Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)
Оценка 4.7

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
25.01.2017
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)
технологическая карта составлена с требованиями ФГОС. На уроке дети познакомятся с разными видами искусства: с художественным произведением, с музыкой, с творчеством художников. Ученики сами определят цель урока и на протяжении всего урока будут сами её достигать: высказывать своё мнение .
колыбельная Майков.docx
У р о к   87. А. МАЙКОВ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ». ПОСЛОВИЦЫ Тип урока: изучение нового материала Педагогические задачи: повторить особенности фольклорных колыбельных песен; познакомить детей с произведением А.Н.  Майкова «Колыбельная песня» и провести анализ этого стихотворения; раскрыть художественное своеобразие этого произведения; создать условия для обучения сравнению народных и авторских колыбельных песен; способствовать развитию навыков  выразительного чтения; раскрыть образ ветра в колыбельной А. Майкова, построенной на контрасте и сопоставить с образом ветра  в живописи (А.М. Грицай «Мельничный ручей» и Ф.А. Васильева «Перед дождём»;  П р е д м е т н ы е :  понимают и объясняют  смысл пословиц;  сравнивают народные и  авторские колыбельные  песни Планируемые результаты М е т а п р е д м е т н ы е : познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые  высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами  понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о  героях; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое  действие; коммуникативные: допускают существование различных точек зрения;  договариваются, приходят к общему решению Л и ч н о с т н ы е :  осознают роль  языка и речи в  жизни людей Образовательные ресурсы: выставка книг с колыбельными песнями; презентация; пословицы о семье, матери; песня «Спи, моя  радость, усни», лента времени. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя I.  ­ Есть у белорусского писателя Максима Танка  стихотворение “Вопросы и ответы”. Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Психологически и  эмоционально настраиваются на Формируемые способы  деятельности Владеют навыками  психологической и Этап урока Содержание деятельности учителя Организация  начала урока II. Постановка учебной  задачи. Целеполагани е Инсценировка учителя и ученицы. ­Дедушка, кто старше меня? ­Твои папа и мама. ­А кто старше, чем они? ­Мы с бабушкой… ­А кто старше всех на свете? ­Внученька старше всех на свете, я думаю, Наш хлеб насущный Да еще колыбельная, Которую поет твоя мама… Звучит колыбельная песня из мультфильма “Спи, моя  радость, усни»”. – Что вам напомнила эта музыка? ­Как вы думаете, для чего я вам это напомнила? ­ Да, тема нашего урока «Колыбельные песни»  ­Какие цели вы для себя поставите? (­повторить особенности фольклорных колыбельных  песен; ­ познакомить детей с произведением А.Н. Майкова  «Колыбельная песня» и провести анализ этого  стихотворения; ­ раскрыть художественное своеобразие этого  произведения; ­ создать условия для обучения сравнению народных и  авторских колыбельных песен; Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) урок.  Дети слушают инсценировку. Формируемые способы  деятельности эмоциональной  настроенности на  работу на уроке Ведут диалог с учителем.  Высказывают своё мнение.  Принимают и сохраняют  учебную задачу. У детей на столе лежат листочки, на них дети отмечают цель, которую необходимо  поставить) Выделяют и осознают  то, что уже усвоено и  что еще нужно усвоить. Устанавливают  значение результатов  своей деятельности Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности  способствовать развитию навыков выразительного  чтения; ­ раскрыть образ ветра в колыбельной А. Майкова,  построенной на контрасте и сопоставить с образом  ветра в живописи (А.М. Грицай «Мельничный ручей» и  Ф.А. Васильева «Перед дождём») III. Речевая  разминка ­Речевая разминка поможет нам выработать правильное дыхание. Выполняем упражнение, которое называется  «Колыбельная». Представьте, что у вас на руках  ребёнок. Убаюкивайте его, напевая знакомый мотив  (Спи, моя радость, усни) сначала с закрытым ртом: м­ Выполняют упражнения м­м… А затем напевайте ту же музыкальную фразу  колыбельной гласными: а­а­а… Напевая колыбельную, следите за тем, чтобы звук  выходил легко, свободно ­ От какого слова произошло слово «колыбельная»?       ­Название  «колыбельная песня» произошло от слов  IV.  Подготовка к  Дети принимают участие в  диалоге, высказываю своё  Выделяют и осознают  то, что уже усвоено и Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) мнение. Формируемые способы  деятельности что еще нужно усвоить. Устанавливают  значение результатов  своей деятельности для  удовлетворения своих  потребностей. Дети высказывают своё мнение Ориентируются в своей  системе знаний. Этап урока Содержание деятельности учителя восприятию  художественн ого текста V.Рассказ  учителя о  колыбельных  песнях «колыбель, колебать (качать)».В народе колыбельные  зовут байками. Это  название произошло от глагола  “баять”. Значение этого слова мы можем найти в  словаре Даля Владимира Ивановича (учитель  показывает словарь). Баять и байкать– значит   говорить, болтать, беседовать,  рассказывать; баить ребенка, байкать, баюкать –  значит,   припевая укачивать, усыплять. Байкой уговаривали ребёнка скорее уснуть. Люди  заметили, что в пути, под ритмичное движение,  покачивание, ребёнок быстрее засыпает. ­Какие признаки характерны для колыбельных песен? ­Колыбельные песни отличаются от других песен  такими признаками, как спокойный темп, негромкое  звучание, ритм покачивания. Также мы слышим, как  малыша убаюкивают мягкие, спокойные, тёплые  интонации голоса матери, ласковое обращение,  монотонность пения.  ­Можно выделить несколько разновидностей песен: К первой группе можно отнести, которые содержат  обращения к ребёнку с пожеланием сна,  благополучия, счастья, с обещание пирожков.  Прочитайте пример такой песни с экрана. Баю, баю, баиньки, Скатали Тане валенки, Таню к бабушке пошлём ,Будет бабушка встречать, Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности У детей на столах колыбельные  песни. Они выбирают песню,  которая подходит к данной  группе и читают. Формирование умений  работать в  сотрудничестве, навыков  работы в группе, умений  использовать разные  способы взаимодействия с окружающими людьми и  событиями, получать  необходимую  информацию. Даст ей тёпленький блинок И румяный пирожок. ­Во вторую группу входят песни  просьбой помочь  укачать ребёнка, в которых фигурируют образы  животных и птиц: коту, зайке, голубям. Уж ты, котенька­коток, Котик, серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать. Третью группу составляют колыбельные песни с  мифологическими образами сна, дрёма, угомона. Уж как Сон ходил на лавке, Дрёма по полу брела. В кроватку к Маше забрела. На подушечку легла, Машеньку ручкой обняла. ­К четвёртый группе относятся песни, в которых  содержится мотив устрашения запугивания  ребёнка: Баю, баюшки – баю, Не ложися на краю: Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. ­ А теперь послушайте одну из колыбельных и  выполните 2 задания: 1) определите, к какой группе относится песня и  почему? Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности Дети отвечают, доказывают  своё мнение 2) Какая эта песня: авторская или народная? Почему? ­ Все эти колыбельные – фольклорные, т.е.  произведения устного народного творчества. Как  правило, это небольшие произведения, имеющие  ритмически­стихотворную форму. Обычно их сочинял  народ, и старшее поколение передавало свои песни  младшему в устной форме. Характерны для народного  творчества и уменьшительно­ласкательные формы  слова (котик­котенька, деточка, клыбелечка).     Через эти произведения фольклора ребёнок  постигает явления окружающего мира, богатство и  красоту родного языка. Обратимся к ленте времени.  Посмотрите, фольклор возник более 1000 лет  назад,когда наши пра­прадеды и пра­прабабушки не  умели ни читать, ни писать. ­Когда же могли возникнуть авторские произведения?  Авторские произведения появились, когда была  создана письменность, т.е. в Х веке.    Если в фольклоре произведения отражали общий  взгляд людей на жизнь, то авторское произведение  создаётся на основе своего, неповторимого видения. ­ Сегодня на уроке  мы познакомимся с авторским  произведением, которое было написано в ХIХ веке.  ­Покажите на ленте время создания произведения. ­Автором такой песни является Апполон Николаевич  Майков. Посмотрите на его портрет. Родился он в  семье живописца. Детство поэта прошло в Москве. С  VI.Сообщение темы Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности волнением созерцал мальчик картины природы, тонко  чувствовал их красоту. А. Майков поражал  окружающих прекрасными сказками и удивительной  памятью. Всё в детском воспитании способствовало  быстрому развитию таланта. Мама настойчиво  развивала вкус к поэзии, а отец – интерес к живописи.  Оба таланта соединились в А. Майкове. Вот почему  кажется, что многие стихи его написаны не словом, а  красками и кистью.   Первичное чтение учителя – Можно ли под это стихотворение баюкать ребёнка?  Почему? ­Да, действительно у этой колыбельной песни  спокойный темп, ритм покачивания; малыша  убаюкивают мягкие, тёплые интонации голоса матери. ­Прочитайте эту песню друг другу (работа в парах) ­Какие согласные звуки повторяются? Почему? ­Какие гласные звуки чаще всего повторяются?  Почему? Ночь. Уснули детки. Им снятся волшебные сны, Но вот первый лучик солнышка  Скользнул по лицам детей. Они открыли глаза, сладко потянулись, VII. Чтение  стихотворения VIII.Проверка первичного  восприятия VIII.Вторично е восприятие Физкультми нутка Внимательно слушают. – Покой, умиротворение Л,м,н­ласка, мягкость, нежность И,о,а,у – мелодичность,  покачивание Выполняют физкультминутку  согласно инструкции учителя Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности Взошло солнышко, подул ветерок. И вдруг побежали тучки. Ветер дует сильнее и сильнее. Упали первые капельки дождя, Дождь застучал по крышам, ударил гром. И вдруг всё стало тихо. – Вчитаемся в текст колыбельной песни и постараемся  глубже понять её. ­Прочитаем 1 строфу ­К кому обращается мама? ­Объясни, как вы понимаете строчку «сладкий сон к  себе мани»? ­ Сколько нянек позвала мать к сыну? Кого именно? ­Почету именно их? IХ. Беседа по  восприятию  аналитическог о характера ­Прочитаем 2 строфу. Остался ли орёл нянчить  ребёнка, осталось ли солнце? Кто же остался за всех?  Почему именно он? Дети отвечают на вопросы Мать обращается к сыну,  уверена в том, что он будет  сладко спать: ведь его станет  качать ласковый ветер,  обогревать тёплое солнце, а  защищать от бед и несчастий  сам царь птиц – орёл. ­Самым надёжным, любящим,  терпеливым существом  оказался ветер, он 3 ночи  нянчил дитя за орла, т.к. орлу  некогда, у него много своих  забот; за солнце, т.к. солнце по  закону природы не может  светить ночью. Но у ветра тоже Формируемые способы  деятельности Владение различными  социальными ролями в  коллективе Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) есть обязанности, он мчится к  своей матери, которая  беспокоится о нём.  ­Частые отсутствия Ветра из  дома не были неожиданными  для его матери. Поэтому она с  тонкой усмешкой, с сомнением  спрашивает о том, где он был.  Видимо, других занятий, кроме, как «воевать со звёздами и  гонять звёзды» у ветра не было.  Мать даже не надеялась  услышать что­то новое от сына  о его времяпровождении. Чтение стихотворения. Оберегал – бережно охранял,  защищал Этап урока Содержание деятельности учителя ­ Прочитаем 3и4 строфы.  ­О чём мать спрашивает ветра? Какое слово  повторяется? Что оно обозначает? ­Представьте себе: как ветер может воевать со  звёздами? Какой ветер, по мнению матери? Х. Чтение  стихотворе ния  учащимися – Что же делал ветер?  ­Подберите близкое по смыслу слова к слову  «оберегал» ­ Видимо, приятно было матери услышать ответ сына о  причине его отсутствия. Ветер повзрослел, возмужал.  Он не только беспокойный, неуправляемый, суровый,  но и ласковый, заботливый, терпеливый, способный Оберегать, защищать людей. ­Когда вы слышите слово «Ветер», какие слова  возникают в вашем представлении? ­Какой вывод можно сделать по вашим ассоциациям? ХI. Работа по  ­По­разному воспринимается и изображается образ  ­На картине А.М. Грицая  Овладение учащимися Этап урока Содержание деятельности учителя картинам   А.М. Грицай  «Мельничный ручей» и Ф.А.  Васильева  «Перед  дождём»   Ветра в произведении художников: Алексея  Михайловича Грицая «Мельничный ручей» и Фёдора  Александровича Васильева «Перед дождём»  ­С помощью каких средств они передали образ ветра? ­На какой картине художник представлен как добрая  сила? Как злая сила?  ­Итак, художники изображают ветер и как добрую  силу, и как злую. Понаблюдаем, как же ветер  изображён в колыбельной Майкова. ­ Мы с вами выяснили, что по мнению матери, ветер  злой. Можем ли мы утверждать, что автор изобразил  ветер и как добрую силу? Каким здесь представлен  ветер? ­Итак, с одной стороны автор изобразил образ доброго  ветра ,а с другой –злого, т.е. они противоположны друг  другу. Такой приём в литературе называется  контрастом. Контраст – сопоставление  противоположных образов ­ Подготовимся к выразительному чтению песни по  ролям. Сколько человек понадобится для чтения? С  какой интонацией будем читать? ­Можно ли спеть эту колыбельную? Какую музыку вы  бы подобрали? Охарактеризуйте её по настроении. ХII. Работа  над  выразительно стью  Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) художник представляет ветер  как добрую силу, потому что  тонко передаётся красота  скромного места, покой и  тишина. На картине Ф.А.  Васильева ветер злая сила,  потому что нагоняющий порыв  ветра гнёт деревья, они шумят  своей листвой, повисает тёмная  туча. Формируемые способы  деятельности общеучебными навыками  и умениями, способами  познавательной  деятельности,  обеспечивающими  успешное изучение  любого предмета. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей  системе знаний. Делают выводы в  результате работы. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности Осуществляют  взаимный контроль и  оказывают в  сотрудничестве  необходимую  взаимопомощь  партнеру. Формулируют ответы  на вопросы ­В музыке передана картина  ночного , тёмного пейзажа. Мы  слышим жалобные порывы  ветра, ощущаем беспокойство,  смятение. На этом тревожном  фоне звучит ласковая  убаюкивающая мелодия. Чтение пословиц учащимися ХIII.  Слушание  песни на эти  стихи ХIV.Работа  над  пословицами ­Сейчас послушаем песню на эти стихии и посмотрим,  совпадает ли музыка, которую сочинил композитор с  вашим представлением о ней. ­Какая эта музыка по настроению?  Как вы понимаете эти пословицы? – На доске написаны пословицы. Соберите их. Яблоко от яблони…  В гостях хорошо… Где любовь и совет… Вся семья вместе…  На что и клад…  Не красна изба углами…  В семье любовь да совет… а красна пирогами. так и душа на месте. а дома лучше. так и нужды нет. там и горя нет. коли в семье лад. недалеко падает. ХV. Итог  урока.  – Чем колыбельные песни отличаются от других песен? ­Чем авторская песня отличается от фольклорной? – Авторская песня выражает миропонимание  художника, его мироощущение, и это проявляется в  ­Если фольклорные  произведения создавались  народом, то в авторских  произведениях есть автор. Умеют проводить  самооценку на основе  критерия успешной  учебной деятельности. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности отборе слов, в создании образов. Не случайно, герои  фольклорных песен ­ животные, мифологические  образы, а в песне А. Майкова  главное действующее  лицо – Ветер, характер которого меняется на  протяжении всей песни. ­Какие виды искусства помогли нам разобраться в  характере и особенностях колыбельной песни? Адекватно реагируют  на трудности ХVI.Домашне е  задание Творческое задание. Представьте себе, что вы поэты, вам надо сочинить  колыбельную. У вас есть рифмы, попробуйте составить колыбельную песню, добавив свои слова. Это  называется буриме.  Записывают задание на дом,  задают вопросы Осуществляют  постановку вопросов  (инициативное  сотрудничество  в поиске и сборе  информации) ...пришла, ...принесла, ...петушок, ...сверчок. Рефлексия ­Посмотрите на свои листочки, в которых вы отмечали  цель урока. Выполнены ли ваши цели? ­Если цели выполнены и вы получили удовлетворения Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности от урока, покажите солнышко, а если нет – тучку. Объясните, почему вы взяли тучку?

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме"Колыбельная песня. А. Н. Майкова" (2класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017