Технологическая карта урока Сказки от животных."Журавль и цапля".
Оценка 4.7

Технологическая карта урока Сказки от животных."Журавль и цапля".

Оценка 4.7
doc
14.10.2024
Технологическая карта урока  Сказки от животных."Журавль и цапля".
ТК_ Журавль и цапля_.doc

                              

Тема урока

                               Сказки о животных. Сказка  «Журавль и цапля».

 

Тип урока

Открытие новых знаний

Дата урока

 

Цели урока

 

 

Задачи урока:

: - развивать умение анализировать художественный текст; ознакомить со сказкой о животных;

                     - способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

                     - формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки.

-

·выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную идею сказки;

·формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом;

·воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.

Формы и методы обучения

: творческий(чтение текста), эвристический с элементами проблемного

.групповая, фронтальная, индивидуальная.

 

Основные термины и понятия

Сказка, жанры сказок, особенности русских народных сказок, характер персонажа ,композиция, бытовая, волшебная

Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться)

личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе,  к культурам других народов;

предметные: знать малые жанры фольклора, ЗНАТЬ жанровые особенности сказки о животных Метапредметные универсальные учебные действия:

  • познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;
  • регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);
  • коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.

Проблемные вопросы урока

Каковы жанровые особенности сказки о животных? Чему учит сказка «Журавль и цапля»?

                                 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

1.Мотивирует на активную работу.

 

2.Создаёт положительный настрой на работу в классе.

"Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается".Это присказка, а сказка, сказка будет впереди.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…».

Что прозвучало?

А почему я начала сегодняшний урок с присказзки??

 

Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя. Слушать и высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: слушать, сохраняя целевую установку, дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания.

 устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

 

Актуализация  знаний

Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

Вспомните ,, что такое «сказка»?Какие виды сказок вы знаете?

О каком виде сказки мы уже говорили?

Какова же цель нашего урока

Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка «Журавль и цапля», а также поговорим о том, что мешает нам прийти к согласию и как мы можем его достичь. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы.

 - «Сказка – ложь, да в ней намёк!

    Добрым молодцам урок»

Ребята, чьи это слова?

- Как вы понимаете это высказывание А.С.Пушкина?

- Как вы думаете, могли бы вы в нашем современном мире обойтись без сказок?

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи, Отвечают на вопросы.

 

П.:– находить слова,  обозначающие предмет, признак, действие.

– оценивать результаты работы (р.);

– моделировать,  классифицировать,  указывая на основание классификации ;

 – слушать и понимать речь других; уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии  с нормами родного  языка (к.)  

Проверка домашнего задания

1.Мальчики пересказывают эпизод от имени Ивана-царевича.

2. девочки отмечают черты Василисы Премудрой, которые хотели бы воспитать у себя.

3. Премудрости

«что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать»,  

Скоро сказка сказывается, да…

Утро вечера мудренее

Что иванушка невесел, ниже…

Избушка, избушка, стань по-старому, как…

Дело пытаешь или от дела лытаешь

Обучающиеся на основе своего жизненного опыта подбирают постоянные эпитеты к представленным словам

Обучающиеся выполняют задания, оценивают друг друга.

Предметные:

- уметь находить сведения по теории литературы;

- находить понятия «сказка», «виды сказок», «сказитель»;

- уметь работать с доступным справочным материалом, учебником;

- строить устные высказывания по теме;

- конспект, раскрывающий понятия «сказка», «виды сказок», «особенности сказок составлять опорный

Изучение нового материала

- Мы не случайно вспомнили слова А.Пушкина. Прочитайте ключевые слова урока, записанные на доске и попробуйте определить тему нашего урока.

 (слайд 1, презентация)

, подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

 

 

 

2. 

 приводить примеры сказок;

- уметь высказывать свою точку зрения в отношении понятия «сказитель».

Личностные:

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Первичное осмысление и закрепление

Ответить на вопросы и привести примеры:

- Какова роль зачина в сказке?

- Каково значение присказки (присловья) в сказке?

- В чём состоит особенность сказочной концовки?

- Почему употребляются постоянные эпитеты?

- Почему в сказках используются троекратные повторения?

.

 

Работа в парах.

- Вы правильно догадались о том, кто же такой сказитель сказок. Но как же правильно рассказывать сказку?

 

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

-оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

 

5. Работа над темой урока.

Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ содержания сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного. Выводы.

 

- Мы вспомнили, какие бывают сказки. А теперь обратимся к сказке о животных .

Сказки о животных – самые древние сказки. Дома вы читали такие сказки. В этих сказках животным приписывали способности думать, говорить, разумно действовать. Каждое животное наделяли своими чертами характера. Медведь, чаще всего, в сказках глуповат. А какой предстаёт перед нами лиса? каков заяц?

-

Возьмите карандаш, следите по тексту, отмечайте непонятные вам слова и выражения, обратите внимание на произношение слов (ударение).

 

- Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

- Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?

- А теперь немного отдохнём.

 

- Какие непонятные слова и выражения вы отметили?

 

1066,8

- Сосчитайте, в скольких километрах друг от друга жили журавль и цапля, как далеко или близко.

- А теперь прослушаем сообщение о фразеологизме «уйти несолоно хлебавши».

- Итак, как вы объясните фразу «Журавль, как несолоно похлебал, ушёл домой»?

- Поблагодарим ребят за интересные сообщения.

- Ребята, а для чего мы объяснили непонятные слова?

 

- Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ в сказке? Найдите и выделите, в каком месте научной статьи упоминается именно об этой черте? Выпишите из сказки  в тетрадь слова, которые помогают создать внешний облик журавля.)

 

- Итак, из сказки «Журавль и цапля» мы узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ?

- Какие вы нашли слова в научной статье, подчёркивающие именно эту черту?

 

- Посмотрим, как создаётся описание журавля в русской народной сказке. Какие слова вы выписали?

 

- Сравним описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы представить «характер» журавля, читая научный текст? Как относятся авторы этих текстов к журавлю?

- Каким вы представляете журавля? Опишите его внешность и характер. (длинноногий, маленькая голова, острый прямой клюв, серое оперение, одинокий, гордый, не смог простить цапле обиды, отходчивый, пришёл просить прощения…)

- В сказке нет описания внешности цапли. Давайте посмотрим на иллюстрацию из энциклопедии, фотографии ,и сравним, чем отличаются журавль, цапля и аист.

- А теперь обратимся к изобразительному искусству, а именно к иллюстрациям художников Е. Рачёва, Е. Громова, В. Конашевича. Рассмотрите иллюстрации. Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты отобразил на иллюстрации.

- Продолжим анализировать сказку.

Обратимся к тексту сказки. Вспомним особенности сказок. Каковы особенности сказки «Журавль и цапля»?

 Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните каждый самостоятельно задание по тексту на карточке (См. Приложение 3).Подготовьте связный ответ на данные вопросы.

 

 Сделаем выводы. Как закончилась сказка?

- Совпадают ли желания журавля и цапли?

- Что такое «согласие»?

- Вспомните из своего опыта: были ли у вас моменты, ситуации, когда вы с кем-то не могли прийти к согласию? Приведите примеры.

- Почему птицы не пришли к согласию?

- Вспомните другие произведения русской литературы, в которых герои не могли прийти к согласию.

- Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию?

 

- Почитаем сказку выразительно по ролям, попытайтесь передать характеры персонажей.

- Дайте оценку выразительного чтения одноклассников. Понравилось ли вам чтение?

Удалось ли передать черты характера персонажей?

 

- Подведём итоги нашей работы. Вернёмся к вопросам, которые мы поставили в начале урока (слайд 3).

- Каковы жанровые особенности сказки о животных?

- К какому жанру относится эта сказка? Докажите.

- Чему же учит нас сказка? Какие выводы вы для себя сделали?

- Вспомним цели нашего урока (слайд 2). Достигли ли мы их?

 

 Итак, мы познакомились со сказкой о животных, которая учит нас быть добрыми, уметь приходить к согласию. Очень важно в жизни уметь прощать других, быть доброжелательнее друг к другу и всем людям.

Поблагодарим друг друга за работу

 

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

 

 

 

 

 

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Итоги урока

Выставление оценок с комментарием. Организует оценивание работы  на уроке.

- А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на урок

Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Рефлексия

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

 

В. Шафран

Зачем мы в 5 классе изучаем сказки7

Что нового вы узнали? А что ещё хотите узнать?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Домашнее задание

Иллюстрации к сказке.+ сказка «Солдатская шинель

Доп. Найти материал доп.об Иване-царевиче и дураке, Бабе Яге, Кощее бессметрном, Змее Горыныче.

 

УУД:

 – оценивать свои  достижения (л.);

 – полно и точно  выражать свои мысли (к.)

 

Задание (работа в парах)                     

Выпишите из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

  1. Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять:

а). он решил завести хозяйство________________________________________

б). цапля очень нравилась журавлю____________________________________

в). Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________

г). Он любил цаплю всю жизнь________________________________________

3. Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять.______________________________________________________

 

4. Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока

Тема урока

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

Изучение нового материала- Мы не случайно вспомнили слова

Изучение нового материала- Мы не случайно вспомнили слова

Физминутка. Словарная работа

Физминутка. Словарная работа

Закрепление изученного. Выводы

Закрепление изученного. Выводы

Работа над темой урока. Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля»

Работа над темой урока. Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля»

Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга

Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2024