Технологическая карта урока труда в 8 классе на тему Профессия квалификация и компетенциии

  • docx
  • 26.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока труда в 8 классе на тему Профессия квалификация и компетенциии.docx

Технологическая карта

урока труда (технологии) в 8 В классе

 

Образовательная организация: МОАУ “СОШ №34”

Учитель: Филиппов Михаил Юрьевич

Дата проведения: 23.09.25

Тема урока: Профессия, квалификация и компетенции. Выбор профессии в зависимости от интересов и способностей человека. Профессиональное самоопределение. Мир профессий. Профориентационный групповой проект "Мир профессий".

Цель урока: формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, формирование готовности к самоопределению. Воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения и анализировать результаты деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:  

- сформировать у обучающихся понятия “профессия”, “квалификация”, “компетенция”, ознакомить с миром профессий.

Метапредметные:

- умение делать выводы по изученному материалу.

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию и профессиональному самоопределению.

Задачи урока:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами жизненного и профессионального самоопределения;

- сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности;

- ознакомить со способами классификации профессий, выработать умение ориентироваться в мире профессий.

Развивающие:

- развитие самосознания, представления о себе, а также интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным.

Воспитательные:

- воспитание внимательности, усидчивости, расширение творческой, общественно-значимой деятельности учащихся, формирование нравственной и эстетической культуры, уважение к людям разных профессий и труду.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Электронная презентация, мультимедиапроектор, система PROClass, карточки-задания, книжная выставка «Мир профессий».

Межпредметные связи: алгебра, геометрия, история, химия, биология, физика, информатика, искусство, обществознание.

 

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

предметн ые

УУД

1. Организационный момент

- учитель приветствует учащихся;

- организует проверку явки учащихся и заполняет электронный журнал;

 - проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку

 

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

2. Постановка темы и цели урока

1. Беседует с учащимися по предыдущей теме урока.

2. Предлагает прочитать стихотворение: - У меня растут года, Будет мне 17. Кем работать мне тогда? Чем мне заниматься? (1 сл) (В. Маяковский)

В чем смысл этих слов? - Существует такое понятие, “как возраст самоопределения”. Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть? Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 14-15 лет еще не обязательно его делать, а вот задуматься об этом всегда полезно. Профессиональное самоопределение – это выбор профессии и последующее формирование человека как профессионала. Процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал – обучение. Это первая ступень, первый шаг к выбору профессии. О чем будем сегодня говорить на уроке? (2 сл)

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей «О профессиях»

умение анализировать, строить речевые высказывания.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Личностные: осознание своих возможностей.

3. Актуализация новых знаний.

- А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.

- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?

- На сегодняшний день в мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Учитель начальных классов, врач-стоматолог, программист, бухгалтер, экономист, дворник, полицейский, пожарный, библиотекарь, балерина, ветеринар, астроном и т.д…… И для вас первым шагом будет необходимость сориентироваться в мире профессий. Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, не престижными, несовременными. Каждое десятилетие технический прогресс рождает все новые виды профессий, а другие уходят в небытие. За последние 10 лет появились такие профессии как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, дизайнер. Какие профессии вам еще известны? Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело? Но оказывается не всё из того, что вы перечислили, является непосредственно профессией. Давайте же разберемся, в чем тут дело?

- Откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите следующие понятия: (5слайд) Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.

Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач. Специальность – это наличие у человека образования и опыта работы в отдельных отраслях, по отдельным видам деятельности. Примеры: Учитель: учитель математики, биологии, пения Инженер: инженер-электронщик, инженер-конструктор Слесарь: слесарь-сантехник, автослесарь Врач: терапевт, окулист, хирург, стоматолог Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда. Примеры: директор, заведующий, начальник отдела, главный бухгалтер, прораб. Квалификация – (от латинского слова quails – качество и – facio – делаю)- степень мастерства в конкретной специальности. Пример: швея 6 разряда, слесарь-инструментальщик 4 разряда, учитель 1 категории.

 - Обратите, пожалуйста, внимание на рисунок. На доске показывает схематично. должность профессия специальность квалификация. Всё многообразие профессий можно распределить по пяти предметам труда. Сл.5 И сейчас вам предстоит с ними познакомиться и представить свою группу профессий (Ребята получают материал «Типы профессий», их задача выполнить творческую презентацию, а остальные при защите кратко записывают в тетрадь описание каждого типа).

Раздает карточки. На доске показаны схематично группы. Житейский способ выбора профессии. ПРОФЕССИЯ – должна нравиться; ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека; ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: 1. Кем бы мог работать в наши дни Кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (предприниматель, фермер, животновод) 2. Кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (пародист) 3. Что общего у ЭВМ с коровой? (оператор) 4. Профессия Печкина из мультфильма «Простоквашино». 5. В одной известной сказке три поросенка пытались овладеть навыками этой профессии Какой? (строитель) 6. Отгадай ребус (слайд7)

Ученики: высказывают свое мнение. Перечисляют профессии, которые они знают.

Ученики записывают в тетрадь определения. Каждый ученик получает карточки и читает классу. Выполняют схему «Типы профессий».

 

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: проявляют познавательный интерес.

4. Закрепление изученного материала

Практическая работа: Разделите представленный список на профессии, специальности, должности:

Профессия Специальность Должность

 

Токарь, швея, начальник цеха, пианист, главный инженер, водитель, слесарь-сантехник, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, прораб, закройщик, учитель, терапевт, учитель физики.

- Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор!

Ученики заполняют таблицу.

Ученики высказывают свои предположения

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

5. Контролирующее задание (PROClass)

Выполнение теста с помощью программы PROClass

Ученики отвечают на вопросы теста с помощью пульта

умеют находить необходимую информацию, анализировать её.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Личностные: самоопределение.

6. Рефлексия

Но, прежде чем вы уйдете, я предлагаю вам ответить на вопросы в карточке. Фамилию не указывайте. Постарайтесь дать предельно честный ответ. Карточка для рефлексии

Критерии Да/нет

1. На уроке мне было все понятно и комфортно

2. На уроке мне было интересно

3. Я удовлетворен своей работой на уроке

4. Урок был полезен для меня Спасибо вам за вашу работу.

Отвечают на вопросы в карточке и сдают учителю

 

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения. Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащий оценочный характер отзыва. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов товарищей.

7. Домашнее задание

- Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. А поспешность и легкомыслие могут расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Чем занимаются люди следующих профессий: брокер, дилер, дистрибьютор, логистик.

Высказывают мнение о прошедших уроках в форме конструктивного диалога. Записывают домашнее задание

Структурировать знания, выделять главное.

Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий.

 

Раздаточный материал

Типы профессий по предмету труда

1.                 “Человек - природа” -

К типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор.

Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

2.    “Человек-техника” -

К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца.

Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них.

Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

3.    “Человек-человек”

1. К профессиям типа ""человек-человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. . Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

4.    “Человек-знаковая система”

Тип "человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое.

5.    “Человек-художественный образ”

К типу "человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. .. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. .

Разделите представленный список на профессии, специальности, должности:

Профессия

Специальность

Должность

 

 

 

 

Токарь, швея, начальник цеха, пианист, главный инженер, водитель, слесарь- сантехник, министр, бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, прораб, закройщик, учитель, терапевт, учитель физики

Карточка для рефлексии

Критерии

+/-

На уроке мне было все понятно и комфортно

 

На уроке мне было интересно

 

Я удовлетворен своей работой на уроке

 

Урок был полезен для меня

 

 

 

Карточка для рефлексии

Критерии

+/-

На уроке мне было все понятно и комфортно

 

На уроке мне было интересно

 

Я удовлетворен своей работой на уроке

 

Урок был полезен для меня

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru