Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Оценка 4.9
Лекции +1
docx
окружающий мир +1
2 кл—3 кл
17.01.2018
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Данное занятие подойдет также для урока технологии. На занятии дети познакомятся с обрядовыми куклами, традициями в русских семьях, которые передаются из поколения в поколение. Научатся изготавливать обрядовую куклу кувадку, которая приносит в дом счастье.
Технологическая карта внеурочки.docx
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
«Изготовление обрядовой куклы»
Тема занятия: « Обрядовая куклаоберег».
Технология занятия: проект.
Методические приёмы: исследование, игра, практические действия.
Форма проведения: интегрированная.
Предварительная работа: знакомство с детьми, выяснение их круга интересов.
Цель: пробуждение интереса учащихся к русской народной культуре.
Образовательная задача: формировать представления об истории русского народа, возникновении народной куклы на Руси, их видов и
назначении, изучить технологию изготовления тряпичной обереговой куклы – кувадки.
Развивающая задача: развивать воображение средствами народного творчества.
Воспитательная задача: способствовать воспитанию глубокого чувства любви к своей Родине, ее истории; воспитывать гуманные чувства,
доброжелательное отношение к окружающим при работе в группе.
1 Формирование УУД:
Личностные действия:
ценить и принимать базовые ценности «моя Родина», «коллектив», «я как личность»;
уважение к истории и окружающим,
учебнопознавательный интерес к новому материалу,
самоанализ и самоконтроль результата,
формирование положительных нравственных качеств,
мотивированность.
Регулятивные действия:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
исследовать условия учебной задачи,
обсуждать предметные способы решения,
осуществлять пошаговый контроль по результату,
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
высказывать свои предположения на основе материала мастеркласса.
Познавательные действия:
уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций,
уметь добывать информацию из дополнительных источников,
ставить проблему и решать ее,
выявлять сущность, особенность объектов,
делать выводы на основе анализа объектов,
обобщать и классифицировать по признакам,
находить ответы на вопросы по представленной информации на слайдах презентации, наглядном материале, карточках.
2 Коммуникативные действия:
уметь работать в группе,
договариваться друг с другом,
участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении,
слушать и понимать других,
аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «тряпичная кукла», «куклакувадка», «оберег», «обряд».
Средства обучения:
Наглядные: слайдовая презентация, тряпичные куклы, раздаточный материал для работы в группах, оценочные листы.
Технические: ноутбук, мультимедийная приставка, экран.
№ Этап занятия Цель
этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
1
Постановка цели
и задачи
занятия.
Создание
проблемной
ситуации.
Фиксация
новой
учебной
задачи
Настрой на работу. На что похоже ваше
настроение? На солнышко или на тучу? С
солнышком мы проведем наш урок. Если на
тучу, то давайте раздвинем ее руками и
улыбнемся друг другу.
В сундучок я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней поразному играть:
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Отгадывают
загадки.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
но с ней не скучно.
Ответ
3
Прогнозируемые метапредметные и личностные результаты
Познавательны
Регулятивные
Коммуникати
вные УУД
УУД
Личностные
УУД
Действия
смыслообразова
ния:
формирование
учебной
мотивации;
осознанность
учения и личная
ответственность
.
е УУД
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу;
Осуществлять
взаимоконтроль.
Слушать
собеседника;
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Сотрудничество
с учителем в
беседе, строят
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлять
Выделять
существенную
информацию из
текста загадки;
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать её;
актуализацию
личного
жизненного опыта;
Пытаются
решить задачу
известным
способом,
фиксируют Вы, конечно, догадались, о какой игрушке
идёт речь?
Каких кукол мы встречаем на прилавках
магазинов? Да, в основном продаются
куклы производства Китая,
Кореи,
Америки, изготовленные из экологически
вредных материалов. Дети просят своих
мам купить Барби, Мокси, МонстрХай и
других хорошо вам известных кукол. А
хочется видеть игрушки, отражающие наши
традиции, несущие в себе тепло души того,
кто их сделал.
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьётся часто…
Прижми её к себе, увидишь счастье
Из глаз струится, как у малыша…
Согрета человеческим теплом
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали…
Теперь она несёт тепло в твой дом…
И сегодня я предлагаю вам стать юными
мастерами народной тряпичной куклы.
Постараться вложить часть души и сердца
в своё творчество.
А вы знаете, когда и как появились куклы
у нас на Руси?
С давних времён в быту русской деревни
тряпичная кукла была традиционной
игрушкой. Кукол делали по определенным
проблему.
Могут дополнить
информацию
педагога.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу.
Высказывают
собственное
мнение, согласие
на работу.
Высказывания
учащихся.
4
анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку зрения;
увидеть богатое
осознанно
строят речевые
высказывания,
рефлексия своих
действий;
исследуют
условия учебной
задачи,
обсуждают
предметные
Действия
самоопределени
я:
опора на
жизненный
2
Совместное
исследование
проблемы
Поиск
решения
учебной
задачи правилам. Существовало поверье, что при
изготовлении обрядовых кукол нельзя было
использовать колющие и режущие
предметы, которыми человек мог
пораниться. Поэтому ткань и нитки для
кукол надо было только рвать руками. А
еще непременным условием изготовления
куклы была ее безликость. Кукла не имела
… лица. Так как она играла роль оберега,
то ее боялись полностью уподобить
человеку. По народным поверьям, кукла "с
лицом” как бы обретала душу и тем самым
становилась опасной для ребенка.
Считалось, что она может сглазить ребенка,
принести несчастья. Таких кукол делали
вплоть до 18 века. Но не только этим была
обусловлена ее безликость. Игра с такой
безликой куклой побуждала ребенка
воображать, фантазировать, придумывать
ее настроение и характер, представлять ее в
разных игровых ситуациях.
способы
решения.
опыт;
формирование
основ
гражданской
идентичности
личности;
ценностно
нравственная
ориентация.
историческое
прошлое русского
народа через
предлагаемые
объекты;
пробудить
желание для
реализации
творческого
замысла занятия;
уметь выделить
существенную
информацию.
выслушивают
ответы
собеседников,
вступают в
дискуссию;
в
непринужденной
обстановке
высказывают
свое мнение;
видеть объект
исследования с
позиции другого
человека;
умение донести
в доступной
форме свою
мысль.
Можно выделить три группы кукол:
обереги, обрядовые и игровые куклы.
Как вы думаете, какую куклу можно
назвать игровой?
Правильно, такую куклу делали из
подручных материалов: платка, маленького
коврика либо полотенца.
(Показ куклы) звучит
колыбельная (на глазах детей
сворачивается кукласкрутка).
Предположение
по
формулировке
определения.
Кукла кулачник – Если
покрутить палочку, на которой
закреплена кукла, то ручки начнут
5 Предположение
по
формулировке
определения.
вращаться, как бы биться.
Как вы думаете, какие куклы можно
назвать обрядовыми?
Правильно. Куклы для проведения
русских обрядов и народных праздников.
Богата земля русская обрядами.
Обрядовых кукол почитали и ставили в
избе, в красный угол. Они имели
ритуальное назначение. Например,
соломенная кукла «Зима», которую
сжигали, чтобы скорее пришла весна.
Ещё обрядовыми куклами на Руси были:
Для того, чтобы в доме сытно и
богато было, хозяйка дома делала
куклу зерновушку или
крупеничку. Делали её после
сбора урожая. В основе куклы –
мешочек с зёрнами, собранными с
поля. Так же эту куклу женщина
делала для того, чтобы у неё были
дети.
Неразлучники – куклы для
жениха и невесты. Изготавливали
их подружки невесты.
А вы знаете, какие куклы можно
назвать оберегами?
Правильно, от слова оберегать. В
глубокой древности кукла была человеку
защитой от болезней, несчастий, злых
духов. Она оберегала человека, её так и
назвали: оберег или берегиня. О куклах –
Предположение
по
формулировке
определения.
6 оберегах сочиняли сказки, в которых они
являлись волшебными помощницами:
охраняли, спасали, давали своим хозяйкам
мудрые советы.
Травница – кукла,
сделанная из различных трав.
Отдавалась больному, помогая ему
скорее выздороветь.
Берегиня – такую куклу помещают
в комнате так, чтобы она смотрела
в глубину комнаты, а не на дверь и
окно. Она защищала дом и его
хозяев от всего злого и
нехорошего.
Скажите, а в наше время кого мы считаем
для себя оберегом?
Сегодня я предлагаю сделать тряпичную
куклу Кувадку, которая могла бы служить
вам защитой и надеждой на свершение
вашей мечты. Считается, что если носить
такую куколку собой, тебе будет
сопутствовать успех и найдешь ты свое
счастье.
Высказывания
учащихся.
3
Моделирование Фиксация в
модели
существенны
х отношений
изучаемого
объекта
Работать мы будем в группе, все вместе.
Вы знаете правила работы в группе?
Давайте ещё раз повторим:
Проговаривание
основных правил
работы в группе
1. Уважай – не перебивай.
2. Слушай – запоминай.
3. Действуй – помогай.
Наша кукла состоит из нескольких
основных частей:
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу;
Осуществлять
взаимоконтроль
способов
действий;
фиксирует в
участвовать в
коллективном
обсуждении;
уметь работать
в группе по
определенным
правилам;
договариваться
осуществляют
самоконтроль;
принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу;
планировать
свое действие в
Действия
самоопределени
я:
профессиональн
ое;
Действия
7 попробуйте их определить.
2 прямоугольника. В идеале это
лён, но можно любую плотную х/б
ткань. Главное, чтобы ткань, как и
другие материалы были
максимально натуральными.
крепкие нитки
ленточка
ножницы
Давайте вспомним Правила ТБ при
работе с ножницами
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Определение
основных частей
тряпичной куклы
графической
модели
выделенные связи
и отношения;
извлекать
информацию из
схем,
иллюстраций;
находить
способы действий
из наглядного и
дополнительного
материала.
друг с другом;
уметь
формулировать
свое мнение и
позицию;
использовать
речь для
регуляции
своего действия;
планировать и
координировать
свою
деятельность.
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
адекватно
воспринимать
оценку
педагога.
смыслообразова
ния:
сформированная
учебная
мотивация;
осознанность
учения и личная
ответственность
;
адекватное
реагирование на
трудности;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
положительные
нравственные
качества
(трудолюбие,
аккуратность,
сдержанность и
т.д.)
адекватное
взаимооцениван
ие способов
действий
8 формировать
умение слушать
и применять в
личных способах
действий;
Последовательно
е выполнение
действий
совместно с
педагогом
выполнение
последовательных
действий по
предложенному
алгоритму;
выстраивают
последовательност
ь действий ;
извлекают
информацию из
схем;
4.
Конструировани
е нового
способа
действия
Построение
ориентирова
нной основы
нового
способа
действия
1.Прямоугольный лоскут ткани скручиваем
посередине несколько раз.
2. Скрученную среднюю часть ткани
складываем в кольцо, делаем головку
нашей куклы. Перевязываем ее на шее, а
нитку не обрезаем. Нитку нужно отрезать
подлиннее. Свободные концы лоскута
которые остались это и есть тело куклы.
3. Для рук берем прямоугольный лоскут
поменьше, скручиваем в трубочку и
перетягиваем нитью в центре и по краям,
делая таким образом ладошки.
4. Вставляем « руки» между концами ткани
и перетягиваем ниткой которая
осталась.крест на груди , затиягиваем на «
поясе» Наша Кувадка готова.
5. К головке привязываем нитку или
красивую ленточку, чтобы можно было
повесить над кроватью или колыбелькой.
6.Теперь вы можете подержать свое
Счастье в руках. Или подарить Счастье
близкому вам человеку
осуществляют
самоконтроль;
принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу;
планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
адекватно
воспринимать
оценку
педагога.
Действия
самоопределени
я:
профессиональн
ое;
Действия
смыслообразова
ния:
сформированная
учебная
мотивация;
осознанность
учения и личная
ответственность
;
адекватное
реагирование на
трудности;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
положительные
9 5
Переход к этапу
решения
частных задач
Первичный
контроль за
правильност
ью
выполнения
способа
действия
Декорирование и украшение тряпичной
куклы.
По своему желанию вы можете
преобразить свою куклу, украсив ее с
помощью палеток, бисера, ленточек.
Декорирование
куклы
формирование
собственного
мнения и
позиции
осуществлять
самоконтроль
саморегуляция
самостоятельное
составление узора
для украшения
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в
зависимости от
конкретных
условий
6
Применение
общего способа
Коррекция
отработки
Сегодня вы познакомились с историей
тряпичной куклы и технологией
Ответы
учащихся
применяет новый
способ
строят
рассуждения,
самопроверка
отрабатывают
10
нравственные
качества
(трудолюбие,
аккуратность,
сдержанность и
т.д.)
адекватное
взаимооцениван
ие способов
действий
Действия
смыслообразова
ния:
сформированная
учебная
мотивация;
осознанность
учения и личная
ответственность
;
адекватное
реагирование на
трудности;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
формирование
чувства
прекрасного и
эстетических
чувств.
Действия
самоопределени действия для
решения
частных задач
способа
действия,
применения
его вне
занятия
изготовления одной из таких кукол. А как
вы думаете, эта тема будет интересна
вашим друзьям, одноклассникам?
Смогли бы вы провести теперь такой
мастеркласс самостоятельно?
Для чего может служить эта кукла?
Это сувенир, украшение, Его дарят .
способ действия
в целом
понятные для
собеседника;
использовать
свою речь для
регуляции
своего действия
деятельности;
структурирование
способа
деятельности;
преобразование
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную
предметную
область
7
Контроль на
этапе окончания
темы
Контроль
конечного
результата.
деятельност
и
А теперь я попрошу оценить свою работу
по таким линеечкам успеха.
Спасибо большое за совместное творчество,
вашу открытость и доброжелательность. Я
думаю, что эта маленькая куколка будет
для вас самой любимой и памятной,
Оценка
деятельности с
помощью
оценочных
листов
Анализируют,
контролируют и
оценивают
результат
Рефлексия своих
действий
Осуществляют
пошаговый
контроль по
конечному
результату
11
я:
жизненное;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
положительные
нравственные
качества
(взаимоуважени
е, развитие
доброжелательн
ости, доверия и
внимательности
к людям,
готовности к
сотрудничеству
и дружбе,
оказанию
помощи тем, кто
в ней
нуждается)
адекватное
взаимооцениван
ие способов
действий
Действия
самоопределени
я:
личностные
(самопознание,
самооценка) потому что она сделана своими руками, в
нее вы вложили частичку своей души. В
ней есть чтото такое, от чего становится
теплее на сердце. Теперь вы можете
подержать свое Счастье в руках. Или
подарить Счастье близкому вам человеку
8
Рефлексия
Действия
нравственно
этического
оценивания:
знание
основных
моральных
норм;
формирование
моральной
самооценки.
12
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Технологическая карта по внеурочной деятельности " Изготовление обрядовой куклы" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.