Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"
Оценка 4.9

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
русская литература
11 кл
21.02.2017
Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"
ЛИ_11 №36 чистый понедельник.doc
Технологическая карта урока Преподаватель: Широкая Е.Н. Учебная дисциплина: литература Курс: 11 Тема урока: Тема любви в творчестве Бунина Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными  умениями. Номер урока в КТП: 36 УМК: Литература. 11 класс. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / В.В.Агеносов и др.;  под ред.  В.В.Агеносова. –  М.: Дрофа, 2014 Цель Задачи Определение значимости ценности «любовь» в межличностных отношениях Когнитивные: Раскрыть духовный потенциал рассказов Бунина, Проследить динамику взаимоотношений героев в рассказах И.Бунина; Сформировать интерес к творчеству И.Бунина Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение  Операциональ­ ные: Аксиологиче­ ские: УУД Личностные: Регулятивные: Коммуника­ тивные: Познаватель­ ные: Предметные: Обеспечить условия для развития мотивации к познавательной и  аналитической деятельности; способствовать формированию научного  мировоззрения на примере изучения .. самоопределение,  действие нравственно – эстетического оценивания  усваиваемого содержания. уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку  зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения  коммуникативных задач. умение синтезировать полученную информацию для составления устного  высказывания. Знают о своеобразии художественного мира рассказов из цикла  «Темные аллеи» Формирование мотивации к самосовершенствованию. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой  деятельности. Личностные: Метапредмет­ ные: Освоение кадетами понятия «реализм» Планируе­ мые ре­ зультаты Основные понятия Элементы технологий Межпред­ метные связи Социали­ зация Формы ра­ боты ИКТ, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, обучения в сотрудничестве,  проблемное обучение. История, музыка, ИЗО Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из  ситуаций. Ф ­ фронтальная, И ­ индивидуальная, П ­ парная, Г ­ групповая Дидактическая структура урока Оргмомент Определение темы  урока Целеполагание Изучение нового  материала Ход урока Методическая структура урока Построение класса. Доклад командира. Оформление тетрадей. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о любви, самом прекрасном чувстве на земле. А  помогут нам в этом рассказы И.Бунина. – А что такое любовь в вашем представлении, в вашем понятии? (взаимоотношения между мужчиной и женщиной, подарки, ожидание, радость, счастье,  цветы, мама, папа, семья, дом, дети; от любви человек преображается, меняет свои  взгляды на жизнь; ему хочется петь, торить, совершать только хорошие поступки) – Какие качества личности, нравственные ценности должны сопутствовать, идти  рядом с ценностью « любовь»? ГЛОССАРИЙ  ЛЮБОВЬ – это чувство самоотверженной, сердечной привязанности; склонность,  пристрастие к чему–либо. (С.И.Ожегов) ПОРЯДОЧНОСТЬ – честность, неспособность к низким, антиморальным,  антиобщественным поступкам ЧЕСТНОСТЬ – добросовестность, проникнутая искренностью и прямотой ИСКРЕННОСТЬ – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность ОТКРОВЕННОСТЬ – искренность, чистосердечность ОТКРЫТОСТЬ – искренность, откровенность, выражающая прямоту и искренность ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них – Действительно, это так. Любовь ­ счастье, радость, дети, семья, дом – Прошу обратить внимание на тесную связь, существующую между данными ценностями. – Ребята, назовите произведения о любви, которые мы уже с вами читали. – Итак, любовь – это вечная тема, которая волновала человека, волнует и будет волновать всегда. Любовь – это и вечная тема искусства, литературы, живописи, музыки… – Герои произведений о любви страдают. А есть ли лекарство от любви? – Как вы думаете, почему до сих пор не изобрели такого лекарства? Ведь ученые уже  знают, как излечить человека от многих болезней, которые еще совсем недавно казались  неизлечимыми. Представьте, как было бы хорошо, выпил микстуру и здоров! Если любовь  взаимная – радуется человек, счастлив, а если неразделенная…. то страдай, переживай, (Есть лекарство от сердца, от почек, головной боли. А любовь в душе. Душу мы не  видим, она внутри нас, и вылечить ее невозможно. Да и каждый человек по­своему  воспринимает любовь, и одно лекарство не может помочь всем). – Сегодня мы поговорим о силе любви, раскрытой Иваном Буниным в его рассказах из  сборника «Темные аллеи». – Что, по–вашему, означает понятие: сила любви? СИЛА ЛЮБВИ – это способность человека к проявлению своих душевных свойств. А.Н. Тихонов – Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек  большой и сложной судьбы. Он много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях  настоящего счастья. И.А. Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того  времени взгляд на любовные отношения. В русской классической литературе того времени тема любви всегда занимала важное  место, причем предпочтение отдавалось духовной, «платонической» любви перед  чувствительностью, плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась.  Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература  преимущественно «первой любви». Героям бунинских рассказов присущи необычайная сила и искренность чувства. Любовь  захватывает человека, все его помыслы и силы. Чтобы любовь не исчезла и не иссякла,  нужно расстаться навсегда, что показано во всех рассказах Бунина. Его герои жаждут  любви и, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя недолго живет, она как короткая,  яркая и ослепительная вспышка, до глубины пронизывающая души влюбленных, в конце  концов, приводит к трагедии – самоубийству, гибели, небытию. Всю жизнь человек Название произведения Кто главные герои Чувства влюбленных Поиски «любви» героями Какая любовь? (Я думаю, что в этом рассказе любовь ….) пытается найти ответ на вопрос: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или  благодать?" Мне кажется, что именно И.А. Бунин попытался разгадать самое  необъяснимое, загадочное чувство. Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину  невозможно постичь, не познав плоти. И.Бунин отстаивал в своих произведениях чистое  отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире» Л.Толстого, не было настороженного, неприязненного  отношения к женскому началу, свойственного Н.В. Гоголю, но не было и опошления  любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому. Истинная любовь для Бунина есть вечная красота природы, для него она прекрасна только тогда, когда чувство естественно, не ложно, не выдумано. Теме любви посвящены такие рассказы, как «Грамматика любви», «Темные аллеи»,  «Натали», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Кавказ» и др. Работа над рассказами И. Бунина – А сейчас я прошу вас поделиться своими впечатлениями о прочитанных рассказах  И.Бунина. (по ПЛАНУ) 1. 2. 3. 4. 5. Вывод: Мотивы любви в произведениях Бунина: 1) Рассказ "Тёмные аллеи" ­ сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями. 2) Пробуждение и влечение к женщине ("Начало"). 3) Первая любовь и близость с женщиной ("Зойка и Валерия"). 4) Зрелая любовь молодого мужчины ("Муза", "Визитные карточки", "Генрих" и другие). 5) Любовь в конце жизни ("В Париже"). 6) "О счастье мы всегда лишь вспоминаем..." ("Поздний час", "Руся"). 7) "Холодная осень"­ маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух  основных мотивов "Тёмных аллей" ­ любви и смерти. 8) "Натали" ­ телесное и духовное в любви героев. Рассказ "Нет несчастной любви". Гимн  возвышенному, лучезарному чувству. 9) "Чистый понедельник" ­ лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый  характер героини. "Тёмные аллеи" ­ лучшая книга, по мнению Бунина, ("Я написал лучшую свою книгу"), то  "Чистый понедельник" ­ лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.  (Обращение к теме урока.) Анализируем текст рассказа «Чистый понедельник» Символично ли название рассказа? Чистый понедельник ­ в православной традиции ­ своеобразная граница, рубеж между  жизнью ­ суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван  очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник ­ и переход, и начало: от светской, греховной жизни ­ в вечную,  духовную. Имена, каких деятелей литературно­художественной жизни России начала века  встречаются в рассказе (и не только русских)? A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе. B. Брюсов. "Вы дочитали "Огненного ангела"? (Исторический роман В. Я. Брюсова).  Героиня отвечает: "До того высокопарно, что совестно читать". Л. Андреев. "Я опять весь вечер говорил только о постороннем, ­ о новой постановке  Художественного театра, о новом рассказе Андреева..." Гуго фон  Гофмансталь. Австрийский символист Артур Шницлер. Австрийский драматург и  прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых  эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко­польский прозаик ­ это модные авторы европейского декаданса. Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов? Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет  словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты).  Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, "высокопарный"  роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы "зачем­то висит портрет босого Толстого", а как­то она ни с того ни с сего вспоминает Платона  Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают  черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего  (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого "Воскресение". Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира  рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого,  и даже "не в меру разудалого" Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от  Масленицы. Образ героини Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа  Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища? В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, ­ внутренний мир героини. А ещё  упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский  собор, Марфо ­ Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)  свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. "Православие теперь, когда оно так  преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее  культуры, её истории и её национальной сути" (Мальцев "И. Бунин"). Можно ли представить героиню в ситуации "земного счастья"? Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев  не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что  занимало их души, т.е. духовную жизнь людей. Как воспринимают эти два мира герой­рассказчик и героиня? Он ­ реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она ­ совмещает в  себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на  кладбище, интересуется историей. Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?    Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт,  либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную  полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью  проявляется другая жизнь. Дайте характеристику герою. (Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему­то южной горячей красотой,  даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к  счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю  своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему  приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка  событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты,  на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста. Она ­ странная, загадочная, противоречивая. Он ­ счастливый, влюбленный.  "Она была  загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь:".  Главное в характеристике героя ­  влюбленность, которая дает ему исключительную  остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини,  ее внешность.  Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали  портрета. Какие признаки доминируют? Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота  "смуглое янтарное лицо", "черные волосы", "черные брови, черные глаза". Эпитеты  "бархатный", "черный", "янтарный". В самом портрете некая таинственность,  противоречивость, восточная красота.  Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) ("А у неё красота  была, какая­то индийская, персидская: смугло­янтарное лицо с маленькими тёмными  родинками...") Всё это составляет секрет женского обаяния. "И прелести её секрет Разгадке жизни равносилен"...  Б. Пастернак Для характеристики героини используются слова "загадочность", "странность". Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя  облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того  времени, о котором он вспоминает. Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны,  "похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом,  хотя все­таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила  поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят". Казалось, что ей нравится  роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду,  бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем­то училась на курсах, интересовалась  историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему  непонятна. Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то "здесь и сейчас", то  "по памяти". Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о  наложении перспектив восприятия. В чем проявилось мастерство писателя? Раскроем "тайны Бунина­стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В.Ходасевича, "Путь к бунинской философии лежит через  бунинскую филологию". Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты,  Метафоры, оксюмороны и т. д.) Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греческого буквально ­ остроумно­ глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: "толпа мертвецов" (Некрасов), "пышное природы увяданье" (Пушкин). Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С  помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев. Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие "тайну  красоты" героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..) Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были  ласковы и тихи. В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали  внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре  целого. Кульминационная сцена ­ это фейерверк различных деталей поэтики. Запах комнаты соединяется с запахом цветов. Свет. В начале рассказа ­ полутьма и поцелуи. Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется  три раза повторенное слово "тёмный": "И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих  тёмных глаз в темноту... Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие..." Свет озаряет любовь. И напротив, любовь ­ это вспышка света. Так и в этом рассказе.  Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец,  долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла. Таким образом, характеризуя "бунинскую филологию", мы пришли к пониманию  "бунинской философии" любви как о "неком высшем напряжённом моменте бытия",  который озаряет всю жизнь человека". Заключительное слово преподавателя "Чистый понедельник" ­ это рассказ о любви, понимаемой как "неком  высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь. Подведение итогов В рассказе "Чистый понедельник" показана любимая И. Буниным тема мучительно­ счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного: Зачем же воскрешаешь Ты во сне, Несрочной радостью сияя, И дивно повторяется восторг, Та встреча краткая земная,  Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг. "Чистый понедельник" ­ это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к  России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор  пишет своеобразный штрих "золотом по бархату" ­ портрет эпохи, воссоздаёт её  атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи. "Чистый понедельник" ­ это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства  писателя ­ "лучшего стилиста современности" (М.Горький). – Что теперь вы можете НОВОГО сказать о любви. Какая она? (СТРАДАНИЯ,  НЕЗБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ, РАСТРАЧЕННОЕ ПОПУСТУ ВРЕМЯ, РАЗОЧАРОВАНИЕ,  СМЕРТЬ) – Какое из произведений более ярко и доказательно показывает человеческие чувства,  возникающие между влюбленными? – Что вы можете сказать об отношениях, характерных для сегодняшней молодежи? – Настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью,  трагедией. Позже мы понимаем это, раскаиваемся. Но это позднее духовное воскрешение  говорит о несовершенстве людей, не научившихся еще жить, распознавать и дорожить  настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий,  окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям. Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе  неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым  смыслом его земное существование. Бунин считал, что «прекрасна та любовь, которая естественная, не ложна, не выдумана». Наш урок показал, что любовь – это не только радость, счастье, тепло, взаимопонимание,  это и боль, страдания, разлука, мучения и даже смерть. Но «Всякая любовь – счастье,  даже если она не разделена». И поэтому каждый человек должен пройти через это. Домашнее задание    Воспитанники под руководством преподавателя делают выводы:  Любовь у Бунина изображается не просто как кратковременное чувство, она озаряет жизнь человека и навсегда остается в его памяти.  Бунин   раскрывает   «неизбывную   трагедию   человека,   единственного   в   мире   существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».  Любовь в жизни человека, память – основные нравственные ценности в мире Бунина.  Писатель показал неудовлетворенность человека окружающим, поиск цельного и осознанного бытия.

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"

Технологическая карта и презентация по литературе 11 класс на тему "И.А.Бунин "Чистый понедельник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017