Технологическая карта урока в инклюзивном классе
Класс: 2
Предмет: окружающий мир
Категория детей с ОВЗ: ЗПР, программа 7 вида.
Учитель: Давыдова Юлия Юрьевна
Тема урока: Звёздное небо
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока (социально и личностно значимая для учащегося): Закрепление и формирование элементарных сведений о Солнце, звёздах и созвездиях; умение узнавать изучаемые созвездия на иллюстрациях звёздного неба.
Задачи урока
Предметные: формировать знания о звёздном небе и о созвездиях, познакомить с их названиями; учить применять полученные знания для решения практических и проблемных задач; развивать умение самостоятельно контролировать правильность своих действий, выполняя самопроверку по образцу; формировать умение работать в парах, моделировать созвездия.
Для детей с ОВЗ: формировать знания о звёздном небе и о созвездиях, познакомить с их названиями; учить применять полученные знания для решения практических и проблемных задач; развивать умение самостоятельно контролировать правильность своих действий, выполняя самопроверку по образцу; формировать умение работать в парах.
Личностные: воспитывать интерес к изучению астрономии, взаимоуважение, трудолюбие.
Для детей с ОВЗ: воспитывать интерес к изучению астрономии, взаимоуважение, трудолюбие, учить оценивать свои достижения на уроке
Метапредметные: учить пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем, находить информацию в дополнительной литературе, Интернете.
Для детей с ОВЗ: наблюдать со взрослыми звёздное небо, находить на нём изученные созвездия.
Планируемые результаты урока (отдельно формулируются задачи для детей с особыми образовательными потребностями)
для детей с ОВЗ: 1. Развитие интереса к изучению звёздного неба. 2. Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.3. Вызвать желание наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника с описанием; пользоваться дополнительными источниками информации.
Учащиеся научатся: различать небесные тела: планеты, звёзды, спутники, находить на рисунке знакомые созвездия; рассказывать о созвездиях и звёздах, о Луне.
Дети с ОВЗ : различать небесные тела: планеты, звёзды, спутники, находить на рисунке знакомые созвездия;
Учащиеся получат возможность: научится моделировать созвездия, находить дополнительную информацию в атласе-определителе.
Дети с ОВЗ: научится рассказывать о созвездиях, о звёздах, о Луне.
Оборудование к уроку: Основные: учебник, проектор, презентация, тесты, карточки-схемы созвездий, карточки для повторения за 1 класс, атлас-определитель.
Назван |
Цель |
Предполаг |
Деятельность |
Формулирование задания для детей |
Деятельность |
Форма |
Условия |
|
|||||||||||||
ие |
этапа |
аемый |
учителя |
(главное слово – глагол) |
учащихся |
организации |
для детей с |
|
|||||||||||||
этапа |
|
результат |
(применяемые |
|
|
деятельности |
особыми |
|
|||||||||||||
урока |
|
|
технологии) |
|
|
учащихся |
образовате |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
льными |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
потребност |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ями |
|
|||||||||||||
I этап |
Мотиваци |
Психологи |
Здоровьесберегаю |
– Здравствуйте, ребята! Посмотрите на |
Приветствуют |
Работа в паре. |
Пара: |
|
|||||||||||||
Организ |
я к |
ческий |
щая технология |
свои парты всё ли у вас готово к уроку. |
учителя, |
|
ребёнок с |
|
|||||||||||||
ационн |
учебной |
настрой на |
|
– Повернитесь друг другу и улыбнитесь, |
|
проверяют свою |
|
ОВЗ + |
|
||||||||||||
ый. |
деятельно |
работу. |
|
передайте теплоту своего сердца. А |
|
готовность к |
|
ребёнок с |
|
||||||||||||
|
сти |
|
|
сейчас посмотрите на меня, подарите и |
|
уроку. |
|
обычными |
|
||||||||||||
|
|
|
|
мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас |
|
|
|
|
|
возможност |
|
||||||||||
|
|
|
|
тихонечко сели. Я желаю вам успешной |
|
|
|
|
|
ями. |
|
||||||||||
|
|
|
|
работы на уроке. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
II – |
Формули |
Выдвигают |
|
– Ребята, сегодня мы будем говорить о |
|
Ученики |
Фронтальная |
Учитель |
|
||||||||||||
этап |
рование |
проблему: |
Технология |
чём – то очень интересном. |
|
высказывают |
работа. |
спрашивает |
|
||||||||||||
Вхожде |
темы |
недостаточ |
проблемного |
А о чём, вы узнаете, отгадав загадки. |
|
своё мнение. |
|
в первую |
|
||||||||||||
ние в |
урока |
ность |
обучения. |
1. Выше леса, выше гор |
|
Отгадывают |
|
очередь |
|
||||||||||||
тему |
|
знаний о |
|
Расстилается ковёр. |
|
загадки. |
|
детей с |
|
||||||||||||
|
|
небесных |
|
Он всегда, всегда раскинут |
|
Формулируют |
|
ОВЗ, если |
|
||||||||||||
|
|
телах. |
|
Над тобой и надо мной, |
|
тему и задачу |
|
они знают |
|
||||||||||||
|
|
|
|
То он серый, то он синий, |
|
урока, называют |
|
отгадку, |
|
||||||||||||
|
|
|
|
То он ярко-голубой. |
|
вопросы, |
|
создание |
|
||||||||||||
|
|
|
|
2. Белые цветочки вечером на небе |
|
например: |
|
ситуации |
|
||||||||||||
|
|
|
|
расцветают, |
|
-Сколько звёзд |
|
успеха. |
|
||||||||||||
|
|
|
|
А утром увядают. ... |
|
на небе? Почему |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
– Ну, что ребята догадались, о чём мы |
|
их невидно |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
сегодня будем говорить? |
|
днём? И т.д. |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
– Сегодня мы с вами поговорим о |
|
Открывают |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
звездном небе. На уроке за каждый |
|
учебник на стр. |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
правильный ответ я буду вручать вам |
|
40 и читают |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
звездочку. А в конце вас ждет сюрприз. |
|
тему урока. |
Работа с |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
- Ребята, сегодня у нас необычный гость. |
|
Называют героя |
учебником. |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
Кто это? |
|
мультфильма |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
- Лунтику очень надо попасть домой. Как |
|
Лунтика. |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
вы думаете, где он живет? Лунтику очень |
|
Работа с |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
надо попасть домой на Луну. Чтобы ему |
|
учебником. |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
помочь попасть домой, нам надо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
отправиться в космическое путешествие. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
Вы хотите отправиться в путешествие? |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
III – |
Повторен |
Результат(1 |
|
- Но сначала нам надо подготовиться к |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
этап. |
ие |
) схема- |
|
полету: выполнить задание и ответить на |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Актуали |
изученног |
картинка |
|
вопросы. |
|
Основная группа |
|
Индивидуаль |
|
|
|||||||||||
зация |
о в 1 |
на слайде |
ИКТ-технология, |
- Какие небесные объекты вы знаете? - |
|
(2) выполняют |
ная работа. |
Ноутбуки |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
знаний. |
классе |
для |
технология |
Предлагаю Детям с ОВЗ (1): - Вам, |
|
тест с |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
демонстрац |
проблемного |
|
ребята, выполнить задание на слайде на |
последующей |
|
|
|
||||||||||||
|
|
ии классу: |
обучения. |
|
ноутбуке. Вы видите 3 небесных |
фронтальной |
|
|
|
||||||||||||
|
|
картинки |
|
|
объекта: Земля, Солнце, Луна. Нужно |
проверкой |
|
|
|
||||||||||||
|
|
«планета» - |
|
|
стрелкой соединить небесные объекты и |
устно. |
|
|
|
||||||||||||
|
|
Земля, |
|
|
слова, обозначающие их природу. |
Выполнение 2 |
|
|
|
||||||||||||
|
|
«газовый |
|
|
Приступайте к выполнению. На работу 2 |
мин., проверка 1 |
|
|
|
||||||||||||
|
|
шар» - |
|
|
минуты. |
мин вместе с |
|
|
|
||||||||||||
|
|
звезда, |
|
|
Основная группа (2) выполняют тест на |
проверкой |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
«естествен |
|
|
карточках. (Приложение 1) |
группы 1. |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
ный |
|
|
- Какую звезду можно видеть на небе |
|
Фронтальная |
|
|
||||||||||||
|
|
спутник» - |
|
|
днём? Что такое Солнце? |
|
работа. |
|
|
||||||||||||
|
|
Луна. |
|
|
- Ребята, вы, верно определили природу |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
солнца. Солнце – это звезда. А скажите |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
мне, как вы понимаете, что такое звёзды? |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
Звезды – это огромные пылающие |
|
|
Соответств |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
газовые шары. Многие из них гораздо |
|
|
ующие |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
больше Солнца. |
|
|
вопросу |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
- В какое время суток можем видеть |
|
|
картинки- |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
остальные звёзды? |
|
|
подсказки. |
|
||||||||||||
IV – |
Объяснен |
Получение |
Работа в |
|
Основная группа (2) - Что такое |
Работа с |
Индивидуаль |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
этап |
ие нового |
решения |
дифференцирован |
|
созвездия? Прочитайте текст, с. 41 и |
учебником (гр. |
ная работа. |
|
|
||||||||||||
Работа |
знания |
проблемы |
ных группах. |
|
подготовьте ответ. |
2) |
|
|
|
||||||||||||
над |
|
недостаточ |
|
|
Группа (1) – дети с ОВЗ. Соедините на |
Работа с |
|
Карточки- |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
новым |
|
ности |
|
|
карточках звёздочки в указанном |
раздаточным |
|
схемы на |
|
||||||||||||
материа |
|
знаний о |
|
|
порядке. |
материалом (гр. |
|
листах, |
|
||||||||||||
лом. |
|
звёздах. |
|
|
- Какие созвездия вам известны? ( Дети с |
1) |
|
предназнач |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Получение |
|
|
ОВЗ демонстрируют получившиеся |
|
|
енные для |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
знаково- |
|
|
схемы и читают подписи «Большая |
|
|
дальнейшей |
|
||||||||||||
|
|
символиче |
|
|
медведица», «Малая медведица») |
|
|
демонстрац |
|
||||||||||||
|
|
ских |
|
|
- Покажите Большую медведицу в |
Работа со |
|
ии классу. |
|
||||||||||||
|
|
моделей. |
|
|
учебнике на странице 40. |
схемой |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
Технология |
|
- На что они похожи, если их звезды |
учебника. |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
проблемного |
|
соединить линиями? (На ковши) |
|
«Ученик |
|
|
||||||||||||
|
|
|
обучения. |
|
Вот Медведица Большая |
|
Выразитель |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
вместо |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
Кашу звёздную мешает |
Слушают и |
ное чтение |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
учителя» |
|
|||||||||||||||
|
|
Получение |
|
|
Большим ковшом |
находят |
стихотворе |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
знаний о |
|
|
В котле большом. |
«ковши», |
|
ния заранее |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
созвездиях
Большой и
Малой
медведица
х.
Игровая
технология,
здоровьесберегаю
щая технология.
Снятие
статическо
го
напряжени
я.
Прдуктивное
чтение.
Получают
знания о
категориях
звёзд.
А рядом тускло светится |
готовятся их |
подготовле |
Малая Медведица. |
показать. |
нным дома |
Маленьким ковшиком |
|
учеником с |
Собирает крошечки. |
|
ОВЗ. |
(Г.Сапгир) |
|
Коллективная |
- Что напоминали людям созвездия? |
|
работа. |
- Вы выполнили задания и ответили на вопросы, а теперь нам пора лететь. Готовы? Нас ждет звездолет. Я буду капитаном нашего звездолета. А вы должны внимательно меня слушать и выполнять команды. Пристегните ремни.
Мы отправляемся в путешествие по .
звездному небу. А Лунтик покажет нам
путь.
Проведение физкультминутки №1 Выполнение
«Зарядка для космонавтов». упражнений.
- Космонавт должен быть сильным.
- Займите снова свои места.
- Внимание! Внимание! Мы
приближаемся к Солнцу. Можем мы к Работа с
нему близко подлететь? Почему? рисунком.
- Меняем курс. Посмотрите, какие красивые звезды мы пролетаем.. Чем они отличаются? (Размером и цветом) Я буду начинать предложение, а вы
продолжайте. |
Работа в паре |
|
- Красные звезды – сравнительно |
«учитель – |
Учитель |
холодные, желтые - …(горячие), |
ученик» |
раздаёт |
(например, звезда Солнце). |
|
детям с |
Голубые – … ( самые горячие и яркие |
|
ОВЗ |
звезды). |
|
карточки- |
- Одни звезды расположены ближе к |
|
подсказки. |
Земле и мы их часто видим на небе, |
|
|
другие – далеко и не видны с Земли. |
|
|
Каждая звезда имеет свое название. |
|
|
Знания о
созвездиях,
умение
работать с
текстом,
модели
созвездий.
Удовлетво
рение от
Здоровьесберегаю щая технология.
Технология
уровневой дифференциации.
Продуктивное чтение.
Например, это Вега, Сириус, Арктур, |
|
|
|
Полярная звезда и много, много других. |
|
|
|
С ними вы познакомитесь, когда будете |
|
|
|
немного постарше. |
|
|
|
Зарядка для глаз «Звездопад» |
|
|
|
- У нас в звездолете тоже есть звезды.- |
Выполняют |
|
|
Найдите глазами желтую звезду |
зарядку для глаз. |
|
|
(красную, голубую, белую)- Группы |
Называют |
|
|
звезд называются … (созвездия) |
созвездия, |
|
|
- Это Большая медведица и Малая |
читают их |
|
|
медведица. Мы их уже знаем. |
названия, |
Самоорганизу |
|
Сейчас вы узнаете ещё о некоторых от |
считают |
ющийся |
|
своих одноклассников. |
количество |
коллектив. |
Если |
- 1 гр. готовит о созвездии |
созвездий. |
|
ребёнок |
«Кассиопея». Рассказ ребенка. |
Работают в |
|
выбирает |
- 2 гр. Пролетаем созвездие «Орион». |
группе: |
|
задание |
Рассказ ребенка. |
выбирают 1 - |
|
лепить |
3 гр. - Следующие созвездие «Лебедь». |
лидера, который |
|
модель, он |
Рассказ ребенка. |
озвучивает |
|
получает |
4 гр. - Если бы звёзды были видны |
правила работы |
|
прямоуголь |
днём, мы заметили бы, что Солнце в |
в группе, 2 – |
|
ник |
течение года бывает «в гостях» у разных |
готовит научную |
|
цветного |
созвездий. У каждого созвездия Солнце |
часть рассказа, 3 |
|
картона с |
«гостит» примерно один месяц. Этот |
- легенду о |
|
намеченны |
пояс из созвездий называется Зодиак. |
созвездии, 4 – |
|
ми местами |
Кто знает названия созвездий Зодиака? |
лепит модель |
|
для звёзд. |
Их названия : …, … |
созвездия, 5 – |
|
Желательно |
Посчитайте, сколько всего созвездий в |
готовит вопросы |
|
, чтобы |
Зодиаке? |
для |
|
такой |
- Знают взрослые и дети, |
противоположно |
Работа с |
ребёнок |
Что не солнце ночью светит. |
й команды. |
учебником. |
выбрал |
Круглолица и бледна, |
Находят |
|
задание – |
Среди звёзд всегда одна. (Луна) |
созвездия по |
|
подготовит |
- Мы приближаемся у Луне. Что такое |
иллюстрациям в |
|
ь легенду |
Луна? (Спутник Земли) |
учебнике. |
|
|
- Вот мы и помогли Лунтику попасть |
Отвечают на |
|
|
домой. До свидания, Лунтик! А нам пора |
вопросы, |
|
|
|
|
хорошего |
Личностно- |
возвращаться. |
пользуясь |
|
|
|
|
|
поступка. |
ориентированная |
Физкультминутка №2 «Приземление » |
учебником и |
|
|
|
|
|
|
технология. |
- Нам надо приземлиться. |
дополнительной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
литературой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отгадывают |
|
|
|
|
|
|
|
|
загадку. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполняют |
|
|
|
|
|
|
|
|
физкультминутк |
|
|
|
|
|
|
|
|
у. Просмотр |
|
|
|
|
|
|
|
|
видео |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V – |
Закреплен |
Умение |
Включение |
Мы снова в школе. Сейчас я проверю, как |
Отвечают на |
Фронтальный |
Дети с ОВЗ |
|
этап. |
ие |
использова |
знаний в систему. |
вы были внимательны во время |
вопросы с |
опрос, |
получают |
|
Закреп |
внешней |
ть для |
|
путешествия. Ответьте на вопросы. |
опорой на |
рассказ. |
опоры: |
|
ление |
речи. |
ответа |
|
1. |
Что такое «Звезда»? |
схемы, модели, |
|
модели, |
получе |
|
схемы, |
|
2. Чем отличаются звезды друг от |
полученные на |
|
схемы. |
|
нных |
|
рисунки, |
|
друга? |
уроке. |
|
|
|
знаний. |
|
модели. |
|
3. |
Что такое созвездие? |
|
|
|
|
|
Аппликаци |
|
4. Какие созвездия вы запомнили? |
|
|
|
|
|
|
я звёздного |
|
5. Сколько созвездий в Зодиаке? |
|
|
|
|
|
|
неба. |
|
7. |
Назовите их. |
|
Работа в |
|
|
|
|
|
Вы сегодня набрали много разных звёзд, |
Слушают |
парах. |
Дети с ОВЗ |
|
|
|
|
|
с помощью которых вы сейчас сотворите |
музыку |
|
работают в |
|
|
|
|
|
свой «кусочек» неба. |
.Складывают |
|
паре с |
|
|
|
|
|
- Закройте глаза и представьте звездное |
«Звездное небо». |
|
ребёнком с |
|
|
|
|
|
небо. (Звучит космическая музыка) |
|
|
обычными |
|
|
|
|
|
Возьмите клей и приклейте эти звёздочки |
|
|
возможност |
|
|
|
|
|
на ваше небо. |
|
|
ями. |
|
|
|
|
|
- Вижу вы готовы. Давайте соединим |
|
|
|
|
|
|
|
|
ваши «кусочки» неба в одно большое. |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вам нравится? Очень здорово |
|
|
|
|
|
|
|
|
получилось!!! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI – |
Оценка и |
Умение |
Личностно- |
- А сейчас мне бы очень хотелось узнать, |
Обмен |
|
|
|
этап. |
самооцен |
оценивать |
ориентированная |
понравилось ли вам наш урок. |
впечатлениями. |
Индивидуаль |
|
|
Рефлек |
ка. |
свою |
технология. |
Если вам было легко и интересно, |
Работа с |
ная работа. |
|
сия. |
|
работу, |
|
поднимите жёлтую звёздочку. |
цветными |
|
|
|
|
корректиро |
|
Если интересно, но встретили трудности |
кружочками. |
|
|
|
|
вать себя. |
|
– голубую. |
Загадывают |
|
|
|
|
|
|
Если вам было очень трудно – красную. |
желание. |
|
|
|
|
|
|
- Я рада, что вы справедливо оценили |
Запись |
|
|
|
|
|
|
свою работу на уроке. (Сообщение |
домашнего |
|
|
|
|
|
|
оценок). |
задания. |
|
|
|
|
|
|
- А теперь сюрприз. Говорят, что если |
|
|
|
|
|
|
|
увидеть падающую звезду и успеть |
|
|
|
|
|
|
|
загадать желание, то оно сбудется. |
|
|
|
|
|
|
|
Загадайте желание и будьте |
|
|
|
|
|
|
|
внимательны. |
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание: В рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
стр.31 задание 1,2,3. Объяснение. |
|
|
|
|
|
|
|
- Урок закончен. Можно идти на |
|
|
|
|
|
|
|
перемену. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.