Технологическая карта
Оценка 4.7

Технологическая карта

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
11.02.2017
Технологическая карта
Технологическая карта по русскому языку на тему: А.С. Пушкин "Станционный смотритель". Тип урока: урок чтения и анализа произведения. Вместе с обучающимися рассматриваем историю "Повестей Белкина. На уроке ведется беседа по произведению. Обучающиеся анализирует повесть "Станционный смотритель. Рассматривая образ Самсона Вырина, выявляем черты "маленького человека" в русской литературе. Рассматриваем понятие "маленького человека".
Станционный смотритель.docx
Дата  Класс  УМК  Тема урока Тип урока Цели урока Планируемые результаты ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 17. 10. 2016 6 Б Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. В. П. Журавлев0, В. И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. ­ 17­е изд., пеераб. ­ М. : Просвещение, 2010. ­ 334 с. А. С. Пушкин "Станционный смотритель" Урок изучения нового знания воспитывающие: ­  способствовать   нравственному   воспитанию   обучающихся:   чувство   любви,   доброты,   состарадания, искренности, отзывчивости;  ­ поднятие темы отцов и детей; ­ способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки.  развивающие: ­ способствовать формированию умений детей работать с информацией;  ­ способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся; ­ анализ поведенческих ситуаций героев повести; ­ развитие навыков критического мышления; ­ способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста; ­  развивать   читательские  умения и  навыки  работы с  текстом, активизировать   аналитическую  работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения. обучающие: ­ дать понятие "маленький человек"; ­ показать особенности изображения "маленького человека"; ­ охарактеризовать Самсона Вырина как "маленького человека"; ­ формировать умения оценивать поступки людей; ­ сформировать навыки работы над художественной деталью.  личностные:  ­ умеют выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; 1 деятельности Методы   и   формы обучения Оборудование Наглядно­ демонстрационный материал Основные понятия ­ умеют оценивать жизненные ситуации, поступки людей  с точки зрения общепринятых норм и ценностей; ­ осознание нравственных проблем, поднимаемых А. С. Пушкиным в повести "Станционный смотритель".  ­ пробуждение у обучающихся нравственных качеств: чуткости, доброты, сострадания; Развитие читательских умений и навыков работы  с текстом.  предметные:  ­ выявляют ключевые идеи в повести;  ­ усвоят понятие "маленький человек" и его черты; ­ умеют оценивать поступки людей; ­ умеют вычленять в тексте ключевые детали; метапредметные:  ­ определяют и формулируют цели урока; ­ умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ­ слушают и понимают речь одноклассников и учителя; ­ обобщают и систематизируют полученные знания;  ­ делают выводы и заключения по теме урока.  Методы развивающего интерактивного обучения, словесный, наглядный. формы работы: индивидуальная, фронтальная.  компьютер, мультимедийный проектор. презентация к уроку. Повесть, "маленький  человек",  коллежский   регистратор,  фельдъегерь,  подорожная,  прогоны,  подьячий, диктатор. 2 Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Организационная структура (сценарий) урока Формы организации взаимодействия  1 I.  Организацио нный этап.  Цель этапа:  подготовить  обучающихся  к работе на  уроке.  II.  Мотивация  учебной  деятельности . Цель этапа:  сформулирова ть тему урока, определить  цели,  мотивировать  обучающихся,  подготовить к  2 Здравствуйте, ребята. Все готовы  к уроку? Садитесь.  Приветствуют готовность к уроку.  Фронтальная 3 4 Сегодня мы с вами познакомимся   еще с одним произведением А. С.  Пушкина. Что вы можете сказать о нем? Какие произведения его вы  знаете?  Сегодня мы с вами будем изучать  еще одно произведение А. С.  Пушкина. Чтобы узнать, какое это  произведение, вам нужно  выполнить некоторые  математические действия.  ПОЛ­Л+ ВЕС  + ИДТИ ­ ИД       ПОБЕЛКА ­ ПО ­ А +И +НА = Ответы обучающихся.  Фронтальная,  индивидуальная.  Повести Белкина Формируемые УУД (универсальные учебные действия)  5 Регулятивные:  самоконтроль; Коммуникатив ные:  взаимодействие  с учителем и  сверстниками.  Личностные:  нравственно­ этическая  ориентация;  интерес к  личности и  творчеству  писателя. Регулятивные:  контроль и  самоконтроль;  формулирование цели, задач  3 восприятию  нового  материала по  теме урока.  1.  определение  темы,  целеполагани е.  Верно, "Повести покойного Ивана  Петровича Белкина".  Во времена Пушкина движение  осуществлялось на лошадях.  Путешествия по почтовым  трактам становились для  современников Пушкина  настоящим событием. Пушкин  много путешествовал.  Существовали станции, на  которых путешественникам  меняли уставших лошадей.  Как назывались служащие,  которые отвечали за эту работу? Станционными смотрителями Скажите о какой повести пойдет  речь?  О повести "Станционный  смотритель" Откройте тетради. Запишите дату: семнадцатое октября. Тему урока: А. С. Пушкин "Станционный  смотритель" . Как вы думаете, какие цели мы  поставим на этом уроке?  Цель урока: рассмотреть  характеристику Самсона Вырина и  определить к какому типу героев  его относят.  урока; принятие  и сохранение  учебной задачи.  Коммуникатив ные:  взаимодействие  с учителем и  сверстниками;  умение с  достаточной  полнотой  выражать мысли  в соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации.  Познавательны е: построение  логической цепи  рассуждений, ее  доказательство.  4 Фронтальная,  индивидуальная Итак, мы с вами сказали, что это  повесть. Скажите мне определение повести. Что это за жанр.  Запишите себе в тетрадь  определение.  Давайте сначала узнаем историю  создания повести. .  III. Чтение и  анализ  произведения .  Цель этапа:  организовать  работу с  текстом,  литературную  беседу по  произведению, проблемный  анализ.  1.  Формировани е  литературове дческих  представлени й  обучающихся .  2. История  создания  произведения Повесть ­ это прозаический жанр,  занимающий среднее положение  между рассказом и романом по  количеству действующих лиц и  событий. Повествование  хроникально, события даны в их  естественной последовательности. Повесть входит в цикл повестей  Белкина. Это первое законченное  прозаическое произведение  Пушкина. Они созданы в  знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль  издателя, авторство приписал  провинциальному помещику Ивану  Петровичу Белкину. В основе  "Повестей Белкина" ­ истории,  случаи, происшествия  провинциального быта. В действие  включены люди различных сословий и профессий. Кроме "Станционного смотрителя" сюда вошли повести  "Выстрел", "Метель", Гробовщик",  "Барышня­крестьянка".  Познавательны е: развитие  умение  рассуждать,  делать выводы,  извлекать  нужную  информацию из  текста  произведения;  построение  логической цепи  рассуждений, ее  доказательство.  Коммуникатив ные: уметь  оформлять свои  мысли в устной  форме; слушать  и понимать речь  других;  соблюдение  правил речевого  поведения;  умение с  достаточной  полнотой  выражать свои  мысли в  5 3.  Проблемный  вопрос Скажите, зачем  Пушкин приписал авторство  Белкину.  В русской литературе  существует  выражение "маленький человек".  Как вы думаете, какое значение  имеет это понятие? Каковы  особенности изображения  "маленького человека" в  художественном произведении?  Чтобы найти ответы на эти  вопросы мы обратимся именно к  повести Пушкина "Станционный  смотритель". Именно в ней  впервые были изображены  жизненные невзгоды, боль и  страдания "маленького человека".  В дальнейшем эта тема привлечет  внимание Н. В. Гоголя, А. П.  Чехова и других писателей.  Посмотрите на экран, прочитайте  определение маленького человека. Запишите определение в тетрадь. Теперь обратимся к самой  повести.  Автор хочет уверить читателя, что  все рассказанное ­ правда, что это  истинные истории. Именно поэтому Пушкин дает слово для  повествования Белкину. причем  различные повести имеют разных  повествователей.  Читают  и записывают определение. Маленький человек ­ это человек  невысокого социального положения и происхождения, не отличающийся силой характера, но при этом  соответствии с  задачами и  условиями  коммуникации.  Регулятивные:  уметь  перерабатывать  полученную  информацию:  находить ответы  на вопросы.  Личностные:  формирование  ценностных  ориентиров и  смыслов учебной деятельности на  основе  формирования  границ  собственного  знания и  "незнания",  освоение  основных  моральных норм, оценка своих  поступков в  соответствии с  6 добрый, никому не делающий зла,  безобидный.  нормами  нравственности.  Читают  на экране определения  слов.  4. Работа со  словарем     повести «Станционный В   смотритель» встречаются устаревшие   слова   и   выражения, значение   которых   необходимо знать   для   понимания   смысла произведения. Давайте прочитаем, что это за слова и их определение.    Коллежский   регистратор  – чиновник   низшего   (14)   класса.  Подьячий  –   младший   чиновник   в допетровской Руси Фельдъегерь  – правительственный курьер. Подорожная  – документ на право пользования казенными лошадьми.  На перекладных – меняя лошадей на каждой станции.   Прогоны  – плата за пользование лошадьми. Диктатор  правитель пользующийся   неограниченной властью.  Обратите внимание на эпиграф к повести.  ­   Можем   ли   мы   назвать   Вырина Читают эпиграф.  Коллежский регистратор,  Почтовой станции диктатор.  7 5. Работа с  текстом     такое станционный диктатором?  Конечно   же   нет,   здесь   грустная авторская ирония.  А кто такой Самсон Вырин?  Что смотритель? Найдите в тексте.  Обратите   внимание   на   экран.  (на экране "табель о рангах" Во   времена   Пушкина   люди делились   в   соответствии   с "Табелем о рангах".  Посмотрите занимает Вырин?    какую   строку В начале повести автор упоминает правило "чин чина почитай". Что оно обозначает?     же должность Какова станционного смотрителя? Что он должен делать? Почему   Пушкин   так   подробно описывает   быт   и   работу станционного смотрителя, акцентирует   внимание   на   его низшей   должности   и   чинах, которые стоят выше его?    Нет.  Князь Вяземский Станционный смотритель. Сущий мученик четырнадцатого  класса.  Вырин занимал самую низкую  строку табеля. Это выражение обозначает, что  главное в обществе не человек, а  чин Ответы обучающихся.  чин станционного смотрителя, его  14­й класс – наименьший в табели о  рангах, а в обществе, где царит  закон «чин чина почитай», как  пишет Пушкин, он, самый  бесправный и униженный из  чиновников, должен только молча  подчиняться, угождать и молча  8 (на   доске   записываю   черту "маленького   человека"   ­   низкое положение обществе, подчиненное социальное положение) в       Что вы можете сказать о главном герое?  Как   описывает   его   рассказчик, когда увидел его в первый раз.  Что   рассказчик   увидел   в   доме смотрителя? Какие предметы?  Расскажите, что это за картины.  сносить побои и оскорбления. Беден, вдовец, живет с дочерью,  любит ее.  Рассказчик увидел человека лет  пятидесяти, свежего и бодрого, и  его длинный зеленый сюртук с  тремя медалями на полинялых  лентах.  Он увидел картины, на которых  изображена история возвращения  блудного сына.  В первой почтенный старик в  колпаке и шлафорке отпускает  беспокойного юношу, который  поспешно принимает его  благословение и мешок с деньгами.  В другой яркими чертами  изображено развратное поведение  молодого человека: он сидит за  столом, окруженный ложными  друзьями и бесстыдными  женщинами. Далее , промотавшийся юноша, в рубище и треугольной  9 шляпе, пасет свиней и разделяет с  ними трапезу; в его лице  изображены глубокая печаль и  раскаяние. Наконец представлено  возвращение его к отцу.  Дуня уехала с Минским.  Вошед в комнату, я  тот час узнал  картинки, изображающие историю  блудного сына;  в окнах уже не  было цветов, и все кругом  показывало ветхость и  небрежение. ... Это был точно  Самсон Вырин. Как он постарел.  Седина, глубокие морщины давно  небритого мужчины, сгорбленная  спина. Рассказчик не мог  надивиться, как три или четыре  года могли превратить бодрого  мужчину в хилого старика.  Картинки, изображающие историю  блудного сына.  Все   говорит   о   том,   что   в   доме покой,   счастье,   хотя   должность станционного смотрителя никак не назовешь легкой и спокойной. Но он   счастлив.   прежде   всего   своей любовью к дочери. В ней он видит смысл   жизни.   Но   вот   счастье разрушено.  Что произошло?  Как изменилось все? Найдите еще один   портрет   Вырина   и   как рассказчик описывает дом Вырина. Все   изменилось,   но   лишь   одна деталь   осталась   неизменной. Какая?  10 Случайно   ли   автор   дважды   их упоминает   и   так   подробно описывает эти картинки?      Итак, записываем еще одну черту "маленького ­ страдание,   происходящее   не   от своего злого умысла, а от слабости и ошибок.  человека" Эти картины повторяют историю  Дуни. Самсон тоже ждет свою  Дуню. Ждет, что она несчастная,  глубоко раскаявшаяся, вернется  домой. Он готов простить ее, как  простил отец своего заблудшего  сына.  Но   Дуни   нет.   Самсон   Вырин   не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью.  Попытка   вернуть   Дуню, протест, хотя и очень робкий.    это Дуня была для него всем смыслом жизни,   а   теперь   он   ее   потерял, значит потерял и смысл жизни.  Записываем   следующую   черту: потерянность в жизни, страх пред нею, утрата интереса и цели С чем еще он не может смириться, за что он себя корит? Записываем   следующую   черту: острота жизненных переживаний.  И   вот   Самсон   Вырин   в За то, что он сам сказал поехать в  церковь с Минским.  11 встречи   описание Петербурге.  Найдите Самсона Вырина и Минского.  Каким мы видим Самсона Вырина в этом эпизоде? Посмотрите   на   экран   (на   экране иллюстрация   "Самсон   Вырин   у дома Минского?" ) Какие чувства вызывает он  у вас? Итак, запишем следующую черту:  Ущербность личности, робкий,  слабый, забитый, беспомощный,  бесправный, но нежный и любящий с чувством собственного  достоинства.  Вырин   понимает,   что   Дуня   и Минский   принадлежат   к   разным социальным   слоям,   и   это   грозит трагедией. трагичной оказывается   судьба   самого Самсона   Вырина.   Не   вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает. Он умер так и   не   дождавшись   своей   дочери. Умер, глубоко убежденный в том, что Дуня не может быть счастлива с Минским. И в этом его трагедия и   трагедия   таких,   как   он "маленьких   людей",   живущих   в   Но   Работают самостоятельно. смотрят  эпизод встреча Самсона  Вырина и  Минского.  Робкий, слабый, забитый,  беспомощный, бесправный, но  нежный и любящий с чувством  собственного достоинства.  Сочувствие, жалость, сострадание и т. д.  12 жестоком, несправедливом мире, с очень   "удобным"   правилом:"чин чина почитай".  Почему конца смотрителя рассказывает ребенок? Случайно   ли   это,   по   вашему мнению?  историю     IV.  Аналитическ ая работа с  текстом Сейчас   мы   с   вами   вспомним   все черты "маленького человека".  Попробуем   передать   чувства   и заложенный в него смысл, которые автор пытался донести до нас.  Что означает понятие "маленький человек?  Назовите   черты   "маленького человека" Из рассказа мальчика мы узнаем,  как дети любили Вырина, каким он  был добрым, возился с ними. Он  мог быть хорошим дедушкой. Но  дети Дуни уже не узнают об этом.  Ответы обучающихся.    Фронтальная    1.   низкое   положение   в   обществе, подчиненное социальное положение; 2.  страдание,   происходящее   не   от своего злого умысла, а от слабости и ошибок; 3. потерянность в жизни, страх пред нею, утрата интереса и цели; 4. острота жизненных переживаний; 5. ущербность личности, робкий,  слабый, забитый, беспомощный,  бесправный, но нежный и любящий  Познавательны е:  осуществление  поиска  необходимой  информации для  выполнения  учебных  заданий;  Коммуникатив ные: построение речевого  высказывания.  13 с чувством собственного  достоинства.    Впервые,   кто   обращается   к   теме простого   человека   был   Пушкин. Пушкин   делает   героем   своего произведения маленького человека,   обращает   внимание   на его   внутренние   переживания,   его чувства.   Пушкин   хотел,   чтобы   в повестях   увидели   правду   и противоречия российской жизни. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного,   доведенного   до отчаяния;   здесь   звучит   и   упрек тем,   кто,   не   думая   о   родных   и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести. Скажите,   чему   учит   повесть "Станционный смотритель? О чем заставила задуматься? VI.  Рефлексия.  На листочках подпишите фамилию и имя. Вам нужно продолжить  Повесть учит уважать и любить  человека, учит умению  сочувствовать, заставляет думать о  том, что мир, в котором живут  станционные смотрители, устроен  не лучшим способом. Проводят рефлексию своей  деятельности Фронтальная  Коммуникатив ные: умение  14 предложение.  Цель этапа:  формирование умений  оценить свою  работу на  уроке,  осмысление  нравственных  норм.  Выставление  оценок за  работу на  уроке. VII.  Задавание  домашнего  задания  Письменно ответить на вопросы 1. Какую нравственную проблему  поднимает А. С. Пушкин? О чем  заставила задуматься повесть.? В  чем ее актуальность? 2. Счастлива ли Дуня или нет? Как жила Дуня все эти годы,  вспоминала ли отца? Почему не  Записывают задание в дневник.  Фронтальная,  индивидуальная оформлять свои  мысли в  письменной  форме;  Регулятивные:  умение  оценивать  правильность  выполнения  действия на  уровне  адекватной  оценки.  Личностные:  умение  выполнять  самооценку на  основе критерия  успешности  учебной  деятельности.  Регулятивные:  самоконтроль; Коммуникатив ные:  взаимодействие  с учителем и  сверстниками.  15 приехала раньше? Как вы думаете, о чем плакала Дуня?  16

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта

Технологическая карта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017