Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий
Учитель: Киселёва Наталья Юрьевна. Предмет: история. Класс: 5.
Глава № 10. Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.
Урок 41. Тема «Города Эллады подчиняются Македонии».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: Покорители свободных греков
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
План урока:
Македонией
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии,
познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии,
познакомить обучающихся с завоеванием
греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня
Цель урока: познакомить учащихся с процессом завоевания греческой цивилизации Македонией. Выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии. Дать собственную оценку действиям жителей покорённой Эллады, объясняя свою позицию с гражданско-патриотической точки зрения.
В данном классе были поставлены следующие задачи, направленные на формирование УУД:
образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»;
развивающие: развивать умения
анализировать, сопоставлять обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: способствовать
нравственно-эстетическому развитию учащихся, их приобщению к культурным
ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке,
способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного
обучения.
Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять цель урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.
Коммуникативные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность.
Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы.
В результате проведенного урока предполагала получить следующие результаты:
Предметные УУД:
- определять события (завоевание Греции Македонией) во времени, соотносить год с веком;
- осуществлять отбор необходимой исторической информации из текстов и иллюстраций учебника;
- давать оценку личности Филиппа II, предполагать и оценивать мотивы поступков жителей Греции и Македонии.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать цели;
- извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, карта, интернет-ресурсы) для открытия новых знаний;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары;
- анализировать вопросы, формулировать ответы.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
Регулятивные УУД:
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять корректировку своей деятельности.
Личностные УУД:
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия).
Основные методы и приемы:
- учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника;
- проблемное задание: определение проблемы урока, выдвижение версий по решению проблемы, поэтапное решение проблемы;
- работа в парах (обсуждение проблемного вопроса, аргументация собственной позиции).
Приёмы по формированию самооценки и самоконтроля:
- Приём «погружение в проблему»
- Приём «планирование с опорой на страницу учебника»
- Приём «совместная постановка проблемы урока»
- Приём «светофор»
- Приём «словесное оценивание»
- Приём «взаимооценка»
Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»: учебник для образовательных организаций/ А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией А.А. Искендерова. М. Просвещение, 2020 год.
- Электронный ресурс. – Режим доступа: http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1617.
Технические средства: мультимедийное оборудование.
Межпредметная связь: география, МХК.
План урока:
I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?
II. Поиск решения проблемы:
Причины поражения Греции в борьбе с Македонией:
1. Ослабление Греции.
Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.
2. Усиление Македонии.
Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.
3. Мудрость царя Филиппа.
Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Формирование УУД |
Промежуточный контроль |
I. Входная диагностика в начале изучения новой главы. |
– Откройте учебник на с. 183. Давайте выясним, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе. – Что нам поможет добиться поставленных целей?
– Что нового мы узнаем в этом разделе?
– Прочитайте название IV раздела.
– Как вы думаете, почему сведения об этих двух народах даны в одном разделе, в общем названии?
– Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями по новому разделу. Выполните задание на с. 183. 7 Обратите внимание на разные уровни успешности. – Первоначально сделайте задание на необходимом уровне. В случае успешного выполнения переходите к заданиям повышенного и максимального уровней. – Давайте проверим, что у вас получилось. Необходимый уровень. 4. Объединение нескольких родовых посёлков в одну общину с единым собранием, властями, ополчением. 5. Установление единовластия военачальника. 2. Замена временных даров властям постоянными налогами. Повышенный уровень подразумевает заполнение всех квадратиков. – Если не удаётся выполнить задание или возникают затруднения, то нужно написать, каких знаний и умений вам не хватает.
|
Один из учеников читает вслух (1-й абзац, с. 183).
– Изучение параграфов.
В содержании учебника знакомятся с темами.
Определяют новое: у греков – это появление империи, а также новая цивилизация – это Древний Рим.
Высказывают свои предположения. Например, история этих народов тесно переплетается.
В течение двух минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание на с. 183. 7
Критерием правильности ответа можно считать следующий:
3 1
4 5 2 |
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию). 2. Выявлять причинно-следственные связи. 3. Делать выводы. 4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать. 5. Представлять информацию в разных формах (текст). 6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы. 7. Классифицировать по заданным основаниям. 8. Определять понятия. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
|
Устный ответ на вопрос
Работа с учебником. Письменный ответ на вопрос. Самооценка. (Приложение 1)
|
II. Создание проблемной ситуации. |
– Итак, мы начинаем изучать новую главу «Встреча Запада и Востока». – Её первый параграф вы читали дома, и называется он… (слайд 1) – Какое время он охватывает?
– Открываем с. 186 и читаем разговор Антошки с Археологом. 1 – Итак, Персия пыталась покорить греков в V веке. С каким результатом? Фиксирует на доске: 1-й факт: Персия – греки (V в.) не покорились.
– Читаем дальше.
– Кто пытался покорить греков уже в IV веке? 1 – С каким результатом? 1 Фиксируем на доске: 2-й факт: Македония – греки (IV в.) покорились. (слайд 2) – В чём здесь противоречие, что удивляет? 1
– Какой возникает вопрос? 1 Фиксируем проблему урока на доске. (слайд 3) |
– «Покорители свободных греков». По «ленте времени» на с. 186 определяют: IV век до н.э.
Читают текст до слов: «…не покорил».
– Персия не смогла покорить греков. 1
Продолжают читать текст до слов: «…царей».
– Македония.
– Успешно.
– Персия – сильная, могущественная, не покорила, Македония – маленькая, покорила.
Почему Македония покорила греков?
|
|
Устный ответ.
Определение проблемы урока, формулировка вопроса. Самооценка
|
III. Версии. |
– Есть у вас версии, предположения? 2 Выразите их одной фразой кратко.
|
Предлагают свои версии. 2 |
|
|
IV. Актуализация знаний. |
– Что нам надо вспомнить для проверки версии?
(слайд 4) – Объясните значения слов: царство, полис, фаланга. 8
– Чем знаменит философ Аристотель? 4 (слайд 5)
– Какие выгоды давало рабовладельческое хозяйство в Греции? 2
|
– Что помогло грекам победить персов? (Сплочение и мужество.)
Выполняют задание № 1 из Рабочей тетради на с. 41. 8 (задания из тетради дублируются в презентации) Работают во фронтальном диалоге. 4
– За счёт труда рабов богатели полисы, это давало возможность гражданам заниматься развитием, управлением полисов. |
|
Письменный ответ на вопрос. Проверка выполнения задания. Самооценка. |
V. Планирование деятельности. |
– Чтобы узнать причины завоевания греков, что нам надо узнать? 3 (слайд 6) |
– Прочитать в учебнике, что происходило в Македонии в IV в. до н.э. и что – в Греции в IV в. до н.э. 3 |
|
|
VI. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1. Причины ослабления Греции. 2 4 3 4 – Открываем с. 186. Давайте вместе искать причины поражения Греции в борьбе с Македонией. – Прочитайте первое предложение. Можно сформулировать первую причину: Македония покорила греков, потому что …
(Слайд 7) - Молодцы, хорошо. Читаем первый абзац до конца и формулируем устно следующую причину поражения Греции. – Прочитайте последний абзац и сформулируйте письменно третью причину поражения Греции: потому что … – Это хуже или лучше? Почему?
– За что сражались граждане в ополчении? – А наёмники?
– Дополните предложение, раскрывая причину поражения:
Ополчение граждан заменили наёмники, которые …
– Обведём всё это скобкой и обобщим сведения о причине поражения. Что произошло с Грецией в IV веке?
– Выполните письменно задание № 2 в Рабочей тетради на с. 41. (слайд 8)
– Так какой вывод о причинах победы Македонии мы можем сделать?
|
– …войны между полисами ослабили Грецию. (Разорялись, разобщённые, слабые – таких легко завоевать.) – …войны внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. – Нарушен порядок (разбойники, тираны).
– Ополчение граждан заменили наёмники. – Хуже. Преследовали разные интересы.
– За свободу города.
– За деньги, интересы полиса их не волнуют.
– Ополчение граждан заменили наёмники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов.
– Греция ослабла.
Работают самостоятельно в Рабочей тетради.
– Войны внутри полисов и между полисами ослабили и разорили Грецию. Македонцы переняли лучшие достижения греков, тем самым усилившись.
|
|
Работа с учебником. Устный ответ. |
|
|
Работа с учебником. Устный ответ.
Работа с учебником. Краткая запись. Проверка задания. Самооценка.
Рабочая тетрадь. Проверка письменного задания. Самооценка.
|
||
|
Молодцы ребята, отличная работа. Чтобы и дальше продуктивно работать, давайте немного отдохнём. |
Проводится физкультминутка. |
|
|
|
2. Причины усиления Македонии. 2 4 3 4 – Но греки по-прежнему считали себя цивилизованными людьми, а всех прочих свысока называли варварами и дружно противостояли им, как когда-то персам.
– Македония же маленькая страна горных земледельцев и пастухов. Давайте продолжим искать причины! – Прочитайте п. 2 целиком. Сформулируйте письменно ещё несколько причин поражения Греции, и каждую подтвердите фактами: потому что … (факт, факт, …). (слайды 9, 10, 11) – У вас 3 минуты, кто будет готов раньше, пусть поднимет руку. – Проверим ваши предположения. Читайте целиком.
|
Индивидуально, самостоятельно работают с текстом. Выполняют задание № 3 в Рабочей тетради на с. 42.
– Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру (родственники, письменность, мифы и боги, одежда, города, учёба). – Македония усилилась: 1) племена объединены царём; 2) огромное войско свободных равных общинников-воинов ополчения; 3) новая, лучшая организация войска – македонская фаланга.
|
|
Работа с учебником. Устный ответ.
Работа с рабочей тетрадью. Письменный ответ. Самооценка. |
|
3. Потеря независимости. 2 4 3 4 – И тем не менее события войн с персами и македонянами похожи. – В V веке всех афинян и союзников объединил яркий вождь – Фемистокл. – А в IV веке кто? – Почему же ему не удалось объединить всех греков? – Они предатели? Хотели зла своей Родине? – Какие слова того же Исократа мы читали в начале параграфа (с. 186)? (слайд 12) – И тем не менее это устраивало не всех! Помнили о славе Греко-персидских войн! – В V веке было страшное поражение в битве при Фермопилах, захват Афин, но потом победа. – В IV веке решающую битву тоже проиграли. Где? Когда? (Херонея, 338 год.) – Почему Фемистоклу после поражения не удалось поднять греков на новую борьбу?
- Верно, друзья. Вы хорошо справляетесь. А какой вывод по проблеме урока можем сделать на основе полученных знаний? 3
|
– Демосфен. Работают с пунктом 3 (с. 188) во фронтальном диалоге.
– Многие греки готовы были подчиниться! – Променять свободу в беспорядке и постоянных войнах на порядок и мирную жизнь.
– Мудрость царя Филиппа: забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир.
|
|
Работа с учебником. Устный ответ. Самооценка.
|
VII. Выражение решения проблемы. |
– Итак, какой же общий ответ мы можем дать? (слайд 13) – Проблему решили? 3 |
Перечисляют причины ослабления Греции и возвышения Македонии. Внутренние проблемы Греции ослабили и разорили её, сделав лёгкой добычей. Военное искусство македонцев и мудрость их правителя позволили Македонии одержать победу. |
|
Устный ответ. Самооценка. |
VIII. Применение нового знания. |
– А сейчас вам предстоит поработать в парах – выполните задание № 4 в Рабочей тетради на с. 42. (слайд 14) Представьте, что Вы – житель Афин. В 338 г. до н.э. Вы узнаёте, что Филипп II желает захватить Элладу. Придя на Народное собрание, Вы слушаете разных ораторов: один призывает подчиниться македонскому царю, другие требуют дать отпор. Какой была бы Ваша позиция? Выскажите свою позицию, подтвердив её аргументами. 1 1 2 4 Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей пары? Других пар?
|
Обсуждают задание, выполняют. Озвучивают ответы, аргументируют свою позицию.
|
|
Рабочая тетрадь. Письменный ответ. Работа в парах. Самооценка. Взаимооценка. |
IX. Домашнее задание. |
– По желанию проведите небольшое исследование на тему: «Какое поучительное наследие оставили нам жизнь и судьба Демосфена?» Составьте небольшое сообщение. 5 6 3 – На следующем уроке мы будем проходить § 31, как он называется? Какие вопросы у вас возникли по поводу названия? Чтобы проверить свои предположения, прочтите параграф дома и ответьте на вопросы перед ним. |
Записывают задания, задают уточняющие вопросы.
- Завоевания Александра Македонского. - Кто такой Александр Македонский? Кого он покорил? Зачем? Записывают задание. |
|
|
X.Рефлексия, самооценка, выставление отметок |
Ребята, предлагаю вам поработать с листом самооценки. 4 А сейчас предлагаю продолжить предложения: - На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался… - На этом уроке меня порадовало… - Работа в паре стала для меня… - Я похвалил бы себя… - Трудным показалось задание… - Особенно мне понравилось… - После урока мне захотелось…4 Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.
|
Завершают заполнение листов самооценки. Оценивают свою работу, работу в паре и проводят взаимооценку. Комментируют выставленные отметки. 4 |
|
Самооценка. Взаимооценка. |
Приложение №1
ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
№ |
Вид, тема работы |
Самооценка |
1 |
Готовность к освоению нового материала (письменный ответ на вопрос по учебнику, задание на с. 196) |
|
2 |
Определение темы урока, постановка задач урока |
|
3 |
Вопросы на повторение пройденных ранее тем |
|
4 |
Причины ослабления Греции (работа с учебником, устный ответ) |
|
5 |
Рабочая тетрадь: задание № 2, с. 41 (письменный ответ) |
|
6 |
Причины усиления Македонии (работа с учебником, письменный ответ) |
|
7 |
Рабочая тетрадь, задание № 3, с. 42. (письменный ответ) |
|
8 |
Потеря независимости греками (работа с учебником, устный ответ) |
|
9 |
Решение проблемы урока (устный ответ) |
|
10 |
Работа в паре; рабочая тетрадь: задание № 4, с.42 (письменный ответ) |
|
Подведение итога работы на уроке |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.