Здравствуйте дети, меня зовут Олеся Олеговна, и сегодня проведу у вас занятие.
- Какое у нас занятие как вы думаете?
- А чему мы будем учиться на занятии?
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел мальчик Захар.
-Он приготовил для вас задания, выполнив которые, вы узнаете дежурный звук нашего занятия.
Приветствуют учителя
Индивидуальное
Правильно и красиво говорить.
Слушают учителя
Этапы
I.Организационный этап
Здравствуйте дети, меня зовут Олеся Олеговна,
и сегодня проведу у вас занятие.
Приветствуют учителя
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Какое у нас занятие как вы думаете?
А чему мы будем учиться на занятии?
Ребята, сегодня к нам в гости пришел мальчик
Захар.
Он приготовил для вас задания, выполнив
которые, вы узнаете дежурный звук нашего
занятия.
Индивидуальное
Правильно и красиво говорить.
Слушают учителя
II. Подготовительный этап
Выполним упражнения для мышц лица.
Смотрят на шары.
1. Мимические упражнения.
Давайте поздороваемся с каждым листиком.
С разными лицами.
Повторяют мимику воздушных шариков.
(На доске листочки с мимикой)
Для чего мы выполняли мимические
упражнения?
Какие упражнения мы выполняли?
Захар приготовил упражнения для дыхания.
Будем учиться правильно дышать.
Выполним упражнение для развития дыхания
Возьмите наши деревья.
Давайте подуем и разгоним наши листья с
дерева
Вдох через нос, выдох через рот.
Чему учились, выполняя задание?
Мимические.
Слушают учителя.
Захар пригласил нас в лес собирать грибы и
ягоды. Но, гуляя по лесу, мы зашли очень
далеко и потеряли Захара. Как можно позвать
на помощь? Мы будем учиться говорить громко
тихо.
Дуют на деревья
2. Упражнения на дыхание.Давайте позовем нашего друга Захара.
На звук [А] говорим громко, а на звук [У] тихо.
Правильно дышать.
У У У
3. Упражнение для развития силы
голоса
А А А
Слушают учителя
Ура! Вот и Захар! Мы нашли его. Чему учились,
выполняя задание?
Раз уж мы в лесу, можно собрать грибы и
поиграть с нашими пальчиками:
12345 мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съедал
Этот пальчик больше ел,
От того и потолстел
(тихо) Ууу…
(громче) Ууу…
(Громко) Ууу…
Громко говорить.
Повторяют за учителем.
4. Пальчиковая гимнастика.
Какую гимнастику мы выполнили?
Выполним артикуляционную гимнастику.
Возьмите зеркала в руки.
1 упр. – «Улыбкатрубочка»
2 упр. – «Иголочка»
3 упр. – «Покрась нижний заборчик»
4 упр. – «Блинчик»
5 упр. – «Качели»
Какую гимнастику выполняли?
Мы выполняли пальчиковую гимнастику.
5. Артикуляционная гимнастикаIII. Основная часть
1. Работа с профилем.
Мы выполняли зарядку для рта.
Рассматривает правильную артикуляцию
при произнесении звука [з]. Повторяет
расположение органов артикуляции.
Совместно с учителем дает
характеристику звуку [з]. Он согласный,
потому что есть преграда, он звонкий,
потому что есть голос и он твердый.
Вы, наверное, знаете, что в лесу очень много
насекомых, особенно комаров. Какие звуки они
издают?
Давайте немного поговорим на комарином?
Повторяйте за мной.
Ззз.
Посмотри в зеркало. Давай проверим,
правильно ли работают губы и язык? Губы
сделай в улыбке, кончик языка упереть в
нижние резцы, боковые края языка плотно
прижать к верхним боковым губам улыбнуться;
кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);
боковые края языка плотно прижать к верхним
боковым зубам; по середине языка идёт
сильная, холодная струя воздуха. Давай
попробуем дать характеристику нашему
дежурному звуку. Звук [з] какой? Гласный или
согласный? Звонкий или глухой? Твердый или
мягкий?
Захар приготовил для нас еще одну
игру«Поймай звук», я буду произносить звуки,
и как только вы услышите наш дежурный звук,
вы покажете сигнальной карточкой.
[м][з][т][з][д][в][р][з][г][в]
Среди чего мы ловили звук [з]?
2. Развитие фонематического
слуха.
А теперь я буду произносить слоги, и как
только вы услышите слог с нашим дежурным
звуком, вы покажете сигнал.
Показывают сигнал, услышав звук [з].
Среди других звуков.
МА, КА, ЗА, ДА,ТУ, СА, ДУ, ЗУ
Среди чего мы выделяли наш дежурный звук?
Будем учиться выделять звук [з] в словах.
Когда услышите звук [з], покажите сигнал.
Азбука, заяц, рыба, дом, зуб, зонт.
Среди чего мы выделяли звук [з]?
Показывают сигнал, услышав слог со звук
[з]
Среди слогов3. Постановка звука
IV. Рефлексия
Посмотри в зеркало и попробуй произнести
звук [з].
Показывают сигнал, услышав звук [з].
Среди слов.
Для этого нужно:
улыбнуться;
кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);
боковые края языка плотно прижать к верхним
боковым зубам;
по середине языка идёт сильная, холодная
струя воздуха.
Ребята, вы большие молодцы, и вы прекрасно
справились со всеми упражнениями.
Но Захар попросил меня спросить у вас:
Какое занятие у нас прошло?
А какой дежурный звук был сегодня на
занятии?
Какие упражнения мы выполняли?
Что понравилось на занятии?
Логопедическое
З
Покажите смайликами ваше настроение на
занятии.
Ответы детей
И вот за вашу хорошую работу Захар оставил
вам в подарок вот такие осенние листья.
А наше занятие подошло к концу, до свидания.Прощаются
Тема: Постановка звука [З].
Тема занятия: «Постановка звука [з]».
Форма организации: индивидуальное занятие.
Класс: 1 «Г»
Цель: развивать правильную артикуляцию звука [з].
Задачи:
1. Работать над постановкой звука [з].
2. Развивать речевое дыхание.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Развивать артикуляционные мышцы, мышцы языка.
5. Развивать психические процессы: внимание, память.
6. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
Оборудование: технологическая карта, наглядное пособие, указка.
План индивидуального занятия:
1. Организационный этап – 12мин
2. Подготовительный этап – 56мин
3. Основная часть – Операционно – исполнительский этап – 1517мин
4. Оценочно – рефлексивный этап – 23мин
Самоанализ коррекционно логопедического занятия в логопедической группе
1 «Г» класса
Данное занятие посвящено постановке звука [з]. Структура занятия отвечает развивающим
задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими
занятиями и опирается на них, является подготовительным к следующей теме.Разрабатывая технологическую карту, были учтены речевые заключения детей, особенности
психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности
ребенка.
Цель занятия: развивать правильную артикуляцию звука [з]
Задачи:
1. Работать над постановкой звука [з].
2. Развивать речевое дыхание.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Развивать артикуляционные мышцы, мышцы языка.
5. Развивать психические процессы: внимание, память.
6. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих
дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность,
индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип
развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами
психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с
активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка
придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими
и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического
восприятия.
На занятии обучение носило проблемноигровой характер. Во время путешествия по
волшебному городу дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала
положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность
детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовал наглядные, словесные и практические методы, направленные на
применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания
давались в порядке нарастающей сложности.
Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и
целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и
пресыщемость какимто одним видом деятельности. Дети динамично переключались со
словесных игр на игры с предметами.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы
разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал.
Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия
активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью,
выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении.
Максимально учитывал интересы и способности детей, варьировал задания и их дозировку.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли
познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активациидеятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы,
внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали
мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли
обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционноразвивающие задачи были
выполнены, и цель достигнута.