Технологическая карта урока "Среды обитания"

  • docx
  • 10.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока _ Среды обитания_, 5 класс.docx

Технологическая карта урока «Среды обитания»,5 класс

УМК по биологии «Линия жизни» для5 класса

 

ФИО

Болдакова Татьяна Анатольевна

Место работы

МКОУ СОШ №1 р.п. Охотск

 

Класс :

5 класс

Место урока (по тематическому планированию)

Урок №1 , в разделе «Организмы и среда обитания»  

Тема урока

Среды обитания.

Уровень изучения:

базовый

Тип урока :

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты:

Личностные - развитие научной любознательности, интереса к биологической наук

Метапредметные-

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально, и в парах; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом); уметь аргументировать свое мнение и позицию, устно и письменно выражать свою мысль.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь перерабатывать полученную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему или таблицу).

Личностные УУД: создать условия для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу всего класса (пары), уметь обмениваться информацией с одноклассниками; сознавать единство и целостность окружающего мира; знать правила отношения к живой природе.

Предметные

   -грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.

- характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; уметь устанавливать взаимосвязь организма со средой обитания;

раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной), условиях среды обитания;

раскрывать   и характеризовать экологические факторы среды.                                                       

Ключевые слова

Раскрытие сущности терминов: среда жизни, условия и ресурсы среды, экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные).

Краткое описание

Эпиграф к уроку: Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы…

(М. Пришвин)

Цель урока: Актуализировать знания учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов; систематизировать знания об условиях и ресурсах существования жизни на Земле, об экологических факторах сред; познакомить с разными средами жизни.

Оборудование: Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В. В. / Москва. «Просвещение» 2023

 ФГОС "Линия жизни". В. В. Пасечник, 5 класс / Базовый уровень.

2. Компьютер, презентация “Среды обитания организмов”;3. Дидактический материал к уроку.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая в парах.

Методы: словесный, наглядный, фронтальная беседа, элементы проблемного обучения.

 

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие. Создание благоприятного психологического настроя учащихся на работу.

- Ребята, вы готовы начать урок? Я готова и надеюсь, ребята, на ваше сотрудничество и творческий подход к делу.

Но вначале, давайте вспомним общие свойства живых организмов.

Предложено написать на листочках ответы, затем обменяться с ребенком в паре для взаимопроверки.

- дыхание, размножение, раздражимость, питание, движение, выделение, рост и развитие, обмен веществ

Проблемный вопрос:

- Почему, не смотря на общие свойства жизни, живые организмы очень разные, отличаются друг от друга?

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Представлена информация в виде вступления:

История развития жизни на нашей планетеЗемля длится около 4 миллиардов лет. Многое изменилось с тех давних времен на нашей планете. Некоторые существа, к сожалению, не дожили до настоящего времени, канули в прошлом лихолетье, но многие из них сохранились и живут по сей день. И сегодня их немного и немало, а более 3.5  миллионов видов! И они разные …  Какие? И проживают они на сегодняшний день в разных царствах.Ребята, давайте назовем эти царства.В первом царстве проживают самые древние обитатели планеты, клетки которых лишены ядра, в обиходе их называют микробами, а научное название - ... (Прокариоты или Бактерии).

Во втором царстве проживает особая группа живых организмов, обладающая признаками как растений, так и животных – это … (Грибы). 

Жители третьего царства разодеты в зеленые убранства, который им придает особый красящий пигмент – хлорофилл. Они же обеспечивают кислородом жителей всех других царств. … (Растения). 

А жители этого царства – самые стремительные и подвижные. Некоторые из них движутся со скоростью 120 км/час! (Животные).

А также есть особая группа организмов! Ведь эти организмы могут проявлять свои жизненные свойства, поселяясь в клетках других живых существ, ведь своих-то клеток у них нет. Их называют внутриклеточными паразитами или … (Вирусами) 

Возникнув на Земле около 4 млрд лет назад, в процессе длительного исторического развития живой материи и формирования всё более современных форм живых существ – организмы, осваивая новые места обитания, распределились на Земле соответственно её минеральным оболочкам и приспособились к существованию в строго определённых условиях.

Обратите внимание на представителей разных царств. Какие же они разные! Даже представители одного и того же царства. (Показ рисунков)

Этап 1.3. Целеполагание

 Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Среды обитания».

 - Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?

- А как вы думаете, в любом ли месте могут обитать живые организмы?

 - Почему не везде?

 Учитель подводит детей через вопросы к факту, что живые организмы обитают лишь там, где для их жизни имеются определенные –условия и ресурсы среды.С детства нам знакома фраза: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

Действительно, вода, воздух, благоприятные температурные условия, свет – основные условия для жизни.

Запись в тетради правильное определение среды обитания.

 Среда обитания –это совокупность условий, в которых обитает организм.

 - Ребята, а теперь, попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока, что мы должны узнать и чему научиться?

Учитель конкретизирует цели урока:

- Ты узнаешь, что такое среда обитания организмов и какие среды обитания существуют

- Ты сформируешь знания, об условияхсреды обитания;

-Ты сформируешь знания, об ресурсах среды обитания;

- Ты узнаешь, в чем разница между понятиями: условия и ресурсы среды обитания;

- Ты сформируешь знания, об экологических факторах и их классификации.

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Детям предлагается рассмотреть рисунки разных сред жизни (водная, наземно-воздушная…).

 Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе

Ученики в ходе фронтальной беседы озвучивают свои мнения и в итоге называют основные среды жизни организмов.

- Вы абсолютно правы, в науке выделяют основные среды обитанияводную, почвенную, наземно-воздушную, организменную.

Жизнь в каждой среде имеет свои условия жизни и ресурсы для существования. Какие, вам сейчас предстоит выяснить самостоятельно.

Предлагает учащимся поработать в парах с рисунками и составить по предложенному плану краткую характеристику основных сред обитания. (мини-проекты)

1 группа – водная;

2 группа – почвенная;

3 группа – наземно-воздушная.

4 группа - организменная

Результаты записать в тетради в форме таблицы или приготовить рассказ о данной среде:

Условия среды обитания.

Условия среды

водная

почвенная

наземно-воздушная

организменная

Кислород

мало

мало

много

отсутствует

Вода

много

достаточно

мало

мало

Свет( солнце)

мало

мало

много

отсутствует

Температура (тепло)

изменяется

ровная

изменяется

постоянная

 

Проверка выполнения задания каждой группы.

Учитель слушает ответы учащихся и вносит, если необходимо, коррективы.

- Молодцы, все справились с заданием, а теперь попробуйте сформулировать вывод.

Вывод: среды обитания отличаются условиями жизни.

Ребята, но есть и другие характеристики среды обитания!!!

Предлагает учащимся поработать с текстом учебника (стр.98), выписать понятия: ресурсы среды и экологические факторы.

После обсуждения полученных знаний учитель вводит и поясняет понятие «экологический фактор» среды обитания (запись на доске) :                                                                                   

«Экологические факторы = условия среды + ресурсы среды».

Но….

Ребята, условия жизни в разных средах обитания разные, значит и экологические факторы в средах обитания разные?1

Да или Нет?

Вновь работа в группах с текстом учебника (стр.99)

1 группа- абиотические факторы;

2 группа – биотические факторы;

3 группа – антропогенные факторы.

Проверка выполнения задания каждой группы.

Учитель слушает ответы учащихся и вносит, если необходимо, коррективы.

- Молодцы, все справились с заданием, а теперь попробуйте сформулировать вывод, ответив на вопрос:

Как влияют экологические факторы на организм? ( в комплексе, одновременно и  неравномерно, взависимости от условий и ресурсов среды обитания)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Ситуационная задача

«Однажды  познакомились и подружились окунь , крот, синица  и аскарида человеческая. Очень не хотелось им расставаться. И решили они жить вместе»

Скажите ребята, это возможно?

Почему?

Как вы думаете, какие это организмы?

А в каких средах обитания они живут?

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

  Загадка

Над водой – водицей –

Царевна круглолица,

Поёт царевна, да так напевно,

все на суше затыкают уши. Ответ: Лягушка. 

 Почему сложно определить среду обитания этого организма?

(Действительно, взрослая лягушка приспособлена на суше, а ее личинка (головастик) имеет водную среду обитания. Поэтому можно сказать, что она обитает в двух разных средах- водной и наземно-воздушной.

На следующем уроке мы научимся выявлять черты приспособленности организмов к разным средам обитания.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Вспомним басню И.А. Крылова «Лебедь, Щук и Рак». Учитель зачитывает басню или просматривают идеоролик.  Объясните, в чеммораль этой басни с точки зрения биологии

Физкульт минутка (2-3 мин.)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 

1.Известно, что семена некоторых растений ( фиалка, чистотел, копытень)распространяются с помощью муравьев. Как называется такой вид связи между организмами?

1. симбиоз

2.хищничество

3.паразитизм

4 конкуренция.

2.Среди перечисленных примеров укажите биотический фактор.

1.освещенность растений

2.осушение болот

3.внесение удобрений в почву

4.заражение мучнистой росой крыжовника.3.Для зайца-беляка абиотическим фактором является

1.лисица

2.человек

3.ель

4. снег

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? (Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

 

Подумайте, почему организмы, обитающие в наземно- воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной?

Для формулировки ответа используйте знания, полученные на предыдущих уроках.

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Индивидуальная форма деятельности учеников, затем проверка в ходе фронтальной беседыЗадание № 1. Примером абиотического фактора является

А) деятельность почвенных бактерийБ) температура

В) паразитизмГ) деятельность человека.

Задание № 2. Определите среду обитания, А. Водная среда:                                                                                                                                                                                                                       Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:                                                                                                                                                                                   
 Г:Организменная среда:

1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Филин. 4. Крот. 5. Инфузория-туфелька. 6. Личинка майского жука. 7. Человек. 8. Камбала. 9. Клубеньковые бактерии. 10. Головастик. 11. Лось. 12. Сазан. 13. Синица. 14. Землеройка. 15. Кальмар. 16. Аскарида человеческая

Задание № 3. Основной источник энергии для живых организмов на Земле

А) вода

Б) углекислый газ

3) Солнце

Г) озоновый экран. 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Обратимся к проблемному вопросу, который был задан в начале урока:

- Почему, не смотря на общие жизненные признаки, живые организмы очень разные, отличаются друг от друга?

Ответ учащихся: Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в разных средах обитания и в различных условиях.

- Ребята, какие выводы по сегодняшней теме урока вы можете сделать? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? Фронтальная беседа.

Выводы по уроку:

1.Cреда обитания - cовокупность условий, окружающих организм.

2.Различают наземно– воздушную, водную, почвенную, организменную среды обитания.

3.Каждая среда жизни имеет свои экологические факторы.

4.Экологические факторы - условия жизни и ресурсы среды обитания.

5 Экологические факторы делятся на абиотические, биотические и антропогенные.

Подведение итогов урока, оценивание работы класса и отдельных учащихся. Сообщение оценок за урок.

Этап 5.2.Домашнее задание

Д/З на выбор:

1) Изучить параграф 15

2) Ответить устно на вопросы после параграфа.

3) познакомиться с материалом рубрики « Для любознательных»

 

Спасибо за урок!!!

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также