Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий
Оценка 4.9

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий

Оценка 4.9
doc
29.05.2023
Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих  технологий
Технологическая карта урока 1..doc

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих  технологий

 

Учитель: Киселёва Наталья Юрьевна. Предмет: история. Класс: 5.

Глава № 10. Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.

Урок 41.  Тема «Города Эллады подчиняются Македонии».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: Покорители свободных греков

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

План урока:

 Македонией

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цели урока: Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления  Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цель урока: познакомить учащихся с процессом завоевания греческой цивилизации Македонией. Выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии. Дать собственную оценку действиям жителей покорённой Эллады, объясняя свою позицию с гражданско-патриотической точки зрения.

В данном классе были поставлены следующие задачи, направленные на формирование УУД:

образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»;

развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию учащихся, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять цель урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.

Коммуникативные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение  и делать выводы.

 

В результате проведенного урока предполагала получить следующие результаты:

Предметные УУД:

- определять события (завоевание Греции Македонией)  во времени, соотносить год с веком;

- осуществлять отбор необходимой исторической  информации из текстов и иллюстраций учебника;

- давать оценку личности Филиппа II, предполагать и оценивать мотивы поступков жителей Греции и Македонии.

Метапредметные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать цели;

- извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, карта, интернет-ресурсы) для открытия новых знаний;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары;

- анализировать вопросы, формулировать ответы.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

- обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.

Регулятивные УУД:

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять корректировку своей деятельности.

Личностные УУД: 

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия).

Основные методы и приемы:

- учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника;

- проблемное задание: определение проблемы урока, выдвижение версий по решению проблемы, поэтапное решение проблемы;

- работа в парах (обсуждение проблемного вопроса, аргументация собственной позиции).

Приёмы по формированию самооценки и самоконтроля:

- Приём «погружение в проблему»

- Приём «планирование с опорой на страницу учебника»

- Приём «совместная постановка проблемы урока»

- Приём «светофор»

- Приём «словесное оценивание»

- Приём «взаимооценка»

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»: учебник для образовательных организаций/ А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией А.А. Искендерова. М. Просвещение, 2020 год.

 - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1617.

 

Технические средства: мультимедийное оборудование.

 Межпредметная связь: география, МХК.

План урока:

I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?

II. Поиск решения проблемы:

Причины поражения Греции в борьбе с Македонией:

1. Ослабление Греции.

Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.

2. Усиление Македонии.

Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.

3. Мудрость царя Филиппа.

Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.

 

 

 

 

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

Промежуточный контроль

 

I. Входная диагностика в начале изучения новой главы.

 

– Откройте учебник на с. 183. Давайте выясним, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе.

– Что нам поможет добиться поставленных целей?

 

 

– Что нового мы узнаем в этом разделе?

 

– Прочитайте название IV раздела.

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, почему сведения об этих двух народах даны в одном разделе, в общем названии?

 

 

– Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями по новому разделу. Выполните задание на

с. 183.   7

Обратите внимание на разные уровни успешности.

– Первоначально сделайте задание на необходимом уровне. В случае успешного выполнения переходите к заданиям повышенного и максимального

уровней.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Необходимый уровень.

4. Объединение нескольких родовых

посёлков в одну общину с единым собранием, властями, ополчением.

5. Установление единовластия военачальника.

2. Замена временных

даров властям постоянными налогами.

Повышенный уровень подразумевает заполнение всех квадратиков.

– Если не удаётся выполнить задание или возникают затруднения, то нужно написать, каких знаний и умений вам не хватает.

 

Один из учеников читает вслух

(1-й абзац, с. 183).

 

 

 

– Изучение параграфов.

 

 

 

В содержании учебника знакомятся с темами.

 

Определяют новое: у греков – это

появление империи, а также новая цивилизация – это Древний Рим.

 

 

 

Высказывают свои предположения.

Например, история этих народов

тесно переплетается.

 

 

В течение двух минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание на с. 183.   7

 

 

Критерием правильности ответа можно считать следующий:

           

              3                                   1

 

 

4                    5               2  

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Классифицировать по заданным основаниям.

8. Определять понятия.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

 

Устный ответ на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. Письменный ответ на вопрос. Самооценка.

(Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Создание проблемной ситуации.

– Итак, мы начинаем изучать новую главу «Встреча Запада и Востока».

– Её первый параграф вы читали дома, и называется он… (слайд 1)

– Какое время он охватывает?

 

 

– Открываем с. 186 и читаем разговор Антошки с Археологом. 1

– Итак, Персия пыталась покорить греков в V веке. С каким результатом?

Фиксирует на доске:

1-й факт:

Персия – греки (V в.) не покорились.

 

– Читаем дальше.

 

 

– Кто пытался покорить греков уже в IV веке?   1

– С каким результатом?  1

Фиксируем на доске:

2-й факт:

Македония – греки (IV в.) покорились.

(слайд 2)

– В чём здесь противоречие, что удивляет?     1

 

 

 

 

– Какой возникает вопрос?     1

Фиксируем проблему урока на доске.

(слайд 3)

 

 

– «Покорители свободных греков».

По «ленте времени» на с. 186 определяют: IV век до н.э.

 

Читают текст до слов: «…не покорил».

 

– Персия не смогла покорить греков. 1

 

 

 

 

 

 

Продолжают читать текст до слов: «…царей».

 

– Македония.

 

– Успешно.

 

 

 

 

 

– Персия – сильная, могущественная, не покорила, Македония – маленькая, покорила.

 

 

 

 

Почему Македония покорила греков?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение проблемы урока, формулировка вопроса. Самооценка

 

 

 

 

 

 

III. Версии.

– Есть у вас версии, предположения?        2

Выразите их одной фразой кратко.

 

Предлагают свои версии.        2

 

 

 

IV. Актуализация знаний.

– Что нам надо вспомнить для проверки версии?

 

(слайд 4)

– Объясните значения слов: царство, полис, фаланга. 8

 

– Чем знаменит философ Аристотель?        4

(слайд 5)

 

– Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? 2

 

 

 

 

– Что помогло грекам победить персов? (Сплочение и мужество.)

 

 

Выполняют задание № 1 из Рабочей тетради на с. 41. 8

(задания из тетради дублируются в презентации)

Работают во фронтальном диалоге.

4

 

– За счёт труда рабов богатели полисы, это давало возможность гражданам заниматься развитием, управлением полисов.

 

 

 

 

 

Письменный ответ на вопрос. Проверка выполнения задания. Самооценка.

 

V. Планирование деятельности.

– Чтобы узнать причины завоевания греков, что нам надо узнать?     3

(слайд 6)

– Прочитать в учебнике, что происходило в Македонии в IV в. до н.э. и что – в Греции в IV в. до н.э.    3

 

 

 

VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Причины ослабления Греции.     3  4

– Открываем с. 186. Давайте вместе искать причины поражения Греции в борьбе с Македонией.

– Прочитайте первое предложение. Можно сформулировать первую причину:

Македония покорила греков,

потому что …

 

 

 

 

(Слайд 7)                                  

- Молодцы, хорошо. Читаем первый абзац до конца и формулируем устно следующую причину поражения Греции.

– Прочитайте последний абзац и сформулируйте письменно третью

причину поражения Греции: потому что …

– Это хуже или лучше? Почему?

 

 

– За что сражались граждане в ополчении?

– А наёмники?

 

– Дополните предложение, раскрывая причину поражения: 

 

Ополчение

граждан заменили наёмники, которые …

 

– Обведём всё это скобкой и обобщим сведения о причине поражения. Что произошло с Грецией в IV веке?

 

– Выполните письменно задание № 2 в Рабочей тетради на с. 41. (слайд 8)

 

– Так какой вывод о причинах победы Македонии мы можем сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…войны между полисами ослабили  Грецию.

(Разорялись, разобщённые, слабые – таких легко завоевать.)

…войны внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию.

– Нарушен порядок (разбойники, тираны).

 

 

 

 

 

 

 

– Ополчение граждан заменили наёмники.

– Хуже. Преследовали разные интересы.

 

– За свободу города.

 

– За деньги, интересы полиса их не волнуют.

 

 

 

 

Ополчение граждан заменили наёмники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов.

 

 

 

– Греция ослабла.

 

 

Работают самостоятельно в Рабочей тетради.

 

 

– Войны внутри полисов и между полисами ослабили и разорили Грецию. Македонцы переняли лучшие достижения греков, тем самым усилившись.

 

 

 

Работа с учебником. Устный ответ.

 

 

Работа с учебником. Устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. Краткая запись. Проверка задания. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь. Проверка письменного задания. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы ребята, отличная работа. Чтобы и дальше продуктивно работать,  давайте немного отдохнём.

 

Проводится физкультминутка.

 

 

 

2. Причины усиления Македонии.   3  4

– Но греки по-прежнему считали себя цивилизованными людьми, а всех прочих свысока называли варварами

и дружно противостояли им, как когда-то персам.

 

– Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов. Давайте продолжим искать причины!

– Прочитайте п. 2 целиком. Сформулируйте письменно ещё несколько причин поражения Греции, и каждую подтвердите фактами: потому что … (факт, факт, …). (слайды 9, 10, 11)

– У вас 3 минуты, кто будет готов раньше, пусть поднимет руку.

– Проверим ваши предположения.

Читайте целиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально, самостоятельно работают с текстом.

Выполняют задание № 3 в Рабочей тетради на с. 42.

 

 

 

 

 

 

 

Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру (родственники, письменность,

мифы и боги, одежда, города, учёба).

Македония усилилась:

1) племена объединены царём;

2) огромное войско свободных равных общинников-воинов ополчения;

3) новая, лучшая организация войска – македонская фаланга.

 

 

Работа с учебником. Устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с рабочей тетрадью. Письменный ответ. Самооценка.

 

3. Потеря независимости.

3  4

– И тем не менее события войн с персами и македонянами похожи.

– В V веке всех афинян и союзников объединил яркий вождь – Фемистокл.

– А в IV веке кто?

– Почему же ему не удалось объединить всех греков?

– Они предатели? Хотели зла своей Родине?

– Какие слова того же Исократа мы читали в начале параграфа (с. 186)? (слайд 12)

– И тем не менее это устраивало не всех! Помнили о славе Греко-персидских войн!

– В V веке было страшное поражение в битве при Фермопилах, захват

Афин, но потом победа.

– В IV веке решающую битву тоже проиграли. Где? Когда? (Херонея, 338 год.)

– Почему Фемистоклу после поражения не удалось поднять греков на новую борьбу?

 

 

 

 

- Верно, друзья. Вы хорошо справляетесь. А какой вывод по проблеме урока можем сделать на основе полученных знаний?    3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Демосфен.

Работают с пунктом 3 (с. 188) во фронтальном диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Многие греки готовы были подчиниться!

– Променять свободу в беспорядке и

постоянных войнах на порядок и мирную жизнь.

 

Мудрость царя Филиппа: забрал

часть свободы у греков, но дал

им порядок и мир.

 

 

Работа с учебником. Устный ответ. Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Выражение решения проблемы.

– Итак, какой же общий ответ мы можем дать? (слайд 13)

– Проблему решили?    3

Перечисляют причины ослабления

Греции и возвышения Македонии. Внутренние проблемы Греции ослабили и разорили её, сделав лёгкой добычей. Военное искусство македонцев и мудрость их правителя позволили Македонии одержать победу.

 

Устный ответ. Самооценка.

 

VIII. Применение нового знания.

– А сейчас вам предстоит поработать в парах – выполните задание № 4 в Рабочей тетради на с. 42. (слайд 14) Представьте, что Вы – житель Афин. В 338 г. до н.э. Вы узнаёте, что Филипп II желает захватить Элладу. Придя на Народное собрание, Вы слушаете разных ораторов: один призывает подчиниться македонскому царю, другие требуют дать отпор. Какой была бы Ваша позиция?

Выскажите свою позицию, подтвердив её аргументами.  1  1  2  4

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей пары? Других пар?

 

Обсуждают задание, выполняют. Озвучивают ответы, аргументируют свою позицию.

 

 

 

Рабочая тетрадь. Письменный ответ. Работа в парах. Самооценка. Взаимооценка.

IX. Домашнее задание.

– По желанию проведите небольшое исследование на тему: «Какое поучительное наследие оставили нам жизнь и судьба Демосфена?»

Составьте небольшое сообщение.  5  6  3

– На следующем уроке мы будем проходить § 31, как он называется?

Какие вопросы у вас возникли по поводу названия?

Чтобы проверить свои предположения, прочтите параграф дома и ответьте на вопросы перед ним.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы.

 

 

 

 

 

 

- Завоевания Александра Македонского.

- Кто такой Александр Македонский? Кого он покорил? Зачем?

Записывают задание.

 

 

X.Рефлексия, самооценка, выставление отметок

Ребята, предлагаю вам поработать с листом самооценки. 4

 А сейчас предлагаю продолжить предложения:

- На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

- На этом уроке меня порадовало…

- Работа в паре стала для меня…

- Я похвалил бы себя…

- Трудным показалось задание…

- Особенно мне понравилось…

- После урока мне захотелось…4

Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.

 

Завершают заполнение листов самооценки.

Оценивают свою работу, работу в паре и проводят взаимооценку.

Комментируют выставленные отметки. 4

 

Самооценка. Взаимооценка.

 

                                                                                                                                                             

      Приложение №1

                                                                                                                                                                                

              ПОЛУЧИЛОСЬ                                        НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ                              НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Вид, тема работы

Самооценка

1

Готовность к освоению нового материала (письменный ответ на вопрос по учебнику, задание на с. 196)

 

2

Определение темы урока, постановка задач урока

 

3

Вопросы на повторение пройденных ранее тем

 

4

Причины ослабления Греции (работа с учебником, устный ответ)

 

5

Рабочая тетрадь: задание № 2, с. 41 (письменный ответ)

 

6

Причины усиления Македонии (работа с учебником, письменный ответ)

 

7

Рабочая тетрадь,  задание № 3, с. 42. (письменный ответ)

 

8

Потеря независимости греками (работа с учебником, устный ответ)

 

9

Решение проблемы урока (устный ответ)

 

10

Работа в паре; рабочая тетрадь: задание № 4, с.42 (письменный ответ)

 

Подведение итога работы на уроке

 

  


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий

Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять…

Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять…

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений,

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений,

Этапы урокаДействия учителяДействия учениковФормирование

Этапы урокаДействия учителяДействия учениковФормирование

Первоначально сделайте задание на необходимом уровне

Первоначально сделайте задание на необходимом уровне

Какое время он охватывает? –

Какое время он охватывает? –

Какой возникает вопрос? 1

Какой возникает вопрос? 1

Причины ослабления Греции. 2 4 3 4 –

Причины ослабления Греции. 2 4 3 4 –

Ополчение граждан заменили наёмники, которые … –

Ополчение граждан заменили наёмники, которые … –

Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов

Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов

Индивидуально, самостоятельно работают с текстом

Индивидуально, самостоятельно работают с текстом

Верно, друзья. Вы хорошо справляетесь

Верно, друзья. Вы хорошо справляетесь

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей пары?

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей пары?

Трудным показалось задание… -

Трудным показалось задание… -

Решение проблемы урока (устный ответ) 10

Решение проблемы урока (устный ответ) 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023