Тема урока |
Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля».
|
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Дата урока |
|
Цели урока
Задачи урока: |
: - развивать умение анализировать художественный текст; ознакомить со сказкой о животных; - способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; - формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки. - ·выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную идею сказки; ·формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом; ·воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости. |
Формы и методы обучения |
: творческий(чтение текста), эвристический с элементами проблемного .групповая, фронтальная, индивидуальная.
|
Основные термины и понятия |
Сказка, жанры сказок, особенности русских народных сказок, характер персонажа ,композиция, бытовая, волшебная |
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; предметные: знать малые жанры фольклора, ЗНАТЬ жанровые особенности сказки о животных Метапредметные универсальные учебные действия:
|
Проблемные вопросы урока |
Каковы жанровые особенности сказки о животных? Чему учит сказка «Журавль и цапля»? |
Организационная структура урока |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный этап |
1.Мотивирует на активную работу.
2.Создаёт положительный настрой на работу в классе. "Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается".Это присказка, а сказка, сказка будет впереди. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…».Что прозвучало?А почему я начала сегодняшний урок с присказзки??
|
Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя. Слушать и высказывать свою точку зрения. |
Регулятивные: слушать, сохраняя целевую установку, дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания. устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
|
Актуализация знаний |
Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? Вспомните ,, что такое «сказка»?Какие виды сказок вы знаете? О каком виде сказки мы уже говорили? Какова же цель нашего урока Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка «Журавль и цапля», а также поговорим о том, что мешает нам прийти к согласию и как мы можем его достичь. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы. - «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» Ребята, чьи это слова? - Как вы понимаете это высказывание А.С.Пушкина? - Как вы думаете, могли бы вы в нашем современном мире обойтись без сказок? |
Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи, Отвечают на вопросы.
|
П.:– находить слова, обозначающие предмет, признак, действие. – оценивать результаты работы (р.); – моделировать, классифицировать, указывая на основание классификации ; – слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка (к.) |
Проверка домашнего задания |
1.Мальчики пересказывают эпизод от имени Ивана-царевича. 2. девочки отмечают черты Василисы Премудрой, которые хотели бы воспитать у себя. 3. Премудрости «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», Скоро сказка сказывается, да… Утро вечера мудренее Что иванушка невесел, ниже… Избушка, избушка, стань по-старому, как… Дело пытаешь или от дела лытаешь Обучающиеся на основе своего жизненного опыта подбирают постоянные эпитеты к представленным словам |
Обучающиеся выполняют задания, оценивают друг друга. |
Предметные: - уметь находить сведения по теории литературы; - находить понятия «сказка», «виды сказок», «сказитель»; - уметь работать с доступным справочным материалом, учебником; - строить устные высказывания по теме; - конспект, раскрывающий понятия «сказка», «виды сказок», «особенности сказок составлять опорный |
Изучение нового материала |
- Мы не случайно вспомнили слова А.Пушкина. Прочитайте ключевые слова урока, записанные на доске и попробуйте определить тему нашего урока. (слайд 1, презентация) , подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
|
2. |
приводить примеры сказок; - уметь высказывать свою точку зрения в отношении понятия «сказитель». Личностные: Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; |
Первичное осмысление и закрепление |
Ответить на вопросы и привести примеры: - Какова роль зачина в сказке? - Каково значение присказки (присловья) в сказке? - В чём состоит особенность сказочной концовки? - Почему употребляются постоянные эпитеты? - Почему в сказках используются троекратные повторения? .
|
Работа в парах. - Вы правильно догадались о том, кто же такой сказитель сказок. Но как же правильно рассказывать сказку?
|
Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; -оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
|
5. Работа над темой урока. Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».
Первичная проверка понимания текста.
Физминутка.
Словарная работа.
Анализ содержания сказки.
Закрепление изученного. Выводы.
|
- Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных . Сказки о животных – самые древние сказки. Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц? - Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).
- Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным? - Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией? - А теперь немного отдохнём.
- Какие непонятные слова и выражения вы отметили?
1066,8 - Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко. - А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши». - Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»? - Поблагодарим ребят за интересные сообщения. - Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?
- Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из сказки в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)
- Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ? - Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?
- Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?
- Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю? - Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…) - В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист. - А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации. - Продолжим анализировать сказку. Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»? Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.
Сделаем выводы. Как закончилась сказка? - Совпадают ли желания журавля и цапли? - Что такое «согласие»? - Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры. - Почему птицы не пришли к согласию? - Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию. - Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?
- Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей. - Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение? Удалось ли передать черты характера персонажей?
- Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3). - Каковы жанровые особенности сказки о животных? - К какому жанру относится эта сказка? Докажите. - Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали? - Вспомним цели нашего урока (слайд 2). Достигли ли мы их?
Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других, быть доброжелательнее друг к другу и всем людям. Поблагодарим друг друга за работу |
|
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог;
Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Итоги урока |
Выставление оценок с комментарием. Организует оценивание работы на уроке. - А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на урок |
Оценивают свою работу на уроке |
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Рефлексия |
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
В. Шафран |
Зачем мы в 5 классе изучаем сказки7 Что нового вы узнали? А что ещё хотите узнать? |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Домашнее задание |
Иллюстрации к сказке.+ сказка «Солдатская шинель Доп. Найти материал доп.об Иване-царевиче и дураке, Бабе Яге, Кощее бессметрном, Змее Горыныче. |
|
УУД: – оценивать свои достижения (л.); – полно и точно выражать свои мысли (к.) |
Задание (работа в парах)
Выпишите из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять:
а). он решил завести хозяйство________________________________________
б). цапля очень нравилась журавлю____________________________________
в). Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________
г). Он любил цаплю всю жизнь________________________________________
3. Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять.______________________________________________________
4. Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.