Дубинина Ольга Борисовна, Глазковский филиал МБОУ Кочетовская СОШ
Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
Класс |
3 |
УМК |
«Школа России» |
Учебник |
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть II. – М.: Просвещение. |
Тема |
Род имен существительных |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Цель урока: |
Овладение навыками определения рода имен существительных. |
Задачи: |
1. систематизировать знания ранее изученного материала по теме «Имя существительное»; 2. узнать какого рода бывают имена существительные; 3. составить алгоритм определения рода имени существительного; 4. научиться классифицировать имена существительные по родам; 5.отработать навыки определения рода имени существительного. |
Метапредметные УУД: |
Познавательные: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества. Регулятивные: управление своей деятельностью. Личностные: самоопределение; смыслообразование, морально-этическая ориентация. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор; экран; компьютер; лесенка успеха, карточки для составления кластера, памятка «Секрет запоминания рода». |
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
I. 1-2 мин |
Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».
|
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. Будем грамотно писать, Дружно все мы отвечать.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. В русском языке много разных тайн. И мы с вами раскроем сегодня одну из них. - К нашему уроку я подобрала такой девиз: « С малой удачи начинается большой успех». - Как понимаете смысл этой пословицы? - Нужна ли человеку удача, успех? Зачем? - Нужна ли она вам? От чего зависит успех человека? - Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи и успеха. Перед вами лесенка успеха. Мысленно определите своё положение на ней, где вы находитесь на данный момент. Я думаю, что за сегодняшний урок, мы поднимемся хотя бы на одну ступеньку вверх, и наша маленькая удача приведет к большому успеху в будущем. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Желают друг другу: « Удачи и успеха».
Определяют свое положение на лесенке успеха. |
Регулятивные : нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. 5-6 мин |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
Выявляет
уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Поиграем в игру «Да – нет». -
Имя существительное – это часть речи? - Имя существительное бывает только одушевлённым. - Имя существительное изменяется по числам. - Имена существительные бывают собственные и нарицательные. (составление кластера) |
Учащиеся высказывают свои предположения.
Отвечают только словами: «Да», «Нет». В ходе ответов составляют кластер. |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
|
III. 5-7 мин |
Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели и задач урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Откройте тетради и запишите число и классную работу.
Вот такое испытание – Это первое задание: Работаем в группах. Прочитайте слова, запишите их, распределяя на группы, согласно какому-то признаку. Небо, метель, ученики, мороз, Петров, озеро, Ирина, девочки, снега. -Какие группы слов у вас получились? По какому признаку вы распределяли слова? (дополнение кластера) -По какому признаку ещё можно разделить эти слова? - Возможно, маленькая сценка вам поможет. (из книги К.И. Чуковского «От 3 до 5») – Мама, у меня на пальце царап! – Не царап, а царапина. – Это у Муси – царапина, а я мальчик! У меня царап!
- Почему так сказал ребёнок? - Что он не понимает? - О каком признаке существительного идёт речь? (род имени существительного) - Сформулируйте тему и цель урока: что вы хотите узнать, чему научиться. (Учитель фиксирует тему на доске) (дополнение кластера)
-Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны поставить? Используем игру «Хочу спросить». 1. узнать (какого рода бывают имена существительные) 2. составить (алгоритм определения рода имён существительных) 3. научиться (классифицировать имена существительные по родам) 4. применить (новое знание в выполнении заданий) |
Открывают тетради, записывают число.
Работают в группах.
Ставят цель, задачи, формулируют (уточняют) тему урока.
Дополняют кластер.
Учащиеся высказывают свои предположения.
|
|
IV 8-10 мин |
«Открытие» детьми нового знания Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. |
Организует диалог, уточняет правило, подводит детей к самостоятельному выводу.
Какая стоит перед нами первая задача? Послушайте сказку. Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода». Вот так появился род у существительных.
Разделите наши слова. Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои. Запишите. Проверка. -Какие слова взяли девочки? Почему? - Какие слова взяли мальчики? Почему? - А какие слова остались лишними? Почему? - Как их ёщё можно назвать? (среднего рода) Сделайте вывод. -На какие три группы делятся существительные? -У всех слов можно определить род? Подтвердите свои предположения в учебнике на стр. 25.
-Выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?
-У всех слов можно определить род? - Какую вторую задачу мы поставили перед собой? - Чтобы легче было научиться определять род, я открою вам секрет: Памятки на партах: Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё!
-Как вы думаете, если им. сущ. ж.р. – может стать м.р. или ср.р.? Проверьте. Запишите слово ученик. Определите род. Может ли это существительное быть женского рода? Что получилось? Вывод: Это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р, ж.р. или ср.р. -Пользуясь памяткой, поработайте в парах, распределите слова-помощники по родам, составьте алгоритм определения рода имени существительного. Алгоритм 1) Ставлю имя существительное в начальную форму (ед. число, вопросы КТО? ЧТО?) 2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. 3) Определяю род. Проверка. Вывод. -Какую вторую задачу на уроке мы решали? Справились с ней? |
Новое знание получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. - Узнать какого рода бывают имена существительные.
Работа в тетради.
Учащиеся высказывают свои предположения. Делают выводы.
Устно работают с учебником на стр.25.
- Составить алгоритм определения рода имён существительных.
Проверяют по учебнику на стр.25.
Работают в тетради. Учащиеся высказывают свои предположения. Делают выводы.
Устно составляют алгоритм определения рода имени существительного. |
Регулятивные: Планирование, прогнозирование. Познавательные: выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V. 2 мин |
Физкультминутка
|
Проводит игру-физкультминутку. -Ребята, немного отдохнём. -Поиграем в игру: я буду называть слова-существительные. Если это слово мужского рода, вы должны поднять руки вперёд, если это слово женского рода – хлопаете в ладоши, если слово среднего рода , нужно будет присесть. Будьте внимательны. -Молодцы! Спасибо. |
Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость. |
Регулятивные: организовать свою физ. деятельность. |
6-7 мин |
Первичное закрепление Цель: выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку. |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Работа по учебнику. -Откройте учебники на стр.25 упр.39, работаем в парах.
-А сейчас самостоятельно придумаете и запишите по одному существительному на каждый род. -Проверяем! Оцените выполнение упражнения с помощью трёх шкал: 1 – понятность задания; 2 – трудность выполнения; 3 – правильность. -А теперь выделите окончания. Какой вывод вы можете сделать? Проверьте свои предположения по таблице на с. 26. - Какую третью задачу мы поставили сегодня на уроке?
Работа на интерактивной образовательной платформе Учи.ру: https://uchi.ru/teachers/hometasks/new Регистрация |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Работа в парах по учебнику.
Самостоятельно работают. Записывают слова. Производят предварительную оценку работы.
- Научиться классифицировать имена существительные по родам.
Работают на интерактивной образовательной платформе Учи.ру. |
Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: структуирование знания, выбор наиболее эффективных методов, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
VI 4-5 мин |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самостоятельно проверить свои знания и сделать вывод.
|
Организует деятельность по применению новых знаний. Какую четвертую задачу мы поставили на уроке? Выбери одно из заданий: 1 уровень: запиши имена существительные, распределяя их по родам в три столбика. Канава, осина, гнев, счастье, табун, руль, бублик, автобус, умение, чутьё, жара. 2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род. Бабочка, девочка, машина. Кукла, лётчик, домик. Коза, лошадь, соловей. 3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род. Гроза пришла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом… |
- Применить новое знание в выполнении заданий.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку пошагово сравнивая с эталоном.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осуществлять самоконтроль. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. Личностные: Самоопределение.
|
VIII 2-3мин |
Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. Цель: Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Организует рефлексию, обсуждение и запись домашнего задания. Ребята, вспомните тему нашего урока. Какую цель мы для себя определили? Как вы думаете, мы достигли цели урока? Докажите, что мы достигли цели урока: что мы умеем, знаем? Посмотрите на нашу Лесенку успеха. Кто из вас смог подняться повыше? «Рефлексивный экран»: - Оцените свою активность на уроке, используя слова: -Мне было трудно… -Мне было интересно… -Я хотел бы узнать… -Я хочу поделиться своими знаниями…- - Запишите домашнее задание ( по выбору): 1. Стр.26, упр.42. 2. Выполнить тест. Дневник.ру https://dnevnik.ru/soc/tests/?folder=my =school -Спасибо за работу. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Выбирают фразу из рефлексивного экрана и продолжают её.
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Приложение
«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Памятка
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Алгоритм определения рода имени существительного:
1) Ставлю имя существительное в начальную форму (ед. число, вопросы КТО? ЧТО?)
2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
3) Определяю род.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.