Предмет: Математика
Класс: 2-й класс
Тип урока: открытие новых знаний (ОС «Школа 2100»)
Урок №42 (2.15)
Технологическая карта урока
Тема |
Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задачи
|
1. Познакомить учащихся с записью сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик» для случаев вида: 31+45, 76-45. 2. Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел: построение натурального ряда, состав чисел и их сравнение. 3. Развивать умения решать текстовые задачи. 4. Формировать: – умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты); – умение проговаривать последовательность действий на уроке; · обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; · определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; · находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; · в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; · соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД); – умение оформлять свои мысли в устной форме; · слушать и понимать речь других; · совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; · работать в группе (коммуникативные УУД); – умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; · вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия |
десятки, единицы |
|||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: – основные
– дополнительные |
– Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1. С. 76–77.
– тетрадь, – алгоритм самооценки. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||
предметные |
личностные, метапредметные |
|||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).
Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.
|
Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
Уточнить тип урока.
Проговорить последовательность действий на уроке.
|
– Вспомним правила поведения на уроке.
– Для чего нужно соблюдать эти правила?
Слайд 3 – Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». – Значит, …
Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.
Слайд 2 На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.
Дети сидят по парам.
– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.
– Значит, мы открываем что-то новое.
Слайд 4 Вспоминаем то, что важно для урока. Знакомимся с основным вопросом урока. Открываем новое знание. Применяем новое знание.
|
|
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний (5 мин).
Цель: организовать актуализацию умений, осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100. |
Слайд 5
|
Организует фронтальную работу.
– Ребята, сегодня ваша помощь нужна Катюше Персиковой. Она пропустила несколько уроков математики. – Почему? Узнаете, выполнив первое задание.
– Чему равна сумма всех чисел?
– Кто нашел рациональный способ сложения?
– Сколько в числе 46 десятков; единиц?
– Представьте это число суммой разрядных слагаемых.
– Какие еще равенства можем составить с этими числами?
- Мы составили равенства на сложение и вычитание. Можем сказать, что они взаимно обратные действия.
- Почему мы так говорим?
– Какое правило сложения двузначных чисел знаем?
Молодцы, устно решать вы умеете. |
Дети соотносят каждое число в таблице с порядковым номером буквы алфавита Слайд 6
Слайд 7 1 + 15 + 4 + 10 + 15 + 1 = 46
Слайд 8 (15 + 15) +10 + (1 + 1 + 4) = 46
46 = 4 д. 6 ед.
40 + 6 = 46
6 + 40 = 46 46 – 40 = 6 46 – 6 = 40 Слайд 9
Сложение можем проверить вычитанием, вычитание можем проверить сложением.
Десятки складываем с десятками, единицы – с единицами.
|
|
Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения (10 мин).
Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.
|
На доске примеры на карточках даны в разброс. Слайд 10 Устно выполните вычисления: 23+60 48-2 31+45 75-30 53+4 76-45
|
Какие из этих примеров легко и быстро можно решить?
- Почему вы так думаете?
- Решим их устно.
- Какое правило мы должны вспомнить и воспользоваться им, чтобы выполнить решение последних примеров?
-Решим данные примеры в тетради.
-Проверим. Нарочно записываю на доске решение последних примеров, складываю и вычитаю по частям. Слайд 12
31+45=(30+1)+(40+5)= (30+40)+(1+5)=70+6=76
76-45=(70+6)-40+5)= (70-40)+(6-5)=30+1=31
- Посмотрите, какая длинная запись решения. Можно ли записать короче? НАУЧИТЕ!
|
1 и 2 - примеры двух строк.
В данных примерах складывают и вычитают десятки, складывают и вычитают единицы.
Дети комментируют решение.
Слайд 11 Складываем: десятки с десятками, единицы с единицами. Вычитаем: десятки из десятков, единицы из единиц.
Решают в тетрадях.
Кто-нибудь из детей показывает на доске.
|
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения ( тема урока, постановка цели, план) (2 мин).
Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. |
Сформулировать тему урока, определить цель. |
Слайд 13
– Какая тема урока сегодня?
- Какую цель ставим? |
Слайд 14
Сложение и вычитание двузначных чисел коротким способом.
Найти самый короткий и удобный способ записи примеров на сложение и вычитание. |
|
Определять и формулировать цель на уроке самостоятельно (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта (10 мин).
Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы.
|
Проговорить правила общения.
Составить алгоритмы сложения, вычитания двузначных чисел.
Запись тех же примеров столбиком. -Обговариваем алгоритм, выделяем этапы. 1.Пишу: ед.под ед.,дес. под дес. 2.Складываю(вычитаю) единицы… 3.Складываю (вычитаю) десятки… 4.Ответ…
Сверить своё предположение с алгоритмом в учебнике. С. 76 (в рамочке).
|
– Какой наш следующий шаг? Перед началом работы организует проговаривание правил общения.
– Попробуйте в группе составить алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел ком.
1-я, 2-я группы – алгоритм сложения (на примере 31 + 45).
3-я, 4-я, 5-я группы – алгоритм вычитания (на примере 76 – 45).
Организует выбор правильных алгоритмов.
– Давайте узнаем, чей алгоритм верно составлен.
Обратить внимание как подписываются числа. Если дети затрудняются, то показывает учитель.
Слайд 16
- Такую запись называют «в столбик». - О чем нельзя забывать при записи «в столбик»?
Слайд 18
Откроем учебник на с.76. Обратите внимание на первый !. Прочитайте правило про себя.
– Вернёмся к заданию. Используя алгоритмы, найдите значения выражений. |
Открываем новое знание.
Проговаривают правила общения.
Работа в группе (3 мин).
Представляют результаты по 1 человеку от группы. Читают алгоритмы.
Слайд 17
Единицы записывать под единицами, десятки - под десятками.
Слайд 19
Слайд 20 Физминутка
Выполняют задание в тетради.
|
Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных. |
Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; работать в группе (коммуникативные УУД). Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты). |
|||||||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (11 мин).
Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать самопроверку; – организовать самооценку по алгоритму.
|
Проговорить последовательность действий на уроке.
С. 77, №3. Найти значение выражений столбиком.
Взаимопроверка.
|
Слайд 21 – Какой наш следующий шаг? Решим примеры. Слайд 22 - Что будем помнить при решении примеров?
Организует проверку по образцу.
- Проверим правильность решения. Обменяйтесь тетрадкой с соседом по парте.
- Проверили, верните тетрадь соседу. - Кто решил примеры без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Слайд 23
- Вы решили свои примеры, проверили примеры у соседа. - Проверяя примеры у соседа, вы, что-нибудь заметили? - Как можно назвать эти выражения?
- Почему? |
Применяем новое знание.
Слайд Читают стих на слайде. Запишем в столбик Сумму, разность поразрядно Рационально и наглядно. Считать не ленись, Начинай счет с единиц.
Договариваются о критериях оценивания самостоятельной работы.
Работа в парах.
Взаимообратными.
Сложение проверили вычитанием, а вычитание – сложением.
|
Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел.
|
Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Составить алгоритм.
Прочитать алгоритм.
Правильно ли записан пример? Правильно ли найден ответ? Найдите правильный ответ.
|
Организует самостоятельную работу учащихся. Слайд 24 - Карточки рассыпались. Восстановите алгоритм.
Прочитайте алгоритм.
|
Индивидуальная форма работы.
Восстанавливают алгоритм в парах.
Читают алгоритм.
Слайд 25
Работа на карточках. |
|
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
Зафиксировать новое содержание урока.
Рефлексия. |
– Какая тема урока была?
– Какое новое знание открыли?
|
Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
Алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.
|
|
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание (2 мин).
Цель: – организовать выполнение д/з. |
Придумать и записать в тетрадь по 3 примера на сложение и вычитание двузначных чисел, записать решение «в столбик».
|
Проводит инструктаж по выполнению и оформлению. |
Читают задание, слушают инструктаж. |
Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных. |
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.