Технологическая карта урока истории «Страны Азии в XIX – начале XX в.»
Фильм https://resh.edu.ru/subject/lesson/2549/main/
Предмет |
история |
Класс |
9 |
Дата проведения |
||||||||
Учитель |
Шинякова Галина Александровна |
|||||||||||
Тема урока |
Страны Азии в XIX – начале XX в. |
|||||||||||
УМК |
-Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /М.Л.Несмелова.- М.: Просвещение, 2020.- 208 с. -Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Юдовская А.Я и др./ под ред. А.А.Искендерова - М.: Просвещение, 2019.- 239 с. |
|||||||||||
Тип урока |
Учебное занятие комбинированного типа |
|||||||||||
Цели |
Выявить особенности процесса модернизации в Японии и её последствия; рассмотреть тенденции развития Китая, Индии, Персии и Афганистана |
|||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||
Знать значение понятий и уметь их применять; использовать историческую карту как источник информации; характеризовать особенности взаимоотношений Индии, Персии, Афганистана, Китая и Японии с европейскими странами |
Учебное взаимодействие в группе, распределение ролей, представлять результаты работы групп |
Уважать традиционные ценности народов Азии, осознавать негативные стороны колониализма |
||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Касты, сипаи, бабизм, меджлис, тайпины, доктрина «открытых дверей», сёгунат, даймё, самурай, «реставрация Мейдзи» |
|||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время
|
|||||||
учителя |
учащихся |
|||||||||||
1 |
Организационный этап. |
Регулятивные Коммуникативные |
Приветствие учителя, выяснение отсутствующих |
Рапорт дежурного |
|
|
||||||
2 |
Проверка домашнего задания |
Познавательные Коммуникативные |
Организует работу по проверке знаний: Фронтальный письм. опрос по главе II |
Решают тест, взаимопроверка
|
|
|
||||||
3 |
Актуализация знаний |
Познавательные Коммуникативные |
Каковы были последствия колониальных захватов и территориального раздела мира для колоний и для стран-метрополий. В XIX веке Запад не только грабил колонии, но и внедрялся во все сферы жизни общества. Натиск Запада
Массовые Развитие капиталистическ движения хозяйства, втягивание в протеста мировой рынок |
Колонизаторы- неравноправная торговля с зависимыми странами; вывоз пряностей, рабов, драгоценных металлов. |
|
|
||||||
4. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация |
Познавательные Общеучебные Коммуникативные |
В XIX веке Восток стал добычей Запада. Япония вступила в XIX век, будучи отсталой феодальной окраиной, не освоенной европейцами. Как и другие страны Азии, она стала объектом экспансии западных государств. Заканчивался же для Японии XIX век стремительным выходом в число великих держав. Сформулируйте тему урока. На какой главный вопрос мы должны будем ответить? |
Формулируют тему урока, цели
Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада? |
|
|
||||||
5 |
Первичное усвоение новых знаний.
|
Познавательные Коммуникативные Регулятивные
|
План: 1.Политическая карта Азии в XIX в. 2.Особенности взаимоотношений Индии, Персии, Китая и Японии с европейскими странами. 3.Положение азиатских стран к началу XX в.
1.Организует работу с картой: -Показать колониальные державы -Показать Индию, Персию, Китай, Афганистан, Японию
В конце XIX в. усиливается колониальная экспансия. Характерные черты экспансии: 1.Появились новые государства. Ранее не владевшие колониями: Германия, Италия, Япония 2.Крупнейшие государства мира разделили Африку и Азию на колонии и сферы влияния 3.Государства нередко захватывали пустынные, труднодоступные районы с тяжелым климатом
2.Организует групповую работу Этапы урока Первый этап (до 3 мин). Вводное слово учителя. Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание. Второй этап (8-10мин). Работа с материалами учебника – параграф 15. Учитель предлагает познавательные задания. Третий этап (до 3 мин). Заслушиваются сообщения учащихся. Если осталось время возможны вопросы из аудитории. Четвертый этап (1-2 мин). Подведение итогов.
3.Организует работу с учебником. картой и закрепляют материал в ходе эвристической беседы: 1)какие государства наиболее активно проводили колониальную политику? С чем это связано? 2)какими методами действовали государства, проводя колониальную политику? 3)какие перспективы в конце XIX в. имели азиатские страны? |
1.Показывают на карте и описывают их местоположение стран: Япония – островное дальневосточное государство, расположенной в бассейне Тихого океана. Китай – государство в Юго-Восточной Азии. Индия – государство в Южной Азии. Персия (с 1935 г. Иран) - государство в Передней (Юго-Западная) Азии, на берегу Персидского залива. Афганистан – страна в Юго-Западной Азии.
2.Работают в группах по решению познавательной задачи. Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония) Параграф 15 Задание для групп, представляющих европейские страны: сформулируйте 2-3 тезиса о целях и приоритетах колониальной политики, выбранной страны (Франция, Великобритания, Россия, США, Германия) Раздаточный материал из методички
3.Участвуют в эвристической беседе. Возможный ответ:
1)США, Германия, Япония. Потребности экономического развития
2)
3) |
|
|
||||||
6 |
Первичная проверка понимания |
Коммуникативные Регулятивные (самоконтроль) |
Организует беседу: Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада? |
Предполагаемый ответ: В результате ускоренной модернизации и реформ были разрушены устои традиционного общества. Японцы использовали передовой европейский опыт, технику и технологии и приспособили их к национальным традициям. Поэтому реформы не вызывали протеста в Японии. |
|
|
||||||
7 |
Первичное закрепление |
Коммуникативные Регулятивные Коррекция |
Определите, о каких событиях идет речь. В каждом случае назовите азиатскую страну, историческое событие и кратко расскажите о нем. 1.Это событие стало результатом слуха о том, что оболочка патронов пропитана свиным и коровьим жиром. 2.Результатом этого события стал подарок российскому императору Николаю I алмаза «Шах». 3.Причиной этого события стала продажа индийского опиума в одной из азиатских стран. 4.Эти реформы проводились под лозунгом «Знания всего мира – для укрепления власти императора!» |
Выполняют задание. Возможный ответ:
1.Индия, восстание сипаев 1857-1858 гг. Индия превратилась в колонию Великобритании. 2.Персия, русско-персидская война 1826-1828 гг. Персия в 1907 г. была поделена на сферы влияния между Англией и Россией. 3.Китай, опиумные войны. Первая 1840-1842 гг. Вторая 1856-1860 гг. Китай превращен в полуколонию. 4.Япония, «реставрация Мейдзи» и реформы. Япония стала первой азиатской великой державой. |
|
|
||||||
8 |
Информация о домашнем задании. |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Учитель предлагает разноуровневое Д/З с учетом индивидуальных возможностей Параграф 15, задание 3 письменно |
Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей и интересов
|
|
|
||||||
9 |
Рефлексия(подведение итогов занятия) |
Коммуникативные Регулятивные |
Организует рефлексию |
Заполняют листок активности |
|
|
||||||
Задание для групп, представляющих европейские страны: сформулируйте 2-3 тезиса о целях и приоритетах колониальной политики, выбранной страны (Франция, Великобритания, Россия, США, Германия)
Великобритания: 1)усиление экспансии в Азии и Африке в ответ на усиление США и Германии. Лозунг «Торговля следует за флагом».
2) соперничество с Россией из-за Афганистана.
Франция: 1) укрепление позиций в Европе (подписание соглашений с Россией в 80-90-е гг. XIX в.); 2) активизация колониальной политики, соперники Великобритания и Германия; 3) направления завоевания Африки: восток, северо-восток, запад.
США: 1)несоответствие между лидерством США в мировом промышленном производстве и их положением на мировом рынке (отсутствие колоний); 2) гегемония над Латинской Америкой; 3) ослабление конкурентов на Дальнем Востоке (Китай. Куба, Филиппины), соперничество с Россией.
Германия: с середины 1880-х гг. приступила к колониальным захватам в Юго-Западной Африке.
Россия: 1) продолжилось завоевание Средней Азии; 2) столкновение с Великобританией из-за Афганистана.
Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) — комплекс политических, военных и социально экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.
Мейдзи – буржуазная революция 1867-1868 гг. в Японии; реставрация монархии и уничтожение сёгуната.
Реформ Мэйдзи :
Административная реформа уничтожила власть князей, ликвидировала раздробленность страны, страна разделена на губернии и префектуры. Вов главе с назначаемыми правительством чиновниками
Сословная реформа - отменено многовековое деление общества на четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов
Военная реформа 1872 г. вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Новая армия создавалась по европейскому образцу и приобрела высокую боеспособность.
Реформа в области государственного управления 1889 г. вводила в стране Конституцию (конституционная монврхия, двухпалатный парламент)
Школьная реформа в 1872 г. вводила единую систему всеобщего и обязательного образования по европейскому типу
В 1869 г. столицей Японии стал город Токио.
Финансовая реформа ввела единую денежную единицу-иену.
Военная – введена всеобщая воинская повинность
Аграрная реформа – установление частной собственности на землю, развитие капитализма
Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония)
Вопросы |
Индия стр.134-137 |
Персия стр.138-139 |
Афганистан стр.139 |
Китай стр.140-142 |
Япония стр.143-144 |
Социально-экономич. развитие |
Касты Основные занятия: сельское хозяйство, ремесло Многонациональное государство |
Основные занятия: земледелие, ремесла (ковры, посуда).
|
Неплодородные плоскогорья Афганистана. Занятия: земледелие, войны. Много народов. |
Занятия: сельское хозяйство, ремесла. Что привлекало европейцев: 1)китайские товары, фарфор, шелк, чай, худож. изделия; 2)широкий внутренний рынок. Развита наука. |
Занятия: сельское хозяйство, развивались мануфактуры. |
Политич. развитие |
В начале XIX в. – раздробленность. Династия Великих Моголов (утратила реальную власть). 1849 г. Индия полностью покорена Великобританией (колония). Методы эксплуатации населения:1)насильственные (поземельный налог, монополии на соль и опиум, поставщик солдат, поставщик хлопка и рынок сбыта тканей); 2)мирные (внедрение англ. системы образования, строительство ж/д, фабрик) 1857-1858 гг. восстание сипаев 1885 г. образование ИНК (Наороджи- сохранение связей с Англией при большей самостоятельности Индии; Тилак – полная независимость Индии, бойкот англ. товаров). Англия старалась подчинить соседние страны (Персия, Афганистан), чтобы защитить Индию от других европейских держав. |
В XIX в. переживал упадок. Управление в руках шаха. Важное стратегическое положение между Кавказом и Персидским заливом. Россия-захват Закавказья; Англия-защита Индии. 1826-1828 гг. русско-персидская война (Россия получила Закавказье и контроль над Каспием) 1840-1850-е гг. восстания бабидов (превращение Персии в полуколонию России и Англии) 1905-1911 гг. революция в Персии (меджлис) |
В XIX в. состоял из нескольких ханств. Сфера соперничества России (юг, защита Средней Азии) и Англии (север, защита Индии). Превращен в полуколонию. С 1907 г. протекторат Англии. Протекторат- форма зависимости, при которой во внутренних делах сохраняется самостоятельность, но во внешней она утрачивается. |
Централизованное государство.Маньчжурская династия Цин. В XVIII в. Китай «закрылся». С конца XVIII в. насильственное «открытие» Китая, неравноправные договоры, продажа опиума. 1840-1842 гг. первая «опиумная война» 1850-1864 гг. восстание тайпинов 1856-1860 гг. вторая «опиумная война» 1890-е гг. «Сто дней реформ» (Кан Ю-вэй) 1894-1895 гг. поражение в войне с Японией Доктрина «открытых дверей» (США) – равный экономический доступ европейских держав ко всей территории Китая. 1900 г. восстание «боксёров» в Китае (ихэтуаней) Китай превращен в полуколонию 1911 г. революция (Сунь Ятсен) 1912 г. создан Гоминьдан |
С 1637 г. «закрытие» страны. Эпоха сёгуната Токугава (при бессильном императоре управляли военные наместники-сёгуны). 1854 г.насильственное «открытие» Японии, неравноправные договоры. 1867-1868 гг.-революция, восстановление монархии 1868-1889 гг. реформы Мейдзи. Лозунг «Знания всего мира – для укрепления власти императора!» 1876 г. неравноправный договор с Кореей 1904-1905 гг. русско-японская война Особенности модернизации заимствование западного опыта и сохранение традиций. |
Духовное развитие |
Буддизм, индуизм, ислам |
|
Большая роль мусульм. духовенства |
Конфуцианство |
Синтоизм |
Итог развития |
Колония |
Полуколония |
Полуколония |
Полуколония |
Самостоятельное государство. Великая азиатская держава |
Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония)
Вопросы |
Индия |
Персия |
Афганистан |
Китай |
Япония |
Социально-экономич. развитие |
|
|
|
|
|
Политич. развитие |
Методы эксплуатации населения:
|
|
|
В XVIII в. Китай «закрылся». |
С 1637 г. «закрытие» страны.
Особенности модернизации
|
Духовное развитие |
|
|
|
|
|
Итог развития |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.