Технологическая карта внеурочного занятия
Направление внеурочной деятельности: Социальное.
Тема занятия: В мире доброты.
Цель деятельности педагога: Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию.
Метапредметные: Оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка.
Предметные: Сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе.
Используемые методы: Наглядный, практический, словесный.
Формы работы детей: Групповые, фронтальные.
Оборудование: Презентация, запись песен «Песня о дороге добра»), 1 лист ватмана, детали для изготовления коллажа (карточки со словами), карточки с пословицами.
Организационная структура занятия
Название, цель и содержание этапа занятия |
Время, мин |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель: Приветствие, мотивация к деятельности. |
|
Дорогие ребята у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. |
Слушают учителя. |
|
Определение темы. Цель: называть тему, объяснить смысл ее, отправится в мир доброты.
|
|
- Сегодня у нас необычное внеурочное занятие. А начнем мы его с удивительной песни. (Отрывок песни «Дорогою добра») - Вот вы послушали отрывок песни. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Да, доброте и добрым делам. - Доброта… Что означает это слово? - Обсудите это в вашей группе. - Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки. - В толковом словаре Сергея Ожегова такое определение доброты: Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (слайд 8) - Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в Мир доброты. - Подберите однокоренные слова к слову доброта. - Какого человека можно назвать добрым? - В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. - Подумайте, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? - Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? -Конечно же это добрые, тёплые слова. Какие? - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяния этих слов? - А теперь давайте поиграем в игру. |
Слушают учителя, отрывок песни.
Предполагают на какую тему будет занятие. О доброте.
Объясняют что такое доброта.
Добро, добрый, доброжелательный. Он любит людей, животных, природу и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Ответы детей.
Добрый день, спасибо, пожалуйста и т.д. С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.
|
К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р – целеполагание. П - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Работа по теме занятия. Цель: вспомнить добрые слова, пословицы на тему, культуру общения. Составить правила доброты, коллаж. |
|
Игра «Доскажи словечко» • Растает даже ледяная глыба от слова теплого….(спасибо) • Зазеленеет старый пень, когда услышит.. (добрый день) • Мальчик, вежливый и развитый говорит, встречаясь…. (здравствуйте) • Когда нас бранят за шалости, говорим … (извините, пожалуйста) • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …(до свидания) (слайд 9) - Добрые слова – это «цветы» человеческой души. И не скупитесь раздавать эти «цветы» окружающим.
Остров пословиц (слайд 10) - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. (Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Детям нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем высказать общее мнение группы.) •Доброе слово человеку, что дождь в засуху. •Жизнь дана на добрые дела. •Доброе слово и железные ворота открывает. •Ласковое слово, что солнышко в ненастье. •Доброе слово и кошке приятно. •Не одежда красит человека, а его добрые дела. •Не хвались серебром, а хвались добром. •Кто добро творит, того Бог отблагодарит. •В ком добра нет, в том и правды мало. •Не ищи красоты – ищи доброты. - В чём заключается смысл каждой пословицы ?
Культура общения - Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздам карточки, на которых записаны различные ситуации. - Прочитайте и обсудите в группе в чем дети были не правы. Выскажите свою точку зрения.(слайд 11-14) Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли была девочка?
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?” Какие ошибки допустил мальчик?
Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал: “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!” -Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
Ситуация 5.Петя и Юра спешили в школьную столовую и бежали через две ступеньки. Туда же шла Ольга Петровна. Мальчики пробежали мимо, и где-то около столовой послышалось: «Здравствуйте, Ольга Петровна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в столовую. А когда читали рассказ «Волшебное слово», то Ольга Петровна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры. Почему?
Сказочная долина - Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. (слайд 15) 1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло, автор А.Толстой) (слайд 16) 2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит, автор К.И. Чуковский) (слайд 17) 3. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки Цветик-семицветик, автор В.Катаев) (слайд 18) 4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах, Ш.Перро) (слайд 19) - Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например от Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Правила доброты (слайд 20) - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Помогать людям. Защищать слабого. Делиться последним с другом. Не завидовать. Прощать ошибки другим.
Изготовление коллажа - Давайте сделаем так, чтобы Солнце на нашей планете засияло ярко –ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе Солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: ДОБРО, ЧТО СОЛНЦЕ. А добрые люди как лучи этого Солнца, своей добротой согревают других людей. Сейчас я раздам слова: развязный аккуратный доброжелательный вежливый грубый неучтивый умеет прощать обиды часто ссорится чуткий весёлый общительный скромный вспыльчивый внимательный наглый жадный ласковый отзывчивый помогает в беде - Вашей команде нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи Солнца. - Кто же населяет планету? Вторая команда подумает и наклеит силуэты людей, которых она считает добрыми. - Как вы считаете, чего не хватает на нашей картине? - Конечно, на Доброй Земле должны петь птицы, цвести сады. Ведь природа тоже радуется доброте. Игра- тренинг «Планета доброты» - А сейчас давайте отдохнём. - Слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. - Нарисуйте в своем воображении Планету доброты и хорошего настроения. Положите ее на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. - Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? - Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. |
По руке говорят ответы.
Делятся по парам, собирают пословицы.
Объясняют смысл пословиц.
1.Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”
2. 1.Надо было не кричать, а говорить; 2. Скажите, пожалуйста; 3. Правильнее говорить который час, а не сколько время. 3. Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!
4. Нужно было сказать общее “Здравствуйте”
5.Потому что перед уроком мальчики не поздоровались с учительницей.
Работают по презентации.
Тем, что они творят добро, помогают другим, мешают злому.
Изготавливают коллаж на ватмане.
Высказывания детей.
Ответы детей.
|
К- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми; - владение монологической и диалогической формами речи; -умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. П - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Л - ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина. |
Рефлексия. Цель: обобщить полученные знания. |
|
- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля ещё более красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. - А теперь откройте глаза. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребёнка. - Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела. - Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело – создадим нашу планету Добра. - Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете и взяли с собой, уходя из этого класса. Пусть тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. - А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. (слайд 22) Добрые слова – корни Добрые мысли – цветы Добрые дела – плоды Добрые сердца – сады. - Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! - Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания. |
На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.
|
Р - оценка: умение давать оценку своим действиям; |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.