Технологическая карта урока: "Технология построения семейного бюджета" (технология, 8 класс) с элементами финансовой грамотности.

  • docx
  • 15.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технология построения семейного бюджета.docx

Технологическая карта урока

 

Образовательная организация

МБОУ «СШ №10»

Возрастная категория обучающихся/, класс

14-15 лет, 8 класс

Тема

Технология построения семейного бюджета (второй урок по плану).

Цель

Формирование умения грамотного планирования бюджета семьи и своего собственного.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирования понимания зачем необходимо планировать бюджет

Предметные: освоение понятий: семейный бюджет, доход семейного бюджета, расход семейного бюджета, группы расходов (постоянные и переменные), виды семейного бюджета (дефицитный, сбалансированный, избыточный/профицитный); освоение знаний по грамотному планированию семейных доходов и расходов.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; формирование умения грамотно учитывать доходы семьи; развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы; высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи.

Регулятивные: формирование у учащихся умение планировать и контролировать свою деятельность, выбирать способы деятельности;

Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог, взаимодействовать, слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о разделении видов деятельности; умения работать в группе.

Основные понятия

Семейный бюджет, доходы, расходы, группы расходов (постоянные и переменные), виды семейного бюджета.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Работа в группе, кейс-технология (решение практических задач), лабораторно-практическая работа, интерактивные технологии.

Средства обучения

Технические: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPoint

Дидактические материалы: карточки с описанием задания,  оценочные листы, видеоматериалы

Организационные условия

Расстановка столов для работы в группе

Учебно-методическое обеспечение

Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 208 с.: ил.

Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

 

План занятия

Этапы занятия

 (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

1.    Организационный   момент (2 мин).

презентация PowerPoint;

оценочные листы

Приветствует учащихся, настраивает на продуктивную работу. Предлагает разделиться на группы выбрать спикера. Раздаёт оценочные листы.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию.

 Делятся на группы, выбирают спикера. Знакомятся с оценочными листами.

организация рабочего места;

формирование умение слушать и понимать друг друга

2.      Актуализация  знаний (7-10 мин).

презентация PowerPoint;

карточки-задания

Учитель организует деятельность детей, направленную на повторение знаний полученных раннее на уроке.

Предлагает учащимся выполнить задания в группах:

1 группа - достраивают диаграмму связей расходов и определяют, какие из них относятся к постоянным, а какие к переменным;

2 группа - достраивают диаграмму связей доходов

3 группа – определяют виды семейного бюджета. Какой из этих бюджетов будет наиболее рациональным? Почему?

Групповая работа со схемами. Достраивают диаграмму связей, предлагая варианты расходов и доходов. Определяют постоянные и переменные расходы. Определяют виды семейного бюджета. Отвечают на вопросы.

повторение темы, проверка правильности усвоения, формирование личностно значимого содержания, развитие памяти и коммуникативных навыков

3.    Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

видеоматериалы

Формулирует задание: по содержанию видеоролика по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ

определите, что станет темой сегодняшнего урока?

Просмотр видеоролика.

Обсуждение в группах. Высказывают предположения, формулируют тему.

развитие умения принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога

4.    Сообщение  темы  и  цели (1 мин).

презентация PowerPoint;

Обобщает ответы учащихся.

Объявляет тему урока: «Технология построения семейного бюджета».

Записывают тему урока.

5.      Самоопределение к деятельности (1 мин).

презентация PowerPoint;

Ставит проблемную задачу: Главная причина проблемы - отсутствие знаний о том, как планировать бюджет.

Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока.

Обобщает и корректирует ответы учащихся.

Проговаривают проблему.

 

Формулируют цель урока: научиться планировать бюджет семьи и свой собственный.

6.      Основной блок

 Работа по теме урока (18-21 мин).

презентация PowerPoint;

карточки-задания; оценочные листы

Предлагает учащимся выполнить задания в группах: каждой группе предлагается определенный кейс.

 

В кейсе каждой группе предложены жизненные ситуации, задача рассчитать семейный бюджет принять рациональное решение по расходованию средств.

(Приложение 2)

 

Координирует работу групп, консультирует.

 

Предлагает выступить группам с решениями.

 

Решают кейсы, обсуждают в группах, формулируют правильный ответ. Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении.

развитие умения работать  в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения; развитие логического мышления, умений анализировать ситуацию, высказывать предположения, работать в команде

7.       Подведение итогов урока (2 мин).

оценочные листы

Предлагает оценить проделанную работу, заполнить оценочные листы. Обобщает и корректирует полученные результаты по оценочным листам учащихся.

Вносят баллы в оценочные листы. Определяют итоговую отметку.

развитие коммуникативных навыков, логического мышления, навыков оценки себя и других

8.      Рефлексия (3 мин).

презентация PowerPoint;

Учитель предлагает ответить на  вопросы (приём «ладошка»).

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют собственную успешность.

развитие коммуникативных навыков, навыков оценки себя и других

9.      Домашнее задание (1мин).

презентация PowerPoint; учебник «Технология» 8 класс

Предлагает выполнить домашнее задание: попробуйте рассчитать бюджет семьи на месяц или свой собственный (по выбору) – выполнить лабораторно-практическую работу №2 стр. 21.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 


Приложение 1

Оценочный лист группы

 

Задание

Максимальный баллы

 

Самооценка

Оценка учителя

1

«Дострой диаграмму связей»

3

 

 

2

Планирование бюджета семьи

4

 

 

3

Ответы на вопросы по кейсу

3

 

 

Итого

10

 

 

 

Критерии оценивания:

5-6 баллов – отметка 3;

7-8 баллов – отметка 4;

9-10 баллов – отметка 5.

 

Приложение 2

Задание №1

Прочитайте текст и заполните таблицу.

 

 

Семья состоит из пяти человек: бабушка, папа, мама и две дочери – ученицы 9 и 5 классов. Папа зарабатывает 30 000 рублей и в этом месяце, занимаясь частным извозом, он заработал ещё 4 000 рублей. Однако 6 000 рублей он потратил на автозапчасти, 3 000 рублей - на бензин и 2 000 рублей составил штраф за превышение скорости.

Бабушка получает пенсию в размере 10 000 рублей. И на день рождение старшей внучке она купила сотовый телефон, который стоит 8 000 рублей.

Мамина зарплата составляет 15 000 рублей.

Из общих денег мама оплатила коммунальные услуги – 12 000 рублей, телефон и интернет – 2000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 25 000 рублей, на бытовую химию – 3 000 рублей. А ещё в текущем месяце девочки несколько раз ходили в кинотеатр и потратили 2 000 рублей.

 

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Необязательные

Итого:

Итого:

Тип бюджета:

Вопросы:

1.      Что образуется в результате такого бюджетирования в семье: дефицит или профицит?

2.      Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета?

3.      Как можно снизить расходную часть семейного бюджета за счёт рационального расходования средств?

 

Задание №2

Представьте, что расходная часть бюджета вашей семьи состоит из следующих статей:

Коммунальные платежи – 5 тыс. руб.

Продукты питания – 10 тыс. руб.

Бытовая химия и предметы личной гигиены – 3 тыс. руб.

Одежда и обувь – 15 тыс. руб.

Оплата кредита на покупку машины – 10 тыс. руб.

Образование (дополнительные занятия) – 5 тыс. руб.

Проезд – 2 тыс. руб.

Накопление средств на летний отдых – 5 тыс. руб.

Лекарства – 1,5 тыс. руб.

Оплата телефона и Интернета – 2 тыс. руб.

Прочие платежи – 2 тыс. руб.

Вопросы:

1.      Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы ещё откладывать 5% от суммы доходов?

2.      Подумайте, чем вы могли бы помочь своей семье?

3.      Какие товары и услуги могут быть источниками дохода школьника?

 

Задание №3

В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. руб. Расходы на самое необходимое – 30 тыс. руб. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. руб., а расходы его жены Марии на косметику, спорт, одежду, обувь, театр составляют 9 тыс. руб. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. руб.

Вопросы:

1.      Что образуется в результате такого бюджетирования в семье Григорьевых: дефицит или профицит?

2.      Каково значение образовавшегося дефицита или профицита?

3.      Каковы последствия такого планирования своих финансов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-источники и литература

 

1.      https://fmc.hse.ru/BMMC2022

2.      https://fmc.hse.ru/methodology

3.      https://fmc.hse.ru/8-9forms

4.      https://www.youtube.com/watch?v=K6vOn8WaEcQ

5.      Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)

6.      Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).


 

7.     Скачано с www.znanio.ru