Технологическая карта урока
Образовательная организация |
МБОУ «СШ №10» |
Возрастная категория обучающихся/, класс |
14-15 лет, 8 класс |
Тема |
Технология построения семейного бюджета (второй урок по плану). |
Цель |
Формирование умения грамотного планирования бюджета семьи и своего собственного. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: формирования понимания зачем необходимо планировать бюджет Предметные: освоение понятий: семейный бюджет, доход семейного бюджета, расход семейного бюджета, группы расходов (постоянные и переменные), виды семейного бюджета (дефицитный, сбалансированный, избыточный/профицитный); освоение знаний по грамотному планированию семейных доходов и расходов. Метапредметные: Познавательные: формирование умения рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; формирование умения грамотно учитывать доходы семьи; развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы; высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи. Регулятивные: формирование у учащихся умение планировать и контролировать свою деятельность, выбирать способы деятельности; Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог, взаимодействовать, слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о разделении видов деятельности; умения работать в группе. |
Основные понятия |
Семейный бюджет, доходы, расходы, группы расходов (постоянные и переменные), виды семейного бюджета. |
Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии) |
Работа в группе, кейс-технология (решение практических задач), лабораторно-практическая работа, интерактивные технологии. |
Средства обучения |
Технические: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPoint Дидактические материалы: карточки с описанием задания, оценочные листы, видеоматериалы |
Организационные условия |
Расстановка столов для работы в группе |
Учебно-методическое обеспечение |
Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 208 с.: ил. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). |
План занятия |
||||
Этапы занятия (время этапа) |
Используемые дидактические средства |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Образовательный результат |
1. Организационный момент (2 мин). |
презентация PowerPoint; оценочные листы |
Приветствует учащихся, настраивает на продуктивную работу. Предлагает разделиться на группы выбрать спикера. Раздаёт оценочные листы. |
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию. Делятся на группы, выбирают спикера. Знакомятся с оценочными листами. |
организация рабочего места; формирование умение слушать и понимать друг друга |
2. Актуализация знаний (7-10 мин). |
презентация PowerPoint; карточки-задания |
Учитель организует деятельность детей, направленную на повторение знаний полученных раннее на уроке. Предлагает учащимся выполнить задания в группах: 1 группа - достраивают диаграмму связей расходов и определяют, какие из них относятся к постоянным, а какие к переменным; 2 группа - достраивают диаграмму связей доходов 3 группа – определяют виды семейного бюджета. Какой из этих бюджетов будет наиболее рациональным? Почему? |
Групповая работа со схемами. Достраивают диаграмму связей, предлагая варианты расходов и доходов. Определяют постоянные и переменные расходы. Определяют виды семейного бюджета. Отвечают на вопросы. |
повторение темы, проверка правильности усвоения, формирование личностно значимого содержания, развитие памяти и коммуникативных навыков |
3. Мотивация к учебной деятельности (2 мин). |
видеоматериалы |
Формулирует задание: по содержанию видеоролика по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ определите, что станет темой сегодняшнего урока? |
Просмотр видеоролика. Обсуждение в группах. Высказывают предположения, формулируют тему. |
развитие умения принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога |
4. Сообщение темы и цели (1 мин). |
презентация PowerPoint; |
Обобщает ответы учащихся. Объявляет тему урока: «Технология построения семейного бюджета». |
Записывают тему урока. |
|
5. Самоопределение к деятельности (1 мин). |
презентация PowerPoint; |
Ставит проблемную задачу: Главная причина проблемы - отсутствие знаний о том, как планировать бюджет. Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Обобщает и корректирует ответы учащихся. |
Проговаривают проблему.
Формулируют цель урока: научиться планировать бюджет семьи и свой собственный. |
|
6. Основной блок Работа по теме урока (18-21 мин). |
презентация PowerPoint; карточки-задания; оценочные листы |
Предлагает учащимся выполнить задания в группах: каждой группе предлагается определенный кейс.
В кейсе каждой группе предложены жизненные ситуации, задача рассчитать семейный бюджет принять рациональное решение по расходованию средств. (Приложение 2)
Координирует работу групп, консультирует.
Предлагает выступить группам с решениями.
|
Решают кейсы, обсуждают в группах, формулируют правильный ответ. Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении. |
развитие умения работать в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения; развитие логического мышления, умений анализировать ситуацию, высказывать предположения, работать в команде |
7. Подведение итогов урока (2 мин). |
оценочные листы |
Предлагает оценить проделанную работу, заполнить оценочные листы. Обобщает и корректирует полученные результаты по оценочным листам учащихся. |
Вносят баллы в оценочные листы. Определяют итоговую отметку. |
развитие коммуникативных навыков, логического мышления, навыков оценки себя и других |
8. Рефлексия (3 мин). |
презентация PowerPoint; |
Учитель предлагает ответить на вопросы (приём «ладошка»). |
Отвечают на поставленные вопросы, анализируют собственную успешность. |
развитие коммуникативных навыков, навыков оценки себя и других |
9. Домашнее задание (1мин). |
презентация PowerPoint; учебник «Технология» 8 класс |
Предлагает выполнить домашнее задание: попробуйте рассчитать бюджет семьи на месяц или свой собственный (по выбору) – выполнить лабораторно-практическую работу №2 стр. 21. |
Записывают домашнее задание. |
|
Приложение 1
Оценочный лист группы
№ |
Задание |
Максимальный баллы
|
Самооценка |
Оценка учителя |
1 |
«Дострой диаграмму связей» |
3 |
|
|
2 |
Планирование бюджета семьи |
4 |
|
|
3 |
Ответы на вопросы по кейсу |
3 |
|
|
Итого |
10 |
|
|
Критерии оценивания:
5-6 баллов – отметка 3;
7-8 баллов – отметка 4;
9-10 баллов – отметка 5.
Приложение 2
Задание №1
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Семья состоит из пяти человек: бабушка, папа, мама и две дочери – ученицы 9 и 5 классов. Папа зарабатывает 30 000 рублей и в этом месяце, занимаясь частным извозом, он заработал ещё 4 000 рублей. Однако 6 000 рублей он потратил на автозапчасти, 3 000 рублей - на бензин и 2 000 рублей составил штраф за превышение скорости.
Бабушка получает пенсию в размере 10 000 рублей. И на день рождение старшей внучке она купила сотовый телефон, который стоит 8 000 рублей.
Мамина зарплата составляет 15 000 рублей.
Из общих денег мама оплатила коммунальные услуги – 12 000 рублей, телефон и интернет – 2000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 25 000 рублей, на бытовую химию – 3 000 рублей. А ещё в текущем месяце девочки несколько раз ходили в кинотеатр и потратили 2 000 рублей.
Семейный бюджет |
|||
Доходы |
Расходы |
||
Регулярные |
Нерегулярные |
Обязательные |
Необязательные |
Итого: |
Итого: |
||
Тип бюджета: |
Вопросы:
1. Что образуется в результате такого бюджетирования в семье: дефицит или профицит?
2. Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета?
3. Как можно снизить расходную часть семейного бюджета за счёт рационального расходования средств?
Задание №2
Представьте, что расходная часть бюджета вашей семьи состоит из следующих статей:
Коммунальные платежи – 5 тыс. руб.
Продукты питания – 10 тыс. руб.
Бытовая химия и предметы личной гигиены – 3 тыс. руб.
Одежда и обувь – 15 тыс. руб.
Оплата кредита на покупку машины – 10 тыс. руб.
Образование (дополнительные занятия) – 5 тыс. руб.
Проезд – 2 тыс. руб.
Накопление средств на летний отдых – 5 тыс. руб.
Лекарства – 1,5 тыс. руб.
Оплата телефона и Интернета – 2 тыс. руб.
Прочие платежи – 2 тыс. руб.
Вопросы:
1. Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы ещё откладывать 5% от суммы доходов?
2. Подумайте, чем вы могли бы помочь своей семье?
3. Какие товары и услуги могут быть источниками дохода школьника?
Задание №3
В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. руб. Расходы на самое необходимое – 30 тыс. руб. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. руб., а расходы его жены Марии на косметику, спорт, одежду, обувь, театр составляют 9 тыс. руб. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. руб.
Вопросы:
1. Что образуется в результате такого бюджетирования в семье Григорьевых: дефицит или профицит?
2. Каково значение образовавшегося дефицита или профицита?
3. Каковы последствия такого планирования своих финансов?
Интернет-источники и литература
1. https://fmc.hse.ru/BMMC2022
2. https://fmc.hse.ru/methodology
3. https://fmc.hse.ru/8-9forms
4. https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ
5. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
6. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.