Технологическая карта внеурочного занятия "В мире доброты"

  • docx
  • 08.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тех карта внеурочного занятия в мире добраты.docx

 

Технологическая карта внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: Социальное.

Тема занятия: В мире доброты.

Цель деятельности педагога: Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию.

Метапредметные: Оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка.

Предметные: Сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе.

Используемые методы: Наглядный, практический, словесный.

Формы работы детей: Групповые, фронтальные.

Оборудование: Презентация, запись песен «Песня о дороге добра»), 1 лист ватмана, детали для изготовления коллажа (карточки со словами), карточки с пословицами.

 

Организационная структура занятия

 

Название, цель и содержание этапа занятия

Время, мин

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Цель: Приветствие, мотивация к деятельности.

 

Дорогие ребята у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Слушают учителя.

 

Определение темы.

Цель: называть тему, объяснить смысл ее, отправится в мир доброты.

 

 

- Сегодня у нас необычное внеурочное занятие. А начнем мы его с удивительной песни. (Отрывок песни «Дорогою добра»)

- Вот вы послушали отрывок песни. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Да, доброте и добрым делам.

- Доброта… Что означает это слово?

- Обсудите это в вашей группе.

- Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.

- В толковом словаре Сергея Ожегова такое определение доброты:

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (слайд 8)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в Мир доброты.

- Подберите однокоренные слова к слову доброта.

- Какого человека можно назвать добрым?

- В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.

- Подумайте, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?

- Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

-Конечно же это добрые, тёплые слова. Какие?

 - Скажите,  а как можно усилить красоту и обаяния этих слов?

- А теперь давайте поиграем в игру.

Слушают учителя, отрывок песни.

 

 

 

Предполагают на какую тему будет занятие. О доброте.

 

 

Объясняют что такое доброта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добро, добрый, доброжелательный.

Он любит людей, животных, природу и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

 

Ответы детей.

 

 

 

Добрый день, спасибо, пожалуйста и т.д.

С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.

 

К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р – целеполагание.

П - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Работа по теме занятия.

Цель: вспомнить добрые слова, пословицы на тему, культуру общения. Составить правила доброты, коллаж.

 

Игра «Доскажи словечко»

• Растает даже ледяная глыба

от слова теплого….(спасибо)

• Зазеленеет старый пень,

когда услышит.. (добрый день)

• Мальчик, вежливый и развитый говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

• Когда нас бранят за шалости, говорим … (извините, пожалуйста)

• И во Франции, и в Дании

на прощанье говорят …(до свидания) (слайд 9)

- Добрые слова – это «цветы» человеческой души. И не скупитесь раздавать эти «цветы» окружающим.

 

 Остров пословиц (слайд 10)

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

(Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Детям нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем высказать общее мнение группы.)

•Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

•Жизнь дана на добрые дела.

•Доброе слово и железные ворота открывает.

•Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

•Доброе слово и кошке приятно.

•Не одежда красит человека, а его добрые дела.

•Не хвались серебром, а хвались добром.

•Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

•В ком добра нет, в том и правды мало.

•Не ищи красоты – ищи доброты.

- В чём заключается смысл каждой пословицы ?

 

 Культура общения

- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздам карточки, на которых записаны различные ситуации.

- Прочитайте и обсудите в группе в чем дети были не правы. Выскажите свою точку зрения.(слайд 11-14)

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

 

Ситуация 2.

Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”

Какие ошибки допустил мальчик?

 

Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал:  “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

-Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

 

Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

 

Ситуация 5.Петя и Юра спешили в школьную столовую и бежали через две ступеньки. Туда же шла Ольга Петровна. Мальчики пробежали мимо, и где-то около столовой послышалось: «Здравствуйте, Ольга Петровна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в столовую. А когда читали рассказ «Волшебное слово», то Ольга Петровна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры. Почему?

 

 Сказочная долина

- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. (слайд 15)

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.

(Папа Карло, автор А.Толстой) (слайд 16)

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки

(Айболит, автор К.И. Чуковский) (слайд 17)

3. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.

 (Женя из сказки Цветик-семицветик, автор В.Катаев) (слайд 18)

4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

(Кот в сапогах, Ш.Перро) (слайд 19)

- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например от Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

Правила доброты (слайд 20)

- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

 

Изготовление коллажа

- Давайте сделаем так, чтобы Солнце на нашей планете засияло ярко –ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе Солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: ДОБРО, ЧТО СОЛНЦЕ. А добрые люди как лучи этого Солнца, своей добротой согревают других людей. Сейчас я раздам слова:

развязный

аккуратный

доброжелательный

вежливый

грубый

неучтивый

умеет прощать обиды

часто ссорится

чуткий

весёлый

общительный

скромный

вспыльчивый

внимательный

наглый

жадный

ласковый

отзывчивый

помогает в беде

- Вашей команде нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи Солнца.

- Кто же населяет планету? Вторая команда подумает и наклеит силуэты людей, которых она считает добрыми.

- Как вы считаете, чего не хватает на нашей картине?

- Конечно, на Доброй Земле должны петь птицы, цвести сады. Ведь природа тоже радуется доброте.

Игра- тренинг «Планета доброты»

- А сейчас давайте отдохнём.

- Слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

- Нарисуйте в своем воображении Планету доброты и хорошего настроения. Положите ее на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.

- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?

- Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

По руке говорят ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся по парам, собирают пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют смысл пословиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”

 

2. 1.Надо было не кричать, а говорить; 2. Скажите, пожалуйста; 3. Правильнее говорить который час, а не сколько время.

3. Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!

 

 

 

 

4. Нужно было сказать общее “Здравствуйте”

 

 

 

 

 

 

 

5.Потому что перед уроком мальчики не поздоровались с учительницей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тем, что они творят добро, помогают другим, мешают злому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготавливают коллаж на ватмане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

К- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;

- владение монологической и диалогической формами речи;

-умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

П - поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Л - ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина.

Рефлексия.

Цель: обобщить полученные знания.

 

- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля ещё более красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

- А теперь откройте глаза. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребёнка.

- Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

- Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело – создадим нашу планету Добра.

- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете и взяли с собой, уходя из этого класса. Пусть тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда.

- А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

(слайд 22)

Добрые слова – корни

Добрые мысли – цветы

Добрые дела – плоды

Добрые сердца – сады.

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

 - Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.

 

Р - оценка: умение давать оценку своим действиям;