Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий

  • doc
  • 29.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока 1..doc

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих  технологий

 

Учитель: Киселёва Наталья Юрьевна. Предмет: история. Класс: 5.

Глава № 10. Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.

Урок 41.  Тема «Города Эллады подчиняются Македонии».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: Покорители свободных греков

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

План урока:

 Македонией

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цель урока: познакомить учащихся с процессом завоевания греческой цивилизации Македонией. Выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии. Дать собственную оценку действиям жителей покорённой Эллады, объясняя свою позицию с гражданско-патриотической точки зрения.

В данном классе были поставлены следующие задачи, направленные на формирование УУД:

образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»;

развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию учащихся, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять цель урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.

Коммуникативные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение  и делать выводы.

 

В результате проведенного урока предполагала получить следующие результаты:

Предметные УУД:

- определять события (завоевание Греции Македонией)  во времени, соотносить год с веком;

- осуществлять отбор необходимой исторической  информации из текстов и иллюстраций учебника;

- давать оценку личности Филиппа II, предполагать и оценивать мотивы поступков жителей Греции и Македонии.

Метапредметные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать цели;

- извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, карта, интернет-ресурсы) для открытия новых знаний;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары;

- анализировать вопросы, формулировать ответы.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

- обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.

Регулятивные УУД:

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять корректировку своей деятельности.

Личностные УУД: 

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия).

Основные методы и приемы:

- учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника;

- проблемное задание: определение проблемы урока, выдвижение версий по решению проблемы, поэтапное решение проблемы;

- работа в парах (обсуждение проблемного вопроса, аргументация собственной позиции).

Приёмы по формированию самооценки и самоконтроля:

- Приём «погружение в проблему»

- Приём «планирование с опорой на страницу учебника»

- Приём «совместная постановка проблемы урока»

- Приём «светофор»

- Приём «словесное оценивание»

- Приём «взаимооценка»

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»: учебник для образовательных организаций/ А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией А.А. Искендерова. М. Просвещение, 2020 год.

 - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1617.

 

Технические средства: мультимедийное оборудование.

 Межпредметная связь: география, МХК.

План урока:

I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?

II. Поиск решения проблемы:

Причины поражения Греции в борьбе с Македонией:

1. Ослабление Греции.

Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.

2. Усиление Македонии.

Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.

3. Мудрость царя Филиппа.

Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.

 

 

 

 

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

Промежуточный контроль

 

I. Входная диагностика в начале изучения новой главы.

 

– Откройте учебник на с. 183. Давайте выясним, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.

– Что нам поможет добиться поставленных целей?

 

 

– Что нового мы узнаем в этом разделе?

 

– Прочитайте название IV раздела.

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, почему сведения об этих двух народах даны в одном разделе, в общем названии?

 

 

– Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями по новому разделу. Выполните задание на

с. 183.   7

Обратите внимание на разные уровни успешности.

– Первоначально сделайте задание на необходимом уровне. В случае успешного выполнения переходите к заданиям повышенного и максимального

уровней.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Необходимый уровень.

4. Объединение нескольких родовых

посёлков в одну общину с единым собранием, властями, ополчением.

5. Установление единовластия военачальника.

2. Замена временных

даров властям постоянными налогами.

Повышенный уровень подразумевает заполнение всех квадратиков.

– Если не удаётся выполнить задание или возникают затруднения, то нужно написать, каких знаний и умений вам не хватает.

 

Один из учеников читает вслух

(1-й абзац, с. 183).

 

 

 

– Изучение параграфов.

 

 

 

В содержании учебника знакомятся с темами.

 

Определяют новое: у греков – это

появление империи, а также новая цивилизация – это Древний Рим.

 

 

 

Высказывают свои предположения.

Например, история этих народов

тесно переплетается.

 

 

В течение двух минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание на с. 183.   7

 

 

Критерием правильности ответа можно считать следующий:

           

              3                                   1

 

 

4                    5               2  

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

 

Устный ответ на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. Письменный ответ на вопрос. Самооценка.

(Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Создание проблемной ситуации.

– Итак, мы начинаем изучать новую главу «Встреча Запада и Востока».

– Её первый параграф вы читали дома, и называется он… (слайд 1)

– Какое время он охватывает?

 

 

– Открываем с. 186 и читаем разговор Антошки с Археологом. 1

– Итак, Персия пыталась покорить греков в V веке. С каким результатом?

Фиксирует на доске:

1-й факт:

Персия – греки (V в.) не покорились.

 

– Читаем дальше.

 

 

– Кто пытался покорить греков уже в IV веке?   1

– С каким результатом?  1

Фиксируем на доске:

2-й факт:

Македония – греки (IV в.) покорились.

(слайд 2)

– В чём здесь противоречие, что удивляет?     1

 

 

 

 

– Какой возникает вопрос?     1

Фиксируем проблему урока на доске.

(слайд 3)

 

 

– «Покорители свободных греков».

По «ленте времени» на с. 186 определяют: IV век до н.э.

 

Читают текст до слов: «…не покорил».

 

– Персия не смогла покорить греков. 1

 

 

 

 

 

 

Продолжают читать текст до слов: «…царей».

 

– Македония.

 

– Успешно.

 

 

 

 

 

– Персия – сильная, могущественная, не покорила, Македония – маленькая, покорила.

 

 

 

 

Почему Македония покорила греков?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение проблемы урока, формулировка вопроса. Самооценка

 

 

 

 

 

 

III. Версии.

– Есть у вас версии, предположения?        2

Выразите их одной фразой кратко.

 

Предлагают свои версии.        2

 

 

 

IV. Актуализация знаний.

– Что нам надо вспомнить для проверки версии?

 

(слайд 4)

– Объясните значения слов: царство, полис, фаланга. 8

 

– Чем знаменит философ Аристотель?        4

(слайд 5)

 

– Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? 2

 

 

 

 

– Что помогло грекам победить персов? (Сплочение и мужество.)

 

 

Выполняют задание № 1 из Рабочей тетради на с. 41. 8

(задания из тетради дублируются в презентации)

Работают во фронтальном диалоге.

4

 

– За счёт труда рабов богатели полисы, это давало возможность гражданам заниматься развитием, управлением полисов.

 

 

 

 

 

Письменный ответ на вопрос. Проверка выполнения задания. Самооценка.

 

V. Планирование деятельности.

– Чтобы узнать причины завоевания греков, что нам надо узнать?     3

(слайд 6)

– Прочитать в учебнике, что происходило в Македонии в IV в. до н.э. и что – в Греции в IV в. до н.э.    3

 

 

 

VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Причины ослабления Греции.     3  4

– Открываем с. 186. Давайте вместе искать причины поражения Греции в борьбе с Македонией.

– Прочитайте первое предложение. Можно сформулировать первую причину:

Македония покорила греков,

потому что …

 

 

 

 

(Слайд 7)                                  

- Молодцы, хорошо. Читаем первый абзац до конца и формулируем устно следующую причину поражения Греции.

– Прочитайте последний абзац и сформулируйте письменно третью

причину поражения Греции: потому что …

– Это хуже или лучше? Почему?

 

 

– За что сражались граждане в ополчении?

– А наёмники?

 

– Дополните предложение, раскрывая причину поражения: 

 

Ополчение

граждан заменили наёмники, которые …

 

– Обведём всё это скобкой и обобщим сведения о причине поражения. Что произошло с Грецией в IV веке?

 

– Выполните письменно задание № 2 в Рабочей тетради на с. 41. (слайд 8)

 

– Так какой вывод о причинах победы Македонии мы можем сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…войны между полисами ослабили  Грецию.

(Разорялись, разобщённые, слабые – таких легко завоевать.)

…войны внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию.

– Нарушен порядок (разбойники, тираны).

 

 

 

 

 

 

 

– Ополчение граждан заменили наёмники.

– Хуже. Преследовали разные интересы.

 

– За свободу города.

 

– За деньги, интересы полиса их не волнуют.

 

 

 

 

Ополчение граждан заменили наёмники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов.

 

 

 

– Греция ослабла.

 

 

Работают самостоятельно в Рабочей тетради.

 

 

– Войны внутри полисов и между полисами ослабили и разорили Грецию. Македонцы переняли лучшие достижения греков, тем самым усилившись.

 

 

 

Работа с учебником. Устный ответ.

 

 

Работа с учебником. Устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. Краткая запись. Проверка задания. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь. Проверка письменного задания. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы ребята, отличная работа. Чтобы и дальше продуктивно работать,  давайте немного отдохнём.

 

Проводится физкультминутка.

 

 

 

2. Причины усиления Македонии.   3  4

– Но греки по-прежнему считали себя цивилизованными людьми, а всех прочих свысока называли варварами

и дружно противостояли им, как когда-то персам.

 

– Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов. Давайте продолжим искать причины!

– Прочитайте п. 2 целиком. Сформулируйте письменно ещё несколько причин поражения Греции, и каждую подтвердите фактами: потому что … (факт, факт, …). (слайды 9, 10, 11)

– У вас 3 минуты, кто будет готов раньше, пусть поднимет руку.

– Проверим ваши предположения.

Читайте целиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально, самостоятельно работают с текстом.

Выполняют задание № 3 в Рабочей тетради на с. 42.

 

 

 

 

 

 

 

Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру (родственники, письменность,

мифы и боги, одежда, города, учёба).

Македония усилилась:

1) племена объединены царём;

2) огромное войско свободных равных общинников-воинов ополчения;

3) новая, лучшая организация войска – македонская фаланга.

 

 

Работа с учебником. Устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с рабочей тетрадью. Письменный ответ. Самооценка.

 

3. Потеря независимости.

3  4

– И тем не менее события войн с персами и македонянами похожи.

– В V веке всех афинян и союзников объединил яркий вождь – Фемистокл.

– А в IV веке кто?

– Почему же ему не удалось объединить всех греков?

– Они предатели? Хотели зла своей Родине?

– Какие слова того же Исократа мы читали в начале параграфа (с. 186)? (слайд 12)

– И тем не менее это устраивало не всех! Помнили о славе Греко-персидских войн!

– В V веке было страшное поражение в битве при Фермопилах, захват

Афин, но потом победа.

– В IV веке решающую битву тоже проиграли. Где? Когда? (Херонея, 338 год.)

– Почему Фемистоклу после поражения не удалось поднять греков на новую борьбу?

 

 

 

 

- Верно, друзья. Вы хорошо справляетесь. А какой вывод по проблеме урока можем сделать на основе полученных знаний?    3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Демосфен.

Работают с пунктом 3 (с. 188) во фронтальном диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Многие греки готовы были подчиниться!

– Променять свободу в беспорядке и

постоянных войнах на порядок и мирную жизнь.

 

Мудрость царя Филиппа: забрал

часть свободы у греков, но дал

им порядок и мир.

 

 

Работа с учебником. Устный ответ. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Выражение решения проблемы.

– Итак, какой же общий ответ мы можем дать? (слайд 13)

– Проблему решили?    3

Перечисляют причины ослабления

Греции и возвышения Македонии. Внутренние проблемы Греции ослабили и разорили её, сделав лёгкой добычей. Военное искусство македонцев и мудрость их правителя позволили Македонии одержать победу.

 

Устный ответ. Самооценка.

 

VIII. Применение нового знания.

– А сейчас вам предстоит поработать в парах – выполните задание № 4 в Рабочей тетради на с. 42. (слайд 14) Представьте, что Вы – житель Афин. В 338 г. до н.э. Вы узнаёте, что Филипп II желает захватить Элладу. Придя на Народное собрание, Вы слушаете разных ораторов: один призывает подчиниться македонскому царю, другие требуют дать отпор. Какой была бы Ваша позиция?

Выскажите свою позицию, подтвердив её аргументами.  1  1  2  4

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей пары? Других пар?

 

Обсуждают задание, выполняют. Озвучивают ответы, аргументируют свою позицию.

 

 

 

Рабочая тетрадь. Письменный ответ. Работа в парах. Самооценка. Взаимооценка.

IX. Домашнее задание.

– По желанию проведите небольшое исследование на тему: «Какое поучительное наследие оставили нам жизнь и судьба Демосфена?»

Составьте небольшое сообщение.  5  6  3

– На следующем уроке мы будем проходить § 31, как он называется?

Какие вопросы у вас возникли по поводу названия?

Чтобы проверить свои предположения, прочтите параграф дома и ответьте на вопросы перед ним.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы.

 

 

 

 

 

 

- Завоевания Александра Македонского.

- Кто такой Александр Македонский? Кого он покорил? Зачем?

Записывают задание.

 

 

X.Рефлексия, самооценка, выставление отметок

Ребята, предлагаю вам поработать с листом самооценки. 4

 А сейчас предлагаю продолжить предложения:

- На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

- На этом уроке меня порадовало…

- Работа в паре стала для меня…

- Я похвалил бы себя…

- Трудным показалось задание…

- Особенно мне понравилось…

- После урока мне захотелось…4

Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.

 

Завершают заполнение листов самооценки.

Оценивают свою работу, работу в паре и проводят взаимооценку.

Комментируют выставленные отметки. 4

 

Самооценка. Взаимооценка.

 

                                                                                                                                                             

      Приложение №1

                                                                                                                                                                                

              ПОЛУЧИЛОСЬ                                        НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ                              НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Вид, тема работы

Самооценка

1

Готовность к освоению нового материала (письменный ответ на вопрос по учебнику, задание на с. 196)

 

2

Определение темы урока, постановка задач урока

 

3

Вопросы на повторение пройденных ранее тем

 

4

Причины ослабления Греции (работа с учебником, устный ответ)

 

5

Рабочая тетрадь: задание № 2, с. 41 (письменный ответ)

 

6

Причины усиления Македонии (работа с учебником, письменный ответ)

 

7

Рабочая тетрадь,  задание № 3, с. 42. (письменный ответ)

 

8

Потеря независимости греками (работа с учебником, устный ответ)

 

9

Решение проблемы урока (устный ответ)

 

10

Работа в паре; рабочая тетрадь: задание № 4, с.42 (письменный ответ)

 

Подведение итога работы на уроке

 

  


Скачано с www.znanio.ru