В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?
Умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КОНСПЕКТ УРОКА
2 класс "М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Учитель: А.Н. Ростальная
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение:
учебник для 2 класса в 2х ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2х ч
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для
развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить
анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к
животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить
произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту
окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания;
доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности
прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями,
справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать
выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных
ошибок.
1.
2.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на
заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе
сочинения продолжения прочитанного произведения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового
материала.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и
проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, «маршрутный
лист» урока (разноуровненные карточки), толковый словарь И.С.
Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина,картинка «утка с утятами»
Ход урока
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Приветствие:
Придумано кемто
Просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта это солнце,
которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и
чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о
добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?
2. Речевая разминка:
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.
Это утка в камыше.
Выходи из камыша.
Шишиши, шишиши,
Чтото шепчут камыши.
Шешеше, шешеше,
Шашаша, шашаша,
Шешеше, шешеше,Нет уж утки в камыше.
Шишиши, шишиши.
Что же шепчут камыши?
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин
щенок».
Обсуждение рисунков и рассказов.
III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника.
Игра «Соответствие»
Работаем в парах (карточки)
(Указать соответствие отрывка и автора произведения)
Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языкаБ.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан, В.Берестов
В детстве был теленком.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем,
прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек,
путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с
дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её
красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек
неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и
вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти
равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и
сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его
делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами
поймете, что это был за человек..
Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в
гостях у писателя? (на доске – слова помощники : узнать, познакомиться,
определить)
* Узнать о жизни и творчестве писателя
* Познакомиться с новым произведением
* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
Вот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский.
« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что
он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность
выпала бы на долю Михаила Пришвина»
Итак, тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.
Выставка книг.
М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот
небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной
библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
Биография писателя.
Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его
биографии.
Работа в группах (На чтение – 1 минута, читают про себя)
Текст для 1 группы:
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии
(теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного
сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял
старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в
семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена
уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он
собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Что узнали
о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками.
Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору
– принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных
и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне
такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и
ловил бы и ловил интересные мне запахи»
Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей
огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию,
Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки
и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не
только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил
охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за
открытиями.Вот как он вспоминал об этом. «Моя охота была и тогда, и теперь в
находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может
быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался».
Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
VI. Первичное усвоение новых знаний.
Сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора.
Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек –
чиркесвистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
VII. Первичная проверка понимания
– Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы
отмечать непонятные слова. (Аудиоприложение к учебнику)
(Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)
Понравился рассказ?
Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
Почему вы так считаете? Чему он учит?
Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте
прочитаем и объясним значение этих слов.
( Самостоятельная работа со словарем )
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
VIII.Физкультминутка
«Танец маленьких утят»IX. Первичное закрепление изученного материала
Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла матьуточка с утятами.
– Почему уточкамать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?– Заботливая.
– Вам её жалко?
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего
сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни,
собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени
можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам
трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала
уточкамать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда
вам грозит опасность или вас ктото обижает.
X. Обобщение
Мы побывали в гостях у писателя.
Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?
Биография Пришвина.
Произведение.
Тема и жанр произведения
Добились мы их выполнения?
XI. Итог урока
С творчеством, какого писателя мы познакомились?
Как называется произведение?
Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
К чему нас призывает?
XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
пересказ текста
пересказ от лица писателя
пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия
Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».
Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку
с изображением тучки.
Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с
изображением солнышка.У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки
с изображением солнышка и тучки.