Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
30.09.2018
Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)
Технологическая карта разработана к уроку биологии "Прорастание сеян", тип урока: урок открытия нового знания. Вид урока: урок следование. технологическая карта включает как действия учителя на уроке. так и предполагаемые действия ученика. возможные ответы ученика на поставленные учителем продуктивные вопросы к различным этапам урока.
простание семян тех карта.docx
Технологическая карта урока  Учитель: Силкина Галина Михайловна Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №65 г. Пенза              Учебный предмет: биология.             Класс: 6 класс. Автор УМК: В.В. Пасечник. Биология . Многообразие покрытосеменных растений. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник. – М. Дрофа,  20013 г.; Рабочая тетрадь. Тема урока: Прорастание семян Цели урока:     Предметные:  Выявить условия, необходимые для прорастания семян,  роста и развития проростков;  Провести исследования по изучению условий прорастания семян; научиться применять знания о проращивании, хранении и глубине заделки семян практике  садово­огородных работ; Метапредметные:  Уметь определять тему, цель исследования, планировать свою деятельность;  Уметь фиксировать, сравнивать и представлять результаты исследования:  Уметь составлять план исследования. Личностные:  Создать условия для работы в группах;  Обеспечить развитие умения добиваться результатов,  оценивать себя и давать оценку работы одноклассников;  Содействовать развитию аккуратности, трудолюбия, любви к  с/х труду и бережного отношения к растениям.  Тип урока: получения новых знаний.           Вид урока: урок­практикум Методы: алгоритмический, групповой, исследовательский метод, эвристической беседы. Дидактические средства:  для учителя: презентация, технологическая карта урока, набор заданий для домашних опытов. для учащихся: лист исследователя, набор заданий для домашних опытов, учебник, коллекция семян, книга для чтения по ботанике. Этап урока Действие учителя (1 слайд)  Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку..  Рассказывает о принципах работы – работа в группах.  1. Организационный  этап. Цель: проверить  готовность учащихся к занятию; объяснить  учащимся принцип  работы в группах на  уроке, настроить на  продуктивную работу Действия ученика Результаты Приветствуют учителя.  Проверяют свою готовность  к уроку. Формирование  УУД: Р/ ролевая  саморегуляция Формы  контроля Групповой 2. Постановка цели и  задач. Цель: обеспечить  мотивацию учения и  актуализация  субъективного опыта  учащимися (3 слайд) (2 слайд)  Задает проблемный вопрос: • •  В эпоху великих географических открытий, при перевозке семян в трюмах кораблей, случались непоправимые последствия. Корабль разрывало в щепки. Почему? Ученик получил задание прорастить семена гороха к уроку биологии. Увлажнил семена и наполнил ими почти полностью пластиковую коробку, закрыв ее крышкой. Через три дня Крышка с коробки взлетела. Почему? Предлагают   ответы   на вопрос,   делятся   своим жизненным опытом, слушают собеседника.  Предполагаемые   ответы: семена и увеличились   в   объеме, выделился   газ   который взорвал корабль… проросли     Фронтальный, индивидуальный Формирование  УУД: К/умение  выражать свои  мысли, умение  слушать партнера. П/умение  анализировать.  Сравнивать,  обобщать. После   показанных   опытов учащиеся приходят к выводу что,   выделился   углекислый газ,   который   не   может взорвать   корабль.   Значит,   в трюме   кораблей   было достаточно   влажно,   что способствовало прорастанию семян,   они   увеличились   в объеме и корабль разорвало.   Выслушивает ответы.  Демонстрация опыта№1 ­ с потухающей лучинкой, вносимой  в бутылку с проросшими семенами. Цель: выявить, что при прорастании семян выделяется углекислый газ. Оборудование: колба, семена гороха. Ход опыта: Насыпать в колбу семена гороха, залить водой на 1/3 семян, закрыть  колбу пробкой. Семена оставить на 3 дня. Внести горящую лучинку в колбу. Лучинка  потухнет. Вывод: при прорастании семян выделяется углекислый газ, который не  поддерживает горение. Демонстрация опыта№2 : Велика ли сила давления набухающих  семян? Цель: выяснить силу набухающих семян. Оборудование: мешочек из ткани, колба, семена гороха. Ход опыта: Насыпать в небольшой мешочек семена гороха, крепко завязать его и  опустить в стакан или в банку с водой. На другой день обнаружится, что мешочек не  выдержал давление семян — он лопнул. Педагог задает обучающимся вопрос,  почему это произошло. Также набухающие семена можно положить в стеклянную  колбу. Через несколько дней сила семян разорвет ее. Эти опыты говорят о том, что  сила набухающих семян велика. Помощь учителя: действительно, при набухании увеличивается объем семян,   причем   с   большой   силой.   В   воздухе,   насыщенном   водяными парами, семена  многих растений  могут начать прорастать, так как водоудерживающая   сила   такой   атмосферы   низка,   а   сосущая   сила Отвечают   на   вопросы учителя. формулируют тему урока цель и  задачи. воздушносухих семян превосходит давление 100 атм. В начале XVIII в. ряд Гельсу даже удалось приблизительно измерить силу, развиваемую набухающими   семенами.   Он   наполнял   небольшой   чугунок   доверху горохом, добавлял в него воды, легко заполняющей промежутки между семенами, и прикрывал чугун крышкой, которую нагружал все более и более значительным грузом. Оказалось, что разбухающие семена гороха в   состоянии   поднять   груз   весом   до  80 кг.   Позже,  в   первой   половине XIX в.,  Гофмейстер, показал, что  разбухающие  семена  оказывают  на стенки сосуда давление в несколько атмосфер. Вывод: (4 слайд) • Какой процесс, происходящий у растений, мы будем изучать на уроке? • Как мы можем изучить этот процесс? • Что мы должны выявить в ходе изучения этого процесса? • Учитель предлагает сформулировать учащимся цель урока и задачи  необходимые для достижения этой цели.   (5 слайд) Учитель сообщает тему урока, показывая учащимся что цель и  задачи поставленные учителем совпадают с таковыми,  поставленными учащимися. 3. Актуализация  знаний. Цель: актуализировать представление о  строении семян (6 слайд) Предлагает вопрос: Какой орган растения, первым появляется  при прорастании семян, каким образом происходит появление этого органа?  Почему?     опыт, значение Демонстрируют доказывающий микропиле в семени. Приводят   аргументы,   того, главная задача появившегося корешка,   удержание   и закрепление семени в почве.   корень Кроме   всасывает и питательные вещества необходимые   для   росту этого,   воду     Фронтальный, индивидуальный Формирование  УУД: Р/ролевая  саморегуляция в  ситуации  затруднения; К/умение  выражать свои  мысли, умение  слушать партнера. П/умение проростка.   Вода   поступает через   микропиле   в   семя   и появление корешка происходит   тоже   через микропиле наружу.   анализировать.  Сравнивать,  обобщать. 4. Первичное  усвоение новых  знаний.   7 слайд Учитель  предлагает сформулировать темы своих опытов исходя из  полученного задания.   Учитель предлагает учащимся выступить с отчетами по  домашним исследованиям: (8 слайд)  ­Влияние воды                   ­Влияние   воздуха на прорастание семян (9 слайд)   ­Потребность семян в воде Демонстрация опыта  Много ли воды впитывают семена? Цель: выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами. Оборудование: Мерный цилиндр или стакан, семена гороха, плотная ткань. Ход опыта: В мерный цилиндр на 250 мл налить 200 мл воды, затем семена гороха  положить в тканевый мешочек, завязать ниткой так, чтобы остался конец ее длиной  15—20 см, и аккуратно опустить мешочек в цилиндр с водой. Чтобы из цилиндра не  испарялась вода, необходимо завязать его сверху промасленной бумагой.. На  следующий день необходимо снять бумагу и за конец нитки вынуть мешочек с  набухшим горохом из цилиндра. Дать стечь воде с мешочка в цилиндр. Педагог  задает обучающимся вопросы. Сколько воды осталось в цилиндре? Сколько воды  впитали в себя семена? Учитель обращает внимание на картинку слайда, что потребность  семян в воде различна. (10  слайд) ­Влияние температуры на прорастание семян Выступают с результатами  опытов. Предоставляют  паспорта опытов. Выступают с результатами  опытов.  Выступают с результатами  опытов. Предоставляют  паспорта опытов. Групповая Формирование  УУД: К/Умение  работать в группе, планировать  сотрудничество со сверстниками.  П/умение ставить  опыты и  представлять  результаты  ислледования. Р/ролевая  саморегуляция в  ситуации  затруднения. Л/оценивание  усваиваемого  содержания (11 слайд)­Нужен ли солнечный свет для прорастания семян?  Слушает ответы учащихся. Корректирует ответы учащихся. Проросток — растение, находящее на начальной стадии своего  развития, в период с момента прорастания семени  (то есть с  момента, когда развивающийся зародыш пробивает семенную  кожуру) до момента развёртывания листа главного  побега (побега, развивающегося из зародышевой почечки) (12 слайд) –Глубина заделки семян 13 слайд Предлагает решить практическую задачу: Обычно глубину заделки вычисляют из следующего расчета:  толщина слоя земли должна составлять два диаметра семени, этого  достаточно, чтобы обеспечить семя влагой и солнечным теплом, а  энергии ростка хватит, чтобы пробиться на поверхность.  Рассчитайте глубину заделки семян для культур,   находящихся у вас на столах. Составьте таблицу,  расположив     названия растений, по мере увеличения      глубины заделки семян  Расчет глубины заделки семян в почву Выступают с результатами  опытов. Предоставляют  паспорта опытов. Работают с сухими  семенами, выполняют   практическую работу по  подсчету глубины заделки  семян, измерив их диаметр.  Выступают с результатами  практической работы. Формирование  УУД: К/Умение  работать в группе, планировать  сотрудничество со сверстниками.  П/умение ставить  опыты и  представлять  результаты  ислледования. Р/ролевая  саморегуляция в  ситуации  затруднения. Л/оценивание  усваиваемого  содержания № п\п Название растения Диаметр семени Величина заделки семян\см. и сравните     полученные данные      с рекомендуемой  глубиной  заделки семян  (следующий 14 слайд). Выполняют упражнения по  музыку Фронтальный,  индивидуальный Формирование  УУД: Р/ролевая  саморегуляция в  ситуации  затруднения; К/умение  выражать свои  мысли, умение  слушать партнера. П/умение  анализировать.  Сравнивать,  обобщать. Дают варианты ответов:  Причина этому явлению –  низкое качество семян,  высохшие семена.  Поврежден зародыш… Получают инструктаж по  выполнению практической  работы. Выполняют  практическую работу.  Представляют результаты.  Объясняют полученные  результаты. 15 слайд (спортивная пауза) 16 слайд Задает вопрос классу: В практике садоводства часто наблюдаем такое явление: посеянные семена всходят неравномерно. В чем причина этого явления? Выслушивает ответы учащихся. Задает вопрос классу: Что же нужно делать дачникам, чтобы получить дружные всходы? 17 слайд Дает инструктаж, комментирует задания Выполнению практической работы «Определение всхожести  семян». Подсчет всхожести семян № п\п Назван ие растен ия Год созреван ия семян Количест во семян\шт . Количест во проросш их семян % всхожес ти семян Решение задачи: Определение сроков сохранения всхожести семян • Подсчитайте сроки сохранения всхожести семян различных  растений, если известно, что семена ржи могут сохранять  всхожесть три года; пшеницы в 3 раза дольше; кукурузы в 4  раза дольше, чем ржи; клевера в 7 раз дольше, чем пшеницы;  щавеля на 3 года меньше, чем клевера.  Результаты  представьте в виде таблицы.  Подсчет сроков хранения семян Название растения Срок хранения № п\п 18 слайд   (пока учащиеся выполняют практическую работу,  звучит музыка)   (19 слайд) Подведем итог Делают вывод о том , что  знания о сохранении сроков  всхожести семян нужно  огородникам для того чтобы  знать, сколько семена могут  хранится в домашних  условиях. Учащиеся делают выводы о  том, что главными  условиями для прорастания  семян являются: вода, тепло  и наличие кислорода  воздуха. Для нормального  развития и роста проростка  нужны: свет, запасные  питательные вещества и  определенная глубина  заделки семени в почву. 5. Первичное  закрепление знаний Цель: установить  правильность  понимания основных  терминов темы 6. Применение знаний и умений в новой  ситуации Цель: проверить  знания на практике. ( слайды 20) Учитель предлагает обосновать, с учетом полученных знаний, русские  пословицы: •          •          •          •          •           Всякое семя сеют в своё время.  Доброе семя­ добрый и всход.  Как посеешь, так и пожнёшь.  Без воды – земля пустырь.  Забота и на песке колос вырастит. Слайд 21 Предлагает применить полученные знания в конструировании . Задание предлагается  в качестве Д.З. Попробуйте сконструировать и сделать  приспособление для посева  семян на определенную глубину. Расскажите, для посева каких  семян можно использовать ваше приспособление  Формулируют ответы.  Слушают ответы учащихся,  корректируют ответы.   учителя. Слушают Предлагают варианты конструкции.   Распределяют роли в группе.   Индивидуальный опрос Индивидуальная, групповая Формирование  УУД: П/Определяют  ключевые понятия темы. Л/оценивание  усваиваемого  содержания Формирование  УУД: К/Умение  работать в группе. Р/ролевая  саморегуляция в  ситуации  затруднения. Л/оценивание  усваиваемого  содержания. 7. Домашнее задание Цель: обеспечить  понимание учащимися  содержания и способов выполнения домашнего задания. 8. Рефлексия Цель:  интенсифифицировать  у  учащихся психо­ эмоциональное состояние направленное на  взаимодействие с  учителем и  одноклассниками;  развивать у детей  самооценку и  самоконтроль в учебной Слайд 22 Объясняет содержание Д.З Домашнее задание • Прочитайте параграф 20. Выполните задания в ТПО 92,93 на стр. 42­43 • Подготовьте сообщение о различных народных способах  ускорения прорастания семян. Попробуйте провести опыт,  подтверждающий действенность того или иного способа. Не  забывайте о том, что во время проведения опыта вам  необходимо заложить контрольный опыт с тем же видом  семян. Определяют дидактические  средства для достижения  результатов следующего  урока. Записывают д/з в дневники Слайд 23 Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности. • А что на уроке было важным?  Где могут пригодиться знания, •      полученные на уроке? Формулируют конечный  результат своей работы.  Высказываются о том, что  получилось и что не  получилось. Работают с оценочной  мишенью. Групповой Индивидуальный ,фронтальный Формирование  УУД: Р: Понимают  постановку  домашнего  задания и  способов его  выполнения. К/планируют  сотрудничество на следующем уроке. Формирование  УУД: Л/оцениание  усваивемого  содержания. Р/ролевая  саморегуляция П/оценка процессов  и результата  деятельности К/продуктивное  сотрудничество со  сверстниками и  взрослыми.

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)

Технологическая карта к уроку биологии "Прорастание семян" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2018