Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
13.02.2022
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Мягкий знак (ь)  на конце имён существительных после шипящих"
Данный урок разработан в соответствии с программой, составлен по учебнику Л.Ф. Климанова и Т.В. Бабушкина "Русский язык", 3 класс (2 часть). На изучение данной темы по плану отводится 3 часа. Этот урок был первым в изучении темы «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих». Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, организованного при помощи проблемно-диалогической технологии и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС. Структура и содержание соответствует этапам урока открытия нового знания. Его целью является осознание детьми дефицита знаний и нахождение путей выхода из затруднения. Одной из главных учебных задач, которую учитель должен решить в совместной деятельности с учащимися, является формирование действий самоконтроля и самооценки через организацию учебного сотрудничества. На уроке использованы приёмы формирования контрольно-оценочной самостоятельности.
Технологическая карта урока русс. яз. в 3 кл. Мягкий знак на конце имен сущ-ых после шипящих.docx

Тимофеева Лариса Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №2» г. Воркуты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык», 3 класс

на тему «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Авторы УМК

УМК «Перспектива» Авторы: Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина

Цели урока

1. Создание педагогических условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.                                 

2. Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

3. Содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков  самоконтроля.

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

1.     Совершенствовать умение распознавать существительные по родам.

2.     Применять изученное правило при решении орфографических задач.

Личностные:

1.    Формировать в себе положительное отношение к учебе.

2.      2. Адекватно оценивать свою работу и воспринимать оценку учителя, уважение к мнению других.

3.      Метапредметные:

1.      Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2.      Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.      Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Регулятивные УУД:

- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.

- Развивать мотивы учения.

Коммуникативные УУД:

- Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, сотрудничать в совместном решении проблемы.

- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные УУД:

- Формирование умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки, систематизировать.

Оборудование и образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» Л.Ф Климанова, Т.В. Бабушкина,  3 класс, 2 часть, мультимедийная презентация, карточки с вопросами для тестовой работы.

Используемая технология

Проблемно – диалогическая технология, ИКТ.

 

Карта урока.

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

 

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

 Формирование УУД

I этап. 

Мотивация  к учебной  деятельности

 

Цель – мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 

Эмоциональный настрой.

 

- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:

«Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

 - Как вы понимаете её?

 - Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

 - Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет всем нам радость общения, но и прибавит каждому частичку мудрости.

 - Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость и ваши знания.

- Откройте тетради и запишите дату «Первое февраля», «Классная работа».

 

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

 

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II этап. Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений

 

Цель -   

а) актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

б) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём формирования самооценки «Светофор»

 

Внедрение в учебную деятельность.

 

- Ребята, напомните, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

1) - На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.

2) Минутка чистописания

ж  ш  ь ч  щ

 - Внимательно посмотрите на ряд букв. Какая из них лишняя? Почему? (ь – не обозначает звука)

- Как, одним словом назвать оставшиеся буквы?

(ж ш ч щ – согласные, шипящие, строчные)

- На какие группы можно разделить?

(Глухие – звонкие; всегда твёрдые – всегда мягкие)

- Запишите, чередуя, эти буквы в тетрадь.

3) - Прочитайте пословицы.

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать.

- Что общего в этих пословицах? (встречаются шипящие, встречаются слова с мягким знаком)

- О чём они? (об учёбе)

- А что это за буква «Ь»? Обозначает ли она какой-либо звук? (нет)

- Зачем же она тогда нужна в русском языке? (обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный от гласного)

- Запишите пословицы. Подчеркните в словах мягкий знак одной чертой, где он является  показателем  мягкости согласного звука и двумя чертами, где  является разделительным мягким знаком.  

1. Ученье, неученье (разделяет согласный и гласный);

2. Тьма, слушать (обозначает мягкость согласных);

- Какую работу может выполнять мягкий знак?

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный от гласного.

Оцените свою работу.

 

Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Поясняют смысл пословицы.

Обобщают изученные знания о «работе» мягкого знака.

 

 

 

 

Регулятивные:

оценивать  результаты своей деятельности.

Познавательные:

развивать операции мышления (выявлять сходство, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап.  Выявления места и причины затруднения.

 

Цель –

а) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

б) согласовать цель и тему урока.

 

 

 

 

- В какую группу мы запишем слово речь? Почему? (сомнения)

- Для чего в этом слове пишется мягкий знак? (наблюдение над словом)

- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, непарный)

- Если я закрою мягкий знак, слово произнесется так же, как и с мягким знаком? (да)

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного звука [ч‘]? (нет)

- Значит, в 1 группу это слово не отнесём, во вторую тоже.

- Что это может означать?

Это означает, что у мягкого знака есть какая-то новая работа.

 

- Предлагаю понаблюдать за словами существительными с шипящим на конце.

- Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.

ü  Одежда – …вещь

ü  Девочка – …дочь

ü  Неправда – …ложь

ü  Украшение – …брошь 

С данными словами проводится аналогичная работа.

- Какой можно сделать вывод? (мягкий знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие;  [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо)

- Какая возникла проблема?  (выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак)

 

- Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное.  (Луч

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется мягкий знак, а в других не пишется.  

 

Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос)

- Что необходимо  сделать, чтобы  найти ответ на этот вопрос? (наблюдать, сравнивать, доказывать)

Анализирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, через которую учащиеся смогли бы  назвать цель урока.

Наблюдают за словами, выявляют место и причины затруднения, ставят учебную цель.

 

 

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его,

оценивать правильность выполнения заданий,

уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

 

 

 

IVэтап.   

Построение  проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

 

Построение алгоритма решения орфографической задачи.

 

Цель -  

организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

 

На доске слова:

камыш, ночь, мяч, вещь, плащ, печь, меч, дочь.

Проведем небольшое исследование.

- Какой частью речи выражены эти слова?

- Запишите слова с мягким знаком на конце  после шипящих в один столбик, а без мягкого знака в другой.

 

- Что объединяет слова первой группы? (сущ., ед.ч., ж. р.) А второй? (сущ., ед.ч., м. р.)

- Чем отличаются слова первой группы от второй? – Что заметили?

- Какой вывод можно сделать?

(у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется).

 

- Давайте проверим вашу гипотезу, верна ли она?

- Для этого обратимся к источнику знаний и проверим свои выводы стр. 13. 

Работа с учебником (правило).

- Прочитайте правило, сравните его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

- Какова же работа мягкого знака в этих словах? (грамматическая, он   является показателем рода: ж. р. – есть мягкий знак после шипящего, м. р. – нет мягкого знака).

 

Вывод: мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется. Это орфограмма.

 

- Вернёмся к словам из наших пословиц – луч и речь.

- Допущена ли ошибка в слове луч? (нет)

- Докажите (слово луч – м.р. с шипящим на конце, поэтому мягкий знак не пишется)

- Почему же в слове речь пишется мягкий знак? (слово речь – ж.р. с шипящим на конце, поэтому мягкий знак пишется)

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих.

- Составьте алгоритм работы с новой орфограммой. (Устно составляют алгоритм):

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.

 

Вывод:  применяя этот  алгоритм, мы  не допустим ошибок при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

Составляет план достижения цели и определяет средства 

(алгоритм)

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 

 

 

Сопоставляют свой вывод и правило, данное в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют алгоритм написания мягкого знака у существительных после шипящих.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

 

Регулятивные:

оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

 

 

Коммуникативные:

проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания,  выдвижение гипотез, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

 

 

 

 

Физкультминутка

Цель:

создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

 

 

Приём формирования самооценки «Контроль по результату»

Имя существительное –
Очень удивительное:

Мягкий знак, когда писать

Вы должны мне подсказать!

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете.  Готовы?

Ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

 

 

На слух определяют изученную орфограмму.

 

Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу.

Познавательные:

классифицировать объекты.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

V этап.  

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Применение новых знаний.

Цель -  

зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи.

 

Приём

«Знаки  «+» и «–»

 

- Используя алгоритм, потренируемся в написании существительных.

Дана транскрипция слов.

- Что общего в словах, записанных в транскрипции?

- Запишите слова, переводя транскрипцию в буквенную запись.

 

 

Оцените правильность или ошибочность решения своих одноклассников во время ответов, используя знаки «+» и «».

 

Устанавливает осознанность восприятия первичное обобщение

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.

 

Переводят слова из транскрипции в буквенную запись.

 

По очереди записывают слова на доске с объяснением, доказывая правильность написания. 

 

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Коммуникативные:

производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

VI этап. 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём формирования самооценки «Взаимопроверка по эталону»

 

Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Самостоятельная работа.

-Замените одним словом, запишите слова в два столбика: в первый с Ь, во второй – без Ь.

Используйте в работе алгоритм действий.

1.      Чёрная птица, вестник наступающей весны – … (грач)

2.      Предмет, на котором ездил Емеля – …(печь)

3.      После вечера наступает – …(ночь)

4.      Дикие птицы и животные как предмет охоты – … (дичь)

5.      Суп со свёклой и другими овощами – … (борщ)

6.      В поле колосится золотая – … (рожь)

7.      Непроходимая, лесная – … (глушь)

8.      Футбольное соревнование – … (матч)

9.      Плохое настроение вместе с капризами – … (плач)

10.  Место, где купаются и загорают – … (пляж)

Проверка по эталону. Меняемся тетрадями, берём карандаш и проверяем работу соседа. А потом я проверю ваши работы.

 

- Итак, когда же на конце существительных после шипящих  пишется мягкий знак, а когда не пишется?

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу, осуществляют

взаимопроверку, по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

выбирать действие в  соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные: развивать операции мышления. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности.

VI I этап.  

Включение в систему знаний и повторения.

 

Приём формирования самооценки «Контроль по результату»

Игра  «Третий лишний»

Работаем в парах. В каждой строчке найдите лишнее слово.

Товарищ…, вещ…, помощ…

Печ…, теч…, грач…

Роскош…, шалаш…, рож…

Оцените работу вашей пары.

Домашнее задание. Выпишите из словарика 3 существительных, оканчивающихся на шипящий. Составьте с каждым из них предложение.

Организует выполнение творческого задания

 

Применяют полученные знания на практике.

 

Регулятивные:

контроль, коррекция выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка.

VIII этап.

Рефлексия учебной деятельности.  

 

Цель - 

а) зафиксировать новое содержание урока.

б) оценить результаты учебной деятельности.

в) согласовать домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём формирования самоконтроля -

тестовая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём формирования самооценки «Незаконченное предложение»

 

- Пришло время подводить итог урока. 

- Какую проблему мы с вами решали на уроке? (почему в одних сущ. после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет)

- Достигли ли мы цели урока?

- Благодаря чему мы её достигли? (наблюдению, исследованию, рассуждению)

 

А теперь я предлагаю вам пройти небольшое  тестирование.

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 1 работу;        б) 3 работы;      в) 2 работы.

2. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;       б)   на число;      в) на род;

3. На конце имён существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется Ь;

б) не пишется Ь;

в) Ь можно писать, можно не писать;

4. На конце имён существительных м. р. после шипящих:

а) всегда пишется Ь;

б) не пишется Ь;

в) Ь можно писать, можно не писать;

5. У каких имён существительных на конце пишется Ь?

а) меч__, плащ__, врач__.

б) печ__, мыш__, вещ__.

6. У каких имён существительных на конце не пишется Ь?

а) мяч__, овощ__, врач__.

б) ноч__, мыш__, печ___ .

 

Оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте свой результат.

Продолжите фразы:
- До этого урока я не знал(а)…
- Теперь я знаю….
- Могу…
- Результатом своей работы на уроке я …..
- На уроке я работал(а)…
- Моё настроение…

-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось.

 

Благодарю за хорошую работу – поблагодарите себя аплодисментами!

 

 

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

 


 

Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Тимофеева Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Карта урока. Этапы урока

Карта урока. Этапы урока

Приём формирования самооценки «Светофор»

Приём формирования самооценки «Светофор»

В какую группу мы запишем слово речь ?

В какую группу мы запишем слово речь ?

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения

Мягкий знак после шипящих Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих Просит знаний настоящих

Приём «Знаки «+» и «–» -

Приём «Знаки «+» и «–» -

Контроль по результату»Игра «Третий лишний»

Контроль по результату»Игра «Третий лишний»

Приём формирования самооценки «Незаконченное предложение» -

Приём формирования самооценки «Незаконченное предложение» -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022