Технологическая карта урока "Сила трения" 7 класс
Оценка 5

Технологическая карта урока "Сила трения" 7 класс

Оценка 5
docx
25.12.2024
Технологическая карта урока "Сила трения" 7 класс
сила трения.docx

Урок  физики  в  10 классе  по  теме " Сила   трения "

 

 Тип  урока: Урок  изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.

Цель  урока:

·         изучить три вида  сил   трения  (трение покоя, скольжения, качения);

·         выяснить природу и направление  сил   трения;

·         от чего зависит  сила   трения,

·         способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение.

·         обобщить знания о силах в природе, закрепить изученный материал,

·         проверить и закрепить полученные знания

Задачи  урока:

образовательные: интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления, отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

развивающие: научить учащихся логически мыслить, обобщать, делать выводы, выделять главное, работать с учебником, способствовать развитию языка.

воспитательные: воспитать умение работать в группе, развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.

Приобретаемые навыки детей:

- учащиеся учатся работать в группах, обобщать, сопоставлять, проводить исследования

- развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, пространственного воображения.

- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания.

- воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины.

- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей:

- Используется словесно- иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля.

Формы организации работы учителя:

- Проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации

- Постановка цели занятия перед учащимися.

- Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, трибометр демонстрационный, набор грузов, стекло, кусок линолеума, наждачная бумага, таблица, динамометр, демонстрационный каток, презентация

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

(слайд 1) Ребята! Мы с вами каждый урок  открываем  для себя что-то новое, изучая науку о природе, физику. А сколько еще неопознанного вокруг. Так что запускайте свой “вечный двигатель”, и вперед!

 

Включаются в деловой ритм урока.

 

 

 

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

 

Проверка ранее изученного ранее материала:

I этап. Проводим фронтальный опрос.

О каких силах говорится в этих поэтических стихах? (слайд 2)

Сила сцепления.
Вяжет пары,
Мощь тяготенья.
Держит миры,
Атомов сродство
Жизнь создает,
Света господство
К знанью ведет
.

 

А теперь, дайте характеристику каждой из этих величин?

Расскажите, что Вы знаете о силах упругости?

Сила тяжести? Что это за сила?

Что называется весом тела?

Действует ли сила тяжести в состоянии невесомости?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают на поставленные вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Постановка цели занятия перед учащимися:

Учитель: В природе существует четыре типа сил. В механике изучаются гравитационные и две разновидности электромагнитных сил – силы упругости и еще один тип сил, которую изучим на  уроке  сегодня.

Каждому на стол дается кроссворд, чья группа быстрее ответит. Разгадыванием тему  урока  по кроссворду.

Кроссворд

Цифра под клеткой показывает, какую букву нужно взять из слова ответа для разгадки темы  урока.

1.                  Сила, с которой тело давит на опору или подвес.

2.                  Явление сохранения скорости тела постоянной, если действие сил компенсируется.

3.                  Вода в твердом состоянии.

4.                  Наука о природе.

3

1

1

6

1.Любой предмет в  физике.

2. Отрезок, имеющий направление.

3.Древнегреческий ученый, который ввел слово “ Физика ”.

4. Прибор для измерения силы.

5. Мера воздействия одного тела на другое, в результате которого изменяется скорость.

6. Линия, вдоль которой тело движется.

1

6

6

3

2

 10 

Учитель: Правильно отгадали  тему.  Урок  посвятим изучению  сил   трения.

 Открываем  тетради и пишем  тему   урока: “ Сила   трения ” (слайд 3)

Основные вопросы:

·                    какова причина возникновения сил трения?

·                    как направлена  сила   трения?

·                    какова природа  силы   трения?

·                    от чего зависит  сила   трения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решив кроссворд, ученики отгадывают тему урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника

Организация восприятия новой информации:

Сегодня мы с вами проведем небольшие исследования, найдем ответы на основные вопросы.

 

Каковы причины появления трения?

Опыт: Тянуть брусок на динамометре по доскам разного покрытия (слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

А что между гладкими поверхностями трения нет?

Опыт: Трение между двумя стеклами (слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель работает на доске:

Трение зависит:

1.      От шероховатости поверхностей тел

От притяжения молекул, расположенных на поверхности тел (слайд 6)

 

Где возникает сила трения?

Как направлена сила трения?

Виды сил трения:

1.      трение скольжения

2.      трение покоя

3.трение качения (слайд6)

 

Какова природа силы трения мы выяснили.

Теперь необходимо выяснить, от каких величин зависит или не зависит сила трения и можно ли её изменить.

1 группа: Выяснить, зависит ли сила трения от силы реакции опоры? (описание опыта в приложении 1)

2 группа: Выяснить, зависит ли сила трения от площади соприкасающихся тел? (описание опыта в приложении 2)

 

3 группа: Выяснить, зависит ли сила трения от материала соприкасающихся поверхностей? (описание опыта в приложении 3)

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за проведением опыта учителем, делают вывод:

Трение зависит от покрытия доски, т.е. от шероховатостей поверхности доски.

 

Наблюдают за проведением опыта учителем, делают вывод:

Трение между стеклами существует. Его причиной является притяжение молекул поверхностей трущихся тел.

 

 

 

Слушают учителя, чертят чертёж, делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс делится на группы, каждая группа получает задание

 

Вывод 1 группы:  Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления (силе реакции опоры).

Вывод 2 группы: Сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.

Вывод 3 группы: Сила трения зависит от материала, из которого сделаны трущиеся поверхности.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

 

 

Так как сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления, то  можно записать формулу этой зависимости: Fтр = μ*N, (слайд 7)

μ- коэффициент пропорциональности, коэффициент трения. (таблица стр.125 учебника; приложение 4

Определите по таблице какие тела при трении дают наибольший коэффициент трения скольжения,

наименьший коэффициент трения скольжения

Учащиеся записывают в тетрадь формулу

Работа с таблицей

 

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Первичная проверка понимания:

Учитель: Мы с вами изучили силу трения.

Какие виды трения мы знаем?

Какова причины возникновения?

 К какому типу сил относится силы трения?

Как направлена сила трения?

 

 

Как вы думаете, трение вредно или полезно? Докажите примерами.

А как зависит жизнь нас с вами от трения? Может быть оно никак с нами не связано? Докажите своими примерами (слайд 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 

Решим задачи:

1. Брусок массой 200 г. скользит по льду. Определите  силу   трения  скольжения, действующую на брусок, если коэффициент трения скольжения бруска по льдй равен 0,1.

А) 0,2 Н. Б) 2 Н. В) 4 Н.

2. Как изменится максимальная  сила   трения  покоя, если силу нормального давления бруска на поверхность увеличить в 2 раза?

А) не изменится. Б) уменьшится в 2 раза. В) увеличится в 2 раза.

3. Вагонетка массой 200кг движется равномерно. С какой силой рабочий толкает вагонетку, если коэффициент трения равен 0,6? (слайд 8)

 

Самостоятельное решение в тетради.

 

Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет выставленные оценки и комментирует их.

 

 

 

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§ 36, §37 учебника

Дополнительное задание по желанию: Написать сочинение – рассуждение «Исчезло трение.  Ура? Караул?» (слайд 9)

 

 

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Учитель: Какую цель поставили в начале  урока?

 

Справились ли мы с поставленной целью?

 

Ученики делают выводы о проделанной работе на  уроке, о тех практических навыках, которые они получили в процессе работы.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа:                                                                                                                            приложение 1

Зависимость силы трения от силы реакции опоры.

Цель:  Выяснить, зависит ли сила трения от силы реакции опоры

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, доска, грузы.

Ход работы:

1.      Определить динамометром   вес бруска с одним грузом. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  с грузом по доске. Записать данные в таблицу.

2.      Определить динамометром   вес бруска с двумя грузами. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  с грузами по доске. Записать данные в таблицу.

3.      Определить динамометром   вес бруска с тремя грузами. Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  с тремя грузами по доске. Записать данные в таблицу.

4.      Сделать вывод о зависимости силы трения от силы реакции опоры.

 

№ опыта

Вес бруска с грузами, Н

Сила реакции опоры, Н

Сила трения, Н

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа:                                                                                                                            приложение 2

Зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.

Цель:  Выяснить, зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, доска.

Ход работы:

1.      Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  стороной меньшей площади по доске. Записать данные в таблицу.

2.      Определить силу трения с помощью динамометра,  для этого тянуть равномерно брусок  стороной  большей  площади по доске. Записать данные в таблицу.

3.      Сделать вывод о зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.

 

№ опыта

Площадь поверхности

Сила трения, Н

1

Меньшая площадь

 

2

Большая площадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа:                                                                                                                            приложение 3

Зависимость силы трения от материала, из которого сделаны  соприкасающиеся поверхности.

Цель:  Выяснить, зависит ли сила трения от материала соприкасающихся поверхностей.

Оборудование: деревянный брусок, динамометр,  деревянная доска, доска покрытая целлофаном, доска обитая резиной .

Ход работы:

4.      Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по деревянной доске. Записать данные в таблицу.

5.      Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по доске, обитой целлофаном. Записать данные в таблицу.

6.      Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по доске, обитой резиной. Записать данные в таблицу.

7.      Сделать вывод о зависимости силы трения от материала соприкасающихся поверхностей.

8.       

№ опыта

Поверхность доски

Сила трения, Н

1

Дерево по дереву

 

2

Дерево по целлофану

 

3

Дерево по резине

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок физики в 10 -м классе по теме "

Урок физики в 10 -м классе по теме "

Этапы урока Задачи этапа

Этапы урока Задачи этапа

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Целеполагание и мотивация

Целеполагание и мотивация

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Так как сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления, то можно записать формулу этой зависимости:

Так как сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления, то можно записать формулу этой зависимости:

Организация первичного контроля

Организация первичного контроля

Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Определить динамометром вес бруска с одним грузом

Определить динамометром вес бруска с одним грузом

Ход работы: 1. Определить силу трения с помощью динамометра, для этого тянуть равномерно брусок стороной меньшей площади по доске

Ход работы: 1. Определить силу трения с помощью динамометра, для этого тянуть равномерно брусок стороной меньшей площади по доске

Ход работы: 1. Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по деревянной доске

Ход работы: 1. Определить силу трения с помощью динамометра при движении деревянного бруска по деревянной доске
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2024