Технологическая карта внеурочного занятия "В мире музыкальных инструментов"
Оценка 4.6

Технологическая карта внеурочного занятия "В мире музыкальных инструментов"

Оценка 4.6
docx
23.06.2023
Технологическая карта внеурочного занятия "В мире музыкальных инструментов"
внеурочное занятие — в миремузыкальных инструментов.docx

Технологическая карта внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: Общекультурное

Тема занятия: В мире музыкальных инструментов

Цель деятельности педагога:  Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (свистулька, жалейка, балалайка, гармошка, трещотки, деревянные ложки), исследовать их звукоизвлечение.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.

Предметные: умение эмоционально и осознанно относиться к  фольклору, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Используемые методы: исследование, импровизации, музыкального обобщения, размышления о музыке.

Формы работы детей: коллективная, групповая, индивидуальная.

Наглядно-демонстрационный материал: плакат с изображением оркестра русских народных инструментов; раздаточный материал.

Оборудование: музыкальный центр; музыкальные инструменты: бубен, баян, свистулька, балалайка, трещотки, ложки, рубель.

 

 

Организационная структура занятия

 

Название, цель этапа

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Цель: Приветствие, мотивация к деятельности.

 

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.

Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен!

Как вы думаете, что это за страна?

- Правильно!

- Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Как мы её назовём?

- Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами.

1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ; 3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. 

- Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.

- Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия?

- Правильно! Мы познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Музыкальная

 

 

- В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети складывают из букв слова.

 

 

 

 

 

 

- Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского народа.

 

Личностные: мотивация, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Основной этап

Цель: изучить русские народные инструменты.

- Скажите, ребята, а что такое русское народное творчество?

- Что относят к фольклору?

- А какие народные песни знаете вы?

- Молодцы!

- Ну что ж, тогда пора отправляться нам в путь, чтобы продолжить знакомство с другими музыкальными инструментами русского народа. Цель и задачи нашего путешествия ясны. Но перед тем как отправиться в путь, я хочу вас предупредить, что в это путешествие приглашаются все, кто хочет и любит петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну что ж тогда в путь!

- Итак, 1-я остановка.

- Как она называется?)

Правильно! «Свистулькино»

- Ребята, как вы думаете, с каким музыкальным инструментом мы здесь познакомимся?

Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент.

- Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки?

Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и действительно русский народ изготовлял его из глины. А пение, какой птички напоминает звучание свистульки?

Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка. Птица — наиболее распространённая свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

- А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке?

- Ребята, а вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке любую свою мелодию?

- Хорошо! Тогда вам первое задание: наиграть, или, как говорят в народе, насвистать на свистульке любую мелодию.

Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие.

(Сигнал колокольчика)

- Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке, название которой давайте дружно прочитаем. «Жалейкино».

- Ребята, а какой инструмент на этой остановке хочет с нами встретиться, как вы думаете?

Этот инструмент называется – жалейка.

Как вы думаете, почему её так назвали?

-Да, её так назвали потому, что когда играют на жалейке, то слышится что-то тоскливое, печальное, звук резкий, но жалостливый. На жалейке лучше играть на свежем воздухе, потому что русский народ изготавливал её из натурального коровьего рога и дерева.

- А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в жалейке?

- Правильно! Значит, к какой группе инструментов относится жалейка?

А вот как звучит жалейка, да не одна, а несколько, мы сейчас и услышим. В исполнении белорусского ансамбля «Жалейка» послушайте «Белорусскую польку». Ну что ж, спасибо жалейке. А мы продолжаем наше путешествие.

(Сигнал колокольчика)

Название 3-ей остановки вы узнаете, отгадав мою загадку:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка!

Это наша… (балалайка)

- Правильно! Балалайка. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно, данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии - значит болтать, пустозвонить. Так как же называется эта остановка? «Балалайкино»

Как вы думаете, к какой группе инструментов относится балалайка?

Слушание рассказа о балалайке.

Под звучание балалайки дети исполняют частушки, которые они подготовили в качестве домашнего задания

Спасибо за частушки! И давайте продолжим путешествие. 

(Сигнал колокольчика)

- Ребята, на этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой послушайте. Бывало, ни один праздник без него не обходился. (звучит баян)

- Какой инструмент дал нам о себе знать?

- Правильно! А какой подобный инструмент вы ещё знаете? Послушайте загадку о нём:

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная!

Заиграет, только тронь.

Как зовут её?...

- Молодцы! Так как мы назовём нашу 4-ю остановку: 

- Да, можно назвать «Баяново», а можно «Гармошкино», ошибки не будет, потому что они вечные друзья.

Слушание рассказа о гармошке.

- А какую песню о дружбе мы с вами разучили на предыдущем уроке? 

- Давайте споём её.

Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. (Сигнал колокольчика)

-Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, трещит, звенит!

- Ребята, вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь?

- Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударново». Вот – бубен. Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко он применялся в ратном деле и у скоморохов.

А вот это трещотки. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.

Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это…? (деревянные ложки). Правильно! Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более чист и ярок по тембру.

Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (оркестр) Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? (ответы детей) Да, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Ах, бубен, баян, трещотки,

Да деревянные ложки!

Поиграем на них, ребята, немножко!

(под аккомпанемент баяна, свистульки и шумовых инструментов исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде»)

Молодцы! Ну и – снова в путь! Следующая остановка – самая любимая у всех ребят! (звучит мелодия песенки «Весёлые мышки») А называется она…? (ответы детей) Правильно! Это остановка «Отдыхайкино». Вот мы с вами здесь и отдохнём! (физминутка)

- Это фольклор.

 

- Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети читают название «Свистулькино»

- Со свистулькой.

 

 

 

 

 

 

- Из глины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- При помощи дутья.

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают «Жалейкино»

 

 

 

 

- Жалейка.

 

 

- Потому что она звучит жалостливо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В неё надо подуть.

 

 

- К духовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балалайка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У неё струны, поэтому относится к струнной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Баян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Гармонь.

- «Баяново», «Гармошкино».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Совершите чудо» 

 

 

- Дети поют песню.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные.

Личностные:

чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.

 

Заключительная часть.

Цель: Подведение итогов.

Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие?

Что нового мы узнали в путешествии?

А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?

 (на доске прикреплено дерево)

Ребята, как вы думаете, что не хвастает на этой яблони?

А цвет яблок которые вы развесите на дерево будет зависеть от того как вы оцениваете свою работу на уроке.

Красный – занятие был интересное, я справился со всеми заданиями.

Жёлтый - занятие было интересное , но я не со всем справился

Зелёный – мне было скучно, я ничего не выполнил.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Яблок.

 

 

- Дети по очереди приклеивают яблоки на дерево.

Регулятивные:  умение давать оценку своим действиям.

 


 

Технологическая карта внеурочного занятия

Технологическая карта внеурочного занятия

Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты

Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты

Цель и задачи нашего путешествия ясны

Цель и задачи нашего путешествия ясны

На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение

На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение

На жалейке лучше играть на свежем воздухе, потому что русский народ изготавливал её из натурального коровьего рога и дерева

На жалейке лучше играть на свежем воздухе, потому что русский народ изготавливал её из натурального коровьего рога и дерева

Балалайкино» Как вы думаете, к какой группе инструментов относится балалайка?

Балалайкино» Как вы думаете, к какой группе инструментов относится балалайка?

Давайте споём её. Ну что ж, нам снова пора в путь!

Давайте споём её. Ну что ж, нам снова пора в путь!

Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему

Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему

Заключительная часть. Цель:

Заключительная часть. Цель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2023