Словосочетание, его структура и виды
Цель урока: развитие умений выделять словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Задачи урока:
1) создать условия для ознакомления обучающихся со словосочетанием и его функцией, видами словосочетаний по главному слову (глагольные, именные, наречные); обучения разграничению свободных словосочетаний и фразеологических оборотов, разных видов словосочетаний по их значению, определению вида словосочетания по главному слову, составлению разных видов словосочетаний, использованию в речи синонимических по значению словосочетаний;
2) способствовать развитию познавательных психических процессов;
3) содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: признаки словосочетаний, его функции.
Уметь: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы, владение навыками описания.
Метапредметные:
Личностные УУД. Проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию. Познавательные УУД. адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников. Коммуникативные УУД. осуществляют коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Ход урока
Этапы урока |
Д – ть учителя |
Д –ть ученика |
Организационный этап. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Актуализация знаний. |
1. Синтаксическая пятиминутка. 2. Постановка учебной задачи. Перед вами представлены сочетания слов. Внимательно прочтите их и распределите по двум группам. Вспомните, какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Ножка стола, бежал вдоль улицы, мальчик играет, вкусно и полезно, у последнего дома, начал петь, увидел их, его волосы, самый умный, в новом месте, закрытый магазин, магазин закрыт. Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Для того, чтобы образовалось словосочетание, необходимо соблюдать определенные условия. Вот что должно у вас получиться: Ножка стола, бежал вдоль улицы, у последнего дома, начал петь, увидел их, его волосы, в новом месте, закрытый магазин – словосочетания. Мальчик играет, вкусно и полезно, самый умный, магазин закрыт – не являются словосочетаниями. |
Выполняют задания. |
Постановка учебной задачи. |
Вводная беседа о словосочетании. - Что вы знаете о словосочетании? - Из каких частей оно состоит? - Как в нём устанавливается связь слов? - Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? - Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны? |
Отвечают на вопросы. |
«Открытие нового |
1. Теоретический материал учебника. 2. Слово учителя. |
Работают с текстом. Слушают учителя. |
Закрепление изученного. |
Упражнение (карточка). |
Выполняют упражнение. |
Рефлексия. |
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что нового вы узнали на уроке? - Назовите основные признаки словосочетания. - Чем оно отличается от слова и предложения? - Что на уроке показалось сложным? |
Продолжают предложения.
Отвечают на вопрос. |
Домашнее задание |
1. п. 6 с. 36 – 37. 2. Упр. 50 или 51. |
Записывают д/з. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.