Технологическая карта урока
экологической направленности
Учитель Шеховцова В.Н
Познакомить учащихся с правилами поведения в лесу, давать анализ действиям и поступкам человека
Цель (по формированию экологической культуры)
Формировать представление учащихся о природном сообществе – лес, обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных эколого-этических норм.
Планируемые результаты
1.Предметные
Ученик научится:
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
объяснять (с опорой на учебник), почему в лесу нужно соблюдать тишину;
формулировать правила поведения в природе;
освоить нормы здоровьесберегающего поведения в природной среде;
определять лесных обитателей по звукам, которые они издают, распознавать животных леса, устанавливать причинно-следственные связи;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
2.Метапредметные
Регулятивные.
Получит возможность научиться:
ориентироваться в материалах учебника и рабочей тетради;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и сохранять цели учебной деятельности;
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные.
Получит возможность:
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
3. Личностные
Получит возможность
формирования личного отношения к окружающему миру;
развития мотивов учебной деятельности и формирования личного смысла учения;
оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;
целостного ориентирования в мире в гармонии с природой.
Информационно-образовательная среда
1.Учебно-методические пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. — М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. — М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. — М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. — М.: Просвещение, 2011.
2. ЦОРы: презентация
3. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Карточки для самооценки
Межпредметные связи
Русский язык: С.И. Ожегов Словарь русского языка.
Изобразительное искусство: рассматривание картин русских художников с изображением леса
Музыка: Слушание фрагмента «Звуки леса»
Организует ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.
-А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
- Давайте подарим друг другу улыбку, пожелания успеха и начнем урок.
-Проверяют готовность и самоготовность к уроку.
Эмоциональная рефлексия: солнышко-тучка.
Мотивация к учебной деятельности
1 мин
Индивидуальная
Создает положительный эмоциональный настрой
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Настраиваются на выполнение работы на уроке
Учитель вовлекает детей в познавательную, исследовательскую деятельность по изучению природы, делая акцент на связи человека с природой.
Актуализация знаний
5 мин
Фронтальная
Учитель сообщает ребятам о предстоящем путешествии.
-На слайде появляются несколько картин русских художников с изображением леса
Учитель просит пояснить, по каким признакам дети определили, что на картинах изображен лес.
Обращает внимание на красоту леса, уникальность каждой картины, сообщает имена художников.
Далее учитель включает музыкальный фрагмент «Звуки леса» и просит учащихся поделиться своими впечатлениями от услышанного отрывка из музыкального произведения
Ученики определяют место, в которое будет совершено путешествие.
Дети отвечают на вопрос.
1 ученик находит в толковом словаре значение слова «лес»
Дети обмениваются впечатлениями от просмотра картин.
Дети рассказывают о том, какие звуки леса они услышали (пение птиц, журчание ручейка, шелест листьев, треск сучьев и т.п.)
Связь урока окружающего мира с уроком русского языка.
Воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческих видах деятельности (связь с уроком изобразительного искусства)
Развитие чувственного восприятия красоты окружающего мира и эмоциональной отзывчивости (связь с уроком музыки)
Определение темы, цели и задач урока
3 мин
Фронтальная
Учитель ставит проблемный вопрос: как нужно вести себя в лесу?
Предположительно, ответы детей. (Тихо, спокойно, не хулиганить и т.п)
Дети формулируют тему с помощью учителя. Далее выясняют, какие учебные задачи необходимо решить (стр.48 учебник)
Этап усвоения новых знаний и способов действий
Работа с учебником
Стр.49
5 мин
Фронтальная
Рассмотрите картинку на с. 49. Давайте предположим, к чему может привести такое поведение детей в лесу? Прослушайте пояснение, которое дают авторы учебника (видеофрагмент).
Как вы думаете, смогут эти ребята услышать и увидеть то, что в начале урока увидели и услышали мы? Почему?
Подвести учащихся к выводу, что от неправильного хулиганского поведения человека в природе страдают все ее компоненты
Слушают учителя, дружно решают возникшую проблему.
Прослушав пояснение авторов учебника, делают свои выводы по данной теме.
Дети отвечают на вопрос, опираясь на свой жизненный опыт.
Ответы детей. Самопроверка (Рубрика «Проверь себя»)
Дети дают оценку поведению.
Учащиеся делают вывод, что так вести себя нельзя. Страдают и лесные жители, и сами дети.
Цветограмма: оценить свою работу на данном этапе урока.
На основе имеющихся знаний дети делают выводы о недопустимости такого поведения в природе.
Прослеживается неразрывная связь человека с природой и их взаимозависимость.
Физкультминутка
3 мин
Мобилизует внимание учащихся на дальнейшую работу
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет –
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут.
Выполняют движения в соответствии с текстом
Первичная проверка понимания материала
5 мин
Работа в парах
Задание: Помогите ребятам исправиться и стать друзьями природы.
Учащиеся дают совет о том, как правильно вести себя в лесу.
Цветограмма: оценить свою работу на данном этапе урока.
Формирование экологически ценностных ориентаций
Первичное закрепление изученного материала. Практическая деятельность
10 мин
Работа в группах
Используя всю полученную информацию и опираясь на свой жизненный опыт, вы сегодня нарисуете плакат – призыв как вести себя в лесу. Работа в атласе – определителе.
Работа в группах.
Прослушать выступление каждой группы.
Сделать свои выводы о поведении в лесу. Зачитать вывод учебника на с. 49.
Дети работают в группах.
Учащиеся защищают созданные плакаты – призывы (решение проектной задачи).
Учащиеся делают свои выводы о поведении в лесу и сравнивают их с выводами учебника.
Цветограмма: оценить свою работу на данном этапе урока.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и их обязательном соблюдении в своей жизнедеятельности .
Контрольно-оценочный этап
3 мин
Индивидуальная
Работа по тестам, данным в электронном приложении к учебнику «Окружающий мир»
Индивидуальная работа учащихся.
Цветограмма: оценить свою работу на данном этапе урока.
Формирование у учащихся умения ориентироваться в изученном материале, использовать экологические знания в самостоятельной работе.
Подведение итогов урока
1 мин
Фронтальная
Вернемся к теме и поставленным задачам.
Почему же нельзя шуметь в лесу?
Учащиеся выражают свою мысль с точностью и полнотой
Формирование готовности ребенка участвовать в природоохранной деятельности
Рефлексия
2 мин
Индивидуальная
Оценка своей работы и работы товарищей на уроке с помощью оценочного листа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.