Тема урока: Строение и работа сердца.
(по программе В.В. Пасечника)
ТДЦ:
Познавательная: используя проблемный подход, раскрыть взаимосвязь строения и работы сердца, связанную с жизнедеятельностью человека.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, способность эмоционально откликаться на полученную информацию.
Воспитательная: создание условий для воспитания культуры общения в группе со сверстниками, для развития собственных интеллектуальных умений.
Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала о строении кровеносной системы и получения новой учебной информации о строении и работе сердца; способствовать осмыслению связи учебного материала об особенностях строения
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемный
Формы: групповая работа, индивидуальная
Оборудование: таблицы «Кровеносная система», «Строение сердца», муляжи сердца, ноутбук, проектор.
Ключевые понятия: сердце, предсердия, желудочки, автоматизм, сердечный цикл.
Размещение обучающихся в кабинете: 4 группы, примерно по 5-6 человек.
Технологическая карта урока
Этапы |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Урока |
Технологии |
|||
1. Организация начала занятия. |
|
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. |
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
Учитель: читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце» ( слайд №1).Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Что мы знаем о сердце? Демонстрирует муляж, слайд №3 Задание 1. Подумайте и запишите в тетрадь как можно больше слов или выражений, связанных с понятием «сердце»
Задание 2 Обсудите в парах результаты своей работы и дополните записи.
Составление кластера на доске |
Обучающиеся: прослушав стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце», дают ответы на поставленные учителем вопросы, формулируют тему урока «Строение и работа сердца» слайд №2
Рассматривают муляжи сердца.
Записывают в тетрадь словосочетания, термины, ассоциации, связанные с темой урока.
Обмениваются информацией по записям в тетради со своим партнером. Поочередно сообщают тезисы идей и начинают составлять кластер. |
Учитель обобщает высказывания детей и направляет на формулирование общих целей. |
Обучающиеся под руководством учителя обобщают все высказывания и формулируют цель урока: раскрыть особенности строения и работы сердца.
|
|||
4. Усвоение новых знаний и способов действий |
Постановка проблемы и создание проблемной ситуации |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Учитель: Итак, какую же проблему мы сегодня должны решить к концу урока? Слайд №4 |
Обучающиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему: В чем причина неутомимости и работоспособности сердца? |
Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ |
Учитель в ходе фронтальной беседы направляет деятельность учащихся на обсуждение проблемы. |
Учащиеся высказывают собственное мнение о наличии каких-то особенностей строения сердца. |
||
Выдвижение гипотезы |
Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: сердце имеет особенности такие особенности строения, которые позволяют ему работать всю жизнь без остановки. |
Учащиеся формулируют гипотезу: сердце имеет особенности такие особенности строения, которые позволяют ему работать всю жизнь без остановки. |
||
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы |
Учитель предлагает работу в группах с целью выполнения заданий для поиска доказательства или опровержения сформулированной гипотезы. |
Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам (приложение№1): 1.Положение сердца в грудной полости. 2.Особенности сердечной мышцы. 3. Сердечный цикл 4.Регуляция сердечных сокращений. |
||
Работа в группах, получение продукта от группы |
Координирует, стимулирует работу групп. |
Учащиеся выполняют задания и вносят найденный материал (кратко) в соответствующую колонку в таблице (приложение №1). Обсуждают и вырабатывают коллективный вариант ответа. |
||
Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.) |
Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп. |
Представитель каждой группы рассказывает всему классу результаты своей работы. Обучающиеся обобщают задания в кластер, дополняя его по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы всех групп. |
||
Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу; 2) поставленная проблема решена или нет. |
Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы. |
Обучающиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы: высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца. Значит, поставленная проблема решена. Слайд №5 |
||
5. Первичная проверка понимания. |
|
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. |
Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайда (слайд №6) через ответы на вопросы и комментирование |
Обучающиеся комментируют содержание слайдов, отвечают на предложенные вопросы по изученному материалу. |
6. Закрепление знаний и способов действий. |
|
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Задания (тест) на слайде № 7
|
Взаимопроверка.
|
9. Подведение итогов занятий |
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Учитель: подведем итоги нашей работы. Сегодня мы выявили особенности строения и работы сердца. |
Обучающиеся в беседе делают вывод о решении поставленной проблемы. Действительно особенности строения сердца обеспечивают выполнение им функций. |
10. Рефлексия. |
|
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Учитель предлагает составить по изученной теме синквейн и напоминает правила написания синквейна ( слайд № ) |
Обучающиеся составляют синквейны(приложение№ ), читают свои синквейны всему классу. |
11. Информация о домашнем задании. |
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Изучить § 22, повторить информацию о строении и работе сердца по кластеру. Решить
задачу: зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни
работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали. |
Записывают в дневники домашнее задание. |
Приложения
Приложение 1
Инструктивная карточка групповой работы
I. Прочитайте соответствующую статью учебника: 1 группа: учебник §22, стр. 110-112, «Положение сердца в грудной полости», Рассмотрите рисунок 53, стр.111. 2 группа: учебник §22, стр.112, «Особенности сердечной мышцы», дополнительный материал. 3 группа: учебник §22, стр. 112-113, «Сердечный цикл», дополнительный материал; рис. 54, стр. 112. 4 группа: §22 , стр.113-114 учебника, «Регуляция сердечных сокращений» |
II. Проанализируйте содержание статьи и сделайте на полях следующие отметки карандашом:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит вашим взглядам.
III. Составьте в тетради таблицу, используя пометки на полях:
+ |
- |
V |
? |
|
|
|
|
Приложение 2
Тест
Вариант 1.
Выберите один правильный ответ.
1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:
а) 3
б) 2
в) 4
г) 5
2. Околосердечная сумка называется:
а) эпикард
б) эндокард
в) миокард
г) перикард
3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:
а) и одного желудочка
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) четырёхстворчатый
4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:
а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,3 сек
г) 0,1 сек
5. Вещество, усиливающее работу сердца:
а) адреналин
б) ацетилхолин
в) соли калия
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ.
1. Сердце человека состоит из:
а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка
2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:
а) миокард
б) перикард
в) эпикард
г) эндокард
3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:
а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) одностворчатый
г) полулунный
4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:
а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,1 сек
г) 0,3 сек
5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:
а) адреналин
б) ацетилхолин
в) тироксин
г) серотонин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.