Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Класс: 6 класс
УМК: Русский язык 5 класс. Разумовская
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока: Прилагательное как часть речи.
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить употреблять прилагательные в речи.
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
Организационный момент. Приветствие. Высказывание добрых пожеланий. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». |
Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы вспомните, о чём сегодня пойдёт речь. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Итак, кто знает, что это такое?Правильно! Молодцы! Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное». Отгадайте загадки. 1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный. 2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов- столько беленьких жильцов. - Что помогло вам отгадать загадки? -
Для чего служат имена прилагательные в речи? |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
|
Р- целеполагание ( принятие учебной задачи)
|
|
Мотивация к учебной деятельности. Цель: ü мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ü осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. |
Ребята, впереди путешествие, применяя свои знания по теме «Имя прилагательное». Отправной точкой будет, конечно же, наша школа. Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком. Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок.
|
Картину намного легче себе представить, она стала более яркой и образной. За счёт имён прилагательных. Для точности и выразительности. |
К- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (ориентировка на позицию партнера, формулировка)
|
|
Актуализация знаний Цель: ü актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; ü актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; ü зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия |
Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное (начало аукциона знаний «Знаток имени прилагательного» -за правильный вопрос –персональные флажки) - Что
обозначает имя прилагательное? Молодцы,
ребята, все вспомнили. 1
привал «Зимний лес» Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв. - О какой птице идёт речь? Как вы это определили? -Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
|
Учащиеся дома составляли вопросы и ответы на обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».
Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы
|
Р- Построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, адекватное восприятие оценки учителя, формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, оценка правильности выполнения действия на уровне оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме. |
|
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст. Но сначала…. из текста пропали слова. Помогите восстановить их …………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша. Как прекрасна ……… роща! Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное) Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу. Скользкий Разноцветные Берёзовая Поздней Зелёной Пушистые Ослепительный Свинцовая Беловатых Чёрные Грязным Добрый Ответ: Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна берёзовая роща!
На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком. Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок. Оцените себя |
Парная работа (учащиеся вставляют в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные)
Учащиеся отвечают на вопросы |
Р- Контроль ( учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (,оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) П- Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера К- ( построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия)
Поиск и выделение информации (П) Подведение под понятие (П) Выражение собственного мнения (К) Аргументация (К) |
|
Применение знаний и способов действий
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
Перед дорогой повторим. Продолжение аукциона знаний «Знаток имени прилагательного» - за правильный вопрос –персональные флажки - Прежде
чем двинуться дальше, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена
прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные). Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные. 2
привал «Охотничий домик» |
Учащиеся дома составляли вопросы и ответы на обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».
Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы
Работают в группах. Проверяем по командам.
|
Р- Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
|
|
Динамическая пауза Цель: сменить вид деятельности. |
Итак, задание первого привала
выполнили, но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим флажком,
насколько хорошо вы справились с заданием. |
Учащиеся выполняют задание |
Л- установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
|
Обобщение и включение изученного в систему знаний
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
|
Продолжение в пути аукциона «Знаток имени прилагательного» - за правильный вопрос –персональные флажки - Итак, какие степени сравнения
имеет имя прилагательное?
|
Учащиеся дома составляли вопросы и ответы на обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».
Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы
Учащиеся выполняют работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа Проводят самостоятельное наблюдение в парах, подводят итог обсуждения |
Л- Самоопределение (самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Прогнозирование (Р) Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П) |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
Ребята,
следующий привал «Загадочный». - Какую
орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели? «Математический диктант» Как известно, все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как связана математика с русским языком. На вашем столе лежат таблички с цифрами 1 и 2. Если в прилагательном необходимо писать одну Н, то поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то – табличку с цифрой 2. Масляное пятно, лунный свет, песчаный берег, овчинная шуба, глиняный горшок, юный герой, деревянный стол, безветренный день, змеиный укус, кожаный портфель, серебряное кольцо, старинная сказка, ветреная человек. Сделаем
вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишется Н и НН? |
Учащиеся дома составляли вопросы и ответы на обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».
Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы
Доказывают, что знают алгоритм написания и умеют им пользоваться.
Учащиеся выполняют работу, после чего проводят самопроверку
|
К-умение выражать свои мысли ( понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Действие по аналогии (П) Осознанное и произвольное построение высказывания (П) Контроль (Р) Коррекция (Р) Оценка (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
|
Творческое применение изученного на уроках Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний об именах прилагательных.
|
4 привал «Зимнее творчество». |
Самостоятельно выполняют данное задание. |
Действие по алгоритму (П) Осознанное и произвольное построение высказывания (П) Контроль (Р) Коррекция (Р) Оценка (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
|
Рефлексия Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
5
привал «Зима» Подведем итоги аукциона «Знаток имени прилагательного» - за правильный вопрос –персональные флажки Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок. |
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?
|
П- структурирование знаний, ,выдвижение гипотез и их обоснование) Л- смыслообразование ( формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Рефлексия способов и условий действия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
|
X. Домашнее задание. |
Морозы стали слабее. Выполните
морфологический разбор прилагательного. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.