Технологическая карта внеурочного занятия "В мире музыкальных инструментов"

  • docx
  • 23.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеурочное занятие — в миремузыкальных инструментов.docx

Технологическая карта внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: Общекультурное

Тема занятия: В мире музыкальных инструментов

Цель деятельности педагога:  Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами (свистулька, жалейка, балалайка, гармошка, трещотки, деревянные ложки), исследовать их звукоизвлечение.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.

Предметные: умение эмоционально и осознанно относиться к  фольклору, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Используемые методы: исследование, импровизации, музыкального обобщения, размышления о музыке.

Формы работы детей: коллективная, групповая, индивидуальная.

Наглядно-демонстрационный материал: плакат с изображением оркестра русских народных инструментов; раздаточный материал.

Оборудование: музыкальный центр; музыкальные инструменты: бубен, баян, свистулька, балалайка, трещотки, ложки, рубель.

 

 

Организационная структура занятия

 

Название, цель этапа

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Цель: Приветствие, мотивация к деятельности.

 

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.

Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен!

Как вы думаете, что это за страна?

- Правильно!

- Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты. Как мы её назовём?

- Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами.

1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ; 3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. 

- Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране.

- Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия?

- Правильно! Мы познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Музыкальная

 

 

- В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети складывают из букв слова.

 

 

 

 

 

 

- Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами, их звучанием, а также с музыкальным творчеством русского народа.

 

Личностные: мотивация, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Основной этап

Цель: изучить русские народные инструменты.

- Скажите, ребята, а что такое русское народное творчество?

- Что относят к фольклору?

- А какие народные песни знаете вы?

- Молодцы!

- Ну что ж, тогда пора отправляться нам в путь, чтобы продолжить знакомство с другими музыкальными инструментами русского народа. Цель и задачи нашего путешествия ясны. Но перед тем как отправиться в путь, я хочу вас предупредить, что в это путешествие приглашаются все, кто хочет и любит петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну что ж тогда в путь!

- Итак, 1-я остановка.

- Как она называется?)

Правильно! «Свистулькино»

- Ребята, как вы думаете, с каким музыкальным инструментом мы здесь познакомимся?

Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент.

- Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки?

Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и действительно русский народ изготовлял его из глины. А пение, какой птички напоминает звучание свистульки?

Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка. Птица — наиболее распространённая свистулька — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Этот обряд так и назывался – «свистопляска».

- А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке?

- Ребята, а вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке любую свою мелодию?

- Хорошо! Тогда вам первое задание: наиграть, или, как говорят в народе, насвистать на свистульке любую мелодию.

Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие.

(Сигнал колокольчика)

- Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке, название которой давайте дружно прочитаем. «Жалейкино».

- Ребята, а какой инструмент на этой остановке хочет с нами встретиться, как вы думаете?

Этот инструмент называется – жалейка.

Как вы думаете, почему её так назвали?

-Да, её так назвали потому, что когда играют на жалейке, то слышится что-то тоскливое, печальное, звук резкий, но жалостливый. На жалейке лучше играть на свежем воздухе, потому что русский народ изготавливал её из натурального коровьего рога и дерева.

- А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в жалейке?

- Правильно! Значит, к какой группе инструментов относится жалейка?

А вот как звучит жалейка, да не одна, а несколько, мы сейчас и услышим. В исполнении белорусского ансамбля «Жалейка» послушайте «Белорусскую польку». Ну что ж, спасибо жалейке. А мы продолжаем наше путешествие.

(Сигнал колокольчика)

Название 3-ей остановки вы узнаете, отгадав мою загадку:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка!

Это наша… (балалайка)

- Правильно! Балалайка. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» – народное, вероятно, данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии - значит болтать, пустозвонить. Так как же называется эта остановка? «Балалайкино»

Как вы думаете, к какой группе инструментов относится балалайка?

Слушание рассказа о балалайке.

Под звучание балалайки дети исполняют частушки, которые они подготовили в качестве домашнего задания

Спасибо за частушки! И давайте продолжим путешествие. 

(Сигнал колокольчика)

- Ребята, на этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой послушайте. Бывало, ни один праздник без него не обходился. (звучит баян)

- Какой инструмент дал нам о себе знать?

- Правильно! А какой подобный инструмент вы ещё знаете? Послушайте загадку о нём:

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная!

Заиграет, только тронь.

Как зовут её?...

- Молодцы! Так как мы назовём нашу 4-ю остановку: 

- Да, можно назвать «Баяново», а можно «Гармошкино», ошибки не будет, потому что они вечные друзья.

Слушание рассказа о гармошке.

- А какую песню о дружбе мы с вами разучили на предыдущем уроке? 

- Давайте споём её.

Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. (Сигнал колокольчика)

-Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, трещит, звенит!

- Ребята, вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь?

- Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударново». Вот – бубен. Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко он применялся в ратном деле и у скоморохов.

А вот это трещотки. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.

Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это…? (деревянные ложки). Правильно! Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более чист и ярок по тембру.

Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (оркестр) Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? (ответы детей) Да, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Ах, бубен, баян, трещотки,

Да деревянные ложки!

Поиграем на них, ребята, немножко!

(под аккомпанемент баяна, свистульки и шумовых инструментов исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде»)

Молодцы! Ну и – снова в путь! Следующая остановка – самая любимая у всех ребят! (звучит мелодия песенки «Весёлые мышки») А называется она…? (ответы детей) Правильно! Это остановка «Отдыхайкино». Вот мы с вами здесь и отдохнём! (физминутка)

- Это фольклор.

 

- Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети читают название «Свистулькино»

- Со свистулькой.

 

 

 

 

 

 

- Из глины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- При помощи дутья.

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают «Жалейкино»

 

 

 

 

- Жалейка.

 

 

- Потому что она звучит жалостливо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В неё надо подуть.

 

 

- К духовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балалайка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У неё струны, поэтому относится к струнной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Баян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Гармонь.

- «Баяново», «Гармошкино».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Совершите чудо» 

 

 

- Дети поют песню.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные.

Личностные:

чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.

 

Заключительная часть.

Цель: Подведение итогов.

Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие?

Что нового мы узнали в путешествии?

А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?

 (на доске прикреплено дерево)

Ребята, как вы думаете, что не хвастает на этой яблони?

А цвет яблок которые вы развесите на дерево будет зависеть от того как вы оцениваете свою работу на уроке.

Красный – занятие был интересное, я справился со всеми заданиями.

Жёлтый - занятие было интересное , но я не со всем справился

Зелёный – мне было скучно, я ничего не выполнил.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Яблок.

 

 

- Дети по очереди приклеивают яблоки на дерево.

Регулятивные:  умение давать оценку своим действиям.