Технологическая карта «Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека».

Технологическая карта «Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека».

Разработки уроков
doc
Биология
11 кл
14.01.2020
Данная разработка урока составлена по УМК Пономаревой И.Н. для учащихся 11 класса.
скачать по прямой ссылке
технол карта влияние неблагоприят.факторов на здоровье человека.doc

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

«Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека».                                                                                                                              Данная разработка урока составлена по УМК Пономаревой И.Н.  для учащихся 11 класса.

 

Тип урока

урок общеметодологической направленности

Цель

Показать учащимся в ходе выполнения практических заданий влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, рассмотреть основные способы защиты от неблагоприятных факторов среды, сохранения и укрепления здоровья.

Задачи

- образовательные: на конкретных примерах рассмотреть, как влияют факторы окружающей среды на здоровье человека;

проанализировать собственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; сформулировать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

 - развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели;  воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- знать влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье человека.

Метапредметные

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, поиск пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с ресурсным материалом.

Личностные

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование, ресурсный материал (задания и др.)

Технологии

Проблемно-исследовательская технология, ИКТ- технологии.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока, дидактические цели.

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации учебной деятельности

Формирование УУД.

1 этап. Организационный

 

 

Приветствие  учащихся.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

Звенит, заливается школьный звонок,                                              Вас ждёт интересный, полезный урок,                                  Чудесным пусть будет у вас настроение,                                     Легко и прелестно даётся учение.

см слайд презентации-1

Приветствуют учителя.  Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

фронтальная

Личностные:

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2 этап.

Актуализация знаний

 

« Не секрет, что окружающая среда оказывает влияние на организм человека, в том числе и каждая оболочка Земли».                                                                                   - «Какие оболочки земли вы знаете?»                                           - «Где, можно обнаружить жизнь?»

-«План нашего занятия следующий:  определение темы; выполнение трёх заданий;  подведение итогов».

см слайд презентации-2

 

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, проговаривают и осознают.

фронтальная

Коммуникативные:  умение сотрудничать, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний.

3 этап.

Создание проблемной ситуации

 

В качестве отправной точки нашего занятия предлагаю Вам прослушать и проанализировать одну философскую притчу:

Притча «отец и дочь».

 

Приходит дочь к отцу и говорит:

-  Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? - спросил он девушку.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Тоже самое, происходит и с людьми - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.

- А кофе? - спросила дочь.

- О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее - превратил кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не меняются под давлением обстоятельств - они сами меняют обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

 

Вопросы:

1.Как вы считаете, делает ли Вас влияние окружающей среды сильнее, слабее, или вы сами способны ее изменить, приведите примеры

2.Каково ваше влияние и влияние ваших близких, друзей, знакомых на окружающую среду.

 

см слайд презентации-3,4

Принимают участие в диалоге с учителем, высказывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

Оценивают влияние факторов среды на  организм, здоровье.

Анализируют собственное влияние на окружающую среду.

фронтальная

Личностные:   формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные:                   в сотрудничестве с учителем,  выдвигают проблему.

4 этап

Целеполагания

«Итак, давайте определим, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие».

 

 

см слайд презентации-5,6

Варианты ответов учеников, формулировка темы, цели и задачи урока.

 

 

фронтальная

Регулятивные:  формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Личностные:      проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

5 этап

Осмысление (изучение нового материала)

 

Приступаем к выполнению заданий, к нашим исследованиям.

Выполнять задания вы будете в группах. На столах лежат карточки с названием оболочек Земли, выберите наиболее понравившуюся Вам оболочку.

 Также необходимо выбрать командира группы – его задача следить за работой группы и выставить оценки всем участникам в конце урока.

 

1 задание для групп - Каждой группе необходимо определить и зафиксировать в виде таблицы факторы влияния выбранной оболочки Земли на организм человека.

Оболочка Земли

Положительное

влияние

Отрицательное

 влияние

Атмосфера

 

 

Гидросфера

 

 

Литосфера

 

 

Биосфера

 

 

 

На доске вы видите правила работы, которые необходимо четко соблюдать:

Законы инициативы:

- не согласен – возражай

- возражаешь – предлагай

- предлагаешь – делай

 

см слайд презентации-7,8,9

 

Музыкальная физкульминутка

               

2 задание – анализ ситуаций

У вас на столах лежат карточки с различными жизненными ситуациями. Внимательно прочитайте  и ответьте на следующие вопросы:

1) Согласны вы или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то в чем именно согласны – не согласны, ответ обоснуйте.

2) Как бы вы поступили в данных ситуациях.

 

Ситуация № 1 – «Интервью с подростками»                                - Я всегда пью пиво с друзьями, когда мы идем в кино или просто тусуемся. А что здесь такого? – с вызовом говорит 15-летний Денис                                                                                    - Без банки коктейля или пива здесь делать нечего, – добавляет его подружка Соня 14 лет. К нашему разговору присоединяется Данила, ему почти 15.                                         - Пьем, чтобы поднять настроение, расслабиться… Ничего страшного в этом нет, мы же не алкоголики какие-то…

Ситуация № 2 – «Реальная история реальной жизни»                  «В небольшом городе, в одной внешне благополучной семье жил подросток, которого звали Вася. Он был единственным ребенком в семье. После 9 класса поступил в колледж, где у него появились новые друзья. Родители много работали и поэтому приходили домой поздно вечером. Спрашивали у сына: «Как дела?», а затем смотрели телевизор, т.к. очень уставали на работе. Бабушка с дедушкой жили вместе с ними, они нигде не работали, но, к сожалению, очень много времени проводили в поликлинике и больнице, т.к. часто болели. Васе было скучно дома, и он искал понимание и общение во дворе и на улице. Многие ребят а, с которыми он общался, употребляли спиртные напитки, курили, некоторые попробовали уже и наркотики. Вася тоже быстро приобщился к курению сигарет, т.к. боялся, что потеряет этих друзей и останется один. Он стал хуже учиться, появились опоздания и пропуски уроков в школе».

Ситуация № 3 – «Откуда все пошло и к чему это все привело»   Это началось в 1994 году, когда я в школе попробовал марихуану. Просто предложили способ поднять настроение, и я согласился, и так веселились пару лет, периодически принимая «легкий» наркотик. Потом в городе открыли первый клуб по английскому проекту. Шикарное  по тем временам заведение. И там появились в продаже «легкие» наркотики экстази и амфетамин, которые мы принимали строго по субботам, а в остальное время вроде бы,  я продолжал заниматься спортом, в то время я был кандидатом в мастера спорта по силовому троеборью и я заметил, что мои результаты поначалу восстанавливались к концу недели, но, по сути, я топтался на месте. А потом они начали падать, и я решил не заниматься спортом и начал принимать амфетамин чаще, когда три когда четыре раза в неделю и вроде бы ничего, но в какой - то момент я начал чувствовать депрессию и утратил цель в жизни, т.е. я вдруг осознал что мне некуда стремиться. Однажды после дискотеки, когда действие амфетамина прошло и началась уже привычная депрессия при которой ты чувствуешь себя отвратительно и не можешь заснуть или как то отвлечься, ко мне подошел знакомый парень и предложил «занюхать» порошок под названием героин и сказал: «Очень помогает после кислоты! занюхай и иди домой, ложись спать и проснешься как огурчик». Так прошло несколько недель когда я понял что героин не плох не только для того чтобы употреблять его после кислоты но и сам по себе и тогда я начал употреблять героин на котором «сидел» плотно через месяц. А потом пошли перебои с героином в нашем маленьком городке и мне предложили уколоться «ханкой» (опий-сырец), так я подсел на иглу, а когда героин вновь появился, то я его уже не стал нюхать, ведь по вене лучше! Ну а потом начался полный распад жизни, с техникума выгнали, осудили (дали условно 1 год), потом посадили (4,6 г), потом еще раз (2г), в перерывах между сроками кололся, когда седел кололся реже. Таким образом, это описание моей жизни длиной в 11 лет из него видно, откуда все пошло и к чему это все привело.

см слайд презентации-10

Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Обсуждение в группах варианты решения.

Оценка правильности выводов, решений.

При выполнении данного задания учащиеся будут основываться на уже имеющихся знаниях и личном опыте. Им необходимо определить какие факторы внешней среды оказывают влияние на организм.

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнений по видеофрагменту. Осуществляют профилактику утомления.

 

Прочитав предложенные ситуации, высказывают мнение о согласие или нет с мнением и поступками героев данных ситуаций, если да или нет, то в чем именно согласны - не согласны, ответ обосновывают. Высказывают свою точку зрения, как бы поступили в данных ситуациях.

Формулируют правила безопасного поведения в окружающей среде.

По окончанию работы представители от группы выступают с результатами.

 

групповая

Познавательные:

анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать информацию.

Регулятивные:

продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные:

создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

 устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы.

 

 

 

 

6 этап

Закрепление и обобщение.

 

 

3 задание – формулировка правил безопасного поведения в окружающей среде

У вас на столах лежат листы формата А4, вам необходимо сформулировать и оформить на листах правила безопасного поведения в окружающей среде. Форма представления может быть любой на ваш выбор:  в виде текста, рисунков, таблицы, схемы и т.д. и т.п. Можно использовать цветную пасту, фломастеры, цветные карандаши.

 

см слайд презентации-11

 

Выступление групп с результатами работы

групповая

Познавательные:  Ориентируются в своей системе знаний.      Личностные:       Осознают свои возможности в учении.  Регулятивные: Осуществляют контроль учебных действий.

7 этап

Рефлексия (итог урока).

Предлагаю подвести итоги нашего занятия, у Вас на столах лежат карточки со смайликами, выберите тот, который отражает ваше настроение в ходе урока.

J K L

Также нам необходимо оценить результаты вашей работы в ходе выполнения заданий. Поставьте сами себе оценку за работу на уроке и передайте командирам группы. Командиры выставляют свои оценки каждому участнику. А затем сдают таблички мне. Я проанализирую их, выставлю свою оценку каждому, а итоговая оценка будет получена путем выведения средней из 3-х имеющихся.

Фамилия, имя

Моя оценка за урок

Оценка командира группы

Оценка учителя за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см слайд презентации-12,13

Оценивают свою работу.

индивидуальная

Познавательные:  ориентируются в своей системе знаний.  Регулятивные:    Проводят рефлексию учебной деятельности.

 

8 этап

Домашнее задание. 

 

В качестве домашнего задания предлагаю Вам сделать презентацию на обобщенную тему «Я и мое здоровье», не ограничивая Вас по ее оформлению и содержанию, с единственным ограничением не менее 7 и не более 15 слайдов. В нее могут быть включены стихи, истории из жизни, фотографии, а также любые материалы, касающиеся вашего здоровья и вашего отношения к своему здоровью.

Спасибо всем за творческую и плодотворную работу.

 

 

 

 

 

Копия верна.

Заместитель по УВР ______________________  Белова В.А.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)