Технологическая карта внеурочного занятия
Направление внеурочной деятельности: Общекультурное
Тема занятия: В мире музыкальных инструментов
Цель деятельности педагога: Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (свистулька, жалейка, балалайка, гармошка, трещотки, деревянные ложки), исследовать их звукоизвлечение.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.
Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.
Предметные: умение эмоционально и осознанно относиться к фольклору, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Используемые методы: исследование, импровизации, музыкального обобщения, размышления о музыке.
Формы работы детей: коллективная, групповая, индивидуальная.
Наглядно-демонстрационный материал: плакат с изображением оркестра русских народных инструментов; раздаточный материал.
Оборудование: музыкальный центр; музыкальные инструменты: бубен, баян, свистулька, балалайка, трещотки, ложки, рубель.
Организационная структура занятия
Название, цель этапа |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель: Приветствие, мотивация к деятельности.
|
Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения. Вслушайся: весь мир поёт – Шорох, свист и щебет. Музыка во всём живёт, Мир её волшебен! Как вы думаете, что это за страна? - Правильно! - Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Как мы её назовём? - Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами. 1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ; 3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. - Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране. - Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия? - Правильно! Мы познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского |
- Музыкальная
- В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»
- Дети складывают из букв слова.
- Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского народа.
|
Личностные: мотивация, самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Основной этап Цель: изучить русские народные инструменты. |
- Скажите, ребята, а что такое русское народное творчество? - Что относят к фольклору? - А какие народные песни знаете вы? - Молодцы! - Ну что ж, тогда пора отправляться нам в путь, чтобы продолжить знакомство с другими музыкальными инструментами русского народа. Цель и задачи нашего путешествия ясны. Но перед тем как отправиться в путь, я хочу вас предупредить, что в это путешествие приглашаются все, кто хочет и любит петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну что ж тогда в путь! - Итак, 1-я остановка. - Как она называется?) Правильно! «Свистулькино» - Ребята, как вы думаете, с каким музыкальным инструментом мы здесь познакомимся? Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент. - Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки? Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и действительно русский народ изготовлял его из глины. А пение, какой птички напоминает звучание свистульки? Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка. Птица — наиболее распространённая свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска». - А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке? - Ребята, а вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке любую свою мелодию? - Хорошо! Тогда вам первое задание: наиграть, или, как говорят в народе, насвистать на свистульке любую мелодию. Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие. (Сигнал колокольчика) - Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке, название которой давайте дружно прочитаем. «Жалейкино». - Ребята, а какой инструмент на этой остановке хочет с нами встретиться, как вы думаете? Этот инструмент называется – жалейка. Как вы думаете, почему её так назвали? -Да, её так назвали потому, что когда играют на жалейке, то слышится что-то тоскливое, печальное, звук резкий, но жалостливый. На жалейке лучше играть на свежем воздухе, потому что русский народ изготавливал её из натурального коровьего рога и дерева. - А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в жалейке? - Правильно! Значит, к какой группе инструментов относится жалейка? А вот как звучит жалейка, да не одна, а несколько, мы сейчас и услышим. В исполнении белорусского ансамбля «Жалейка» послушайте «Белорусскую польку». Ну что ж, спасибо жалейке. А мы продолжаем наше путешествие. (Сигнал колокольчика) Название 3-ей остановки вы узнаете, отгадав мою загадку: Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка! Это наша… (балалайка) - Правильно! Балалайка. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно, данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии - значит болтать, пустозвонить. Так как же называется эта остановка? «Балалайкино» Как вы думаете, к какой группе инструментов относится балалайка? Слушание рассказа о балалайке. Под звучание балалайки дети исполняют частушки, которые они подготовили в качестве домашнего задания Спасибо за частушки! И давайте продолжим путешествие. (Сигнал колокольчика) - Ребята, на этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой послушайте. Бывало, ни один праздник без него не обходился. (звучит баян) - Какой инструмент дал нам о себе знать? - Правильно! А какой подобный инструмент вы ещё знаете? Послушайте загадку о нём: В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная! Заиграет, только тронь. Как зовут её?... - Молодцы! Так как мы назовём нашу 4-ю остановку: - Да, можно назвать «Баяново», а можно «Гармошкино», ошибки не будет, потому что они вечные друзья. Слушание рассказа о гармошке. - А какую песню о дружбе мы с вами разучили на предыдущем уроке? - Давайте споём её. Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. (Сигнал колокольчика) -Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, трещит, звенит! - Ребята, вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь? - Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударново». Вот – бубен. Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко он применялся в ратном деле и у скоморохов. А вот это трещотки. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок. Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это…? (деревянные ложки). Правильно! Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более чист и ярок по тембру. Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (оркестр) Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? (ответы детей) Да, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Ах, бубен, баян, трещотки, Да деревянные ложки! Поиграем на них, ребята, немножко! (под аккомпанемент баяна, свистульки и шумовых инструментов исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде») Молодцы! Ну и – снова в путь! Следующая остановка – самая любимая у всех ребят! (звучит мелодия песенки «Весёлые мышки») А называется она…? (ответы детей) Правильно! Это остановка «Отдыхайкино». Вот мы с вами здесь и отдохнём! (физминутка) |
- Это фольклор.
- Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни.
- Дети читают название «Свистулькино» - Со свистулькой.
- Из глины.
- При помощи дутья.
Дети выполняют задание.
Дети читают «Жалейкино»
- Жалейка.
- Потому что она звучит жалостливо.
- В неё надо подуть.
- К духовой.
Балалайка.
- У неё струны, поэтому относится к струнной.
- Баян.
- Гармонь. - «Баяново», «Гармошкино».
«Совершите чудо»
- Дети поют песню.
- Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные. |
Личностные: чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.
|
Заключительная часть. Цель: Подведение итогов. |
Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие? Что нового мы узнали в путешествии? А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось? (на доске прикреплено дерево) Ребята, как вы думаете, что не хвастает на этой яблони? А цвет яблок которые вы развесите на дерево будет зависеть от того как вы оцениваете свою работу на уроке. Красный – занятие был интересное, я справился со всеми заданиями. Жёлтый - занятие было интересное , но я не со всем справился Зелёный – мне было скучно, я ничего не выполнил. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу. |
Дети отвечают на вопросы.
- Яблок.
- Дети по очереди приклеивают яблоки на дерево. |
Регулятивные: умение давать оценку своим действиям. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.