Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Данное занятие подойдет также для урока технологии. На занятии дети познакомятся с обрядовыми куклами, традициями в русских семьях, которые передаются из поколения в поколение. Научатся изготавливать обрядовую куклу кувадку, которая приносит в дом счастье.
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
«Изготовление обрядовой куклы»
Тема занятия: « Обрядовая куклаоберег».
Технология занятия: проект.
Методические приёмы: исследование, игра, практические действия.
Форма проведения: интегрированная.
Предварительная работа: знакомство с детьми, выяснение их круга интересов.
Цель: пробуждение интереса учащихся к русской народной культуре.
Образовательная задача: формировать представления об истории русского народа, возникновении народной куклы на Руси, их видов и
назначении, изучить технологию изготовления тряпичной обереговой куклы – кувадки.
Развивающая задача: развивать воображение средствами народного творчества.
Воспитательная задача: способствовать воспитанию глубокого чувства любви к своей Родине, ее истории; воспитывать гуманные чувства,
доброжелательное отношение к окружающим при работе в группе.
1Формирование УУД:
Личностные действия:
ценить и принимать базовые ценности «моя Родина», «коллектив», «я как личность»;
уважение к истории и окружающим,
учебнопознавательный интерес к новому материалу,
самоанализ и самоконтроль результата,
формирование положительных нравственных качеств,
мотивированность.
Регулятивные действия:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
исследовать условия учебной задачи,
обсуждать предметные способы решения,
осуществлять пошаговый контроль по результату,
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
высказывать свои предположения на основе материала мастеркласса.
Познавательные действия:
уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций,
уметь добывать информацию из дополнительных источников,
ставить проблему и решать ее,
выявлять сущность, особенность объектов,
делать выводы на основе анализа объектов,
обобщать и классифицировать по признакам,
находить ответы на вопросы по представленной информации на слайдах презентации, наглядном материале, карточках.
2Коммуникативные действия:
уметь работать в группе,
договариваться друг с другом,
участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении,
слушать и понимать других,
аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «тряпичная кукла», «куклакувадка», «оберег», «обряд».
Средства обучения:
Наглядные: слайдовая презентация, тряпичные куклы, раздаточный материал для работы в группах, оценочные листы.
Технические: ноутбук, мультимедийная приставка, экран.
№ Этап занятия Цель
этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
1
Постановка цели
и задачи
занятия.
Создание
проблемной
ситуации.
Фиксация
новой
учебной
задачи
Настрой на работу. На что похоже ваше
настроение? На солнышко или на тучу? С
солнышком мы проведем наш урок. Если на
тучу, то давайте раздвинем ее руками и
улыбнемся друг другу.
В сундучок я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней поразному играть:
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Отгадывают
загадки.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
но с ней не скучно.
Ответ
3
Прогнозируемые метапредметные и личностные результаты
Познавательны
Регулятивные
Коммуникати
вные УУД
УУД
Личностные
УУД
Действия
смыслообразова
ния:
формирование
учебной
мотивации;
осознанность
учения и личная
ответственность
.
е УУД
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу;
Осуществлять
взаимоконтроль.
Слушать
собеседника;
Строить
понятные для
собеседника
высказывания.
Сотрудничество
с учителем в
беседе, строят
понятные для
собеседника
высказывания.
Осуществлять
Выделять
существенную
информацию из
текста загадки;
Выдвигать
гипотезу и
обосновывать её;
актуализацию
личного
жизненного опыта;
Пытаются
решить задачу
известным
способом,
фиксируютВы, конечно, догадались, о какой игрушке
идёт речь?
Каких кукол мы встречаем на прилавках
магазинов? Да, в основном продаются
куклы производства Китая,
Кореи,
Америки, изготовленные из экологически
вредных материалов. Дети просят своих
мам купить Барби, Мокси, МонстрХай и
других хорошо вам известных кукол. А
хочется видеть игрушки, отражающие наши
традиции, несущие в себе тепло души того,
кто их сделал.
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьётся часто…
Прижми её к себе, увидишь счастье
Из глаз струится, как у малыша…
Согрета человеческим теплом
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали…
Теперь она несёт тепло в твой дом…
И сегодня я предлагаю вам стать юными
мастерами народной тряпичной куклы.
Постараться вложить часть души и сердца
в своё творчество.
А вы знаете, когда и как появились куклы
у нас на Руси?
С давних времён в быту русской деревни
тряпичная кукла была традиционной
игрушкой. Кукол делали по определенным
проблему.
Могут дополнить
информацию
педагога.
Принимают и
сохраняют
учебную задачу.
Высказывают
собственное
мнение, согласие
на работу.
Высказывания
учащихся.
4
анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку зрения;
увидеть богатое
осознанно
строят речевые
высказывания,
рефлексия своих
действий;
исследуют
условия учебной
задачи,
обсуждают
предметные
Действия
самоопределени
я:
опора на
жизненный
2
Совместное
исследование
проблемы
Поиск
решения
учебной
задачиправилам. Существовало поверье, что при
изготовлении обрядовых кукол нельзя было
использовать колющие и режущие
предметы, которыми человек мог
пораниться. Поэтому ткань и нитки для
кукол надо было только рвать руками. А
еще непременным условием изготовления
куклы была ее безликость. Кукла не имела
… лица. Так как она играла роль оберега,
то ее боялись полностью уподобить
человеку. По народным поверьям, кукла "с
лицом” как бы обретала душу и тем самым
становилась опасной для ребенка.
Считалось, что она может сглазить ребенка,
принести несчастья. Таких кукол делали
вплоть до 18 века. Но не только этим была
обусловлена ее безликость. Игра с такой
безликой куклой побуждала ребенка
воображать, фантазировать, придумывать
ее настроение и характер, представлять ее в
разных игровых ситуациях.
способы
решения.
опыт;
формирование
основ
гражданской
идентичности
личности;
ценностно
нравственная
ориентация.
историческое
прошлое русского
народа через
предлагаемые
объекты;
пробудить
желание для
реализации
творческого
замысла занятия;
уметь выделить
существенную
информацию.
выслушивают
ответы
собеседников,
вступают в
дискуссию;
в
непринужденной
обстановке
высказывают
свое мнение;
видеть объект
исследования с
позиции другого
человека;
умение донести
в доступной
форме свою
мысль.
Можно выделить три группы кукол:
обереги, обрядовые и игровые куклы.
Как вы думаете, какую куклу можно
назвать игровой?
Правильно, такую куклу делали из
подручных материалов: платка, маленького
коврика либо полотенца.
(Показ куклы) звучит
колыбельная (на глазах детей
сворачивается кукласкрутка).
Предположение
по
формулировке
определения.
Кукла кулачник – Если
покрутить палочку, на которой
закреплена кукла, то ручки начнут
5Предположение
по
формулировке
определения.
вращаться, как бы биться.
Как вы думаете, какие куклы можно
назвать обрядовыми?
Правильно. Куклы для проведения
русских обрядов и народных праздников.
Богата земля русская обрядами.
Обрядовых кукол почитали и ставили в
избе, в красный угол. Они имели
ритуальное назначение. Например,
соломенная кукла «Зима», которую
сжигали, чтобы скорее пришла весна.
Ещё обрядовыми куклами на Руси были:
Для того, чтобы в доме сытно и
богато было, хозяйка дома делала
куклу зерновушку или
крупеничку. Делали её после
сбора урожая. В основе куклы –
мешочек с зёрнами, собранными с
поля. Так же эту куклу женщина
делала для того, чтобы у неё были
дети.
Неразлучники – куклы для
жениха и невесты. Изготавливали
их подружки невесты.
А вы знаете, какие куклы можно
назвать оберегами?
Правильно, от слова оберегать. В
глубокой древности кукла была человеку
защитой от болезней, несчастий, злых
духов. Она оберегала человека, её так и
назвали: оберег или берегиня. О куклах –
Предположение
по
формулировке
определения.
6оберегах сочиняли сказки, в которых они
являлись волшебными помощницами:
охраняли, спасали, давали своим хозяйкам
мудрые советы.
Травница – кукла,
сделанная из различных трав.
Отдавалась больному, помогая ему
скорее выздороветь.
Берегиня – такую куклу помещают
в комнате так, чтобы она смотрела
в глубину комнаты, а не на дверь и
окно. Она защищала дом и его
хозяев от всего злого и
нехорошего.
Скажите, а в наше время кого мы считаем
для себя оберегом?
Сегодня я предлагаю сделать тряпичную
куклу Кувадку, которая могла бы служить
вам защитой и надеждой на свершение
вашей мечты. Считается, что если носить
такую куколку собой, тебе будет
сопутствовать успех и найдешь ты свое
счастье.
Высказывания
учащихся.
3
Моделирование Фиксация в
модели
существенны
х отношений
изучаемого
объекта
Работать мы будем в группе, все вместе.
Вы знаете правила работы в группе?
Давайте ещё раз повторим:
Проговаривание
основных правил
работы в группе
1. Уважай – не перебивай.
2. Слушай – запоминай.
3. Действуй – помогай.
Наша кукла состоит из нескольких
основных частей:
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу;
Осуществлять
взаимоконтроль
способов
действий;
фиксирует в
участвовать в
коллективном
обсуждении;
уметь работать
в группе по
определенным
правилам;
договариваться
осуществляют
самоконтроль;
принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу;
планировать
свое действие в
Действия
самоопределени
я:
профессиональн
ое;
Действия
7 попробуйте их определить.
2 прямоугольника. В идеале это
лён, но можно любую плотную х/б
ткань. Главное, чтобы ткань, как и
другие материалы были
максимально натуральными.
крепкие нитки
ленточка
ножницы
Давайте вспомним Правила ТБ при
работе с ножницами
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Определение
основных частей
тряпичной куклы
графической
модели
выделенные связи
и отношения;
извлекать
информацию из
схем,
иллюстраций;
находить
способы действий
из наглядного и
дополнительного
материала.
друг с другом;
уметь
формулировать
свое мнение и
позицию;
использовать
речь для
регуляции
своего действия;
планировать и
координировать
свою
деятельность.
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
адекватно
воспринимать
оценку
педагога.
смыслообразова
ния:
сформированная
учебная
мотивация;
осознанность
учения и личная
ответственность
;
адекватное
реагирование на
трудности;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
положительные
нравственные
качества
(трудолюбие,
аккуратность,
сдержанность и
т.д.)
адекватное
взаимооцениван
ие способов
действий
8формировать
умение слушать
и применять в
личных способах
действий;
Последовательно
е выполнение
действий
совместно с
педагогом
выполнение
последовательных
действий по
предложенному
алгоритму;
выстраивают
последовательност
ь действий ;
извлекают
информацию из
схем;
4.
Конструировани
е нового
способа
действия
Построение
ориентирова
нной основы
нового
способа
действия
1.Прямоугольный лоскут ткани скручиваем
посередине несколько раз.
2. Скрученную среднюю часть ткани
складываем в кольцо, делаем головку
нашей куклы. Перевязываем ее на шее, а
нитку не обрезаем. Нитку нужно отрезать
подлиннее. Свободные концы лоскута
которые остались это и есть тело куклы.
3. Для рук берем прямоугольный лоскут
поменьше, скручиваем в трубочку и
перетягиваем нитью в центре и по краям,
делая таким образом ладошки.
4. Вставляем « руки» между концами ткани
и перетягиваем ниткой которая
осталась.крест на груди , затиягиваем на «
поясе» Наша Кувадка готова.
5. К головке привязываем нитку или
красивую ленточку, чтобы можно было
повесить над кроватью или колыбелькой.
6.Теперь вы можете подержать свое
Счастье в руках. Или подарить Счастье
близкому вам человеку
осуществляют
самоконтроль;
принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу;
планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
адекватно
воспринимать
оценку
педагога.
Действия
самоопределени
я:
профессиональн
ое;
Действия
смыслообразова
ния:
сформированная
учебная
мотивация;
осознанность
учения и личная
ответственность
;
адекватное
реагирование на
трудности;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
положительные
95
Переход к этапу
решения
частных задач
Первичный
контроль за
правильност
ью
выполнения
способа
действия
Декорирование и украшение тряпичной
куклы.
По своему желанию вы можете
преобразить свою куклу, украсив ее с
помощью палеток, бисера, ленточек.
Декорирование
куклы
формирование
собственного
мнения и
позиции
осуществлять
самоконтроль
саморегуляция
самостоятельное
составление узора
для украшения
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в
зависимости от
конкретных
условий
6
Применение
общего способа
Коррекция
отработки
Сегодня вы познакомились с историей
тряпичной куклы и технологией
Ответы
учащихся
применяет новый
способ
строят
рассуждения,
самопроверка
отрабатывают
10
нравственные
качества
(трудолюбие,
аккуратность,
сдержанность и
т.д.)
адекватное
взаимооцениван
ие способов
действий
Действия
смыслообразова
ния:
сформированная
учебная
мотивация;
осознанность
учения и личная
ответственность
;
адекватное
реагирование на
трудности;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
формирование
чувства
прекрасного и
эстетических
чувств.
Действия
самоопределенидействия для
решения
частных задач
способа
действия,
применения
его вне
занятия
изготовления одной из таких кукол. А как
вы думаете, эта тема будет интересна
вашим друзьям, одноклассникам?
Смогли бы вы провести теперь такой
мастеркласс самостоятельно?
Для чего может служить эта кукла?
Это сувенир, украшение, Его дарят .
способ действия
в целом
понятные для
собеседника;
использовать
свою речь для
регуляции
своего действия
деятельности;
структурирование
способа
деятельности;
преобразование
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную
предметную
область
7
Контроль на
этапе окончания
темы
Контроль
конечного
результата.
деятельност
и
А теперь я попрошу оценить свою работу
по таким линеечкам успеха.
Спасибо большое за совместное творчество,
вашу открытость и доброжелательность. Я
думаю, что эта маленькая куколка будет
для вас самой любимой и памятной,
Оценка
деятельности с
помощью
оценочных
листов
Анализируют,
контролируют и
оценивают
результат
Рефлексия своих
действий
Осуществляют
пошаговый
контроль по
конечному
результату
11
я:
жизненное;
Действия
нравственно
этического
оценивания:
положительные
нравственные
качества
(взаимоуважени
е, развитие
доброжелательн
ости, доверия и
внимательности
к людям,
готовности к
сотрудничеству
и дружбе,
оказанию
помощи тем, кто
в ней
нуждается)
адекватное
взаимооцениван
ие способов
действий
Действия
самоопределени
я:
личностные
(самопознание,
самооценка)потому что она сделана своими руками, в
нее вы вложили частичку своей души. В
ней есть чтото такое, от чего становится
теплее на сердце. Теперь вы можете
подержать свое Счастье в руках. Или
подарить Счастье близкому вам человеку
8
Рефлексия
Действия
нравственно
этического
оценивания:
знание
основных
моральных
норм;
формирование
моральной
самооценки.
12