Технологическая карты урока «Страны Азии в XIX – начале XX в.»
Оценка 4.8

Технологическая карты урока «Страны Азии в XIX – начале XX в.»

Оценка 4.8
doc
01.11.2022
Технологическая карты урока «Страны Азии в XIX – начале XX в.»
Технологическая карта урока на тему _Страны Азии в XIX-начале XX в._.doc

Технологическая карта урока истории «Страны Азии в XIX – начале XX в.»

Фильм https://resh.edu.ru/subject/lesson/2549/main/

Предмет

история

Класс

9

Дата проведения

Учитель

Шинякова Галина Александровна

Тема урока

Страны Азии в XIX – начале XX в.

УМК

-Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /М.Л.Несмелова.- М.: Просвещение, 2020.- 208 с.

-Всеобщая история. История  Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Юдовская А.Я и др./ под ред. А.А.Искендерова  - М.: Просвещение, 2019.- 239 с.  

Тип урока

Учебное занятие комбинированного типа

Цели

Выявить особенности процесса модернизации в Японии и её последствия;  рассмотреть тенденции развития Китая, Индии, Персии и Афганистана

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать значение понятий и уметь их применять; использовать историческую карту как источник информации; характеризовать особенности взаимоотношений Индии, Персии, Афганистана, Китая и Японии с европейскими странами

Учебное взаимодействие в группе, распределение ролей, представлять результаты работы групп

Уважать традиционные ценности народов Азии, осознавать негативные стороны колониализма

Основные понятия, изучаемые на уроке

Касты, сипаи, бабизм, меджлис, тайпины, доктрина «открытых дверей», сёгунат, даймё, самурай, «реставрация Мейдзи»

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

 

 

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Регулятивные

Коммуникативные

Приветствие учителя, выяснение отсутствующих

Рапорт дежурного

 

 

2

Проверка домашнего задания

Познавательные

Коммуникативные

Организует работу по проверке знаний:

Фронтальный письм. опрос по главе  II

Решают тест, взаимопроверка

 

 

 

3

Актуализация знаний

Познавательные

Коммуникативные

Каковы были последствия колониальных захватов и территориального раздела мира для колоний и для стран-метрополий.

 В  XIX веке Запад не только грабил колонии, но и внедрялся во все сферы жизни общества.

Натиск Запада

 

Массовые           Развитие капиталистическ

движения           хозяйства, втягивание в

протеста             мировой рынок                          

Колонизаторы- неравноправная торговля с зависимыми странами; вывоз пряностей, рабов, драгоценных металлов.

 

 

 

 

 

4.

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Познавательные

Общеучебные

Коммуникативные

В  XIX веке Восток стал добычей Запада.

 Япония вступила в XIX век, будучи отсталой феодальной окраиной, не освоенной европейцами. Как и другие страны Азии, она стала объектом экспансии западных государств. Заканчивался же для Японии XIX век стремительным выходом в число великих держав.

Сформулируйте тему урока. На какой главный вопрос мы должны будем ответить?

 

Формулируют тему урока, цели

 

 

 

 

Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада?

 

 

5

Первичное усвоение новых знаний.

 

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1.Политическая карта Азии в  XIX в.

2.Особенности взаимоотношений Индии, Персии, Китая и Японии с европейскими странами.

3.Положение азиатских стран к началу  XX в.

 

1.Организует работу с картой:

-Показать колониальные державы

-Показать Индию, Персию, Китай, Афганистан, Японию

 

В конце  XIX в. усиливается колониальная экспансия. Характерные черты экспансии:

1.Появились новые государства. Ранее не владевшие колониями: Германия, Италия, Япония

2.Крупнейшие государства мира разделили Африку и Азию на колонии и сферы влияния

3.Государства нередко захватывали пустынные, труднодоступные районы с тяжелым климатом

 

2.Организует групповую  работу

Этапы урока

Первый этап (до 3 мин). Вводное слово учителя. Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание.

Второй этап (8-10мин). Работа с материалами учебника – параграф 15. Учитель предлагает познавательные задания.

Третий  этап (до 3 мин). Заслушиваются сообщения учащихся. Если осталось  время  возможны  вопросы из аудитории.

Четвертый  этап (1-2 мин). Подведение итогов.

 

3.Организует работу с учебником. картой и закрепляют материал в ходе эвристической беседы:

1)какие государства наиболее активно проводили колониальную политику? С чем это связано?

2)какими методами действовали государства, проводя колониальную политику?

3)какие перспективы в конце XIX в. имели азиатские страны?

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Показывают на карте и описывают их местоположение стран:

Япония – островное дальневосточное государство, расположенной в бассейне Тихого океана.

Китай – государство в Юго-Восточной Азии.

Индия  государство в Южной Азии.

Персия (с 1935 г. Иран) - государство в Передней (Юго-Западная) Азии, на берегу Персидского залива.

Афганистан – страна в Юго-Западной Азии.

 

 

 

 

 

 

 

2.Работают в группах по решению познавательной задачи.

Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония)

Параграф 15

Задание для групп, представляющих европейские страны: сформулируйте 2-3 тезиса о целях и приоритетах колониальной политики, выбранной страны (Франция, Великобритания, Россия, США, Германия)

Раздаточный материал из методички

 

3.Участвуют в эвристической беседе. Возможный ответ:

 

1)США, Германия, Япония. Потребности экономического развития

 

2)

 

3)

 

 

6

Первичная проверка понимания

Коммуникативные

Регулятивные (самоконтроль)

Организует беседу:  Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада?

Предполагаемый ответ: В результате ускоренной модернизации и реформ  были разрушены устои традиционного общества. Японцы использовали передовой европейский опыт, технику и технологии и приспособили их к национальным традициям. Поэтому реформы не вызывали протеста в Японии.

 

 

 

 

7

Первичное закрепление

Коммуникативные

Регулятивные

Коррекция

Определите, о каких событиях идет речь. В каждом случае назовите азиатскую страну, историческое событие и кратко расскажите о нем.

1.Это событие стало результатом слуха о том, что оболочка патронов пропитана свиным и коровьим жиром.

2.Результатом этого события стал подарок российскому императору Николаю I алмаза «Шах».

3.Причиной этого события стала продажа индийского опиума в одной из азиатских стран.

4.Эти реформы проводились под лозунгом «Знания всего мира – для укрепления власти императора!»

Выполняют задание. Возможный ответ:

 

 

 

1.Индия, восстание сипаев 1857-1858 гг. Индия превратилась в колонию Великобритании.

2.Персия, русско-персидская война 1826-1828 гг. Персия в 1907 г. была поделена на сферы влияния между Англией и Россией.

3.Китай, опиумные войны. Первая 1840-1842 гг. Вторая 1856-1860 гг. Китай превращен в полуколонию.

4.Япония, «реставрация Мейдзи» и реформы. Япония стала первой азиатской великой державой.

 

 

8

Информация о домашнем задании.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Учитель предлагает разноуровневое Д/З с учетом индивидуальных возможностей

Параграф  15, задание 3 письменно

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей и интересов

 

 

 

 

 

9

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Коммуникативные

Регулятивные

Организует рефлексию

Заполняют листок активности

 

 

 

Задание для групп, представляющих европейские страны: сформулируйте 2-3 тезиса о целях и приоритетах колониальной политики, выбранной страны (Франция, Великобритания, Россия, США, Германия)

Великобритания: 1)усиление экспансии в Азии и Африке в ответ на усиление США и Германии. Лозунг «Торговля следует за флагом».

2) соперничество с Россией из-за Афганистана.

Франция: 1) укрепление позиций в Европе (подписание соглашений с Россией в 80-90-е гг. XIX в.); 2) активизация колониальной политики, соперники Великобритания и Германия; 3) направления завоевания Африки: восток, северо-восток, запад.

США: 1)несоответствие между лидерством США в мировом промышленном производстве и их положением на мировом рынке (отсутствие колоний); 2) гегемония над Латинской Америкой; 3) ослабление конкурентов на Дальнем Востоке (Китай. Куба, Филиппины), соперничество с Россией.

Германия: с середины 1880-х гг. приступила к колониальным захватам в Юго-Западной Африке.

Россия: 1) продолжилось завоевание Средней Азии; 2) столкновение с Великобританией из-за Афганистана.

 

 

 

 

 

 

Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) — комплекс политических, военных и социально экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.

Мейдзи – буржуазная революция 1867-1868 гг. в Японии; реставрация монархии и уничтожение сёгуната.

Реформ Мэйдзи :

Административная реформа уничтожила власть князей, ликвидировала раздробленность страны, страна разделена на губернии и префектуры. Вов главе с назначаемыми правительством чиновниками

Сословная реформа - отменено многовековое деление общества на четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов

Военная реформа 1872 г. вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Новая армия создавалась по европейскому образцу и приобрела высокую боеспособность.

Реформа в области государственного управления 1889 г. вводила в стране Конституцию (конституционная монврхия, двухпалатный парламент)

Школьная реформа в 1872 г. вводила единую систему всеобщего и обязательного образования по европейскому типу

В 1869 г. столицей Японии стал город Токио.

Финансовая реформа ввела единую денежную единицу-иену.

Военная – введена всеобщая воинская повинность

Аграрная реформа – установление частной собственности на землю, развитие капитализма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония)

Вопросы

Индия стр.134-137

Персия стр.138-139

Афганистан стр.139

Китай стр.140-142

Япония стр.143-144

Социально-экономич.

развитие

Касты

Основные занятия: сельское хозяйство, ремесло

Многонациональное государство

Основные занятия: земледелие, ремесла (ковры, посуда).

 

Неплодородные плоскогорья Афганистана. Занятия: земледелие, войны.

Много народов.

Занятия: сельское хозяйство, ремесла. Что привлекало европейцев: 1)китайские товары, фарфор, шелк, чай, худож. изделия; 2)широкий внутренний рынок.          Развита наука.

Занятия: сельское хозяйство, развивались мануфактуры.

Политич. развитие

В начале XIX в. – раздробленность.

Династия Великих Моголов (утратила реальную власть).

1849 г. Индия полностью покорена Великобританией (колония).

Методы эксплуатации населения:1)насильственные (поземельный налог, монополии на соль и опиум, поставщик солдат, поставщик хлопка и рынок сбыта тканей); 2)мирные (внедрение англ. системы образования, строительство ж/д, фабрик)

1857-1858 гг. восстание сипаев

1885 г. образование ИНК (Наороджи- сохранение связей с Англией при большей самостоятельности Индии; Тилак – полная независимость Индии, бойкот англ. товаров).

Англия старалась подчинить соседние страны (Персия, Афганистан), чтобы защитить Индию от других европейских держав.

В XIX в. переживал упадок.

Управление в руках шаха.

Важное стратегическое положение между Кавказом и Персидским заливом.

Россия-захват Закавказья; Англия-защита Индии.

1826-1828 гг. русско-персидская война (Россия получила Закавказье и контроль над Каспием)

1840-1850-е гг. восстания бабидов (превращение Персии в полуколонию России и Англии)

1905-1911 гг. революция в Персии (меджлис)

В XIX в. состоял из нескольких ханств.

Сфера соперничества России (юг, защита Средней Азии) и Англии (север, защита Индии).

Превращен в полуколонию.

С 1907 г. протекторат Англии.

Протекторат- форма зависимости, при которой во внутренних делах сохраняется самостоятельность, но во внешней она утрачивается.

Централизованное государство.Маньчжурская династия Цин.

В XVIII в. Китай «закрылся».

С конца XVIII в. насильственное «открытие» Китая, неравноправные договоры, продажа опиума.

1840-1842 гг. первая «опиумная война»

1850-1864 гг. восстание тайпинов

1856-1860 гг. вторая «опиумная война»

1890-е гг. «Сто дней реформ» (Кан Ю-вэй)

1894-1895 гг. поражение в войне с Японией

Доктрина «открытых дверей» (США) – равный экономический доступ европейских держав ко всей территории Китая.

1900 г. восстание «боксёров» в Китае (ихэтуаней)

Китай превращен в полуколонию

1911 г. революция (Сунь Ятсен)

1912 г. создан Гоминьдан

С 1637 г. «закрытие» страны. Эпоха сёгуната Токугава (при бессильном императоре управляли военные наместники-сёгуны).

1854 г.насильственное «открытие» Японии, неравноправные договоры.

1867-1868 гг.-революция, восстановление монархии

1868-1889 гг. реформы Мейдзи. Лозунг «Знания всего мира – для укрепления власти императора!»

1876 г. неравноправный договор с Кореей

1904-1905 гг. русско-японская война

Особенности модернизации заимствование западного опыта и сохранение традиций.

Духовное развитие

 Буддизм, индуизм, ислам

 

Большая роль мусульм. духовенства

Конфуцианство

Синтоизм

Итог развития

Колония

Полуколония

Полуколония

Полуколония

Самостоятельное государство. Великая азиатская держава

Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония)

Вопросы

Индия

Персия

Афганистан

Китай

Япония

Социально-экономич.

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политич. развитие

 

 

 

 

 

 

 

Методы эксплуатации населения:

 

 

 

 

 

 

 

В XVIII в. Китай «закрылся».

С 1637 г. «закрытие» страны.

 

 

 

 

 

 

Особенности модернизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог развития

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока истории «Страны

Технологическая карта урока истории «Страны

Натиск Запада Массовые

Натиск Запада Массовые

Государства нередко захватывали пустынные, труднодоступные районы с тяжелым климатом 2

Государства нередко захватывали пустынные, труднодоступные районы с тяжелым климатом 2

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Реставрация Мэйдзи (Революция

Реставрация Мэйдзи (Революция

Задание для групп, представляющих азиатские страны : подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия,

Задание для групп, представляющих азиатские страны : подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия,

Задание для групп, представляющих азиатские страны : подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия,

Задание для групп, представляющих азиатские страны : подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022