Технологическая карта урока
Раздел: Царство грибы.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: Шляпочные грибы.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения шляпочных грибов, научить отличать грибы съедобные от ядовитых.
Задачи:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;
Планируемые результаты обучения:
Предметные знания: учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, раздаточным материалом.
Личностные: формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.
Основные понятия урока: шляпочные грибы, микориза, симбиоз.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме «Шляпочные грибы», раздаточный материал.
Список литературы:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник с электронным приложением. — М.: Дрофа.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
4. Пасечник В. В., Латюшин В. В., Швецов Г. Г. Методическое пособие к линии учебников «Биология. 5— 9 классы». — М.: Дрофа.
Ход урока:
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД | 
| 1.Организацио нный момент. (1 минута) | Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. -Здравствуйте, садитесь. Давайте отметим отсутсвующих. | Учащиеся настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. 
 | 
| 2. Актуализация (7 минут) | Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты. Проверка домашнего задания. Графический диктант. На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. И сегодня на уроке продолжим узнавать все новые и интересные факты о нем, но для начала надо вспомнить, что же вы узнали об этой удивительном царстве. Утверждения: 1. грибы поглощают пищу путём всасывания . (+) 2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами. (+) 3. хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов. (+) 4.грибы относят к царству растения. (-) 5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека. (-) 
 | Отвечают на вопросы Работа в тетради. Работают в паре. Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата ( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?). 
 | Регулятивные: оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра. 
 | 
| 3. Мотивация (2 минуты) | Для того чтобы отгадать тему нашего урока, я предлагаю ответить на загадку. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы. Заслушать ответы учащихся 
 | Предполагаемый ответ: Шляпочные грибы | 
 | 
| 4. Изучение | Формулируем тему и цель урока. | Записывают тему в | Познавательные, общеучебные: | 
| нового материала. (25 минут) | 
 - Сегодня на уроке вы будете выполнять лабораторную работу. Но прежде чем приступать к ее выполнению, давайте представим, что мы находимся в лесу. И по дороге вы нашли подберезовик, перевернули на внутреннюю сторону шляпки и посмотрели. Что вы увидели? Грибы, которые имеют в своем строении трубочки - называют трубчатыми. Дальше пошли и нашли полянку лисичек, также посмотрели на шляпку, так что же мы там увидели? Грибы, у которых на внутренней стороне шляпки есть пластины, называются пластинчатыми. 1.Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба». Цель: рассмотреть строение шляпочного гриба. Инструктивная карточка: 1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. 2. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые. Приведите по 2-3 примера шляпочных и пластинчатых грибов. 3. Сформулируйте вывод. 
 2.Образование спор. Сейчас я вам приведу пример из жизни. Однажды моя | тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. Отвечают на поставленные вопросы. Анализ текста в учебнике стр.70-71 Самостоятельная работа. 
 
 
 
 
 
 Прежде чем записать вывод, озвучивают его. 
 
 анализ Рис.43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Проговаривают различные варианты ответов. 
 
 | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные, логические: синтез как составление целого из частей; 
 Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | 
| 
 | бабушка собрала ведро опят, и прежде чем их засолить вымыла их в ведре воды, после чего воду вылила во дворе возле дома. На следующий год на этом месте выросла целая поляна грибов. Как вы думаете, что произошло? Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов. 
 4. Симбиоз грибов и растений Скажите, всегда ли грибы растут в одном месте? А какие грибы в каких лесах встречаются? Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза) Записываем в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | 
 
 
 Отвечают на вопросы учителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 симбиоз 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации., умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: постановка вопросов. | 
| 
 | 5. Грибы съедобные и ядовитые. - Что вы знаете о съедобных грибах? - Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? - Какой гриб считают самым ядовитым? Грибы / \ Съедобные ядовитые ? ? Самостоятельная работа: 
 Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45 При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение) Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить …воспроизведите, что запомнили. | Отвечают на вопросы. 
 
 
 
 Самостоятельно ищут примеры работая с учебником. | 
 | 
| 5.Первичное закрепление (5 минут ) | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы Вопросы в конце параграфа14 | Отвечают на вопросы | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения . 
 | 
| 6.Рефлексия учебной деятельности (3 минуты ). | Слайд: Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял,что… Меня удивило… | Выбирают начало фразы и формулируют ответ | Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности. | 
| 7. Подведение итогов урока. (1 минута). | Выставление отметок за работу на уроке. | 
 | 
 | 
| 8. Инструктаж домашнего задания (1 минута) | 1. В учебнике п 14, вопрос №6. 2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор . пеницилл (по желанию). | 
 | Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.