Технологическая карта урока "Строение и работа сердца"
Оценка 5

Технологическая карта урока "Строение и работа сердца"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл—11 кл
20.02.2020
Технологическая карта урока "Строение и работа сердца"
Урок биологии разработан с использованием проблемного подхода. Форма работы -групповая и индивидуальная. Прилагаются инструктивные карты для работы учащихся и тестовые задания
Строение и работа сердца.docx

Тема  урока: Строение и работа сердца.

(по программе В.В. Пасечника)

ТДЦ:

Познавательная: используя проблемный подход,  раскрыть взаимосвязь строения и работы сердца,  связанную с жизнедеятельностью человека.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, способность эмоционально откликаться на полученную информацию.

Воспитательная:  создание условий для воспитания культуры общения в группе со сверстниками, для развития собственных интеллектуальных умений.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала о строении кровеносной системы и получения новой учебной информации о строении и работе сердца;  способствовать осмыслению связи учебного материала об особенностях строения

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы: групповая работа, индивидуальная

Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Строение сердца», муляжи сердца, ноутбук, проектор.

Ключевые понятия: сердце, предсердия, желудочки, автоматизм, сердечный цикл.

Размещение обучающихся в кабинете:  4 группы, примерно по 5-6 человек.

 

Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.

 

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Учитель: читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце» ( слайд №1).Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 

 

 

Что мы знаем о сердце? Демонстрирует муляж, слайд №3

Задание 1.

Подумайте и запишите в тетрадь как можно больше слов или выражений, связанных с понятием «сердце»

 

Задание 2

Обсудите в парах результаты своей работы и дополните записи.

 

 

Составление кластера на доске

Обучающиеся: прослушав стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце», дают ответы на поставленные учителем вопросы, формулируют тему урока «Строение и работа сердца»  слайд №2

 

Рассматривают муляжи сердца.

 

Записывают в тетрадь словосочетания, термины, ассоциации, связанные с темой урока.

 

Обмениваются информацией по записям в тетради со своим партнером.

Поочередно сообщают тезисы идей и начинают составлять кластер.

Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей.

Обучающиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цель урока: раскрыть особенности строения и работы сердца.

 

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Учитель: Итак, какую же проблему мы сегодня должны решить к концу урока?  Слайд №4

Обучающиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему: В чем причина неутомимости и работоспособности сердца?

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

Учитель в ходе фронтальной беседы направляет деятельность учащихся на обсуждение проблемы.

Учащиеся высказывают собственное мнение о наличии каких-то особенностей строения сердца.

Выдвижение гипотезы

Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: сердце имеет особенности такие особенности строения, которые позволяют ему работать всю жизнь без остановки.

Учащиеся формулируют гипотезу: сердце имеет особенности такие особенности строения, которые позволяют ему работать всю жизнь без остановки.

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Учитель предлагает работу в группах с целью   выполнения заданий для поиска доказательства или опровержения сформулированной гипотезы.

Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам (приложение№1):

1.Положение сердца в грудной полости.

2.Особенности сердечной мышцы.

3. Сердечный цикл

4.Регуляция сердечных сокращений.

Работа в группах, получение продукта от группы

Координирует, стимулирует работу групп.

Учащиеся выполняют задания и вносят найденный материал (кратко) в соответствующую колонку в таблице (приложение №1).  Обсуждают и вырабатывают коллективный вариант ответа.

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.)

Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп.

Представитель каждой группы рассказывает всему классу результаты своей работы.

Обучающиеся обобщают задания в кластер, дополняя его по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы всех групп.

Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы.

Обучающиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы: высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца. Значит, поставленная проблема решена. Слайд №5

5. Первичная проверка понимания.

 

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайда (слайд №6) через ответы на вопросы и комментирование

Обучающиеся  комментируют содержание слайдов, отвечают на предложенные вопросы по изученному материалу.

6. Закрепление знаний и способов действий.

 

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Задания (тест) на слайде № 7

 

Взаимопроверка.

 

9. Подведение итогов занятий

 

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Учитель: подведем итоги нашей работы.  Сегодня мы выявили особенности строения и работы сердца.

Обучающиеся в беседе делают вывод о решении поставленной  проблемы. Действительно особенности строения сердца обеспечивают  выполнение им функций.

10. Рефлексия.

 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Учитель предлагает составить по изученной  теме синквейн и напоминает правила написания синквейна ( слайд №  )

Обучающиеся составляют синквейны(приложение№ ), читают свои синквейны всему классу.

11. Информация о домашнем задании.

 

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Изучить § 22, повторить информацию о строении и работе сердца по кластеру.

Решить задачу: зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали.

Записывают в дневники  домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Инструктивная карточка  групповой работы

I.                   Прочитайте соответствующую статью учебника:

                1 группа: учебник §22,  стр. 110-112,  «Положение сердца в грудной полости», 

                                Рассмотрите рисунок 53, стр.111.

                2 группа: учебник  §22, стр.112, «Особенности сердечной мышцы», 

                                 дополнительный материал.

                 3 группа: учебник  §22, стр. 112-113, «Сердечный цикл», дополнительный

                                   материал; рис. 54, стр. 112.

                4 группа:  §22 , стр.113-114 учебника, «Регуляция сердечных сокращений»

II.                Проанализируйте содержание статьи и сделайте на полях следующие отметки карандашом:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.  

    “-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит вашим взглядам.

 

III.             Составьте в тетради таблицу, используя пометки на полях:

 

+

-

V

?

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                 Приложение 2

Тест

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

а) 3
б) 2
в) 4
г) 5

2. Околосердечная сумка называется:

а) эпикард
б) эндокард
в) миокард
г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

а) и одного желудочка
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,3 сек
г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) соли калия

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека состоит из:

а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

а) миокард
б) перикард
в) эпикард
г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) одностворчатый
г) полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,1 сек
г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) тироксин
г) серотонин

 


 

Тема урока: Строение и работа сердца

Тема урока: Строение и работа сердца

Демонстрирует муляж, слайд №3

Демонстрирует муляж, слайд №3

Демонстрирует муляж, слайд №3

Демонстрирует муляж, слайд №3

Демонстрирует муляж, слайд №3

Демонстрирует муляж, слайд №3

Подведение итогов занятий

Подведение итогов занятий

Приложения Приложение 1 Инструктивная карточка групповой работы

Приложения Приложение 1 Инструктивная карточка групповой работы

I. Составьте в тетради таблицу, используя пометки на полях: + -

I. Составьте в тетради таблицу, используя пометки на полях: + -

Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется: а) и одного желудочка б) трёхстворчатый в) полулунный г) четырёхстворчатый 4

Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется: а) и одного желудочка б) трёхстворчатый в) полулунный г) четырёхстворчатый 4

Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется: а) миокард б) перикард в) эпикард г) эндокард 3

Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется: а) миокард б) перикард в) эпикард г) эндокард 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020