ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Академия музыкальных наук. Музыкальные инструменты».
Форма проведения: Экскурсия
Межпредметные связи: Музыка
Класс: 3 «Б» класс
Цель: узнать о музыкальном инструменте труба; уметь исполнять песню Б. Л. Потемкина «Замечательный сосед»
Задачи:
1. Развивать исполнительские и слуховые навыки;
2. Воспитывать любовь и интерес к музыкальной деятельности;
3. Формировать вокально – хоровые навыки.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Развитие музыкально-эстетического чувства;
- Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: слова песни Б. Л. Потемкина «Замечательный сосед», слова песни «Пошла Млада за водой».
Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, раздаточный материал: билеты, слова песни.
Музыкальный ряд: видеофрагменты игры на: трубе, кларнете; песня Б. Л. Потемкина«Замечательный сосед», песня «Пошла Млада за водой»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы обучения и воспитания |
Планируемые результаты |
|
1. Мотивационный этап |
Приветствует учащихся: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут …., и сегодняшнее занятие проведу у вас я. Но оно у нас будет не обычным, потому что оно у нас будет музыкальным, и начнем мы его с попевки. -Сейчас вы ее послушаете. Во время прослушивания уберите все лишнее из рук, сядьте прямо и создайте тишину. Включает попевку. - Теперь давайте прослушаем попевку еще раз, но теперь вы будете повторять слова вместе с солистом, четко их проговаривая, но без голоса, то есть приемом немого пения. -Очень хорошо, теперь давайте споем попевку все вместе. Во время пения сядьте прямо, ноги вместе, уберите все лишнее из рук, поем дружно и четко проговариваем слова. Поет попевку вместе с детьми. (Приложение 1) |
Приветствуют учителя.
Слушают попевку. Учат слова попевки вместе с учителем.
Поют попевку. |
Рассказ
Упражнение |
лУУД: Развитие музыкально-эстетического чувства;
|
|
2. Актуализация знаний |
Задает вопросы детям. -Ребята, а чем вы занимались на прошлом занятии? -Какую песню разучили? - Кто помнит слова песни? -Давайте прослушаем песню. И вспомним слова. Вспоминает вместе с детьми слова песни «Пошла Млада за водой». - Сядьте прямо, ноги вместе, уберите все лишнее из рук, поем дружно и четко проговариваем слова. Поет вместе с детьми песню «Пошла Млада за водой». (Приложение 2) -Какие вы молодцы! |
Отвечают на вопросы учителя.
Вспоминают и поют песню «Пошла Млада за водой» |
Диалог
Упражнение |
лУУД: Развитие музыкально-эстетического чувства; лУУД: Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
|
3. Организация музыкальной, познавательной деятельности |
3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения |
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень интересное место, а что это за место, вы узнаете, расшифровав ребус.
- Ребята, в какое же место мы с вами отправимся?
- Правильно, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в музей. А кто знает что такое музей?
- А как нужно вести себя в музее?
- Совершенно верно. Но мы с вами отправимся в необычный музей. Мы отправимся в музыкальный музей, в котором мы узнаем много нового о необычных музыкальных инструментах, будем петь и танцевать.
- Ребята, вот мы и оказались перед входом в музей. Но без чего нас не пропустят?
- Верно, для того, чтобы получить билеты, вам нужно разгадать несколько загадок.
Загадывает загадки.
Семь сестренок очень дружных, Каждой песне очень нужных. Музыку не сочинишь, Если их не пригласишь.
Нужен музыке не только «сочинитель», Нужен тот, кто будет петь. Он...
Гармонь, гитара, балалайка. Их общим словом называй-ка!
- Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки и теперь получаете билеты, чтобы попасть на музыкальную экскурсию.
Раздает билеты детям.
|
Расшифровывают ребус.
-Мы отправимся в музей.
- Музей - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
- По прибытии в музей вести себя тихо и спокойно Во время просмотра экспозиции ничего не трогать руками. Не перелезать через ограждения Если экспонаты находятся в витрине, при просмотре не ложиться на нее. После окончания просмотра поблагодарить экскурсовода, организованно выйти.
Слушают учителя.
-Без билета.
Отгадывают загадки.
-Ноты
-Исполнитель
-Музыкальные инструменты
|
Упражнение
Диалог
Диалог |
лУУД: Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
3.2. Музыкально-слушательская деятельность |
- Ребята, мы с вами оказались в первом зале, и здесь нас встречает наш экскурсовод. Он очень рад приветствовать нас в музыкальном музее и предлагает нам начать нашу экскурсию с зала музыкальных инструментов.
- Первый экспонат нашей экскурсии – труба. Ребята, а что вы знаете об этом музыкальном инструменте?
-Этот музыкальный инструмент можно назвать одним из самых первых, которые начал использовать человек. Это блестящая длинная трубочка согнутая дважды. В древности труба была сигнальным инструментом. Она призывала к вниманию, возвещала об опасностях. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей.
- А наш экскурсовод предлагает нам послушать легенду о трубе (Приложение 3) Задает вопросы по легенде. -Как вы думаете, поступок трубача можно назвать подвигом? -Чем помогла труба в совершении подвига? - Хорошо, ребята. Но мы с вами живем во время, когда труба уже не вовещает нам об опасностях, а учит нас прекрасному. Предлагаю вам прослушать, как звучит этот музыкальный инструмент. После прослушивания вы ответите на вопрос «Какое настроение передала нам музыка?». Во время прослушивания музыки ведите себя тихо, все лишнее уберите из рук.
-Какое настроение передала нам музыка? |
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Смотрят отрывок игры на трубе.
- Сказочное, завораживающее, грустное, волшебное, необычное, задумчивое, легкое, нежное. |
Рассказ
Рассказ
Диалог
Демонстрация
Диалог |
лУУД: Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
лУУД: Развитие музыкально-эстетического чувства;
мУУД: Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
|
|
3.3. Вокально-хоровая работа. |
- А отправляемся в следующий зал. Всем, кто приходит в этот зал, хочется петь, и наш экскурсовод предлагает нам выучить и спеть песню, а называется она «Замечательный сосед», слова и музыку которой написал советский композитор – песенник и поэт Борис Лейзерович Потемкин, а впервые исполнила ее советская певица Эдита Пьеха. Давайте прослушаем ее, после прослушивания песни, вы ответите мне на вопросы «Какое настроение передала нам эта песня?» и «О ком и о чем пелось в этой песне?». Сядьте прямо, ноги вместе, уберите все лишнее из рук, слушайте внимательно. Включает песню «Замечательный сосед».(Приложение 4) - О чем и о ком пелось в это песне?
- Ребята, так какое настроение нам передала эта песня?
- А теперь давайте выучим песню. Мы с вами выучим два первых куплета и два припева. Сначала читаю я, а вы слушаете и следите, потом мы повторяем все вместе.
Разучивает песню вместе с детьми. - Теперь давай выучим песню. А учить мы ее будем при помощи приема немого пения.
-Хорошо, ребята, а теперь давайте споем песню, сядьте прямо, ноги вместе, все лишнее убрали из рук, поем дружно, четко проговаривая слова.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо спели. |
Слушают учителя.
Слушают песню. - О соседе, который играл на трубе и кларнете.
-Веселое, задорное, радостное, живое, яркое, игривое, резвое, светлое, счастливое.
Разучивают песню вместе с учителем.
Поют песню. |
Рассказ
Диалог
Упражнение |
лУУД: Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
лУУД: Развитие музыкально-эстетического чувства;
мУУД: Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
|
|
3.4. Музыкально-ритмические движения. Музыкальная игра.
|
- Наша экскурсия продолжается, и наш экскурсовод привел нас в танцевальный зал и предлагает нам потанцевать. Вставайте со своих мест. Сейчас мы выучим движения танца. Сначала вы смотрите, как движение выполняю я, потом мы все вместе его повторяем. Разучивает танец вместе с детьми.
|
Слушают учителя.
Разучивают движения танца. Танцуют танец. |
Рассказ
Упражнение
|
лУУД: Развитие музыкально-эстетического чувства;
|
|
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия |
-Наша экскурсия подошла к концу, а это значит, что нам пора возвращаться в класс. Давайте вспомним, чем мы занимались на сегодняшнем занятии?
-Где мы сегодня побывали?
-С какими музыкальными инструментами познакомились?
-Какую песню выучили? -О ком и о чем пелось в этой песне?
-Вот и прозвенел звонок, всем спасибо за занятие, до свидания! |
Отвечают на вопросы учителя.
- Мы побывали в музыкальном музее.
- С трубой и кларнетом.
- Замечательный сосед -О соседе, который играл на трубе и кларнете.
-До свидания! |
Диалог |
лУУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
|
.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 Распевка: Ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му, два телёнка на лугу, Ра, ра, рэ, рэ, ри, ро, ру, щиплют сочную траву. Гра, гра, грэ, грэ, гри, гро, гру, волки прячутся в лесу. Да, да, дэ, дэ, ди, до, ду, я к телятам побегу, За, за, зэ, зэ, зи, зо, зу, от волков постерегу. На, на, нэ, нэ, ни, но, ну, очень я телят люблю, Ля, ля, ле, ле, ли, ле, лю, их водичкой напою.
|
Приложение 2 «Пошла Млада за водой» Пошла Млада за
водой |
Приложение 3 Легенда о трубе: Есть в Польше такая легенда. В древние времена на башне крепостной стены города Кракова стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: вдали взвихрилась пыль. А через несколько мгновений сомнений уже не было. Враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из рук... Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, ценою жизни спасшем родной город. И сейчас, если вы настроите радиоприемник на волну радиостанции Кракова, то услышите древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке. Это позывные Кракова.
|
Приложение 4 «Замечательный сосед» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.