Тема занятия: «Деревенские посиделки»
Форма проведения: открытие нового знания
Межпредметные связи: окружающий мир,история.
Класс: 3
Цель: узнать историю русских народных посиделок, разучить русские народные песни.
Задачи:
1. Развивать вокально-хоровые навыки;
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям;
3. Формировать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1.Проявлять интерес, уважение и любовь к музыкальной культуре русского народа;
2.Развитие адекватной самооценки.
Метапредметные результаты:
1.Развивать умения строить сообщения в устной форме;
2.Высказывать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности;
3. Умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
Предметные результаты:
1.Ознакомиться с произведениями русской народной песни.
2. Уметь слушать и анализировать музыкальные произведения; уметь исполнять песни;
3. Воспитание чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с музыкальной
культурой Родины.
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: раздаточный материал,муз.инструмент-ложки.
Материалы для учителя: проектор, компьютер, аудиозаписи
Технологическая карта занятия
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы обучения и воспитания |
Планируемые результаты (формируемые на данном этапе занятия) |
|
1. Мотивационный этап |
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел
уже звонок, Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Покажите мимикой. Я рада, что у вас хорошее настроение! - Каждый из Вас, стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого и дорогого с вашего дома, улицы и города. Вам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но
чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить её, надо знать не только
настоящее, но и прошлое. - Откуда мы узнаем историю? -
Отлично, а как Вы думаете, чтобы знать историю России, нужно ли изучать
традиции русского народа?
|
Приветствуют учителя.
Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. Слушают стихотворения, выполняют действия о которых говориться в стихотворении.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы. |
Формирование готовности восприятия учебного материала
Стимулирование занимательным содержанием
Беседа.
Фронтальная
|
ЛУУД:самоопределение вопросы
РУУД:целеполагание КУУД:планирование учебного сотрудничества с учителем сверстниками
ЛУУД:
|
|
2. Актуализация знаний |
- И
первый зал в который мы попадаем называется «РАЗГОВОРНЫЙ» - А
теперь давайте представим, что мы перенеслись на несколько веков назад и
попали к нашим далеким предкам в деревню, где не было интернета, телевизора,
телефона и электричества! -
Верно! Поэтому крестьяне выбирали дни, в которые они могут отдохнуть и
повеселиться. |
Отвечают на вопросы, - Читать, петь, рисовать и т.д.
|
Беседа.
Повторение.
Рассказ. |
ПУУД: развивать умения строить сообщения в устной форме.
ЛУУД выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
|
3. Организация музыкальной, познавательной деятельности |
3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения
|
-
Ребята, как Вы думаете, что такое посиделки? -
Верно, ребята! И в 19 веке Владимир Иванович очень заинтересовался русскими
словами, особенно их толкованием и спустя несколько лет вышел толковый
словарь Владимира Ивановича Даля. (Учитель показывает словарь В.И. Даля |
-
Встречи соседей и знакомых.
- Потому что зимой у крестьян меньше работы.
Отгадывают загадки. |
Подводящий диалог
Рассказ
Работа с книгой.
Стимулирование занимательным содержанием |
ПУУД развивать умения строить сообщения в устной форме |
3.2. Музыкально-слушательская деятельность
|
- А
мы проходим в третий зал, который называется «МАСТЕР И МАСТЕРИЦА» (Приложение
2) И
сейчас мы узнаем, обладают ли наши рыбаки данным умением. -
Отлично! Рыбаки у нас очень ловкие и быстрые. - Но
бывало, что девочка торопилась и нечайно выронила клубок и её нужно было до
прихода родителей намотать нитки в клубок. Но для настоящей хозяйки важна и чистота в дому. Все вещи нужно
было сложить на свои места. |
Слушают учителя.
- Выходят два добровольца.
- Слушают инструкцию
Играют в игру
Играют в игры |
Иллюстрация
Игра
Инструктаж
Игровой метод
Стимулирование занимательным содержанием
|
КУУД:умение слушать учителя и слышать учителя
ЛУУД: Формирование познавательного интереса к новому музыкальному материалу и способам решения новой задачи
|
|
3.3. Вокально-хоровая работа.
|
Зал
четвёртый «ПЕСНИ» Веселушки- хохотушки! Эй, ребята - молодцы, Озорные удальцы! Приходите попеть да поплясать, Зимний вечер скоротать. - В зимние вечера молодежь очень любила петь и танцевать. Поэтому любимой песней и танцем была «Кадриль». -И я Вам предлагаю сесть ровно и в полной тишине послушать песню «Кадриль»
- Какое настроение у Вас вызвала песня? - Давайте подберем к нашей песни 8 прилагательных. Перед тем как спеть необходимо, разучить песню, но нам будут встречаться незнакомые Вам слова. (Штиблеты
– мужская обувь А для этого проговорим по фразам: 1
фраза: Ванюши, Тани, Мани, Танцуя на гулянье, Открыли новый стиль. 2
фраза: Под русские гармошки, Под бересту и ложки Прославили кадриль. 3
фраза: Гитарами забитая, Но, всё же непокорная, Жива кадриль задорная. - А теперь я предлагаю проговорить первый куплет вместе со мной. - А теперь под музыку. Вступаем по моей руке. У нас очень интересный припев, давайте четко попробуем его за мной проговорить. - А теперь сядьте ровно и сейчас мы пропоем только припев. Вступаем
по моей руке. |
Слушают кадриль
Радостное, веселое - Подбирают прилагательные к песне.
Учат
песню по фразам.
Поют первый куплет и припев. |
Анализ произведения
Размышление о музыке
Инструктаж
Иллюстрация
Рассказ
Интонационно- стилевого постижения музыки
Размышление о музыке |
ЛУУД:
РУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия;
|
|
3.4. Музыкально-ритмические движения. Музыкальная игра.
|
- А
мы наконец-то переходим к залу № 5 - Присаживайтесь, у Вас очень здорово получилось. |
Смотрят. Повторяют движения все вместе. - Исполняют кадриль под музыку. |
Инструктаж.
Метод междисциплинарного воздействия.
Ритмопластика. |
ПУУД:
РУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия |
|
3.5.Игра на детских музыкальных инструментах.
|
- Следующий зал «Частушки» Ребята,
а какие же деревенские посиделки без частушек?
|
Отвечают на вопросы.
Выбирают карточки.
Читают частушки.
Играют на инструментах.
|
Беседа
Метод стимулирования занимательным материалом |
ЛУУД: Формирование познавательного интереса к новому музыкальному материалу и
ПУУД:
ПУУД:
|
|
3.6. Творческое задание
|
Игра на развитие памяти «Музыкальный чемодан» -Каждый ученик, начиная с учителя проговаривает фразу: «Я беру с собой чемодан и кладу в него…», например, музыкальные инструменты. Каждый раз, повторяя предыдущий инструмент, кладёт свой. - Учитель: я беру с собой чемодан и кладу в него флейт
|
- 1 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту и скрипку - 2 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку и фортепиано - 3 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку, фортепиано и гитару…
|
|
ЛУУД: применение новых знаний и умений на практике,творческой индивидуальности.
КУУД: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).
|
|
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия |
-
Наша экскурсия подошла к концу и последний зал «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ»
|
Отвечают на вопросы.
|
Беседа,опрос. |
ЛУУД:умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1Загадка первая!
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
2 загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут – жидко,
Из печи несут – твёрдо! (Каша).
5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)
7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
8 Всё прячет, а сам на виду. (Сундук)
9Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.
10Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и 3
Мальчики
В 7 лет дети должны помогать родителям в полевых работах.
Мальчик должен уметь ухаживать за домашними животными.
8 - 9 мальчик должен уметь расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять
из лука, удить рыбу, собирать грибы, орехи и ягоды
К 14 годам мальчик должен зарабатывать деньги и отдавать в семейный бюджет
Мальчик должен сдерживать и контролировать свои эмоции – не болтать лишнего, не
злиться, разговаривать не громко, но внятно, не бубнить под нос.
Мальчик должен уметь постоять за себя и за своих близких.
Девочки
В 5 – 6 лет девочка должна уметь присматривать за цыплятами
В 10-12 лет должна уметь выгонять корову на пастбище и доить её
Девочка должна поддерживать чистоту и порядок в доме
Девочка должна следить за младшими братиками и сестрами
В 12 лет девочки могли стать нянями и зарабатывать.
Девочка должна уметь шить, ткать, вязать
В 10 лет девочка работала в поле, огороде и на лугу.
САМОАНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Тема занятия: «Деревенские посиделки»
2. Форма проведения: Открытие нового знания.
3. Межпредметные связи: Окружающий мир,история.
4. Класс достаточно активный, работоспособный. (3 класс, 2019 год обучения ВД).
5. 3 урок III четверть. Данный урок с предыдущим связан тематикой
6. Цель занятия: узнать историю русских народных посиделок, разучить русские народные песни.
7. Задачи:
Решение задач, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Задачи направленные на достижение личностных результатов решались с помощью методов: словесный, наглядный метод и метод самооценки. Данные задачи решались на всех этапах урока.
Задачи направленные на достижение метапредметных результатов решались с помощью методов: словесный, наглядно-слуховой метод, наглядно практический метод, метод игра. Данные задачи решались на этапах: постановка проблемы, вокально-хоровая работа и музыкально-ритмические движения (Музыкальная игра).
8. Удалось реализовать идею сотрудничества, создавая ситуацию успеха.
9. Отражение в содержании занятия работы, направленной на формирование УУД:
- Личностные УУД формировались на этапах:
-Организационный (этап мотивации)
-Актуализация опорный знаний и умений;
- Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения;
- Музыкально-ритмические движения. Музыкальная игра;
-Подведение итогов.Рефлексия.
- Познавательные УУД формировались на этапах:
- Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения;
- Музыкально слушательная деятельность;
-Вокально-хоровая работа.
- Регулятивные УУД формировались на этапах:
- Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения;
- Музыкально слушательная деятельность;
- Коммуникативные УУД формировались на этапах:
-Актуализация опорный знаний и умений;
- Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения;
10. Отражение деятельности учителя на занятии:
Учитель владел материалом урока материл соответствовал возрастным возможностям учащихся и был научным,. Так же был доброжелателен приветлив, с вниманием выслушивал ответы учеников, проявлял артистизм, владение материалом занятия (научная правильность освещения материала, его соответствие возрастным возможностям учащихся, воспитательная направленность);
11. Считаю, что занятие достигло поставленной цели. Критерием оценки является активная работа учеников на протяжении всего урока. Овладение материалом занятия (научная правильность освещения материала, его соответствие возрастным возможностям учащихся, воспитательная направленность);
12. Рекомендую посещать кружок музыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.