Скажите мне, пожалуйста, как нужно работать в группе?
- Все верно. Надеюсь, при выполнении работы вы будете пользоваться этими правилами. - Вам нужно будет образовать однокоренные слова от данного корня, записать их на карточке и разобрать по составу. - Время на выполнение 2 минуты. - Время вышло, проверим, что у вас получилось с помощью документ – камеры. - Первая группа, пожалуйста, покажите, что вы написали.
- Все ли верно у ребят первой группы? - Отлично, вторая группа, пожалуйста, выходите. Что получилось у вас? - Посмотрите внимательно, все ли они верно разобрали. - Приглашаем третью группу. - Есть ли у ребят третьей группы ошибки? Что – то заметили? - Отлично, четвертая группа выходит. Что написали вы? - Проверяем, смотрим внимательно. - Пятая группа демонстрирует нам результаты своей работы. Остальные проверяют.
- Попрошу шестую группу выйти. Покажите, что вы написали.
- Отлично. Последняя группа, пожалуйста, покажите, что сделали вы. Проверяем, внимательно смотрим.
- Замечательно! Вы все большие молодцы! Каждая группа успешно справилась с заданием. - Скажите, пожалуйста, с помощью каких частей слова вам удалось образовать новые слова? - Совершенно верно. |
- Научимся образовывать однокоренные слова.
Объединяются в группы по 4 человека. - Нельзя перебивать других членов группы. - Нужно выражаться ясно, так, чтобы слова были понятны всем. - Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай.
Выполняют задание в группах.
Примерные ответы первой группы: морозилка, заморозок, морозный, отморозил, мороженое и т.д.
Примерные ответы второй группы: зима, зимушка, зимний, перезимовать, зимовье и т.д.
Примерные ответы третьей группы: снежок, снежинка, снежочек, снежище и т.д. Примерные ответы четвёртой группы: холодный, холодильник, холодно, холодина и т.д. Примерные ответы пятой группы: лесник, лесной, лесок, лесничий, лесистый, безлесье и т.д. Примерные ответы шестой группы: подруга, дружочек, дружба, содружество, дружный и т.д. Примерные ответы седьмой группы: школьник, школьный, пришкольный, дошкольная, школяр и т.д.
- Мы смогли образовать новые слова при помощи приставок и суффиксов. |
Групповая |
Карточки для записи слов (6 шт) Приложение 1 Документ-камера |
Письменный |
- умение разбирать слова по составу; - умение называть способы образования слов; - умение графически выделять части слова. |
К: - умение работать в группах; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; - умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности; - умение высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы. Р: - умение удерживать учебную задачу в течение урока; - умение корректировать свою деятельность и деятельность группы. П: - умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. |
|
Самостоятельная работа (10 минут) |
Применение полученных знаний на тему «Состав слова» на практике |
Самостоятельная работа |
- Выполним последний пункт нашего плана. - Что будем делать?
- Сейчас каждый из вас получит индивидуальную карточку с заданием. Учитель раздаёт карточки с заданиями каждому ученику. - Работать будете прямо на карточках. - Теперь внимательно послушайте меня. - Поднимите руку, у кого карточка под номером 1. - Ваша задача разобрать слова по составу. Цветы, вода, комнатный, морской, замок, сырник, ящерица, соль, камыш, посадка, пересоленный. - Поднимите руку, у кого карточка под номером 2. - Вам необходимо образовать новые слова от слов, которые написаны у вас на карточке, пользуясь суффиксами, которые тоже вам даны. Запишите получившиеся слова и разберите их по составу. Малина, осина, цветы, муравей, двор. Суффиксы: –ник-, -ов-, -н-. - Поднимите руку, у кого карточка под номером 3. - Ваша задача соотнести схемы слов с данными словами, а затем подобрать по три слова к каждой схеме. Слова необходимо записать.
- Всем ли понятно задание? - Время на выполнение 5 минут. Приступайте. - Время вышло. - Давайте проверим, что у вас получилось. Внимание на экран. - У кого первая карточка. Так ли у вас получилось?
- Кто работал по второй карточке. Что получилось у вас?
- Кто выполнял задания на карточке под номером 3, проверим, что получилось у вас. Вам нужно было сначала соотнести схемы с предложенными словами.
- Какие слова подобрали к каждой схеме?
- Все верно, ребята, вы молодцы! |
- Выполним самостоятельную работу.
Поднимают руку те, у кого карточка с номером 1. Слушают объяснение задания.
Поднимают руку те, у кого карточка с номером 2. Слушают объяснение задания.
Поднимают руку те, у кого карточка с номером 3. Слушают объяснение задания.
Выполняют задание.
- Малинник, малиновка, осиновый, цветник, цветовая, цветной, муравейник, муравьиный, дворник, дворовый. - К первой схеме подходит слово облако. Ко второй схеме слова: звездочка, оленята, кормушка, дочка. К последней схеме слово поездка. - К первой слова: небо, малина, птица. Ко второй схеме слова: ночка, веселушка, дорожка. К третьей схеме подобрал такие слова: пробежка, подорожник, прогулка и т.д. |
Индивидуальная |
Индивидуальные карточки с заданиями из сборника «Дифференцированные задания по русскому языку в начальной школе » (по количеству учеников) |
Письменный |
- умение находить части слова; - умение разбирать слова по составу; - умение выделять графически части слова; - умение образовывать новые слова при помощи морфем; - умение соотносить схемы состава слов с словами; - умение подбирать к схемам состава слов слова. |
К: умение грамотно задавать вопросы. Р: умение осуществлять работу по плану; - умение корректировать свою деятельность; - саморегуляция при выполнении задания. П: умение анализировать информацию; выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания. |
|
Рефлексивно-оценочный этап (3 минуты)
|
Рефлексивный анализ. Оценка |
«Облако тегов»
|
- Какой была цель урока?
- Достигли ли мы ее?
- Продолжите фразы: «Я узнал…» «Я понял, что…» «Было интересно…» «Было трудно…» «Я захотел(а)…»
- Вашу работу на сегодняшнем уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились, были очень активными и любознательными. Благодаря вам мы всё выполнили. - Особенно хочу отметить …. Он(а) справились со всеми заданиями без ошибок (были активными и т.п.) |
- Продолжим учиться разбирать слова по составу. - Да, достигли.
- Я понял, что новые слова образуются при помощи приставок или суффиксов. - Было интересно выполнять задание в группе. - Я захотела разобрать по составу более сложные слова.
|
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 9 (Фразы)
|
Устный |
- умение делать выводы по теме урока |
П - умение обобщать полученные знания
К - умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других |
рефлексия своего отношения к содержанию темы |
Рефлексивный анализ. Самооценка |
Заполнение таблицы
|
- Теперь я попрошу каждого из вас оценить свою работу на сегодняшнем уроке, работу группы и работу вашего соседа, с которым вы выполняли задание. - Внимательно прочитайте критерии оценки. Сначала оцените себя. Поставьте ++, если сегодня у вас всё получилось, + -, если были затруднения и - , если сегодня у вас ничего не получилось. - Также оцените работу соседа на уроке. - При оценивании группы, внимательно прочитайте предложенные варианты, поставьте + в один из них. - Хочу сказать, что сегодня на уроке вы очень активно работали, у нас все получилось, мы все успели, благодаря вам. Вы молодцы! |
Оценивают свою работу на уроке.
Оценивают работу соседа по парте.
Оценивают работу группы.
|
Фронтальная |
Карточки для самооценки, взаимооценки (по количеству учеников) Приложение 2 |
Устный |
|
Р – умение оценивать свою деятельность П: умение определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями |
Формирование адекватной самооценки |
|
Домашнее задание (2 минуты) |
|
Беседа |
- Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневники. - Учебник страница 100, №4. - Откройте, найдите номер. Прочитайте. - Что нужно сделать?
- Итак, сначала слова прочитаете, разберете по составу, разобьете в группы, запишите их. Ниже нарисуете схему состава выделенного слова. - Спасибо вам за урок! Урок закончен! |
Записывают домашнее задание в дневник.
Находят номер, читают задание. - Объединить данные слова в группы по составу. Записать группы слов. Нарисовать схему состава выделенного слова. Слушают объяснение, задают вопросы. |
Фронтальная |
Учебник |
Устный контроль |
|
Р: умение ориентироваться в учебнике П: умение анализировать информацию К: умение задавать вопросы |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.